Конспект учения о детях и их воспитании.

МР 3 записи 2-х проповедей вы можете скачать здесь:

http://www.almaz.in.ua/modules/debaser/singlefile.php?id=95

http://www.almaz.in.ua/modules/debaser/singlefile.php?id=96

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

  • Есть разные сферы, о которых приходится думать семьям:
    1. Заводить или нет ребенка.
    2. Сколько детей
    3. На каком этапе брака
    4. Предохранение от беременности и аборты
    5. Ребенок в семье с момента зачатия или с момента рождения, нужно ли уделять ему внимание в утробе матери?
    6. Первые дни жизни ребенка.
    7. Воспитание и уход.
    8. Роль дедушек и бабушек , и общества в жизни и развитии ребенка
  • Мы остановимся и рассмотрим на 2-х
    аспектах в большой сфере заботы о детях.

1. Основная и фундаментальная потребность ребенка.

2. Роль родителей в формировании этого фундамента.

2. Отношение к Богу, будет определять направление всей жизни растущего ребенка.

  • Книга Притчей 9:7-10

Отрывок о РЕАКЦИИ кощунника и мудрого человека.

«Поучающий кощунника наживет себе бессла­вие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай муд­рого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум»

Страх перед Богом будет определять всю жизнь ребенка.

3. ПОКЛОНЕНИЕ

  • Каждый ребенок рождается грешником.

Кто родится чистым от нечистого? Ни один.

(Иов.14:4)

С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.

(Пс.57:4)

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою].

(Пс.50:7,8)

-Мы часто слышим, что человек становится грешником, когда он грешит. Библия же
учит, что человек грешит, потому что он является грешником.

  • Дети всегда кому-то поклоняются.

Либо они поклоняются Творцу, либо они поклоняются идолам.

Дети никогда не занимают нейтральной позиции в своем поклонении.

  • Бог открывается каждому ребенку, сообщает о Себе, Своем существовании.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

(Иоан.1:9)

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, подавляющих истину неправдой. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

(Рим.1:18-20)

Все люди обладают ясным откровением, дан­ным им от Бога, которое напоминает им об истине и Боге, но грешные люди подавляют в себе эту истину. Они отка­зываются признать то, что Бог сделал явным для них и не желают покориться Ему.

  • Каждый ребенок делает выбор. Именно этот выбор будет определять его содержание жизни.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

(Рим.1:2)

  • Последствия того, что дети отвергают Бога и знания о Нем.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,

так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

(Рим.1:28-32)

  • Идолы ребенка.

Идолы ребенка не какие-то статуи или предметы, или сказочные персонажи.

Идол ребенка — это привязанность его сердца к чему-то.

Пример:

— есть дискомфорт, нужно удовольствие. (Водичка, печенье с утра, развлечения во время еды)

— привязанность только к родителям

— привязанность засыпать только на руках

Детей нужно учить жить и выживать без их идола, им нужно учиться полагаться только на Бога, в период нужды и опасности. С младенчества их можно учить этому.

  • Кому будет поклоняться ребенок?

Воспитание детей заключается не просто в том, чтобы вложить в них как можно больше хорошего и доброго. И дело не только в создании благоприятной семейной атмосферы и поддержании хороших отношений между ребенком и его родителями. (хотя все это очень важно и должно иметь СВОЕ место) Есть еще и другое измерение. Ребенок взаимодействует с живым Богом. Либо он поклоняется и служит Богу, и возрастает в практическом познании сущности Бога, либо он пытается найти смысл жизни, не имея никакой связи с Ним.

Ребенок может достичь момента, когда скажет: «Нет Бога!»

Вопрос не в том будет ли ваш ребенок поклоняться, вопрос в другом, кому он будет поклоняться.

Смысл и цель воспитания в связи с тем в каком состоянии находится ребенок.

(Прит.4:20-29)

Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое;

да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:

потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.

Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.

Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.

Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,

потому что пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены.

Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.

  • Воспитание должно менять сердца ребенка и учить навыкам для управления сердцем. Поступки, которые ребенок совершает в своей жизни, берут начало в его сердце.
  • Сердце ребенка — поле сражения и родители должны участвовать в сражении и учить ребенка воевать.

Роль родителей в воспитании ребенка.

  • Родители -это выбор Бога, инструмент в руках Бога.
  • Решение Бога.

(Быт.18:19)

Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд.

(Втор.6:1-9)

Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш,

научить вас, чтобы вы поступали так в той земле,

в которую вы идете, чтоб овладеть ею;

дабы ты боялся Господа, Бога твоего,

и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе,

соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей,

дабы продлились дни твои.

Итак, слушай, Израиль, и старайся исполнить это, чтобы тебе хорошо было…

Слушай, Израиль:

Господь, Бог наш, Господь един есть;

и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня,

в сердце твоем [и в душе твоей];

и внушай их детям твоим и говори о них,

сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;

и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,

и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.

  • У Бога есть определенная цель. Он хочет, чтобы люди, поколение за поколением, шли по Его пути. Бог достигает этой цели посредством родителей, наставляющих своих детей.

Родители призваны Богом, к тому, чтобы пользоваться данной им властью

  • Как родители вы обладаете авторитетом, потому что Бог призывает вас быть авторитетом в жизни вашего ребенка. У вас есть вся власть и все основания действовать от имени Бога.
  • Как отец или мать вы осуществляете не ваши собственные полномочия, а Божьи. Вы действуете в соответствии с Его повелениями. Вы исполняете обязан­ности, которые Он возложил на вас.
  • Вы не имеете права пытаться формировать жизнь ваших детей по своему усмотрению. Вы должны воспитывать их так, как Ему угодно.

Заблуждения — это барьеры в воспитании родителями.

1. Заблуждение о власти и послушании властям.

  • Современное общество не очень-то любит власть.
  • Де­ло не только в том, что нам не нравится быть в подчинении, но и в том, что мы сами не любим, брать на себя функции власти. Ярче всего это проявляется в том дис­комфорте, который мы испытываем, когда встает вопрос о родительском авторитете в семье.
  • Мы нуждаемся в библейском отношении к власти и авторитету.
  • По этому поводу возникает множество вопро­сов.

-Какова природа власти родителей над детьми?

— Явля­ется она абсолютной или относительной?

— Облечены ли родители властью потому, что они намного больше и старше своих маленьких детей?

— Дана ли нам власть пото­му, что мы умнее наших детей и обладаем большим жиз­ненным опытом?

— Призваны ли мы управлять своими се­мьями потому, что наши дети являются грешниками, а мы безгрешны?

— Есть ли у нас право приказывать нашим детям делать все, что нам хочется?

Если вы не можете ответить на подобные вопросы, то будете чувствовать себя весьма неуверенно, выполняя свои обязанности по отношению к Богу и своим детям. Если вы не уверены в природе и мере своей власти, то ва­ши дети будут очень сильно страдать от этого. Они нико­гда не будут знать, чего им следует ожидать от вас, потому что основные правила будут постоянно меняться.

Родители, находящиеся под влиянием современной культуры, часто импровизируют, потому что не понимают Библейского приказа и повеления быть пастырями, лидерами и руководителями своим детям. Родители, воспитывая детей, часто стремятся лишь к своему удобству и сиюминутной выгоде. Они требуют повиновения лишь тогда, когда дети не слушаются и раздражать их; и послушание детей сводится, таким образом, к обеспечению родительского комфорта.

Родители должны учить своих детей тому, что Бог призывает их всегда слушаться своих родителей.

Если вы Божий представитель в деле преподавания своим де­тям основ учения и наставления Господня, то вы также являетесь человеком, который сам находится в подчине­нии. Вы и ваш ребенок поставлены в одинаковые условия. Вы оба подчинены Богу. У вас различные роли, но один Господин.

Вы как родители, также призваны к послушанию

  • Вы не должны преследовать собственных целей, требуя подчинения от своего ребенка.
  • Вам следует наставлять и наказывать его, направляя на путь жизни. Ты должен увещевать своего ребенка от имени Бога, как минимум нужно иметь такое осознание.
  • Призывая ребенка к послушанию, вы в первую очередь демонстрируете свое личное послушание перед Богом, ребенок обязательно заметит этот факт.

Пример разговора:

— Ты не слушаешься меня, твоего отца, не правда ли?
— Да.

— А знаешь ли ты, что Бог повелевает мне как отцу делать, если ты не слушаешься?

— Наказать меня?

— Правильно. Я обязан тебя наказать. Если я этого не сделаю, то ослушаюсь Бога. В таком случае мы оба будем не правы перед Ним. Это не принесет пользы ни мне, ни тебе, не так ли?

— Да, — с неохотой отвечает ребенок.

О чем говорит этот диалог?

Он говорит о том, что вы наказываете своего ребенка не потому, что злитесь на не­го. Вы пытаетесь добиться от него послушания не только потому, что ненавидите
дерзкое, вызывающее поведение. Вы не сердитесь на него. Вы, как и он, подчиняетесь Бо­жьей власти и авторитету. Бог поставил перед вами задачу, от исполнения которой вы не можете уклониться. Вы требуете послушания, потому что Бог говорит, что вы обязаны это делать.

2. Заблуждение о свободе выбора.

Не многие могут сказать своему ре­бенку:

«Сегодня я приготовила овсяную кашу на завтрак. Это хорошая, питательная пища, и я хочу, чтобы ты съел ее. Может быть, в другой раз я приготовлю тебе то, что ты
больше любишь».

Многие же мамы обычно говорят сле­дующее:

«Что ты хочешь сегодня на завтрак? Тебе не нра­вится овсяная каша, которую я приготовила? Что бы ты хотел поесть вместо нее? Я могу приготовить что-нибудь другое». Это звучит прекрасно, однако что же происходит на самом деле? Ребенок делает вывод, что принятие важ­ных решений зависит от него, а родители только предла­гают различные варианты.

Подобный сценарий повторяется в жизни детей, когда встает вопрос:

-покупки одежды,

-составления дневного расписания,

-выбора друзей

-проведения свободного вре­мени и так далее.

К шести, восьми или десяти годам ребе­нок уже сам себе господин.

К тринадцати годам он полно­стью выходит из-под контроля.

Родители могут льстить такому ребенку, упрашивать его, умолять, убеждать, твер­дя одно и то же (в отчаянии и гневе), кричать и угрожать, однако ребенок не будет на них реагировать, поскольку теперь он сам себе господин.

Родители уже давно отдали ребенку исключительное право принимать решения.

Как же это произошло?

Подобная ситуация складывалась по­степенно и незаметно, когда ребенок был еще очень ма­леньким и родители каждый раз предлагали ему самому принимать решение и выбирать все, что ему хотелось.

Некоторые могут возразить:

«Дети только тогда учат­ся самостоятельно принимать решения, когда родители позволяют им это делать. Мы хотим, чтобы наши дети научились принимать здравые решения».

Те, кто говорит это, упускают из виду один очень важный момент, а имен­но:

дети тогда будут принимать разумные решения, когда будут видеть, как их верующие родители мудро и обстоятельно подходят к принятию решений, касающихся их жизни, когда дети видят, что их родители уважают и слушаются Бога.

3. Заблуждение относительно того, что в первую очередь влияет на жизнь ребенка

  • Многие рекламируют идею того, что нужно только создать атмосферу и условия в жизни ребенка и все будет ОК.

(РЕКЛАМА)

  • Пример Иосифа + Видео о детях.

Все, что с ним про­исходило в детстве, было далеко от идеала:

  • Его мать умер­ла, когда он был совсем маленьким.
  • Он был любимчиком своего отца.
  • Сны Иосифа возбудили в его братьях ненависть к нему.
  • Он еще больше отдалился от них, когда отец пода­рил ему разноцветную одежду. Этот подарок как бы по­ставил его выше всех остальных детей в семье.
  • Братья Иосифа предали его. Он был брошен в ров. Проходившие мимо работорговцы купили его, чтобы затем продать и получить прибыль.
  • Находясь в доме Потифара, он испы­тывал трудности вдвойне, несмотря на свою честность и благородство. Он был посажен в тюрьму. И даже там он был оставлен и забыт теми, кому оказал помощь.

Можно предположить, что Иосиф превратился в человека, сердце которого было преисполнено горечи, цинизма, обиды и злобы. Если человек является лишь продуктом внешних факторов, формирующих личность, то обстоятельства жизни должны были полностью исковеркать характер Иосифа, соответственно его поведение было бы ужасным.

Но что мы видим?

Когда его браться пришли и пали перед ним на колени, прося о помиловании, то он ответил им:

(Быт. 50:19-21)

«Не бойтесь, так как я боюсь Бога!

Вот вы сделали против меня зло, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей.

Итак, не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их»

Не обстоятельства жизни определяют поведение ребенка, а отношение сердца и реакция на обстоятельства.

Ужасное поведение ребенка, за которое бывает очень стыдно или в связи с чем становится страшно за жизнь ребенка или семь, в большинстве своем происходит не потому что ваше дитя маленькое и не понимает чего-то и не зрелое в связи с годами. Эгоизм, вот основной корень проблемы и поступков, а эгоизм не уходит с возрастом. Противление власти (родителям, воспитателям, бабушкам и дедушкам и т.п.) и авторитету не исчезает с годами. От всего этого ваш ребенок не избавится, когда повзрослеет, потому что подобные черты характера отражают не незрелость, а идолопоклонство его сердца. Над этим нужно трудиться всем с младенчества.

Не обстоятельства жизни определяют поведение ребенка, а отношение сердца и реакция на обстоятельства.

ОСНОВНАЯ МИССИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задача №1 -Явить детям характер и отношение Бога!

Дети должны получить информацию о Боге.

Задача № 2 — УПРАВЛЯТЬ СВОИМ СЕРДЦЕМ,

Перевести от поклонения идолам к Богу.

Один из примеров того, что дети должны узнать о Боге через родителей, что повлияет на всю их жизнь на земле и в вечности.

Почему подростки совершают ужасные преступления и имеют проблемы с законом?

Почему молодые люди узнав о наказании за грехи, не примеряются с Богом и не получают спасение от наказания за грехи?

Именно родители, в самом начале жизни ребенка формируют представление у ребенка, что такое ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ, именно родители своими поступками и делами разъясняют детям Библейское учение.

Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

(Прит.22:15)

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.

(Прит.13:25)

Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

(Прит.19:18-20)

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.

(Прит.29:15)

Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;

ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней.

(Прит.23:13,14)

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Этот (Бог) — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

(Евр.12:9,10)

  • Наказание или дисциплина
    средство, а не цель.
  • Цель наказания — исправить его сердце, а не покарать ребенка за ошибки.
  • Отец и мать должны дисциплинировать своих детей, делая это ради Бога и от Его имени. Как родители, вы мо­жете учить вашего ребенка принимать наказание от вас, потому что это средство воспитания определено Самим Богом.
  • Ребенок учится принимать наказание не потому, что родители всегда правы, а потому, что Бог говорит в Своем Слове, в Библии.

Ошибки в дисциплине:

1-я ошибка.

Гнев во время наказания убивает весь замысел Бога

  • Очень многие родители, со­вершенно искренне полагают, что их гнев был вполне за­конным, когда они наказывали и дисциплинировали сво­их детей.
  • Они считали, что могут заставить своих детей бояться всякого проявления непослушания, если будут сопровождать наказание гневом.
  • Таким образом, наказывая детей, мама и папа манипулировали ими, используя грубые проявления своего гнева. Однако они пробуждали в своем ребенке страх пред людьми, а не страх перед Богом.
  • Человеческий гнев мо­жет научить ваших детей бояться вас. Они даже могут на­чать лучше вести себя, однако это не приведет их к перемене сердца, к которой мы стремимся наказывая ребенка.
  • Любая перемена в поведении, вызванная родительским гневом, ни на йоту не приблизит ваших детей к Богу. На­оборот, она только отдалит их от Него.
  • Родительский гнев будет развивать в них идолопоклоннический страх перед человеком.
  • Если вы наказываете и дисциплинируете ваших детей потому, что Бог повелел вам это делать, то вам не следует портить процесс их воспитания своим гневом.
  • Наказание не заключается в том, чтобы выразить свой гнев по поводу проступков ваших детей; наказание — это напоминание детям о том, что их греховное поведение разрушает их жизнь, жизнь окружающих и его отношение к Богу.
  • Если вы допускаете неправедному гневу вмешиваться в процесс наказания вашего ребенка, то вы не правы. Вам следует просить Бога о прощении. Ваше право наказывать своих детей тесно связано не с вашими собственными представлениями, обстоятельствами или настроением, а с тем, что Бог поручил вам выполнять, а так же тем образом, который Он вам показывает, через ваши личные отношения с Ним.

2-я ошибка. Смирение и верность в том, что бы дисциплинировать

  • Понимание того, что вы, будучи родителем, действуете как представитель Бога, должно делать вас смиренным и дисциплинированным.
  • Вас должна отрезвлять та истина, что вы воспитываете и наказываете своего ребенка в соот­ветствии с Божьим повелением.
  • Вы предстаете перед ним как доверенное лицо Бога, чтобы указать ему на его грех.
  • Как посол отдает себе отчет в том, что он действует от имени страны, которая послала его, так и родители долж­ны осознавать тот факт, что они являются представителя­ми Бога в своей семье.

3-я ошибкаnbsp; «Ребенок меня не воспринимает и не принимает мое наказание!»

  • Бог возложил на вас опре­деленные обязанности, поэтому вы не нуждаетесь в том, чтобы ребенок подтверждал ваши полномочия.

4-я ошибка «Я бог!»

Дополнительная полезная информация:

Если христианская вера сделала многое для женщин всего мира, она еще больше сделала для детей. В римской цивилизации были определенные моменты, представлявшие крайнюю опасность для детей.

1. Во-первых, отцовская власть, патриа потестас. В соответствии с ней отцу принадлежала абсолютная власть над всей семьей. Он мог продать их в рабство, заставить их работать на своих полях в цепях, наказывать их как ему заблагорассудится и даже выносить смертный приговор. Кроме того, отец властвовал над жизнью своих детей до самой смерти. Даже когда он был уже взрослым и избран на ответственный пост в городе, и государство увенчало его заслуженными почестями, сын оставался в абсолютной власти своего отца.

«Великая ошибка состояла в том, — пишет Беккер, — что римский отец считал, что власть и сила, которую природа вкладывает в руки родителей как обязательство направлять и защищать ребенка в детстве, должна распространяться также и на его свободу, включая жизнь и смерть и не должна прекращаться в течение всей его жизни».

Надо сказать, что в своих крайних проявлениях власть отца осуществлялась редко, потому что общественное мнение не допустило бы этого; но остается фактом, что во время Павла ребенок оставался в абсолютной власти своего отца.

2. Во-вторых, оставляли ребенка на произвол судьбы. Новорожденного ребенка клали к ногам отца и, если отец вставал и поднимал ребенка, это означало, что он признал его и желал его оставить. Если же он отворачивался и уходил, это означало, что он отказывается признать его, и ребенка могли в буквальном смысле выбросить на улицу.

До нас дошло письмо, датируемое 1 г. до Р.Х. от человека по имени Циларион к его жене. Он уехал в Александрию и пишет домой по семейным вопросам: «Циларион, Алисе-жене, сердечные приветствия, как и моим дорогим Берусу и Аполлонариону. Знайте, что мы все еще в Александрии. Не волнуйтесь, если все вернутся, я еще останусь в Александрии. Я прошу и умоляю тебя позаботиться о маленьком ребенке и как только я получу жалование, я пошлю его тебе. Если — да сопутствует тебе удача, — ты родила и он мальчик, пусть он живет, если девочка — выбрось ее. Ты просила Афродисиаса передать мне: «Не забудь меня». Как могу я забыть тебя? Прошу тебя, поэтому, не волноваться».

Какое странное письмо! Полное любви, и в то же время такое бессердечие по отношению к ребенку, который может родиться. Римскому ребенку всегда грозила опасность быть отвергнутым и оставленным на произвол судьбы. Во время Павла эта опасность была еще большей. Мы видели, как рушились брачные устои и как мужчины и женщины меняли партнеров с умопомрачительной быстротой. При таких обстоятельствах ребенок вообще становился несчастьем.

Рождалось так мало детей, что римское правительство приняло закон, существенно ограничивавший сумму наследства, которую могла получить бездетная супружеская пара. Нежеланных детей обычно оставляли на римском форуме. Там они становились собственностью того, кто хотел подобрать их. Некоторые люди собирали и воспитывали их для того, чтобы потом продать их в рабство, или пополнять ими публичные дома Рима.

3. Древние цивилизации вообще были безжалостны к больным детям и калекам.

Сенека писал: «Мы отводим на бойню свирепого быка, мы убиваем бешеную собаку, мы уничтожаем больное животное, чтобы оно не заразило стадо; детей же, которые рождаются слабыми и уродливыми, мы топим». Ребенок, слабый или с физическими недостатками, имел мало шансов остаться в живых. И в этой ситуации Павел написал свой совет детям и родителям.

Если нас когда-нибудь спросят, какую пользу принесло миру христианство, какое оно сделало добро, нам стоит лишь указать на перемены, произошедшие в положении женщин и детей…

Павел завещает детям исполнять заповеди Божии и повиноваться родителям. Он говорит, что это первая заповедь. Может он подразумевал под этим, что эту заповедь первой должны выучить христианские дети. Но он требует почитания не на одних словах; дети должны повиноваться родителям, уважать их и никогда не причинять им боли. Но Павел видит, что этот вопрос имеет и другую сторону. Он требует, чтобы отцы не раздражали детей своих.

Размышляя над тем, почему эта заповедь обращена столь непосредственно к отцам,

Бенгель говорит, что матери проявляют почти что небесное терпение, а «отцы скорее могут впасть в гнев».

Странно, что Павел повторяет это требование, и даже в более развернутом виде в Кол. 3,21.

«Отцы, — говорит он, — не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали».

Тот же Бенгель говорит, что бичом юности является уныние; упадок духа, вызван постоянными упреками, нотациями и слишком строгим воспитанием.

Давид Смит полагает, что Павел писал это, исходя из своего горького опыта. Он пишет: «В этих строках звучит трепетная нотка личного чувства, и, кажется, будто сердце старого узника обращается к прошлому и вызывает лишенные любви годы его собственного детства. Воспитанный в мрачной атмосфере традиционного ортодоксального иудаизма, он чувствовал мало нежности, много суровости и ему был известен этот «бич юности, уныние».

Мы можем по-разному быть несправедливыми к нашим детям.

1. Мы часто забываем, что все меняется, и что обычаи одного поколения отличаются от обычаев другого. Одна женщина как-то сказала своей маленькой девочке, что ей этого никогда не позволяли делать. На это та ответила: «Но ты помни, мама, то было тогда, а это — теперь».

2. Мы иногда осуществляем такой надзор, что он является оскорблением для наших детей. Держать ребенка слишком долго на коротком поводке, значит не доверять ему или не доверять своим методам воспитания. Лучше больше доверять, нежели слишком много контролировать.

3. Мы можем забывать об ободрении. Отец Лютера был строг до жестокости. Лютер говорил: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, но кроме розги имей всегда яблоко, чтобы дать его ему, когда он поступает правильно». Бенджамин Уэст любил рассказывать, как он стал художником. Однажды его мать вышла из дому, оставив его присматривать за младшей сестренкой Сэлли. Он нашел несколько пузырьков туши и начал рисовать ее портрет. При этом он везде насадил много клякс. Когда мать вернулась и увидела все это, она ничего не сказала. Она подняла лист бумаги и увидела рисунок. «Смотри, — сказала она, — это Сэлли!» и поцеловала его. И Бенджамин Уэст не раз говорил: «Поцелуй матери сделал из меня художника». Похвала сделала
больше, чем упреки. Одна женщина и в глубокой старости любила повторять: «Никогда не запугивай детей». Павел удачно сказал: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, а отцы, не раздражайте детей своих»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *