Слово ободрения, утешения и надежды, которое я хотел бы предложить вашему вниманию из Слова Божьего, заключается в следующем: если вы любите Бога и призваны по Его изволению, если вы пали духом и ищите надежды у Христа — тогда вам принадлежит самое прекрасное обетование. Иисус молится за вас и никогда не позволит сатане разрушить вашу веру и уничтожить вас. Вы знаете, почему нам необходима весть надежды и ободрения в воскресенье после Пасхи? Потому что наши наихудшие духовные и эмоциональные падения наступают вследствие наших самых счастливых и победоносных переживаний. Страстной четверг был богат событиями и свят; Страстная пятница была отрезвляющей, но приятной («Сегодня будешь со Мною в раю»). Пасхальное утро было славным («Возрожден к живой надежде через воскресение»). Пасхальный вечер был волнующим («Нет большей любви»). Но затем наступило утро понедельника. И я лично знаю трех человек, чье бремя довело их до слез на этой неделе. В моей жизни это напоминает закон природы. Вечером я приехал домой и сказал Ноэли: «Завтрашний день будет очень тяжелым». А она спросила: «Почему ты так думаешь?» Я ответил: «Потому что сегодняшний день был таким прекрасным».
22 глава Евангелия от Луки повествует о некоторых событиях, произошедших во время последней Вечери. В 15 стихе Иисус сказал: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Какой драгоценной должна была быть эта пища! И несмотря на то, что Иисусу пришлось слегка упрекнуть Своих учеников в их обеспокоенности о том, кто из них более велик, с 28 стиха Он дает ошеломляющее и ободряющее обещание:
«Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да едите и пьете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых». Возможно, после этого наступило сильное и радостное волнение в сердцах учеников –какое прекрасное будущее: великое Царство Мессии установлено, и апостолы правят вместе с Иисусом! Говори еще о духовных высотах!
Но затем последовали отрезвляющие слова о реальности в стихах 31-34. Царство еще не полностью наступило, поэтому Иисус говорит о жизни, исполненнуойопасностей и духовных переживаний. Но вСвоих словах Он снова повторяет обещание, без которого я вряд ли смог бы жить, особенно в неделю после Пасхи.
И сказал Господь: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Он отвечал Ему: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти». Но Иисус сказал: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». Спустя всего лишь несколько часов после того, как ему было сказано, что он будет правителем в царстве Христа, Петр за одну ночь с грохотом скатился с высот радостного предвкушения и уверенности в глубокую яму разочарования и горестных слез. Разве не странно, что после пасхального воскресенья должен наступить печальный понедельник. Но мужайтесь, Иисус молится за Своих и никогда не позволит сатане уничтожить нашу веру и надежду.
Давайте рассмотрим отдельно каждую фразу в стихах 31 и 32 и обратим внимание, какой смысл был заложен в них для того времени и для нас. «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас». Первое, на что следует обратить внимание, это то, что местоимение «вас» употреблено во множественном числе. Иисус говорит Петру, что сатана предъявлял притязания на всех учеников. К кому сатана обратился с просьбой? Возможно, к Богу Отцу. В книге Иова сатана изображается как имеющий доступ к Богу и выражающий свои требования к Нему. Обратите внимание на следующую беседу, которая может быть такой же, как и в случае, когда сатана клевещет на нас:
«И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей» (Иов 1:9-12).
Увидев, что Иов не утратил веры, потеряв свою семью и собственность, сатана снова приходит к Богу и говорит: «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри рукуТвою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2:4-6).
Таким образом, в книге Иова и словах Иисуса мы видим, что сатана должен обращаться к Богу за разрешением, прежде чем он сможет побеспокоить жизнь детей Божьих.
Из вышесказанного можно сделать два вывода, важных для нашей жизни. Во-первых, сатана обладает большой властью в этом мире. Иисус называет его «князем» или «правителем мира сего» (Ин. 16:11), а Павел — «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «князем, господствующим в воздухе» (Еф. 2:2). Он ослепляет умы неверующих (2 Кор. 4:4) и держит их в своей сети, пока Бог не освободит их посредством Евангелия (2 Тим. 2:25-26). Он может забрать жизнь, как у детей Иова, уничтожить здоровье, как у самого Иова (ср. также Лк. 13:16), мучить через бесов (Лк. 11:18), побуждать к злым делам (Лк. 22:3) и быть причиной стихийных бедствий (Иов 1:19). Тот факт, что сатана обладает такой властью в этом мире, должен побуждать нас к серьезному отношению к жизни, которого неверующие просто не имеют. Мы не должны из-за него становиться параноиками или исполняться страхом, но нам следует иметь трезвый взгляд на происходящие события, искренность в молитвах и непрестанное осознание необходимости в Божьей силе. Когда враг сверхъестественен, таким же должно быть и оружие против него. Мы странники и пришельцы в этом мире не просто потому, что наши ценности отличаются от ценностей людей, которые не знают Бога, но также и потому, что наша борьба отличается от борьбы тех, кто не знает сатаны.
Первый вывод из слов Иисуса Христа – сатана реален, он обладает огромной силой и к нему нужно относиться серьезно и трезво, живя в этом веке. Второй вывод из слов Иисуса заключается в том, что сатана имеет власть по Божьему позволению. Во вселенной нет двух противостоящих сил. Есть только одна – Бог. Когда сатана хотел коснуться учеников Иисуса, сначала ему пришлось придти к Богу. Этот факт очень важен для нашего понимания сегодня, потому что демонические силы безумия, неповиновения, ненависти и жестокости становятся настолько сильными и близкими к нам, что наша вера в Божье превосходство может находиться на пределе возможного. Мы должны помнить следующие слова: «Сатана просил, чтобы сеять вас», и их значение: «Сатана не сможет навредить нам больше, чем Бог позволит ему».
Возникает очень важный и тяжелый богословский вопрос: Почему Бог удовлетворяет какие-либо просьбы Своего основного противника? Как только вы начнете размышлять над этим вопросом, вы поймете, что он является частью намного большего вопроса, а именно: «Почему Бог вообще терпит деятельность сатаны?» Откровение 20:2-3 говорит о том, что в конце нашего времени, когда вернется Христос, Бог свяжет сатану и заключит его в бездне на 1000 лет, «дабы не прельщал уже народы». Затем, спустя 1000 лет и после окончательной победы Бога, он будет брошен в огненное озеро навечно (Откр. 20:10). Бог имеет полное право и силу вывести сатану из строя, и вопрос, который мы задаем в своей ограниченности и невежестве, заключается в следующем: «Почему Он не сделает это сейчас? Почему век за веком сатане позволено причинять вред этому миру?»
Возможно это не наше дело, и мы должны доверять мудрости и благости Божьей, не получая ответа на свои вопросы. Но я считаю, что Писание косвенно предлагает возможный ответ, который может ободрить и утвердить нашу веру. Я думаю, что причина, почему Бог позволяет сатане продолжать свое дело «сеяния», заключается в том, что в конце это принесет благо Церкви и еще большую славу Богу. Из всего Нового Завета очевидно, что Бог намеревается привести Невесту Христа к совершенству посредством скорбей и испытаний (1 Пет. 1:6; 3:17). Мы должны страдать вместе с Христом, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:17). Страданиями и испытаниями очищается наша вера. Мы учимся еще больше полагаться на Бога и еще сильнее ценить Его благодать. Сатана исполняет свою роль, раздувая пламя печи, очищающей нашу веру, а Бог ожидает установленного дня суда.
Непрекращающиеся козни сатаны не только в конечном итоге послужат во благо Церкви, но они также принесут большую славу Богу. Я представляю Бога как всеведущего генерала, цель которого заключается в том, чтобы сразиться и выиграть войну таким образом, который принесет ему наибольшую славу за его величественную стратегическую мудрость и силу. Вместо того чтобы уничтожить врага одним ударом, генерал использует стратегию наступления и отступления, создающую у врага некоторую иллюзию успеха, и кроме того, показывая всем истинную сущность врага, выявляет все его высокомерие и ненависть по отношению к генералу. В своей мудрости генерал знает, когда должен наступить конец битвы. Он намеренно позволяет противнику достичь крайней степени сопротивления и затем, когда грех будет всем очевиден, он завершит битву и уничтожит своего противника таким образом, что никто не сможет сомневаться в мудрости, славе и силе генерала.
Таким образом, сатана обладает властью, но имеет ее по особому Божьему позволению и она всегда находится под Божьим контролем. Мы должны быть благоразумны в своих молитвах, подвизаться добрым подвигом веры и ожидать победы Божьей в определенное Им время.
В 31 стихе Иисус продолжает говорить: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу». Местоимение «вас» стоит во множественном числе. Иисус сообщает Симону о том, что сатана намеревается сделать со всеми учениками. Каковы намерения сатаны? К чему в повседневной жизни относится фраза «сеять как пшеницу»? Наилучший ответ находится в следующем стихе, когда Иисус говорит: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Цель сатаны – просеять Симона и других учеников как пшеницу. Цель Иисуса – сохранить веру Симона от оскудения. Поэтому, возможно, «сеять как пшеницу» означает сделать что-либо такое, что ослабит веру учеников.
Мы можем представить себе следующую картину: сатана держит большое сито, сетка которого сделана из полной зазубрин проволоки и отверстиями в форме неверующих мужчин и женщин. Его задача – бросать людей в это сито и просеивать их через зубцы до тех пор, пока они не станут изодранными, слабыми и доведенными до отчаяния настолько, что оставят свою веру и упадут через отверстия сита, как утратившие веру, прямо в общество сатаны. Вера не может упасть сквозь сито. Она неправильной формы. И поэтому, пока ученики держатся за свою веру, полагая упование на силу и благость Божью, они не упадут через сито в лапы сатаны.
Таким образом, просеивание Симона Петра и остальных учеников является усилием сатаны уничтожить их веру. И сегодня именно в этом состоит основная задача сатаны. Ему относительно неважно здоровы мы или больны, богаты или бедны — ему нужно только просеять нашу веру. Если сатане удастся справиться с этой задачей при помощи страданий, он использует страдания, если подействует богатство — использует его. В ту ночь Петр извлек для себя полезный урок. Спустя приблизительно 30 лет, он написал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» 1 Петра 5:8-9. Иисус изобразил сатану как земледельца, бросающего христиан в свое сито, пытаясь отделить их от веры. Петр изображает сатану как льва, который может поглотить всё, кроме веры. Единственный человек, который может легко упасть сквозь сито сатаны, – это неверующий. Единственное, что может пройти через глотку льва, – это неверующий. Только нашей верой мы можем одержать победу над ситом и пастью сатаны (1 Ин. 5:4). Если мы сможем претерпеть до конца, сатана не сможет уничтожить нас. Именно поэтому Иоанн пишет церкви в Смирне в Откровении 2:10: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни».
Огромным ободрением является уверенность в том, что Бог всегда сильнее сатаны и что верою в Него мы можем избежать уничтожения сатаной, и получить венец жизни. Но текст на этом не заканчивается, Божье слово утешения и надежды продолжает звучать. Для ежедневной борьбы нам необходима уверенность в том, что во времена скорби и слабости мы не утратим веру и не проклянем Бога. Нам необходима убежденность, что взлеты и падения нашей веры не закончатся однажды окончательным падением и полным провалом. И Иисус дает нам эту уверенность и убежденность в 32 стихе:
«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих».
Ободрение дарует осознание того, что Бог бесконечно сильнее сатаны и, если мы просто доверяемся Богу до конца, Он даст нам вечную жизнь. Но вдвойне ободряет и исполняет надеждой тот факт, что Иисус Христос и Бог Отец не стоят в стороне, наблюдая за тем, хватит ли у нас сил, чтобы претерпеть с верой до конца. Фактически я уверен, что если бы Святая Троица ежедневно не занималась укреплением моей веры, я бы вмиг испарился. Обратите внимание на то, что Иисус молится Своему Отцу о Симоне («тебе» — единственное число в 32 стихе: Я молился о «тебе», т.е. о Симоне). Он просит Бога сделать то, что необходимо, чтобы сохранить Симона от уничтожения. Иисус абсолютно убежден в том, что Его Отец ответит на молитву, потому что говорит: «И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Иисус знает, что Симон трижды отречется от Него. Он говорит об этом в 34 стихе. Но очевидно и то, что Иисус не считает это кратковременное отречение окончательным поражением Симона и победой сатаны. Это временная слабость, краткая потеря уверенности, за которыми немедленно последовали горькие слезы покаяния и обращения (Лк. 22:62). Иисус знал, что Симон отвернется от своего греха, потому что Он молился за него, чтобы его вера не оскудела полностью. Отец Небесный предоставил сатане возможность просеять Симона, но в ответ на молитву Иисуса, Он не позволил Симону упасть сквозь сито. Таким же образом Он никогда не позволит никому из Своих детей упасть сквозь сито сатаны. Бог дает нам могучее орудие надежды и ободрения – Он не только желает и в высшей степени способен спасти всех, кто верит в Него, Он, в согласии со Своим Сыном, сохранит нашу веру до конца. Мы не только не оставлены без щита веры перед лицом врага, но держим этот щит не только своими руками. Бог всегда позаботится в том, чтобы вера одержала победу, и чтобы у Его детей веры всегда было достаточно.
Именно в этом заключается смысл прекрасного текста, записанного в 1 Послании Петра 1:3-5.
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время».
Великая сила Божья сохраняет нас для вечного спасения, совершенствуя в нас непоколебимость веры в ответ на молитву Иисуса. Мне приятно думать о том, что Бог Отец и Бог Сын совместно содействуют нашему спасению. В другом отрывке Писания Иисус также показывает, как Они вместе сохраняют нас в безопасности. В Иоанна 10:27-30 сказано:
«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно».
Никто не похитит их из руки Моей, никто не может похитить их из руки Отца Моего, потому что Мы –одна рука и она могущественнее всего. Симон Петр, я молился о тебе; Мой Отец и Я договорились крепко держать тебя, и поэтому твоя вера не ослабеет. То же самое обетование применимо ко всем Божьим детям. Положитесь на него и получайте ободрение во всякое время, когда появляются сомнения в том, сможет ли ваша вера в Бога претерпеть до конца.
И последнее, что я хотел бы, чтобы вы увидели в тексте. Не для того, чтобы возложить на вас бремя, но чтобы усилить вашу радость. Радость, которую мы имеем в обетованиях Божьих, всегда удваивается, когда они переливаются через край нашей жизни и проливаются на других людей. А как же остальные десять апостолов (не считая Иуды)? Сатана собирался их также просеять. Молился ли Иисус о них? Да, молился. Но Он не просил Бога Отца защитить их веру так же, как Он защитил веру Петра. В ту ночь Бог сломал хребет гордости и самонадеянности Петра в агонии сатанинского сеяния. Но не позволил ему отпасть. Он обратил Петра, простил, восстановил и утвердил его веру. И теперь на плечи Петра возлагалась задача утверждать веру других десяти апостолов. Иисус даровал все необходимое для десяти, позаботившись о Петре. Утвержденный в вере утверждает других.
В этом отрывке мы можем извлечь важный урок для себя. Иногда Бог напрямую имеет дело с вами, укрепляя вашу веру в предрассветные часы. Но чаще (можно сказать, в десятки раз чаще) Бог укрепляет нашу веру через другого человека. Бог посылает к нам какого-то Симона Петра, который просто приносит слово благодати, необходимое нам для укрепления веры: свидетельство о том, что «вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6). Вечная безопасность является делом общины. Всякий раз, когда Бог ободряет ваше сердце обещанием, что в сатанинском просеивании ваша вера не оскудеет, употребите это ободрение и тем самым удвойте свою радость, утверждая в вере ваших братьев и сестер.
26 апреля, 1981 г. (утро)
Баптистская церковь «Вифлеем»