Открытое письмо группам прославления

Дорогие участники группы прославления!

Пишу вам с особой признательностью за желание посвятить все свои дарования и способности делу поклонения Богу. Я очень благодарен вам за посвящение и ценю вашу верность и преданность делу. Ведь это особая жертва: рано вставать, приходить в церковь раньше других, не пропускать ни одного воскресного служения, уделять время спевкам и репетициям в середине недели, писать и разучивать новые песни и многое другое. Подобно искусным художникам и зодчим, которых Бог употреблял для обустройства скинии (Исход 36), вы с желанием жертвуете своими дарованиями в служении Триединому Богу.

Поэтому прошу вас принять это письмо в том духе, в котором оно написано. Это призыв к тому, чтобы переосмыслить практику прославления. Мне кажется, что иногда вы ведете прославление тем или иным образом, не размыслив о том, почему мы ведем поклонение именно так, а не иначе. Иными словами, мне кажется, что вас призывают «вести поклонение», не давая возможности остановиться, сделать паузу и задуматься о природе того, что называется «поклонением» и о том, что такое «вести».

Я особенно обеспокоен тем, что мы, церковь, сами того не осознавая, побудили вас к тому, чтобы вы перенесли в христианское поклонение то, что принято в обычной музыкальной практике. И, хотя эти элементы вполне допустимы в других сферах жизни, общецерковному поклонению они наносят невосполнимый вред. Если говорить еще прямее, я переживаю, что мы невольно способствовали тому, чтобы вы привнесли в поклонение определенные формы исполнения, по сути являющиеся «мирской литургией», а не просто нейтральными «методами». Сами того не осознавая, благодаря этим главенствующим формам исполнения, мы постепенно стали относиться к музыке (и к музыкантам) соответствующим образом: как к собственному развлечению, как к удовольствию, как к пассивному наслаждению. Функция и цели музыки в такой «мирской литургии» коренным образом отличаются от функций и целей музыки в христианском поклонении.

Позволю себе предложить несколько кратких аксиом, благодаря которым вы ощутите побуждение переосмыслить то, как вы «ведете поклонение»:

1. Если мы, члены церкви, сами себя не слышим, это не поклонение. Христианское поклонение – это не концерт. На концерте (который есть особая «форма исполнения»), само собой предполагается, что звук переполняет нас, особенно в определенных стилях. Мы приходим на концерт, ожидая, что сенсорная передозировка звука на некоторое время лишит нас прочих ощущений. Вибрация басов в груди и волны музыки, льющейся поверх голов зрителей, приводят к особому слуховому ощущению, к мимолетному головокружению. Я ничего не имею против концертов! Но христианское поклонение – это не концерт. Христианское поклонение – это коллективное, совместное, общецерковное действие. Единство в звучании и гармонии пения всей церкви – это неотъемлемая часть поклонения. Наша главная задача в этом «исполнении» – подчеркнуть наше единство во Христе, единство Тела Христова, коим и является церковь. Однако это предполагает, чтобы мы могли слышать друг друга, как братья и сестры поют вместе с нами. Если же звук группы прославления, звучащий из громкоговорителей, заглушает звучание церкви, когда мы не слышим не только стоящего рядом, но и себя самого, мы утрачиваем то ощущение единства церкви и становимся, таким образом, «приватными», пассивными поклонниками.

2. Если мы, члены церкви, не можем петь вместе с группой прославления, это не поклонение. В иных формах музыкального исполнения отдельные музыканты, исполнители и музыкальные коллективы стремятся проявить изобретательность. Они часто показывают более современные формы переложения известных музыкальных произведений и вариаций на них, используя при этом разные приемы, типа трелей и пауз, позволяя себе импровизировать в рамках известной темы или мелодии. Опять же, такое исполнение украсит любой концерт, но в христианском поклонении это означает, что мы просто не сможем подпевать. Таким образом, ваш талант способствует нашей пассивности, а ваша изобретательность приводит к нашему молчанию. При этом сами вы, возможно, будете поклоняться с помощью такой изобретательности, но эта же изобретательность может заглушить совместное церковное пение.

3. Если вы, группа прославления, находитесь в центре внимания, это не поклонение. Я знаю, что чаще всего в этом нет вашей вины. Мы сами поставили вас на сцене перед всей церковью. Я также знаю, что вы хотели бы показать пример поклонения, которому мы бы следовали всей церковью. Но, поскольку мы сами побудили вас привнести в церковь концертную форму, мы, сами того не осознавая, побудили вас стать центром внимания. И когда ваше исполнение становится проявлением вашего таланта, даже с самыми лучшими намерениями, нам крайне тяжело противостоять искушению, и мы сосредоточиваем все свое внимание на группе прославления. Когда же музыкальная группа долго играет тему, которую вы сами вполне резонно воспринимаете как «жертву хвалы Богу», мы, церковь, достигаем высшей точки пассивности, потому что привыкли к музыкальному сопровождению светских церемоний и гала-концертов, и ставим вас в центре нашего внимания. Не знаю, может быть, нам следует подумать о том, где должна находиться группа прославления: может быть, сдвинуть вас в сторону или позволить вести нас в поклонении с задней части зала? Возможно, вам следует задуматься об исполнении, чтобы мы могли противостать привычкам, которые приносим с собой в поклонение.

Внимательно подумайте над этими высказываниями и поймите меня правильно. Я не собираюсь призвать к «традиционному» прославлению и раскритиковать «современное» поклонение. Я не хочу высказываться в поддержку пения под орган и клеймить позором гитары и барабаны. Меня беспокоит не стиль, а форма: чего мы хотим достичь, когда « ведем поклонение»? Если в поклонении мы стремимся к тому, чтобы поклонение было совместным, общецерковным действием, которое вводит нас в диалог с живым Богом, к тому, чтобы поклонение было не только формой выражения чувств, но и способом формирования отношения, мы с одинаковым успехом можем достичь этого как с помощью виолончели, так и с помощью электрогитары, как под орган, так и под африканские барабаны.

Об этом можно было бы говорить еще долго. Но позвольте мне на этом остановиться и попросить вас принять это письмо в качестве ободрения, как оно и было задумано. Я бы хотел, чтобы вы так и продолжали жертвовать своими артистическими дарованиями для прославления Триединого Бога, который разучивает с нами новую песнь.

С огромным уважением,

Джеймс

Источник: http://forsclavigera.blogspot.ca/2012/02/open-letter-to-praise-bands.html

Джеймс Смит – преподаватель философии в Колледже Кальвина (г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган, США) и автор книги «Стремление к Царству: поклонение, мировоззрение, культурное формирование» ( DesiringtheKingdom: Worship, Worldview, andCulturalFormation).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *