До сих пор нахожусь под впечатлением от исследований, которые я сделал во время подготовки проповеди о христианах, которые умерли мученической смертью в первые 300 лет жизни Церкви Иисуса Христа. В проповеди я не имел возможность прочитать истории многих мучеников, которые прославили Христа своей верностью, верностью до смерти, как и Христос был верен Богу до смерти.
Прошу вас, умоляю, когда будете читать, обратите внимание на имена людей, ведь за этими именами жизни, семьи, жены, дети, родители, родственники, мечты, планы и т.п. Они были такими же людьми как и ты!
Проповедь прослушать можно по этой ссылке:
http://skripak.kiev.ua/blog/mp3
Итак, 10 многолетних гонений за 300 лет и тысячи людей (важно конечно послушать проповедь, так как здесь написано то, что не вошло в проповедь)
Первое гонение при императоре Нероне (54-304 гг.)
Варварские действия против христиан были гораздо хуже предыдущих преследований, особенно те, которыми руководил сам Нерон. Подобное могло возникнуть только в воображении, вдохновленном диаволом. Некоторые христиане были зашиты в шкуры диких животных и растерзаны собаками. На других надели рубашки, пропитанные смолой, привязали к столбам в саду Нерона и подожгли, чтобы освещать его вечеринки.
Жестокое преследование распространилось по всей Римской империи, но оно более способствовало укреплению духа христиан, чем его подавлению. Вместе с Павлом и Петром приняли мученическую смерть и некоторые из семидесяти учеников Иисуса (Лук10:1). Среди них были: Ераст, коринфский казнохранитель (Римлянам 16:23); Варсава, прозванный Иустом (Деяния 1:25); Анания, епископ Дамасский, которого Господь направил к Павлу (Деяния 9:10).
Второе гонение при императоре Домициане (81-96 гг. н.э.)
Домициан был очень жестоким человеком, убившим собственного брата и начавшим второе гонение, направленное против христиан. Ненавидя христиан, Домициан издал указ: «Ни один христианин, однажды ставший перед судом, не может быть освобожден от наказания, если только он не отречется от своей веры».
О христианах в это время было сказано множество лжи, настолько возмутительной, поверить которой можно было только под влиянием слепой ненависти: христиан обвиняли в голоде, эпидемиях, землетрясениях, происходящих в любой части Римской империи. Желающим свидетельствовать против христиан предлагали деньги, и множество невинных людей было убито из-за чьей-то материальной выгоды. Когда христианина христианина приводили пред Домицианов суд, ему предлагали произнести клятву верности императору, чтобы получить свободу. Отказавшиеся дать клятву были убиты, как и те, которые исповедали христианство.
Мучеником в это время стал хорошо известный нам Тимофей, прославленный ученик апостола Павла и старейшина Ефесской церкви до 97 г. В том году ефесские язычники отмечали праздник под названием «Катагогин». Когда Тимофей увидел языческую процессию, он преградил ей путь и сурово упрекнул ее участников за идолопоклонство. Его святое дерзновение разозлило язычников, и они так избили его дубинками, что от полученных ран он умер спустя два дня.
Император Адриан
Император Адриан продолжавший третье гонение на христиан с такой же жестокостью, как и его предшественник. Около десяти тысяч христиан было убито во время его правления. Многих увенчали терновым венцом, распяли, а затем ударяли копьем в бок, пытаясь таким образом имитировать смерть Христа.
Евстахий, отважный и преуспевающий римский военачальник, получил приказ принимать участие в жертвоприношении идолам на празднике в честь его победы, но его чистосердечная вера в Христа была намного больше его тщеславия, и он отказался. Взбешенный этим, Адриан забыл доблестное служение Евстахия Риму и приказал казнить его и всю его семью.
Два брата, Фаусин и Йовит, переносили пытки с таким терпением, что язычник по имени Калосериус в изумлении воскликнул: «Как велик Бог христиан!» За что был немедленно арестован и приговорен к таким же пыткам.
Адриан умер в 138 г. и был сменен Антонином Пием. Император Пий, самый добродушный из всех монархов, прекратил все преследования христиан.
Четвертое гонение при императоре
Марке Аврелии Антонине (162-180 гг.)
Марк Аврелий был философом и написал «Размышления» — классический труд по стоицизму, суть которого сводится к безразличию по отношению к боли и наслаждениям. Он был безжалостным и жестоким в отношении христиан и ответственен за четвертое гонение.
Христиан преследовали с такой нечеловеческой жестокостью, что наблюдавшие за казнью в ужасе содрогались и поражались мужеству страдальцев. Одним мученикам дробили ноги специальными прессами, других заставляли ходить по шипам, гвоздям, острым краям ракушек и другим предметам. Иных бичевали до тех пор, пока не разрывались их мускулы и вены. Затем, после жесточайших пыток, какие только можно было представить, их убивали ужаснейшим образом. И только единицы отрекались от Христа или просили своих мучителей уменьшить их страдания.
Когда Германик, молодой истинный христианин, был брошен львам за свою веру, он держался настолько отважно, что несколько язычников, вдохновленных его смелостью, обратились в веру.
Поликарп, ученик апостола Иоанна и епископ церкви в Смирне, когда услышал, что за ним пришли солдаты, попытался скрыться, но был обнаружен ребенком. Он накормил арестовавших его солдат и попросил у них один час на молитву. Поликарп молился с таким усердием, что конвоиры попросили у него прощение за то, что именно им пришлось арестовать его. Поликарпа привели к правителю, который приговорил его к сожжению на торговой площади.
Перед тем, как осудить его, правитель предложил ему: «Похули Христа, и я освобожу тебя». – «Я был Его слугой 86 лет, и Он никогда не изменял мне. Как я могу обесчестить Моего Царя, Того, Кто спас меня?»
На торговой площади его привязали к столбу, а не прибили, как поступали обычно, ибо Поликарп уверил, что будет недвижимо стоять в огне и не окажет сопротивления. Сухой хворост мгновенно вспыхнул вокруг него, но не прикоснулся к телу. Палачу было приказано убить Поликарпа мечем.
Фелисия, известная женщина из богатой римской семьи, была искренней и благочестивой христианкой. У нее было семеро сыновей, тоже искренних христиан. Все они приняли мученическую смерть. Януария, старшего сына, бичевали, а затем раздавили прессом насмерть. Феликсу и Филиппу размозжили дубинкой головы. Сильваний, четвертый, был сброшен в пропасть. Трое младших – Александр, Виталий и Мартиал – обезглавлены мечом. А потом тем же мечом обезглавили Фелисию.
Иустин, греческий теолог, основавший школу христианской философии в Риме, автор трудов «Апология» и «Беседы», принял мученическую смерть во время этих гонений. Он – уроженец то ли Неаполя, то ли Самарии. Это был образованный, любящий истину человек. После принятия христианства в возрасте 30 лет написал обращение к язычникам, а также использовал свой талант для убеждения иудеев в истинности христианской веры.
Когда язычники начали жестоко преследовать христиан, Иустин встал на их защиту, призывая императора издать указ в защиту христиан.
Вскоре после этого он вступил в дебаты с циником Крискенсом и своими аргументами обезоружил его, чем задел за живое, в результате чего тот принял решение уничтожить Иустина. Своим следующим трудом в защиту христиан Иустин дал ему возможность осуществить задуманное, что тот и исполнил, убедив императора, что Иустин представляет для него опасность. Иустин и шесть его друзей были арестованы, им предложили принести жертву идолам. Когда же они отказались, их подвергли бичеванию и затем обезглавили.
Вскоре после этого преследование христиан на некоторое время прекратилось по причине чудесного избавления императорской армии от несомненного поражения в одной из битв на севере, произошедшее благодаря молитве одного из легионов, в котором все воины были христианами. Но гонение затем возобновилось во Франции, где практиковались пытки, неподдающиеся описанию.
Санктуса, диакона из Вены, пытали, положив раскаленные докрасна медные пластинки на самые уязвимые части тела и держа их до тех пор, пока они не прожигали тело до кости.
Бландина, молодая христианка хрупкого сложения, о которой думали, что она не сможет перенести пытки, обнаружила настолько великую стойкость, что ее мучители устали от своей диавольской работы. После этого ее стремя другими христианками подвесили на столбе в амфитеатре, чтобы они стали пищей для диких львов. В ожидании смерти Бландина искренне молилась за своих друзей и ободряла их. Но ни один из львов не прикоснулся к ней, поэтому ее опять бросили в темницу, и так происходило дважды. Последний раз ее вывели вместе с пятнадцатилетним Понтиком. Твердость их веры привела толпу в такую ярость, что не были приняты во внимание его юный возраст, ни ее принадлежность к слабому полу, и они прошли через жесточайшие пытки. Бландину порвали львы, затем ее бичевали, после этого завернули в сеть и бросили быку, который бодал ее рогами, обнаженной сажали на раскаленный докрасна металлический стул. Когда Бландина могла говорить, она убеждала всех, находящихся с ней рядом, укрепиться в вере. Стойко держался до конца и Понтик. Когда палачи Бландины увидели, что не смогут заставить ее отречься от веры, они убили ее мечом.
Пятое гонение, начатое императором
Люцием Септимием Севером (193-211 гг.)
Во время этого преследования Виктор, римский епископ, принял мученическую смерть в 201 г.; Леонид, отец Оригена, греческого христианского философа, известного благодаря его толкованию Ветхого Завета, был обезглавлен. Многие слушатели Оригена также приняли смерть. Плутарх, Серен, Нерон, Гераклид были обезглавлены. Женщина по имени Раиса была облита кипящей смолой, а затем сожжена, так же как и ее мать Марселла. Ее сестра Потаинина встретилась с той же жесто¬костью, и во время пыток один из офицеров по имени Басилид, ответственный за экзекуцию, был обращен ко Христу. Позже, когда от него потребовали принести жертву римским идолам, он отказался, так как был уже христианином. Бывшие с ним вначале не поверили ему, но когда Басилид подтвердил это, его приволокли к судье, приговорили и обезглавили.
Ириней (130-202 гг.), отец греческой церкви и епископ Лионский, родился в Греции, получил мирское и светское обра¬зование. Считается, что это он написал историю преследований в Лионе. Он был обезглавлен в 202 г.
Гонение распространилось на северную Африку, которая в то время была римской провинцией. Многие приняли мучени¬ческую смерть.
Перпетуя, молодая замужняя женщина с грудным ребен¬ком. Фелицата, беременная женщина. Ревокат, раб, обучен¬ный принципам христианства. Вместе с ними были заклю¬чены Сатурний, Секундул и Сатур. Их троих провели через строй солдат, жестоко бичевавших их.
Когда Перпетуя предстала перед проконсулом Минутусом, ей предложили принести жертву идолам и получить за это свободу, но она отказалась, и, хотя она еще кормила ребенка грудью, его забрали, а ее заключили в темницу. «Темница для меня — как дворец», — сказала она. Несколько позже она и другие заключенные предстали перед судьей Хиларианом. Он тоже предложил Перпетуе свободу, если она принесет жерт¬ву. Отец женщины присутствовал там вместе с ее ребенком и умолял ее уступить. Она ответила: «Я не буду приносить жертвы».— «Ты христианка?» — спросил Хилариан. — «Я хри¬стианка», — ответила Перпетуя.
Все христиане стойко держались Христа; их приговорили к растерзанию дикими зверями на радость толпы на ближайшем языческом празднике. Мужчин должны были растерзать львы и леопарды, а женщин убить дикие буйволы.
В день казни Перпетую и Фелицату раздели догола и завер¬нули в сетку, но затем им вернули одежды. На арене Перпетую ударил бык и оглушил ее, но не ранил серьезно; Фелицату, однако, бык пронзил рогами. Перпетуя поспешила к ней и под¬держивала ее в ожидании, что бык атакует их снова, но тот не захотел, и их убрали с арены к разочарованию толпы.
После небольшой паузы женщин притащили обратно, чтобы они были добиты гладиаторами. Фелицата немедленно была убита, а молодой, неопытный гладиатор, которому поручили убить Перпетую, сильно волновался и смог только слегка ра¬нить ее несколько раз. Видя, как он волнуется, Перпетуя взяла его меч и направила в то место, куда следовало ударить.
Мужчин ждала та же участь. Сатур и Ревокат были убиты дикими животными, Сатурний обезглавлен, Секундул от полу-ченных ран умер в темнице.
(Шестое гонение при императоре
Марке Клодии Папьен Максимине (164-238 гг.)
Максимин был деспотом, отдавшим приказ разыскать и уничто¬жить всех христиан. В это время христиан убивали в великом множестве, так что их приходилось погребать но 50 или 60 человек в одной большой могиле.
Среди убитых был Понтиан, епископ Римский, которого за проповедь против идолопоклонства выслали в Сардинию и за¬тем убили. Его преемник Антерос занимался сбором фактов об истории мученичества, что было расценено, как оскорбление правительства. Его убили спустя 40 дней после смерти Понти- ана. Римский сенатор Паммач с семьей и еще 42 христианина обезглавлены в один день, и их головы вывесили на городских воротах. Христианского служителя Калиподия протащили по улицам Рима, а затем бросили в реку Тибр, привязав к шее жернов. Максимин умер в 238 г. и был сменен Гордианом, которого затем сменил Филипп. Во время царствования последних двух правителей гонения на церковь не было в течение 6-10 лет. В 249 г. языческий священник без ведома императора спровоци¬ровал гонение в Александрии. Во время этого преследования пожилого христианина Метруса, отказавшегося поклониться идолам, избили дубинками, затем искололи иглами и забили камнями до смерти. Христианку Квинту бичевали, протащили, держа за ноги, по острым камням, а затем побили камнями. Семидесятилетнюю Апполонию, исповедавшую христианство, привязали к столбу и собирались сжечь. Когда зажгли пламя, Апполония стала умолять, чтобы ее отвязали, и толпа решила, что она намеревается отречься от Христа. Каково же было из¬умление толпы, когда Апполония бросилась назад в пламя и умерла.
Седьмое гонение при императоре Деции (249-251 гг.)
Деций был инициатором преследования, потому что ненавидел своего предшественника Филиппа, о котором утверждается, что он был христианин, а также потому, что был зол на бы¬стро распространявшееся христианство и на то, чтоязыческие
боги были забыты. Император решил искоренить христианство и уничтожить всех его последователей. Языческие граждане Рима страстно желали исполнить приказ Деция, будучи убеж¬дены, что убийство христиан выгодно всей империи. Во время этого гонения было замучено величайшее множество христиан. Всех перечислить невозможно, вот только некоторые из них.
Как писал в 398 г. Св. Хрисостом, патриарх в Константи¬нополе, Юлиан, киликиец, был арестован как христианин и посажен в кожаный мешок со змеями и скорпионами, а затем выброшен в море.
Юноша Петр, который был известен благодаря необыкновен¬ным умственным способностям и прекрасному телосложению, отказался принести жертву богине Венере. В свою защиту он сказал: «Я удивляюсь, как вы можете приносить жертвы бесстыдной женщине, о распутстве которой говорят ваши соб¬ственные писания, жизнь которой была полна извращений, за что, в соответствии с вашим законом, она должна быть нака¬зана. Нет, я принесу жертву истинному Богу, жертву хвалы и молитвы». Когда правитель Азии Оптимус услышал это, он приказал растянуть Петра на дробильном колесе и пытать, пока все его кости не будут сломаны, а затем обезглавить.
Слабый христианин Нихомач был приведен к Оптимусу и получил приказание принести жертву идолам. Нихомач отве¬тил: «Я не могу засвидетельствовать свое почтение дьяволу, его должно воздавать только Всемогущему». Он был немедлен¬но подвержен пыткам и вскоре отрекся от Христа. Как только Нихомача освободили, он был охвачен величайшей агонией, упал на пол и умер. Наблюдая за происходящим страшным су¬дом Божьим, Дениса, шестнадцатилетняя девушка из толпы, воскликнула: «О несчастный, ты покупал минутную свободу, а приобрел ужасную вечность!» Это услышал Оптимус и подозвал Денису к себе. Когда она исповедала свое христианство, то была обезглавлена.
В Александрии Александр и Епимах были арестованы как христиане. Когда они исповедали свою веру, их избили палками, порвали крючьями и затем сожгли. В тот же день были обезглавлены четыре мученицы, имена которых неизвестны.
В Нисе Труфо и Респик, видные мужи и христиане, были арестованы и проведены через пытки. Их бичевали, пронзали |ноги гвоздями, тащили по улицам, рвали железными крючьями, Ькгли факелами, а затем обезглавили.
Квантин, правитель Сицилии, воспылал страстью к одной сицилийке по имени Агафа, известной своей добродетелью и удивительной красотой. Когда она отклонила все предложения Квантина, он отдал ее во власть пользующейся дурной славой женщине Афродике, содержавшей бордель. Но и этот демон в образе женщины не смог заставить Агафу заниматься про¬ституцией, чтобы Квантин смог удовлетворить свою похоть. Услышав об этом, он вызвал ее к себе. Когда Агафа исповедала свое христианство, Квантин отдал приказ, чтобы ее бичевали, рвали тело острыми крючьями, а потом положили на горящие угли, смешанные с битым стеклом. Агафа переносила пытки с великой отвагой, и ее отправили назад в тюрьму, где она умерла от полученных ран 5 февраля 251 г. Правитель Крита Люций приказал арестовать восьмидесятичетырехлетнего епископа церкви в Гортине Цирила за то, что он отказался подчиниться императорскому приказу и принести жертву идолам. Когда Цирил предстал пред Люцием, тот предложил ему совершить жертвоприношение и таким образом спасти себя ‘ от ужасной смерти. Благочестивый человек ответил, что по¬скольку он очень долго учил других пути в вечную жизнь, то и ему самому следует быть чрезвычайно твердым в этом, чтобы спасти свою собственную душу. Он не выразил никакого страха, когда Люций приказал сжечь его, и страдал в пламени с радостью и великим мужеством.
В 251 г. император Деций построил языческий храм в Ефесе и приказал всем жителям города прийти и принести жертвы идолам. Семеро его воинов, христиан, отказались и их бросили в темницу. Вот их имена: Константин, Дионис, Иоанн, Малхус, Мартиан. Максимиан и Серион. Вначале Деций пытался отвратить их от веры, демонстрируя свою снисходительность, он дал им время подумать над этим, пока он не вернется из своего путешествия. Во время отсутствия императора семеро воинов сбежали и спрятались в пещере в близлежащих горах. Когда Деций вернулся, их нашли и замуровали в этой пещере, чтобы они умерли там от жажды и голода.
Во время этого гонения при императоре Деции шестидеся¬тичетырехлетнего Оригена. известного христианского филосо¬фа, чей отец Леонид был замучен во время пятого гонения на христиан, арестовали и бросили в отвратительную темницу в Александрии. Его ноги заковали в цепи и вставили в специаль¬ную колоду так, чтобы быть как можно дальше одна от другой. Его пытали на медленном огне, делая все возможное, чтобы он как можно дольше мучился перед смертью.
К счастью, в это время Деций умер, а его последователь Галла был занят в сражении с готами, германской народностью с севера. Это временно приостановило гонение на христиан. Ориген был освобожден и уехал в Тир, где оставался до самой смерти в 254 г., через пять лет после освобождения.
Восьмое гонение при императоре Валериане (253-260 гг.)
Это гонение началось в четвертом месяце 257 г. и длилось три с половиной года. Количество мучеников и качество пыток было такое же, как и во время предыдущего преследования. Мы не в состоянии рассказать все истории, поэтому избрали только некоторые, которые помогут нам представить это гонение.
33
Руфина и Секунда, красивые, образованные дочери извест¬ного в Риме человека, были помолвлены с двумя богатыми мо¬лодыми людьми — Арментарием и Секундом. Все четверо были утвержденными христианами. Когда началось преследование, юноши, однако, поняли, что могут потерять деньги, отреклись от веры и попытались убедить девушек сделать то же самое. Когда те отказались, «порядочные» юноши донесли на них и их арестовали как христианок; девушек привели к римско му правителю Ионию Донатусу, где они были приговорены и обезглавлены. Пресвитер Римской церкви Стефан также был обезглавлен.
В это же время в Тулусе, который был частью римской Галлии, благочестивый пресвитер церкви Сатурний отказался участвовать в жертвоприношении в храме, за что его тут же в храме привязали за ноги к хвосту дикого буйвола. Животное побежало вниз по ступеням, таща Сатурния за собой. Когда буйвол достиг последней ступеньки, голова благочестивого че¬ловека раскололась, и он отошел в вечность.
В Риме Сиктус стал пресвитером церкви вместо Стефа¬на, но его служение было очень коротким. В том же 258 г., когда был замучен Стефан, римский правитель Марсианий получил приказ от Валериана уничтожить всех церковных служителей в Риме. Сиктуса и его шесть диаконов немед¬ленно убили.
В Римской церкви был также благочестивый человек по имени Лаврентий, служитель Евангелия, ответственный в церк¬ви за ежедневное раздаяние потребностей (см. Деяния 6:3). Марсианий, стремясь в своей жадности заполучить церковные ценности, потребовал, чтобы Лаврентий рассказал ему, где они хранятся. Лаврентию дали три дня, в течение которых он должен был собрать и принести все ценное правителю. По прошествии трех дней Марсианий потребовал от Лаврентия исполнить обещанное. Тогда Лаврентий простер руки в сторону очень бедных христиан, которые пришли с ним, и сказал: «Вот драгоценные камни церкви. Они являются сокровищем в Цар¬ствии Христа, в них самих обитает Христос. Может ли быть в церкви что-то дороже людей, в которых обитает Христос?»
Услышав это, Марсианий пришел в сильнейшую ярость и в демоническом бешенстве воскликнул: «Разожгите огонь, не жалейте дров! Этот негодяй осмелился обмануть императора! Убирайтесь вместе с ним, убирайтесь вместе с ним! Бейте его хлыстами, рвите его крючьями, избейте его, размозжите ему голову дубиной! Может ли изменник шутить с императором? Щипайте его раскаленными щипцами, обложите его раскален- ными пластинами, принесите самые крепкие цепи и разожги¬те огонь, принесите железную кровать. Поставьте кровать на огонь и, когда она раскалится докрасна, свяжите руки и ноги изменнику и зажарьте его, испеките его, положите его и пере¬ворачивайте. Мучьте его изо всех сил, как только можете, или вы будете замучены сами».
Не успел он закончить свою речь, как начались пытки. После всевозможных истязаний этого кроткого раба Христова поло¬жили на раскаленную кровать. Но по провиденью Божьему она была для благочестивого Лаврентия, как будто кровать с пери¬ной, он лежал на ней и умирал, словно наслаждался отдыхом.
В 260 г. на престол взошел Галлиен, сын Валериана. Во время его правления на несколько лет прекратились гонения церкви.
Девятое гонение при Аврелиане
(Люций Домитий Аврелианий) (270 — 275 гг.)
Аврелиан известен историкам как римский император, не по¬зволивший варварам перейти реку Рейн и снова присоединив¬ший Британию, Галлию, Испанию, Сирию и Египет к Римской империи. Христиане же знали его как еще одного варвара и гонителя церкви Иисуса Христа.
Пресвитер Римской церкви Феликс — первый мученик во время правления Аврелиана. Его обезглавили в 274 г.
В Прайнесте, городе, расположенном в 30 милях от Рима, богатый молодой человек по имени Агапетус продал все свое имение и раздал деньги нищим. За это его арестовали как христианина, пытали и обезглавили.
Аврелиан был предательски убит своими же подданными, и его сменил Тацит. После Тацита правили следующие импе¬раторы: Пропий, Карий и его сыновья Карний и Нумериан. Во время их правления гонений не было.
Десятое гонение при Диоклетиане (284-305 гг.)
Предыдущие преследования были лишь подготовкой к гонению под руководством Диоклетиана — оно было самым жестоким. Стремление императора возобновить древнюю языческую рели¬гию Рима привело к возникновению преследования, не только массового, но и последнего величайшего преследования во всей Римской империи. В Риме в 287 г. Квантин и Люсиан приняли решение про¬поведовать Евангелие в Галлии. В течение некоторого времени они проповедовали вместе в Амейне на севере Франции. Затем Люсиан отправился в другой город, где его осудили, и он при¬нял мученическую смерть. Квантин же отправился в Пикарли, горя желанием нести Благую весть людям той местности. Поч¬ти сразу же по прибытии туда он был арестован и приговорен к смерти. Чтобы растянуть смертельную агонию, к рукам и ногам ему привязали веревки и растягивали до тех пор, пока не вывихнулись все суставы; затем его хлестали проволочным хлыстом, на обнаженное тело лили кипящее масло и смолу, жгли огнем бока и подмышки. После этих пыток Квантина бро¬сили назад в темницу, где он вскоре умер от полученных ран. К его телу привязали большой камень и бросили в реку Сомм. Во время правления Диоклетиана его приемный сын и приемник Галерий, подстрекаемый своей матерью, фанатичной язычницей, убедил императора в необходимости уничтожить христианство во всей Римской империи.
Кровавую работу решили начать 23 февраля 303 г. Начали с Никомедии, столицы восточной части Римской империи Диоклетиана. Ранним утром начальник городской охраны и множество воинов и добровольных помощников направились к главной христианской церкви, взломали двери, обыскали здание и сожгли все священные книги.
Диоклетиан и Галерий, сопровождавшие их, чтобы быть свидетелями начала конца христианской религии, не удовлет¬ворились только сожжением книг — они приказали сравнять здание с землей. Диоклетиан издал указ, согласно которому
все христианские церкви и книги должны были быть уничто¬жены, а все христиане арестованы как изменники империи.
Все христиане в Никомедии были арестованы и брошены в темницу. Чтобы быть уверенным в том, что христиане будут наказаны жестоко, Галерий тайно приказал поджечь императорский дворец и обвинил в поджоге христиан. Сразу же на¬чалось всеобщее гонение на христиан по всей империи. Оно длилось 10 лет, в течение которых были уничтожены тыся¬чи христиан. Во внимание не принимались ни их возраст, ни пол — пощады не было никому. В 286 г. Диоклетиан решил разделить империю на две части — Восточную и Западную, чтобы более эффективно ею управлять, и особенно жестокие гонения происходили в Восточной части, находившейся под ег оправлением.
Слово «христианин» стало ненавистным для всех язычников, и любой, называющийся этим именем, не мог надеяться на ми¬лость с их стороны. Снова христиан обвиняли во всех несчастьях и неудачах, которые постигали язычников. К ним применяли всевозможные пытки, какие только можно было изобрести.
Подожжено множество христианских домов, и целые семьи гибли в огне. На шеи некоторым вешали тяжелые камни, затем связывали всех вместе и топили в Мраморном море. Бичева¬ние, огонь, меч, кинжалы, кресты, яд, пытка голодом — этому подвергали как отдельных людей, так и группы христиан. Город Фригия, где все жители были христиане, сожжен, и все его обитатели погибли в огне.
Под конец уставшие от убийств, правители некоторых про¬винций обратились к императору, утверждая, что такие дей¬ствия ошибочны. В результате многие христиане спаслись от смерти, но их изувечили, чтобы сделать их жизнь сплошным несчастьем. Многим отрубили уши, отрезали нос, выкололи глаза, поломали кости, выжгли огнем открытые части тела. Они были заклеймены как христиане.
Что касается всеобщего гонения, то мы можем рассказать только некоторые истории, но они повествуют о тысячах не¬милосердно замученных и умерших в величайших страданиях.
Себастьян был офицером императорской гвардии в Риме. Когда во время преследований он отказался отречься от Христа и поклониться идолам, Диоклетиан велел пронзить его стре¬лами, что и было исполнено. Когда христиане пришли забрать тело Себастьяна для погребения, они заметили, что он еще подает признаки жизни и тотчас же отнесли его в укромное место, где он смог бы оправиться от полученных ран. Отсрочка оказалась короткой: вскоре Себастьян встретил на улице Диоклетиана и упрекнул его за жестокость и несправедливость по отношению к христианам. Император удивился, увидев Себа стьяна живым, и приказал снова арестовать его, отправить на место казни и избить до смерти. А чтобы христиане не смогли найти его тела, Диоклетиан приказал бросить его в сточные трубы. Но благочестивая женщина по имени Люсинда нашла способ извлечь тело и погребла его в катакомбах, где были похоронены тела других мучеников.
Вит был наставлен в христианском учении своей няней. Ког¬да его отеця-язычник обнаружил это, он попытался возвратить Вита назад в язычество, но не смог. Чтобы ублажить своих богов за оскорбление, нанесенное им его сыном, он принес Вита в жертву 14 июня 303 г.
Однажды, когда правитель Киликии Максим находился в Тарсе, к нему привели трех христиан: Тарха, Проба и Андроника. От них потребовали отречься от веры во Христа. Когда же они отказались, их отправили в амфитеатр и выпустили несколько голодных зверей, чтобы те разорвали христиан. Од¬нако звери сделать этого не захотели. Тогда выпустили львов и медведя, которые в тот день уже растерзали трех человек, но и те также отказались нападать. Разочаровавшись в своих попытках уничтожить христиан при помощи зубов и когтей диких животных, Максим приказал заколоть их мечом.
Роман был диаконом церкви в Кесарии. Его арестовали и, отправили в Антиохию, где приговорили за веру, бичевалипытали, рвали крючьями, изрезали ножами лицо и все тело, выбили зубы, вырвали волосы, а затем задушили.
Благочестивая Сюзанна, племянница пресвитера римской церкви Кая, получила приказ от Диоклетиана выйти замуж за одного из его родственников, язычника. Когда она отказалась, ее обезглавили.
Петр, евнух и раб императора, обратился в христианскую веру и стал скромным и смиренным христианином. Когда Ди¬оклетиан узнал об этом, он приказал привязать его к решетке для пытки пламенем и буквально зажарить на медленном огне, пока тот не умрет. Пытка длилась Несколько часов.
Евлалия была замечательной, прекрасной девушкой из хри стианскои семьи в Испании. Когда ее арестовали, офицер по¬пытался обратить ее в языческую веру, но она так высмеяла языческих идолов, что он впал в ярость и приказал пытать ее с особой жестокостью. Во время пыток ей вонзали крючья в бока, а затем вырывали плоть, жгли огнем груди, пока они не обуглились. Евлалия умерла от боли. Это произошло в декабре303г.
В 304 г. правитель Таррагона в Испании приказал аресто¬вать пресвитера Валерия и его диакона Винсента, заковать их в цепи и бросить в темницу. Оба держались стойко, но по неизвестной причине пресвитер был всего лишь изгнан из Таррагона, в то время как его диакон прошел через ужасные пытки. Его связали и провели через пытку растягивания, пока не были вывернуты все кости из суставов, крючьями рвали самые уязвимые части тела, а затем привязали к специальной решетке, покрытой вонзающимися в тело шипами, под которойгорело пламя. Однако ни одна из этих пыток не смогла заста¬вить Винсента изменить решение и не убила его, поэтому его бросили в тюремную камеру, пол которой был усыпан острыми камнями и битым стеклом. 22 января 304 г. он умер в муках.
Гонение христиан достигло пика жестокости в 304 г , за год до того, как Диоклетиан отрекся от престола. Казалось, что язычники чувствуют грядущие перемены и до того, как преследование будет окончено, они стараются причинить христианам ужаснеишие страдания. И опятьтаки мы можем рассказать только некоторые истории о людях, принявших мучительную смерть в этом году.