Что такое библейская критика?

Что такое библейская критика?

Критикой называют исследование, основанное на рациональных научных принципах, без привлечения веры в сверхъестественное.

материал взят с: http://alex-pro-1.livejournal.com/354933.html

 

В рамках библейских исследований существуют две сферы рационального исследования:

a) Низшая критика: рациональное исследование передачи библейского текста. Цель низшей критики – восстановить текст оригинала (или текст, стоявший в начале какого-либо этапа передачи библейского текста). Синоним – текстология или критика текста. Низшая критика касается лишь внешних признаков текста: того, какие слова и буквы стояли в наиболее ранних рукописях. Она не дает оценки содержанию Писания, не ставит вопроса, истинно ли то, что написано, и могло ли это быть так, как написано.

b) Высшая критика: рациональное исследование смысла и содержания Писания. Содержание Писания объясняется исходя исключительно из рациональных научных принципов. Сверхъестественному не оставляется места. К примеру, если мы в Писании находим какое-либо пророчество о действительных исторических событиях, значит, это пророчество было написано после этих событий (поскольку нет места сверхъестественным объяснениям). Писание рассматривается не как божественное откровение, а главным образом как человеческое произведение, продукт своей эпохи, имеющий определенную идеологическую направленность.

Надо заметить, что если какое-либо событие не включает в себя сверхъестественных действующих сил или причинных факторов, то его вполне можно исследовать на основе критических рациональных канонов. К примеру, мы не ссылаемся на чудо, чтобы объяснить падение предметов на землю или отражение солнечного луча от поверхности воды. Мы не привлекаем идею о деятельности ангелов, чтобы объяснить процесс копирования древних свитков . Во всех этих событиях задействованы только естественные факторы, поэтому они хорошо подходят для исследования при помощи исключительно рациональных канонов. Но если событие включает в себя сверхъестественные действующие силы, то ограничение себя рационально-критическими объяснениями приведет к неверному пониманию данного события.

Если мы вовсе исключаем возможность сверхъестественных событий в земной истории, то, конечно, мы будем уверены, что всё можно исследовать, не прибегая ради объяснения к сверхъестественным явлениям. Однако если мы допускаем хотя бы одно сверхъестественное событие во Вселенной, то мы должны будем признать, что не всё можно правильно объяснить на основании критических канонов. Конечно, какое-то объяснение найдется всегда, однако это не значит, что объяснение будет правильным.

Если мы допускаем, что Бог мог вдохновить некоторых людей безошибочно записать Его Слово, то мы в этот же самый момент должны будем признать, что появление некоторых книг нельзя удовлетворительно объяснить исключительно рациональным путем, как это пытаются сделать приверженцы высшей критики. Если мы признаем саму возможность божественных предсказаний о будущем, то пророчества Писания нельзя достоверно объяснить, заранее предполагая, что это vaticinia ex eventis («пророчества после событий»).

Высшая критика является правильной, логичной и нормальной только в рамках ДЕИСТИЧЕСКОГО мировоззрения, которое утверждает, что после сотворения мира Бог не вмешивается в естественный ход событий. Однако картина мира, которую рисует Библия, совсем иная. Высшая критика – это попытка совместить живого и активно действующего Бога Библии с отрешенным божественным Наблюдателем деизма. Поскольку они несовместимы, как правило, любые указания на Божье сверхъестественное действие в Библии высшая критика рассматривает как иносказание или миф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *