Разъяснение о мобилизационной подготовке и призыве на военные сборы верующих граждан Украины

14.03.2014
По состоянию на 10 марта 2014 года в Украине не идет речь о всеобщей мобилизации , поскольку введение военного положения сделало бы невозможным проведение президентских выборов , назначенных Верховной Радой на 25 мая этого года.
Одновременно, Совет национальной безопасности и обороны Украины 2 марта объявил полную боевую готовность Вооруженных Сил Украины и поручил Министерству обороны Украины провести учебные сборы с военнообязанными » в необходимых объемах во время и сроки, определенные Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины» .

 

Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации»
В соответствии с Законом под мобилизационной подготовкой понимается комплекс организационных , политических , экономических , финансовых , социальных , правовых и иных мер , осуществляемых в мирное время с целью подготовки к своевременному и организованному проведению мобилизации и удовлетворения потребностей обороны государства и защиты его территории от возможной агрессии , обеспечение жизнедеятельности населения в особый период.
Подготовительные меры касаются национальной экономики , органов государственной власти и органов местного самоуправления , Вооруженных Сил Украины ( ВСУ ) и других военных формирований , а также правоохранительных органов специального назначения , сил гражданской обороны, предприятий , учреждений и организаций. Одним из элементов мобилизационной подготовки могут быть учебные ( или проверочные ) или специальные военные сборы .
Непосредственная мобилизация предполагает переход на организацию и штаты военного времени , может быть общей или частичной и проводится открыто или скрыто . Решение о проведении открытой мобилизации должно быть немедленно объявлено через СМИ.

 

В статье 22 Закон определяет следующие обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации .
Граждане обязаны :
- являться по вызову в военные комиссариаты для постановки на воинский учет и определения назначения на военное время ;
- предоставлять в установленном порядке при мобилизации здания , сооружения , транспортные средства и другое имущество , владельцами которых они являются , Вооруженным Силам Украины и другим воинским формированиям , Оперативно — спасательной службе гражданской обороны с последующим возмещением государством их стоимости в порядке , установленном законом.
Граждане , пребывающие в запасе и не призванные на военную службу или не вовлечены в исполнение обязанностей по мобилизации по должностям , предусмотренным штатами военного времени , по мобилизации , могут быть в соответствии с законом привлечены к выполнению работ , которые носят оборонительный характер.
Закон не предусматривает каких-либо особенностей по мобилизационной подготовке или мобилизации для лиц , которые по своим религиозным убеждениям не могут проходить военную службу.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность , выполняют мобилизационные задания (заказы ) согласно заключенным договорам (контрактам) .

 

Согласно статьи 23 Закона не подлежат призыву на военную службу по мобилизации военнообязанные :

 

  1. забронированые на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти и органами местного самоуправления , а также за предприятиями , учреждениями и организациями в порядке , установленном Кабмином ;
  2. признаны в соответствии с заключением военно -врачебной комиссии временно негодными к военной службе по состоянию здоровья на срок до шести месяцев (с последующим прохождением военно -врачебной комиссии ) ;
  3. мужчины , на иждивении которых находятся пять и более детей в возрасте до 16 лет ( такие мужчины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия только по месту жительства) ;
  4. женщины , на содержании которых находятся дети в возрасте до 16 лет ( такие женщины могут быть призваны на военную службу в случае их согласия и только по месту жительства) ;
  5. заняты постоянным уходом за лицами, в нем нуждаются , в соответствии с законодательством Украины , в случае отсутствия других лиц , которые могут осуществлять такой уход ;
  6. народные депутаты Украины , депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  7. другие военнообязанные или отдельные категории граждан в предусмотренных законом случаях .

Граждане , пребывающие в запасе , заблаговременно приписываются к воинским частям для прохождения военной службы в военное время или в другие подразделения или формирования для выполнения обязанностей по должностям , предусмотренным штатами военного времени.
Гражданам, состоящим на воинском учете , с момента объявления мобилизации запрещается смена места жительства без разрешения соответствующего должностного лица .
Рассмотрим особенности воинской обязанности верующих граждан Украины , убеждения которых не позволяют защищать свою Родину с оружием.

 

Закон Украины « Об альтернативной (невоенной) службе»

 

В соответствии со статьей 24 Закона граждане , прошедшие альтернативную службу , на военные собрания не призываются .
В случае необходимости указанные граждане и граждане , которые по религиозным убеждениям освобождены местной государственной администрацией от призыва на военные сборы , могут быть направлены для ликвидации последствий аварии , катастрофы или стихийного бедствия не более трех раз ( каждый раз на срок до шести календарных месяцев) в пределах возраста , установленного для прохождения военной службы в запасе. Вопросы трудовых отношений по основному месту работы в таких случаях регулируются законодательством о воинской обязанности и военной службе.
В случае призыва на военные сборы граждан , которые после прохождения срочной военной службы получили религиозных убеждений и принадлежат к действующим согласно законодательству Украины религиозным организациям , вероучение которых не допускает пользования оружием , они не позднее 7 календарных дней со дня получения повестки военного комиссариата о призыве на военные сборы подают лично в соответствующее структурное подразделение местной государственной администрации заявление об освобождении от призыва на это собрание ( статья 9 Закона).
Соответствующее структурное подразделение местной государственной администрации обязан принять заявление об освобождении от призыва на военные сборы и в письменной форме уведомить гражданина о дате его явки на заседание соответствующего структурного подразделения местной государственной администрации ( статья 10). Заявление об освобождении от призыва на военные сборы рассматривается в течение 14 календарных дней после его поступления в присутствии гражданина ( статья 11).
Решение об увольнении гражданина от призыва на военные сборы принимается местной государственной администрацией в случае установления истинности религиозных убеждений и выдается заявителю ( статья 12).
При этом следует заметить , что утвержденный постановлением Кабмина Украины от 10.11.1999 года № 2066 «Перечень религиозных организаций , вероучение которых не допускает пользования оружием » на данный момент значительно устарел. Поэтому на практике ходатайство о направлении на альтернативную службу ( вместо срочной военной службы ) или об освобождении от призыва на военные сборы соответствующее структурное подразделение местной государственной администрации рассматривает индивидуального отношении каждого заявителя , оценивая приведенные им доказательства своих религиозных убеждений.

 

 

Закон Украины « О воинской обязанности и военной службе»

В соответствии со статьей 30 Закона от прохождения сборов освобождаются (кроме резервистов ) :

 

  1. работники Вооруженных Сил Украины и других военных формирований ;
  2. работники предприятий , учреждений и организаций гражданской авиации , которые непосредственно обеспечивают перевозки , обслуживание и ремонт воздушных судов и аэродромной техники;
  3. плавучий состав судов морского и речного транспорта и судов рыбной промышленности в период навигации ;
  4. лица, работающие в сельском хозяйстве , а также занятые на предприятиях по ремонту сельскохозяйственной техники , — в период посевных и уборочных работ , за исключением проверочных сборов;
  5. научно — педагогические ( педагогические ) работники высших , профессионально -технических и средних учебных заведений — в период , когда в этих заведениях проводятся занятия;
  6. студенты высших учебных заведений с дневной и вечерней формами обучения — на весь срок обучения , а студенты вузов с заочной формой обучения и такие , сдающих экзамены экстерном , а также аспиранты и докторанты — в период экзаменационных сессий ;
  7. военнообязанные женщины , за исключением проверочных сборов;
  8. лица , уволенные с военной службы , — в течение года после увольнения в запас , за исключением проверочных сборов;
  9. военнообязанные , имеющие детей в возрасте до трех лет или трех и более детей в возрасте до 16 лет ;
  10. военнообязанные — в связи с депутатской деятельностью ;
  11. военнообязанные , забронированные за органами государственной власти , органами местного самоуправления , предприятиями , учреждениями и организациями на период мобилизации и военное время ;
  12. военнообязанные , заключившие контракт о пребывании в резерве службы гражданской обороны , — с целью подготовки резерва службы гражданской обороны ;
  13. студенты , которые учатся в высших и средних духовных учебных заведениях ;
  14. священнослужители , которые занимают должность в одной из религиозных организаций, действует по уставу ( положению) , зарегистрированным в установленном порядке ;
  15. кандидаты в народные депутаты Украины , зарегистрированные в установленном порядке , по их заявлению — до дня опубликования результатов выборов включительно.

 

Ответственность за нарушение законодательства
Должностные лица , виновные в нарушении законов Украины и других нормативно — правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации , а также граждане за невыполнение своих обязанностей по мобилизационной подготовке и мобилизации несут ответственность согласно закону .
В частности , Уголовный кодекс Украины предусматривает ответственность за уклонение от призыва по мобилизации ( статья 336 ) , что наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Уголовным правонарушением также считается уклонение от воинского учета или от учебных ( либо поверочных ) или специальных сборов ( статья 337).
Другие нарушения законодательства о воинской обязанности и военной службе и о мобилизационной подготовке и мобилизации относятся к административных проступков (статьи 210 , 210-1 , 211-1 — 211-6 КоАП Украины ) , за совершение которых предусмотрено наложение денежных штрафов.

Максим ВАСИН

исполнительный директор Института религиозной свободы ,

магистр права

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *