Воспитание ребенка. Часть 1

Родители сами должны избирать путь, по которому надлежит идти их детям

 

Если вы хотите правильно воспитать своих детей, то наставляйте их держаться того пути, по которому им необходимо идти, а не того, который они хотели бы выбрать сами.

Не забывайте, что дети рождаются с естественной и явной склонностью ко злу, и

поэтому, если вы позволите им выбирать свои пути самостоятельно, то не сомневайтесь в том, что они выберут зло.

Мать не может сказать, каким вырастет рожденный ею нежный младенец: будет ли он высокого роста или низкого, физически слабым или сильным, мудрым или глупым – ибо она не может знать наверняка, какие из перечисленных здесь особенностей будут присущи ее ребенку. Но одно мать может сказать с полной уверенностью: он будет иметь испорченное и греховное сердце.

Для нас, людей, естественно поступать плохо. Соломон говорит: «Глупость привязалась к сердцу юноши»(Притчи 22:15). И еще: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). Наши сердца подобны земле, по которой мы ступаем: забросьте ее, то есть перестаньте ее возделывать, и будьте уверены, что она произрастит вам сорняки.

По этой причине, если вы хотите поступать мудро по отношению к своему ребенку, вы не должны позволять ему руководствоваться своей личной волей. Думайте вместо него, принимайте решения вместо него, действуйте вместо него — то есть поступайте так, как вы бы это делали, если бы ваш ребенок был совершенно бессильным и слепым. Умоляю вас — не позволяйте ему следовать собственным своенравным вкусам и наклонностям.

Вы не должны принимать во внимание и учитывать вкусы и желания своего ребенка. Он сам еще не знает того, что хорошо для его ума и души, точно так же, как он не знает и того, что хорошо для его тела. Но его незнание по отношению к своей собственной душе больше, чем незнание, касающееся его тела.

Вы не должны позволять своему ребенку самому решать, что ему нужно есть, пить или во что он должен одеваться. Будьте последовательны в этих требованиях к нему и таким же образом поступайте и с его взглядами. Воспитывайте своего ребенка так, чтобы он придерживался правильного библейского пути, а не того пути, который ему нравится и который соответствует его прихотям.

Если вы не можете принять решение, чтобы поступать согласно этому первому принципу христианского воспитания, то дальнейшее чтение этой книги будет бесполезным для вас. Своеволие — это то, что почти всегда первым проявляется в душе ребенка, и поэтому, соответственно, вашим первым шагом в его воспитании должна быть решимость противостоять этому проявлению.

 


Воспитывайте своего ребенка со всей нежностью, любовью и терпением

 

Я ни в коем случае не имею в виду то, что так обращаясь со своим ребенком, вы должны считать его полностью сформировавшейся личностью, но просто полагаю, что вы должны дать ему понять, что любите его.

Любовь, подобно серебряной нити, должна пронизывать все ваше поведение. Доброта, мягкость,  долготерпение, выдержка, настойчивость, сочувствие, желание вникнуть в детские проблемы, готовность принимать участие в детских радостях — все это, образно говоря, есть те верви, с помощью которых легче всего вести ребенка. Это те путеводные нити, которым вы должны следовать, чтобы найти путь к его сердцу.

Даже среди взрослых людей можно найти лишь немногих, кого легче заставить, нежели привлечь. В наших душах присутствует нечто, что восстает против принуждения. Мы выпрямляем наши спины и напрягаем наши шеи при одной только мысли о необходимости принудительного повиновения. Мы похожи на молодых необъезженных лошадей в руках дрессировщика: если обращаться с ними мягко и доброжелательно, то можно многого достигнуть, и со временем ими можно будет управлять даже с помощью тонкой нитки. Если применять к ним грубость и насилие, то вам потребуется много месяцев, прежде чем вы вообще достигнете хоть какой-нибудь власти над ними.

Детские сердца представляют собой точно такую же почву в вопросе их воспитания, как и взрослые. Суровое и жестокое обращение с детьми расхолаживает их и даже ведет к обратному результату. Оно закрывает их сердца, и, впоследствии, вы утомитесь в поисках двери, чтобы снова найти доступ к сердцам своих собственных детей.

Но дайте детям только увидеть ваши нежные чувства к ним; увидеть то, что вы действительно желаете сделать их счастливыми и на самом деле делаете им добро. Что даже если вы наказываете их, то делаете это для их же блага. Но добиться этого можно только добротой, ибо только так можно завоевать их внимание.

Очевидно, наш здравый рассудок сам по себе должен подсказать нам такой образ действий. Дети — слабые и нежные создания, и, являясь таковыми, они нуждаются в терпеливом и деликатном обращении с ними. Мы должны относиться к ним бережно, как к хрупким механизмам, чтобы грубым прикосновением не принести им больше вреда, чем пользы. Они подобны молодым побегам, которые необходимо поливать аккуратно, делая это часто, но каждый раз понемногу.

Мы не должны ожидать, что все у нас получится сразу. Мы также должны помнить, какими слабыми созданиями являются дети, и поэтому учить их нам следует таким образом, чтобы они были способны понести то, что мы на них возлагаем. Их души подобны куску металла, который не нужно сразу грубо ковать и немедленно пытаться сделать для чего-то пригодным. Воздействовать на него следует последовательными, несильными ударами молотка.

Восприятие детей напоминает сосуд с узким горлышком: в этот сосуд познание нужно наливать постепенно, так как иначе большая часть его будет пролита и утеряна. «Штрих за штрихом, наставление за наставлением, здесь немножко и там немножко», — таким должно быть правило, которым нам следует руководствоваться. Точильный камень совершает свою работу медленно: лезвие косы делается острым, если его многократно тереть о точильный брусок. Поэтому в воспитании ребенка мы, безусловно, нуждаемся в терпении, без которого нельзя сделать ничего полезного.

Ничто не может компенсировать в процессе воспитания детей отсутствие нежности и любви. Служитель может говорить об истине, которая сокрыта в Иисусе Христе, провозглашая ее ясно, убедительно и неопровержимо, но если он говорит об этом без любви, то сможет приобрести только очень немногие души. Точно так же вы можете установить для своих детей все необходимые обязанности: дать им соответствующие заповеди, сделать надлежащие предупреждения, предусмотреть необходимые наказания и привить им разумные правила поведения. Но если в вашем обращении с детьми не будет доставать любви, то все ваши усилия будут напрасны.

Любовь является одним из великих секретов успешного воспитания детей. Гнев истрогость могут устрашить ребенка, но они не смогут убедить его в том, что вы правы.

Если он будет часто видеть, как вы теряете контроль над собой, то очень скоро вы

потеряете его уважение. Отец, который разговаривает со своим сыном так, как

разговаривал израильский царь Саул со своим сыном Ионафаном ( 1 Царств 20:30 ), не

может надеяться на то, чтобы сохранить влияние на душу своего сына.

Усердно старайтесь сохранять и поддерживать в своих детях чувство привязанности к себе. Очень опасно заставлять ребенка бояться вас. Пусть будет все, что угодно, но только не скрытность и принужденность в отношениях между вами и вашим ребенком, которые являются результатом страха. Страх — это конец открытости, страх порождает утаивание, страх сеет семена лицемерия и ведет ко всякой лжи. Сокровищница истины содержится в словах апостола Павла, обращенных к колоссянам:

«Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Колоссянам 3:21).

Давайте не будем пренебрегать советом, содержащимся в этом стихе.

 

 Из книги «Обязанности родителей.» Джозеф С. Райл

 

 

 

Воспитание ребенка. Часть 1: 3 комментария

  1.  До какого возраста ребенок остается ребенком? И что Вы думаете о формировании самостоятельности?

  2. 1. Ребенок всегда остается для нас нашим ребенком?

    2. У нашего ребенка есть разные этапы формирования и взросления:

    — от зачатия до рождения
    — младенец
    — «до школьник»
    — «школьник»
    — подросток
    — юноша
    — зрелый мужчинаженщина
    — пожилые мужчинаженщина
    — старые мужчинаженщина

    3. На каждом этапе взросления и формирования человека (вашего ребенка), должны меняться методы воспитания и воздействия на ребенка, НО ни в коем случае, не должна меняться суть и цель влияния (воспитания).

    Например, в сфере дисциплины, наказание ребенка за его непослушание, выражаемое в проступках ребенках, мне больше нравится термин «исправляющая и направляющая забота»:

    Новорожденного нужно исправлять интонаций голоса.

    Младенца нужно исправлять интонацией, жестами и мимикой. 

    Малыша (6 месяцев — 1 год) интонайие, жестами, мимикой и нужно уже добавить физическое прикосновение к его части тела.

    от 1- 3 лет, разговоры, общение, увещавание, за которым следует физическое наказание.  На этом этапе разговоров должно быть 20%, а физического 80%

    Дальше динамика между вразумляющим общением и физическим наказанием должны меняться по мере возрастания и интелектуального формирования ребенка. Общения, вразумляющего, вправляющего «мозги» должно быть все больше, а физического наказания все меньше. Примерно к 15 годам ребенка, физического наказания должно быть 10-15%,  а разъяснений, увещавания, выговора, общения, должно быть 100% и конечно, совсем скоро физическое наказание сводится на 0%, а вот наставление и влияние на сердце должно оставаться всегда и прейти в плоскость наставления любящего отцаматери на возлюбленного и драгоценного сына или дочь.

    Понимаете? Помогает ли этот пример получить ответ на Ваш вопрос?

  3. Спасибо за ответ ,   «наставление и влияние на сердце должно оставаться всегда и перейти в
    плоскость наставления любящего отцаматери на возлюбленного и
    драгоценного сына», дай Бог детям прислушиваться к нашим наставлениям. Предлагаю Вам на рассмотрение еще одну публикацию, в противовес огульному опорочиванию евангелистов — христиан http://baptist.org.ru/news/broadcast/1953/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *