Нереальные ожидания от церкви

«Ибо все мы много согрешаем»
Иаков 3:2
Практически каждый христианин рано или поздно может столкнуться с такой проблемой. Он приходит в церковь, наивно считая, что оказался в идеальном обществе, но, замечая грехи и несовершенства ближних, испытывает огромное разочарование и способен совершить множество ошибок, имеющих серьезные последствия для него и для окружающих.

Молодая христианка жила в удалении от крупного города, в небольшом населенном пункте, где не было верующих, не было евангельской церкви. В свое время Бог сделал так, что она встретилась с христианами из другого города и уверовала. Для того чтобы помочь новообращенной возрастать в вере, эти христиане выслали ей кассеты с проповедями пастора. Она возрастала в вере, слушая проповеди и иногда встречаясь с верующими из этой церкви, когда они приезжали к ней. И вот однажды, посетив церковь, о которой она так много слышала, девушка была просто потрясена. Находясь вдали от церкви, новообращенная идеализировала общину верующих в своем сознании, но, пробыв некоторое время в церкви, она увидела, что люди в ней согрешают, ошибаются, в общем, не проявляют абсолютного совершенства. Ее нереальные ожидания разбились о правду жизни, и это привело ее к глубокому разочарованию.

Честно говоря, я и сам не раз сталкивался с подобной проблемой, будучи наслышанным о какой-либо прекрасной церкви с духовно сильными служителями в руководстве, я где-то в своем сознании начинал идеализировать почти всех членов этой церкви. Но, оказавшись в такой общине, я замечал, что среди ее членов есть и слабые, и малодушные, и те, к кому применяют церковную дисциплину, и те, кто отзывается без уважения о своих пресвитерах. Мои нереальные ожидания от этих церквей не соответствовали реальности жизни, и я испытывал разочарование.

Причины нереальных ожиданий от церкви могут быть разными. Например, идеализация людей (неверное представление о церкви вообще) или максимализм (в мире все согрешают, значит, в церкви все совершенные). Устав от несправедливости мирского общества, некоторые пытаются найти в поместной церкви совершенное общество без недостатков. Такие причины связаны с непониманием того, что даже спасенные люди продолжают согрешать.

Нам не стоит недооценивать опасность данной проблемы. Необходимо понимать особую склонность к ней со стороны прежде всего новообращенных. А значит, обсуждение этого вопроса имеет особое значение для тех, кто недавно в церкви. Те же, кто давно в церкви, возможно, не имеют нереальных ожиданий от нее, но смогут помочь слабым новым верующим, лучше разобравшись в обсуждаемом вопросе.

Стоит отметить, что, говоря о церкви, мы будем иметь в виду поместную общину. Это должна быть церковь, в которой служители соответствуют требованиям Писания, в которой проповедуется Евангелие благодати и которая стремится применять учение Библии на практике.

Ошибки, связанные с нереальными ожиданиями от церкви

Не существует совершенной, идеальной церкви. Когда человек приходит в церковь, ему может казаться, что все люди уже здесь должны вести себя абсолютно свято.

Такое непонимание довольно-таки опасно. Выделим четыре основные ошибки, к которым приводят нереальные ожидания от церкви.

Первая ошибка – это оставление собрания

Человек может мыслить таким образом: «Раз и в церкви есть проблемы, раз не существует совершенной церкви, зачем тогда вообще пребывать в церкви?»

Сын одного известного мне служителя, столкнувшись с некоторыми проблемами в их церкви, оставил собрание и уже более десяти лет живет вне поместной церкви, не желая присоединиться ни к одной из имеющихся в городе общин. Он также убедил свою семью: жену и детей, что необязательно посещать собрания церкви вообще.

Ответом на такую ошибку служит текст из Послания к Евреям 10:25:
«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем больше, чем больше усматриваете приближение дня оного».

Сталкиваясь с грехами людей в церкви, мы должны помогать им духовно возрастать, а не прерывать с ними общение.

«Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
Галатам 6:1,2.

«Умоляем также вас, братья: вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем»
1 Фессалоникийцам 5:14.

Вторая ошибка – это обобщение

В этом случае по поступку одного — двух человек (то есть меньшинства) начинают судить обо всей церкви. Например, кто-то поступил с вами в церкви неправильно, и вы начинаете говорить: «Да все они там такие… Зачем туда ходить?» У одной из посетительниц нашей церкви, оставившей верхнюю одежду в гардеробе, пропала небольшая сумма денег. Конечно же, это было бы верхом неразумия – считать на основании произошедшего всех членов церкви склонными к воровству.

Третья ошибка – поиск совершенной церкви

Замечая какие-то недостатки и несовершенства в одной церкви, человек идет в другую, затем в третью и т.д. Нарисовав в своем сознании идеал, он ходит от церкви к церкви, не находя совершенной общины. На такие поиски иногда уходят годы, у некоторых – вся жизнь.

И четвертая ошибка – это противодействие

Такая ошибка выражается в том, что человек, обращая внимание на какие-то недостатки церкви, не прилагает усилий для того, чтобы своим примером, молитвой и общением их изменить. Вместо этого он начинает жить в ропоте, недовольстве, несогласии, лукавых подозрениях, распрях, сплетнях. Поступая таким образом, человек не созидает общину, а разрушает ее. Не обращая внимания на то, что в основных вопросах церковь движется в верном направлении, такой человек придирается к каким-то недостаткам и становится недовольным, агрессивным, бунтующим, обижающимся, несогласным.

Не существует совершенной поместной церкви.

Как же помочь человеку, имеющему нереальные ожидания от церкви? В первую очередь ему следует объяснить, что не существует совершенной поместной церкви.

Библия не идеализирует людей, она говорит прямо о грехе Авраама, Моисея, Давида, апостола Петра и многих других. Также Библия не идеализирует церкви. В основном все апостольские послания либо говорят об уже имеющихся проблемах в церквах, либо предупреждают о тех, которые могут возникнуть. Послания семи церквам из книги Откровение (2-3 главы) честно, без прикрас описывают состояние этих церквей. Библия открыто повествует о напряжении между церквами, состоящими из язычников, и церквами, состоящими из иудеев (Деян. 15), а также о конфликте, возникшем в самой первой церкви, которая находилась под руководством апостолов (Деян. 6:1-4). Библия честно говорит и о конфликте между апостолом Павлом и апостолом Петром (Гал. 2:11-12). Также Библия честно открывает нам конфликт между Павлом и Варнавой по поводу того, может ли Марк, однажды оставивший миссионерское служение, присоединиться вновь к совместному служению с Павлом и Варнавой. Павел утверждал, что не может, а Варнава говорил, что может (Деян. 15:35-39). Слово «огорчение», используемое в этом отрывке Писания, на оригинальном языке означает раздражение, провокация, ссора, жестокий спор, вызванный существенным расхождением во мнениях, ожесточенная дискуссия. Священное Писание не рисует нам идеальную картину во взаимоотношениях даже таких благочестивых служителей, как Павел и Варнава.

Церкви в посланиях Павла.

Послание к Римлянам
В этом Послании Павел ничего прямо не говорит о проблемах церкви, так как лично никогда не был в ней. Но он предупреждает о нескольких опасностях, характерных для церквей того времени. Одна из них – это опасность нарушения мира между сильными и слабыми верующими (14-15 главы).

1-ое и 2-ое послания к Коринфянам
Эти Послания перегружены проблемами. Это самая проблемная церковь во всем Новом Завете. Вот краткое перечисление этих проблем.
1-ое Коринфянам: отсутствие единства (1:10), непонимание ценности вести о кресте и преувеличение ценности мирской мудрости (1:18-2:16), непонимание роли служителей (3-4 главы), блуд в церкви и отсутствие церковной дисциплины (5 глава), суды на городской площади перед неверующими и даже связь некоторых членов церкви с блудницами (6 глава), проблемы во взаимоотношениях между мужьями и женами (7 глава), вопросы связанные с употреблением мяса, посвященного идолам (8 глава), неправильное отношение к Павлу как к духовному отцу (9 глава), проблемы в общении с языческим миром (10 глава), непослушание жен мужьям, извращенное понимание вечери Господней, во время которой члены церкви ссорились, обижали друг друга, некоторые напивались (11 глава), путаница с духовными дарами, непонимание, что такое любовь, беспорядок во время богослужений, когда одни говорили на иных языках, другие просто бормотали что-то, перебивая друг друга и создавали впечатление беснующихся (12,13,14 главы), сомнение в воскресении (15 глава), трудности со сбором пожертвований (16 глава).
2-ое Коринфянам: принятие лжеучителей, восстание против Павла.

Послание к Галатам
Законничество, искаженное Евангелие проникало в церкви и утверждалось в них (1:8; 5:1-2).

Послание к Ефесянам
Опасность жизни под влиянием языческого окружения (4:17-20).

Послание к Филиппийцам
Филиппийская церковь – это самая лучшая церковь, но даже в ней отмечалось некое уныние, отчаяние (1:28). А также ней имел место настолько серьезный конфликт между двумя сестрами, что о нем стало известно даже Павлу (4:2-3).

Послание к Колоссянам
Проблемы, связанные с вопросами христологии, опасность мистицизма, аскетизма, философии и законничества.

1-ое и 2-ое послания к Фессалоникийцам
Фессалоникийская церковь – одна из лучших в Новом Завете (1:6-8). Но, несмотря на это, в ней возникла путаница по некоторым эсхатологическим вопросам, что привело общину к замешательству.

1-ое и 2-ое послания к Тимофею
Эти Послания говорят о трудностях, которые испытывал сам Тимофей, и о проблемах его церкви.

Послание к Титу
Церкви, основанные на острове Крит, имели множество трудностей, нечестивые люди стремились лидировать в церкви (1:10-11), опытного руководства в церквах не хватало (1:5). Члены церкви, являвшиеся жителями острова Крит, были сложными людьми и отличались трудным характером (1:12-13,15-16). Старицы вели себя недостойно, занимались сплетнями, старцы не были степенны, молодые женщины, видимо, не заботились о своем доме как должно, юноши нуждались в наставлении (2 глава).

Какую из этих церквей вы считали бы идеальной?

Если бы кто-нибудь из наших вечно недовольных современников стал искать совершенную церковь среди общин, описанных Павлом, он бы поменял членство во всех перечисленных церквах, так и не найдя желаемого идеала. Павел был прекрасным служителем, но, несмотря на это, почти все церкви, основанные им (о которых мы знаем), постоянно проходили через трудности и кризисы, которые он помогал им преодолевать.

Богословское объяснение, почему не существует совершенной церкви

Тела верующих не искуплены (Рим. 8:23), поэтому они согрешают.

Так как все христиане согрешают индивидуально (1 Ин. 1:8), следовательно, и группа таких людей не может быть совершенной. Несмотря на все это, и члены церкви в отдельности и церковь, в общем, может иметь динамику духовного развития, угодную Богу.

Как избежать ошибок, связанных с нереальными ожиданиями от церкви

Что делать, чтобы, встречая трудности в церкви, не оставить собрание, не обобщать (не судить обо всей церкви по некоторым людям), не заниматься поисками совершенной церкви и не жить в противодействии, внутреннем несогласии? Ответ таков: фокусируйте свое внимание на главном, а не на второстепенном. Конечно же, для этого необходимо уметь отличать главное от второстепенного.

Вот, что является второстепенным: музыкальный стиль, индивидуальные ошибки людей, вопросы физического комфорта, стиль и порядок проведения служения, архитектура здания, программы, мероприятия и т.д. В главном же можно выделить следующее: верное богословие, преданность библейской проповеди, служители, соответствующие требованиям Библии, стремление применять учение Библии на практике, в том числе церковная дисциплина.

С второстепенным можно смириться. Конфликтовать из-за второстепенного, переходить в другую церковь, обижаться, требовать перемен в этих второстепенных вопросах – все это признаки духовной незрелости.

С искажением главного невозможно смириться никогда. Требование того, чтобы в церкви было ясное богословие, библейская проповедь, библейское руководство – признак любви и духовной зрелости.

Представьте себе человека, уходящего из церкви, в которой главное в порядке. Он уходит лишь из-за того, что кто-то что-то не так сказал, не так посмотрел, музыка ему не нравится или порядок богослужения, или не нравится крест на крыше Дома молитвы или стулья в зале для богослужения. Это все равно, что ампутировать здоровую руку из-за небольшой занозы в пальце. Никогда не делайте ничего подобного.

Если вы будете фокусировать свое внимание на главном, вы будете внутренне удовлетворены, двигаясь вперед в духовном развитии. Если же вы сфокусируете свое внимание на второстепенных вопросах, вы остановитесь в своем духовном росте и совершите какую-либо из ошибок, описанных выше.

Для того чтобы избежать ошибок, связанных с нереальными ожиданиями от церкви, не ждите того, что она всегда будет удовлетворять вас во всех второстепенных вопросах, смотрите на главное. Если в основном церковь движется в правильном направлении, будьте благодарны Богу и активно участвуйте в ее созидании.

Обращайте внимание на основной курс движения церкви. Если он по основным вопросам соответствует Писанию, тогда любите церковь и трудитесь в ней. Если по основным вопросам церковь заблуждается, тогда сделайте все, чтобы изменить ситуацию (но не спешите, подходите к изменениям церкви с большим терпением). Если же это невозможно, в таком случае необходимо перейти в другую церковь, которая по основным вопросам движется в верном направлении.

Помните, что ни дружеские, ни родственные отношения не могут быть выше истины.

Не фокусируйте внимание на второстепенном, но при этом не оправдывайте свое нежелание работать, помогать духовному росту ближних тем, что все равно люди несовершенны и совершенной церкви нет. Понимание этого несовершенства должно сделать нас не ленивыми, а терпеливыми. Мы не должны ждать от людей мгновенного духовного роста, но мы должны с любовью и терпением помогать им изменяться.

Как выбрать церковь?

При переезде с одного места жительства на другое некоторые христиане сталкиваются с проблемой, какую церковь посещать, к какой из поместных церквей присоединиться. Эти же вопросы возникают не только при переезде, но и в некоторых других случаях. Несколько раз я сталкивался с ситуацией, когда муж является членом одной церкви, а его супруга – членом другой. В таком положении семья буквально разрывается пополам из-за того, что супруги не могут договориться, в какую церковь ходить или к какой церкви присоединиться. В некоторых случаях верующие понимают, что их поместная церковь не держится твердо учения Библии, и в связи с этим им приходится оставить ее, чтобы присоединиться к какой-то другой церкви, которая более соответствует библейскому образцу. В общем, выбор церкви может стать еще одной трудностью на христианском пути. К сожалению, некоторые христиане бывают настолько слабы и незрелы, что с трудом могут отличить истинную церковь от ложной, держащуюся библейского учения в большей степени от той, что держится его в меньшей.

При выборе церкви стоит остановиться на истинной церкви, а не на ложной, и присоединиться к истинной церкви, а не к ложной, следует определить, какая из истинных церквей более держится учения Библии, а какая менее.

Отличия истинной церкви от ложной

Основное отличие истинной церкви от ложной заключается в том, как она представляет путь спасения. Если, следуя официальному учению церкви, спастись невозможно, это признак ложной церкви.
Рассмотрим отличия истинного и ложного путей спасения.

Первое отличие связано с пониманием благодати.

Ложная церковь исповедует учение о спасении, зависящем от заслуг человека. Ее формулу спасения можно определить следующим образом: благодать плюс дела и человеческие достижения равно спасение. То есть спасение достигается не только благодаря заслугам Христа, но и благодаря заслугам человека: заслуги Христа плюс человеческие достижения равно спасение.

Когда лжеучителя, проникшие в галатийские церкви пытались исказить путь спасения тем, что представляли одну лишь благодать Христову недостаточной для спасения, но утверждали необходимость обрезания, Павел противостал им очень жестко.

«Но если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, – да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: если кто благовествует вам не то, что вы приняли, – да будет анафема»
Галатам 1:8-9.

Попытка добавить законнические нормы к благодати в деле спасения ведет не к Христу, а от Христа.

«Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа»
Галатам 5:2.

Истинная церковь исповедует учение о спасении, не зависящее от заслуг человека.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился»
Ефесянам 2:8-9.

Второе отличие истинного пути спасения от ложного связано с объектом поклонения.

Ложная церковь искажает учение о Боге Отце, Сына и Духе Святом. Например, свидетели Иеговы отрицают божественность Христа и Святого Духа, отрицают даже то, что Святой Дух – личность. Мормоны называют свою религиозную группу «Церковь святых последних дней», но отрицают божественность Христа, и только на основании этого они не являются истинной церковью. В этом нет ничего нового, еще апостол Иоанн сталкивался с лжеучителями, называющими себя последователями Христа, но отрицающими Его божественную природу.

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире»
1 Иоанна 4:1-3.

Отрицание божественной или человеческой природы Христа, отрицание равенства всех личностей Троицы – это характерные признаки ложной церкви. Истинная церковь имеет верное представление о Троице.

Третье отличие истинного от ложного пути спасения связано с пониманием уникальности Христа.

Ложная церковь учит тому, что Христос является одним из множества путей спасения наравне с Буддой, Кришной и другими. Истинная церковь утверждает спасение только через Христа.

«Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»»
Иоанна 14:6.

Четвертое отличие истинного от ложного пути спасения связано с отношением к Слову Божьему.

Ложная церковь отрицает чудеса Библии, отрицает непорочное зачатие, смерть и воскресение Иисуса Христа. Истинная церковь принимает все, чему учит Библия. В ложной церкви нет места проповеди верно разъясняющей учение Библии.

Пятое отличие истинного пути спасения от ложного связано с отношением к заместительной смерти Христа.

Ложная церковь отрицает заместительную смерть Христа. Идея вменения грехов верующих Христу, а Его праведности – верующим, кажется ее сторонникам ложной. Истинная церковь же утверждает учение о спасении на основании заместительной смерти Христа.

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие»
Римлянам 5:19.

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвой за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом»
2 Коринфянам 5:21.

Христос понес наказание Отца, которое вместо Него должны были понести верующие.

Шестое отличие истинного пути спасения от ложного связано с взглядом на благочестие.

Ложная церковь отрицает необходимость благочестивой жизни для верующих. Ее сторонники считают, что человек может быть верующим, но при этом с легкостью жить в самых ужасных грехах, не оставляя их. Такое учение позволяет неспасенным людям чувствовать себя спасенными и ведет их в погибель.

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»».
Матфея 7:21-23.

Истинная церковь учит, что подлинное спасение неизбежно ведет к благочестивой жизни.

«Ибо явилась благодать Божья, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке»
Тит 2:11-12.

Если церковь настолько неверно представляет путь спасения, что, следуя ее учению в этом вопросе, спастись невозможно, эта церковь является ложной. Христиане не должны присоединяться к такой церкви.

Если вы способны отличить истинную церковь от ложной, это очень хорошо, но для выбора церкви, к которой следует присоединиться, этого недостаточно, необходимо еще и среди истинных церквей найти ту, которая более соответствует учению Библии.

Признаки библейской церкви

Это те признаки, которые отличают более здравую церковь от менее здравой и которые мы считаем очень важными для церкви, особенно в наше время.

Первый признак библейской церквиБиблия – единственный наивысший авторитет

Знаменитый лозунг реформаторов Sola Scriptura означает, что Библия является единственным источником особого письменного откровения, обладающего абсолютным авторитетом для совести человека.

Во 2 Послании к Тимофею 3:16 сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Местоимение «все» относится к уже сложившемуся канону Ветхого Завета и к формирующемуся (в те дни) канону Нового Завета. Слово «богодухновенно» можно дословно перевести как вдохновлено Богом, происходит от Божьего дыхания. Эти слова являются подтверждением того, что Библия является Словом Божьим.

«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакое пророчество в Писании нельзя разрешить самим собой. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым»
2 Петра 1:19-21.

Писание – это плод Святого Духа.

Бог – автор Библии, поэтому Библия является наивысшим авторитетом: она исходит из уст Того, Кто обладает наивысшим авторитетом. Библия – это единственная книга, автором которой является Бог, поэтому она единственный источник авторитета в духовных вопросах. Заявление о том, что Библия не является единственным источником авторитета в духовных вопросах, утверждает, что мнение людей, изложенное в других источниках, ставится на один уровень с мнением Бога, что унижает Божье Слово и оскорбляет Господа.

Библия – единственный наивысший авторитет. Вот то положение, на котором стоит библейская церковь.

К сожалению, одни церкви прямо отвергают Библию как единственный наивысший источник авторитета, другие, внешне соглашаясь, отвергают на практике. Православная и католическая церкви совершенно открыто утверждают, что Библия не является единственным высшим источником авторитета в церкви. Помимо Библии они имеют другие источники религиозного авторитета: предания, постановления соборов, указы папы Римского (в католицизме). Таким образом, помимо Библии существуют документы, организации и личности, которые определяют, что правильно, а что неправильно, во что следует верить, а во что нет.

Протестанты в России, например, официально заявляют, что Библия – единственный наивысший источник авторитета, но на практике получается иное. Реальность показывает, что мнение братства, традиции, мистика и прагматизм порой становится выше Писания. Поговорим об этом более подробно.

Первый источник ложного религиозного авторитета, соперничающий с Библией, – это мнение религиозной группы, деноминации.

Многие служители говорят: «Библия! Библия! Единственный источник авторитета!» Но на практике они принимают решения, руководствуясь не детальным исследованием Слова, а просто мнением большинства. Одни признают, что в их религиозной системе, братстве, союзе многое не соответствует Библии, но, находясь под давлением большинства, они принимают решения вопреки Слову Божьему и вопреки собственной совести. Другие вообще верят, что мнение большинства не может быть ошибочным: «Не может же все братство заблуждаться!»

Сохранение религиозной системы становится наивысшей ценностью. Беседуя со мной, один из служителей крупной Евангельской деноминации, признавая подлинность обсуждаемых нами доктрин, отказался их распространять в своих церквах, объясняя это тем, что проповедь, пусть даже верных утверждений с точки зрения Писания, угрожает единству деноминации. Если ясное библейское учение угрожает целостности религиозной системы, то у меня естественно возникает вопрос: угодна Богу эта система? Очень часто в богословских дискуссиях между служителями можно услышать: «В нашем братстве так не понимают». А иногда доходит до смешного, до круговой аргументации:

­ Мы правы, потому что мы придерживаемся мнения братства.
­ А что такое братство?
­ А братство – это мы.
Другими словами: «Мы считаем, что наше мнение правильно потому, что мы так считаем».

Друзья, истина не определяется мнением религиозных систем. Она определяется Словом Божьим, и больше – ничем. Если бы Мартин Лютер определял истину мнением религиозной системы, в которой находился, он так и остался бы до конца своей жизни несчастным монахом.

В 12-ой главе Евангелия от Иоанна содержится трагический пример, показывающий, как религиозные лидеры Израиля поставили признание своей религиозной системы выше истины.

«Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но из-за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божью».
Иоанна 12:42-43.

Ложный иудаизм был несовместим с истиной: либо человек должен был открыто следовать за Иисусом, и его отлучали, либо он должен был молчать и оставаться внутри религиозной системы. Религиозные лидеры Израиля поняли, где истина, но, боясь открыто следовать за ней, фарисеи выбрали худший из возможных вариантов.

А что выбирают наши современники? К сожалению, и сегодня самые разные религиозные системы, союзы, братства, деноминации давят тяжелым грузом на плечи многих людей и заставляют умалчивать истину из-за страха потерять популярность, влияние, страха стать не таким, как все внутри религиозной системы. Наивысшей ценностью становится не истина, а угождение религиозной системе, какой-то надцерковной иерархии, которой вообще нет в Библии, которая придумана людьми.

Когда вы принимаете решение, касающееся вашей духовной жизни, принимайте их независимо от мнения людей, братства и пр., руководствуйтесь только Словом Божьим. Пусть Библия будет для вас наивысшим источником авторитета, не мнения, популярные в той или иной религиозной системе, а мнение Слова Божьего.

Второй источник ложного религиозного авторитета, соперничающий с Библией, – традиции.

В последнее время все больше и больше тех людей в братских церквах, понимают, что некоторые сложившиеся устои в церкви не соответствуют учению Библии. Но, к сожалению, сохранение традиций, даже не соответствующих Библии, может быть наивысшей ценностью.

Члены одного церковного совета говорят: «Да, Библия учит, что пастор должен быть учителен, должен изучать Слово Божье и питать народ Словом. Но мы не создадим нашему пастору таких условий, потому что у нас так не принято. По нашим традициям пастор должен работать на производстве, посещать больных и больше всех работать на стройке дома молитвы. Да, Библия так учит, но руководствоваться мы будем своей традицией».

Третий источник религиозного авторитета, соперничающий с Библией, – это мистика. Откровения, сны, видения, галлюцинации и разного рода мистические переживания становятся наравне или выше Библии.

В основном этому подвержены харизматы и пятидесятники, но и представители других евангельских церквей иногда стараются не отставать.

Я знаю людей в братских церквах нашего города, которые прямо мне говорили: «Изучение Писания – это буквоедство. Я разговариваю с Иисусом напрямую». Видите, мистика выше Библии.

Несколько лет назад в нашей церкви нес служение человек любивший дома говорить якобы на иных языках. Когда я объяснил ему учение Библии по этому вопросу, показал, что библейские языки не имеют ничего общего с его тарабарщиной и что этот дар самопрекратился вместе с эрой апостолов, он ответил: «Да, ты говоришь очень убедительно, но я это чувствую…» Его ответ показывает, что для него наивысшим религиозным авторитетом являются не логичные и убедительные доводы Библии, а личный опыт, чувства — субъективный мистицизм.

Четвертый источник ложного религиозного авторитета, соперничающий с Библией, – прагматизм.

Быть прагматичным – это значит руководствоваться тем, что считается по-человечески наиболее выгодным. Вот несколько ярких примеров такого подхода в современных церквах.

Пастырь начал руководить строительством дома молитвы для церкви, а затем совершил ужасный грех, после которого, согласно учению Библии, он не мог продолжать служение. Однако, руководствуясь человеческими соображениями, церковь оставляет его на служении только лишь потому, что вся стройка без него остановится. Вот, как проявляется прагматизм, человеческая выгода становится выше Библии.

В небольшом городе, расположенном севернее Ростова, церковь решила более не называться церковью. Для меня было очень удивительно, я хотел узнать, чем же они руководствовались, принимая такой решение. Выяснилось, что главным руководством была не Библия, а прагматичные соображения: «Мы не будем называться церковью для того, чтобы к нам пришло больше людей, а ведь название «церковь» отпугивает некоторых». Опять всем руководит прагматизм.

В семидесяти километрах от Ростова знакомый мне пастырь нанял за деньги неверующего человека трудиться в церкви, нести служение регента. Некоторые пасторы, узнав об этом, даже похвалили его за проявленную смекалку. Совершенно ясно, что, принимая такое решение, этот пастырь руководствовался не Словом Божьим, а своими прагматичными соображениями. Девиз прагматичных людей прост: неважен метод – важен результат. Главное, чтобы хор красиво пел, а как этого достичь, неважно.

Христианские учебные заведения заявляют: Библия – наивысший авторитет. А реально очень часто в них учат психологии, маркетингу и актерскому мастерству. Я недавно получил приглашение на обучение в одном из христианских учебных заведений. Вот некоторые предметы, которые там собираются преподавать: игры, сценическая деятельность, актерское мастерство, первый предмет в списке – возрастная психология.

Библейская церковь – это община, в которой Библия является единственным наивысшим авторитетом не только на словах, но и на практике. Если Библия говорит так, мы будем поступать именно так независимо от мнения братства, независимо от наших традиций, независимо от наших чувств, личного опыта и пр., независимо от прагматичных соображений. Вот, что мы имеем в виду, когда говорим «библейская церковь».

Второй признак библейской церкви: Ясное библейское вероучение

«…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»
1 Тимофею 3:15.

Церковь призвана утверждать истину. В библейской церкви тщательно изучается Слово Божье: истина определяется и затем провозглашается. Таким образом, библейская церковь должна иметь ясную позицию по основным вопросам вероучения, особенно важно ясное представление истин, от которых зависит спасение человека.
К сожалению, сегодня популярно не иметь ясного вероучения по многим богословским вопросам и отвечать на них уклончиво.

Во введении к «Современному толкованию баптистского вероисповедания 1689г.» Р. Мартин делает замечательное утверждение, подчеркивающее важность ясного библейского вероучения: «Нежелание церкви дать четкое определение веры, которую она исповедует, является признаком того, что что-то явно не в порядке с церковью и ее руководством. Такая церковь не способна функционировать как столп и утверждение истины, потому что она не желает определить или защитить истину, которую исповедует!»

Церковь должна иметь ясное библейское учение относительно основных вопросов:

  • Является ли человек полностью порочным, грешным, неспособным спасти себя сам?
  • Является ли спасение стопроцентной заслугой благодати?
  • Какова роль добрых дел в спасении и освящении? И т.д.

Церковь, не определившаяся по этим вопросам, не имеющая ясного библейского вероучения, не является библейской церковью, так как не может руководствоваться доктринами Библии из-за нежелания или неспособности их определить. Если церковь не имеет ясных библейских позиций, значит, эта церковь не является библейской. Размытые богословские позиции нередко заполняются заблуждениями и человеческими мнениями.


Третий признак библейской церкви
: Руководство, соответствующее Писанию

По Божьему замыслу служители церкви должны соответствовать определенным требованиям. Эти требования, мы можем увидеть в 1-ой главе Послания к Титу, стихи 6-9.
В данном отрывке мы выделим требования, проявляющиеся в трех сферах жизни пастора.

Первая сфера – это семья.

«…если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» (стих 6).

Служитель церкви, пастор, должен проявить свои пасторские способности прежде всего в семье, в воспитании детей, в отношениях с женой. Если его дети живут в распутстве, значит, он не может руководить церковью. Если его брак на грани разрушения, значит он плохо управляет собственным домом.

«…хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли заботиться о Церкви Божьей?»
1 Тимофею 3:4,5.

Вторая сфера касается характера и поведения.

«Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» (стихи 7-8).

Если человек не может себя контролировать в гневе, в обращении с деньгами, если он может даже ударить кого-либо в церкви, значит, он не призван к церковному руководству.

Третья сфера – учение.

«…держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (стих 9).

Порой можно услышать такие отзывы о пресвитере: «У нас прекрасный пастор, только у него есть небольшие недостатки: он плохой учитель, плохой проповедник, слабый наставник. Но как человек – замечательный». Если человек не «учителен», то есть не может ясно излагать учение Библии, если он не «держится истинного слова, согласно с учением», то есть уклоняется от библейских доктрин, в таком случае он не может руководить церковью.

Благочестивая семья, благочестивый характер и поведение и верное провозглашение истины – вот признаки истинного пастора.

Все пасторы в церкви, все руководство должно соответствовать данным требованиям. Грустно об этом писать, но такой принцип нарушается очень часто. Сын пастора большой евангельской церкви несколько лет назад убил человека, отец же продолжает нести служение.

В другом городе пастор развелся со своей женой, вступил в брак с другой женщиной, теперь и этот новый брак разрушается на глазах всей церкви, а он продолжает нести служение.

Я знаю служителя из братской церкви, который всю свою жизнь не держался истинного учения: он утверждал, что Дух Святой – не Бог, писал на эту тему рефераты, так продолжалось до тех пор, пока его с почестями не отправили на постоянное место жительства в США.

Все это печальные примеры людей, которые служат и руководят церковью, но не имеют на то права. Церковь, серьезно держащаяся учения Библии, будет руководима служителями, соответствующими требованиям Священного Писания.

Четвертый признак библейской церкви: Библейская форма управления

Как управляется ваша церковь? Каким образом принимаются в ней решения?
Среди самых разных форм церковного управления можно выделить три основных:

1. Епископальная – церковь управляется епископами, основывающими свое право якобы на апостольской преемственности, примерами такой формы управления являются Русская православная и Римско-католическая церкви. Но такая форма управления не соответствует учению Библии, так как в Библии нет учения об апостольской преемственности.

2. Пресвитерианская – поместная церковь управляется комитетом, подчиняющимся совету пресвитеров, эти советы подчинены синоду, а над синодами стоит генеральная ассамблея.

Обратите внимание, обе эти формы управления имеют какую-то надцерковную иерархию, то есть над руководством поместной церкви существует еще какое-то более высокое руководство. Такая позиция не соответствует учению Нового Завета, в нем нет учения о том, что над поместной церковью может быть какая-либо иерархия. Те же тексты, которые говорят о влиянии апостолов и их сотрудников на общины, например Тит. 1:5, говорят либо о служении миссионеров, основавших эту церковь и поэтому имевших на нее влияние, либо о служении апостолов, имевших особый авторитет от Господа (но апостолов сегодня нет).

Согласно учению Библии над церковью не существует никакой религиозной власти, все религиозные надцерковные начальники не имеют библейских полномочий. Это взгляд сторонников третьей формы управления.

3. Конгрегационная – церковь автономна, самоуправляема.

Существует два варианта самоуправления церкви:

  • а. Всеобщее голосование (служителей и общины вместе).
  • б. Управление старейшин (церковный совет принимает решения и доносит их до общины).

Теперь встает вопрос: какой из этих вариантов наиболее библейский? Ответ содержится в книге Деяния Апостолов 6:1-5(а):

«В эти дни, когда умножились ученики, произошел у еллинистов ропот на евреев за то, что вдовы их пренебрегаемы были в ежедневном обслуживании. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божье, заботиться о столах. Итак, братья, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова». И угодно было это предложение всему собранию».

В принятии библейских решений можно выделить пять особенностей:
1. Решения принимаются группой квалифицированных служителей.
2. Решения в совете принимаются единогласно.
3. Отсутствие голосований на всех уровнях.
4. Решения принимаются «сверху вниз», а не наоборот.
5. Решения доносятся до всего собрания, и собрание соглашается с решением руководства.

Чем более твердо церковь стоит на учении Писания, тем более библейской является ее форма управления. Библейская форма управления имеет характерные черты: во-первых, это автономия, то есть над церковью нет никакого начальства, во-вторых, церковь управляется советом пресвитеров, соответствующих требованиям Писания.
Хотелось бы сделать некоторое замечание относительно голосований: голосования, во время которых люди позволяют себе выкрикивать, не прославляют Бога, не созидают церковь, сеют разделения и не соответствуют учению Библии.

Иногда люди спрашивают: «Что делать, если моя поместная церковь далека от учения Библии, если ее трудно назвать библейской?» В таком случае возможны два варианта: во-первых, приложите все усилия к тому, чтобы церковь начала меняться в библейском направлении, во-вторых, если это невозможно, тогда лучше выйти из нее, чтобы присоединиться к действительно библейской церкви.

В Библии нет учения о том, чтобы церковь принимала решения путем всеобщего голосования. Такой взгляд характерен, скорее, для греческой демократии, чем для управления церкви находящейся в сфере Царства Христа. Когда люди в церкви на протяжении долгих лет голосуют при принятии всех решений, у них может создаться впечатление, будто истина определяется не путем вдумчивого и молитвенного изучения слова Божьего, а путем простого голосования. Также голосование по вопросам, которые Библия ясно освящает, убеждает церковь в том, что учение Библии либо не ясно, либо ясно, но не достаточно авторитетно. Если вас остановит сотрудник милиции за проезд на красный сигнал светофора и объявит вам о нарушении правил дорожного движения, вы не станете предлагать ему провести голосования по вопросу, виновны вы или нет. Почему? Потому что правила дорожного движения ясно гласят: проезд на красный сигнал светофора запрещен. Голосовать при наличии однозначного утверждения – бессмысленно. Если же вы верите, что Библия ясно учит по какому-то вопросу, но все равно продолжаете искать ответ на него путем голосования, этим вы демонстрируете неверие в достаточность ее авторитета. Мнение голосующих людей приравнивается к авторитету Библии или же превозносится над ней. Пастор одной из церквей признался перед общиной в том что не соответствует библейским требованиям, предъявляемым служителям. После этого он поставил вопрос о продолжении своего служения на голосование. Большинство членов церкви проголосовало за то, чтобы он продолжал нести служение.

Молюсь о том, чтобы Господь защитил верующих от ошибок, связанных с нереальными ожиданиями от церкви, научил отличать истинную церковь от ложной, более здравую (следующую учению Библии) – от менее здравой.

Андрей Вовк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *