Цвингли – швейцарский реформатор, строивший свое учение на учении Иисуса. Он нес свет истины в сердца людей, многие из жителей Швейцарии поддерживали его взгляды и с удовольствие приходили послушать его богослужения.
Во главе реформации обычно стояли люди, не испорченные богатством и славой, не зараженные гордыней и честолюбием, свободные от церковных книг и фанатизма. После того, как свет учения Мартина Лютера появился в хижине саксонского горняка, на свет появился Ульрих Цвингли. Мальчик рос среди прекрасной природы, еще с детства он смог проникнуться всемогуществом и величием Бога. Благочестивая мать постоянно рассказывала ему различные библейские истории, тщательно выбранные из церковных преданий и легенд. Отец Цвингли очень хотел, чтобы сын получил хорошее образование. В тринадцатилетнем возрасте мальчик отправился в одну из лучших школ Швейцарии – в Берн. Там монахи изо всех сил старались склонить Цвингли к поступлению в их монастырь. Талант и выдающиеся способности могли принести популярность ордену. За этим бы последовало и увеличение доходов. Монахи использовали всю хитрость и лесть, лишь бы только мальчик согласился поступить в их монастырь. Об их замысле узнал отец юноши и приказал тому немедленно вернуться домой.
Цвингли повиновался, однако, оставаться в своем родном селении он уже не мог. Продолжать свои занятия он отправился в Базель, где ему впервые пришлось услышать Благую весть о Благодати Божьей. Один из преподавателей, распространял божественный свет среди студентов, давая понять, что есть истина. Однако, вскоре и Базель остался позади. Свою самостоятельную жизнь он начал в церкви в Альпах, недалеко от своего родного селения. Приняв сан священника, он полностью посвятил себя изучению Библии. И чем больше он вникал в суть Писания, тем больше заблуждений он видел в римской церкви.
Его учение строилось на учении Христа. Оно не было заимствовано у Лютера. Цвингли говорил об этом так: «Если Лютер проповедует о Христе, он делает то же, что и я. Он привел ко Христу намного больше людей, чем удалось мне. Но это не имеет никакого значения. Я не желаю носить никакого другого имени, кроме имени Христа; я — его воин, и Он — мой единственный Наставник. Мы с Лютером ни разу не обменялись ни словом. Так выявилась целостность Духа Божьего, ведь нас двое, но мы не сговариваясь проповедуем учение Христа совершенно единодушно».
Его деятельность против беззакония Рима началась с того момента, когда он стал Священником в Эйнзиделънском монастыре. Именно там он и столкнулся с учением римской церкви. Многим высказывания Цвингли на счет обрядов, одеяния, жертвоприношения и долгих паломничеств не нравились, так как их полностью устраивал тот путь спасения, который был указан Римом. Гораздо проще согласиться со священником или папой, чем самому искать путь к чистоте сердца и помыслов.
Однако, были и те, кто радостно принял весть о том, что искупить свои грехи можно через Иисуса Христа. Предлагаемые обряды римской церкви не давали душе желанного покоя. Возвращавшись домой, они рассказывали эту новость другим. Так свет истины начал распространяться из одного селения в другое, а число паломников и приношений резко сократилось. Такой ход событий радовал Цвингли.
Начальство воздерживалось от какого-либо вмешательства, надеясь все же переманить его на свою сторону. В это же время истина продолжала все глубже и глубже проникать в сердца людей.
Далее Цвингли был приглашен в кафедральный собор Цюриха, где ему предложили место священника. Однако, те, кто пригласил его, решили четко обозначить его обязанности, так как очень боялись нововведений. Иными словами, Цвингли должен был вести службу так, как это делалось ранее, без каких-либо нововведений с его стороны. Выслушав все наставления, он все же изложил свои взгляды о предстоящей работе. Намерения Цвингли понравились далеко не всем священникам, и они пытались разубедить его. Но Цвингли остался непоколебим, при этом утверждая, что действует точно такими методами, которыми церковь пользовалась издавна.
Интерес к истинам, которые проповедовал Цвингли уже появился. Все больше и больше людей приходили, что бы послушать его. Свое богослужение он начина с объяснения Библии, и люди с удовольствием и интересом слушали его. Он рассказывал им не только спасении, но и о развращенности сегодняшнего дня. Многие говорили: «Этот человек — проповедник истины. Он станет нашим Моисеем и выведет нас из мрака египетского плена».
Однако, вскоре Цвингли встретил сопротивление. Монахи решили, что пора положить конец его деятельности, осудив за его учение истины. Как раз в этот момент некто привез в Цюрих сочинения Лютера. Таким образом свет проник и в эту страну.
Итак, возникли и развивались два движения. Одно предлагало искупление грехов за деньги, а другое – через Христа. Каждый грех имел свою определенную цену. Следовательно, людям разрешалось совершать преступления, лишь бы только казна постоянно пополнялась. Получилось так, что Рим допускал возможность совершения греха, а реформаторы осуждали все греховные деяния, указывая при этом на Христа как на Искупителя.
Цвингли вел борьбу против продажи индульгенций, успешно разоблачая их торговцев. Однако, особенный размах реформации был в 1519 году. В этот период вся Швейцария была поражена эпидемией чумы. Именно в такой ужасный момент многие поняли, насколько жалкими являются те листочки об отпущении грехов, которые они приобрели. Цвингли так же не удалось избежать страшно болезни. Его состояние было очень тяжелым, даже распространился слух о его смерти. Но надежда и мужество вырвали его из объятий смерти. После этого, Цвингли еще более яро стал проповедовать Евангелие. Народ радостно встречал своего наставника и все больше сознавал цену Евангелия.
Цвингли все глубже постигал истину, заключенную в Священном писании. План искупления и грехопадение человека были основными темами, к которым он постоянно обращался. Он постоянно подчеркивал, что Бог не дает права на грех: «Где есть вера в Бога, там есть и Бог; где есть Бог, там есть и горячее желание делать добрые дела».
Интерес к тому, что проповедует реформатор, был настолько велик, что даже огромный собор не мог вместить всех слушателей. Его целью было смягчить сердца людей Любовью Христа и воодушевить Его примером. Все предрассудки исчезали в тот момент, как только люди принимали Евангелие.
Постепенно в Цюрихе распространились идеи реформации. Противник объединились, что бы дать ответ. Люди стали бороться против римской церкви и его учения. Нападки на Цвингли не прекращались. Однако, Цвингли не умолкал. Рим был готов к очередной атаке. Узнав о намерении врагов, он заявил: «Пусть они делают свое дело, я боюсь их так же, как нависшая над морем скала боится волн, разбивающихся о нее». Свет истины продолжал распространяться, невзирая на все старания римской церкви прекратить эту деятельность. Заметные перемены стали происходить в Цюрихе: сократилось число преступлений, в обществе воцарились гармония и порядок. «Мир поселился в нашем городе, здесь нет ссор, лицемерия, зависти и раздоров. Откуда может прийти подобное согласие, как не от Господа и нашего учения, дарующего нам мир и «благочестие?».
Решив, что преследованием ничего не добиться, паписты решили устроить диспут и пригласить на него Цвингли. Они заранее обеспечили себе победу правильным выбором места, времени и судей. Однако, этот замысел находился в строжайшем секрете.
Диспут должен был проходить в Бадене, но Цвингли туда не явился. Догадываясь о коварных замыслах папистов, совет города Цюриха не разрешил ему туда отправляться и подвергать себя опасности. Достаточно вспомнить, какие наказания ждали всех вестников Евангелия до этого. Цвингли готов был встретиться в Цюрихе с кем угодно, но в Баден он не собирался. Отправиться туда – это означало отправиться на мучительную смерть.
Хотя Цвингли и не было на диспуте, он ежедневно знал о происходящих там событиях. Его студенты конспектировали все услышанное за день, а потом переправляли своему наставнику, который отвечал, давая советы и предположения. Именно таким образом и боролся Цвингли со своими врагами.
Роскошные и украшенные драгоценностями паписты боролись против скромных реформаторов, доводы которых были намного убедительнее. Диспут длился восемнадцать дней. После окончания паписты объявили, что победа осталась за ними. Большинство депутатов поддержали Рим. Все реформаторы, включая Цвингли, были отлучены от церкви. Однако, позже стало ясно, кто победил на самом деле. Диспут явился мощным толчком для распространения протестантизма, на сторону которого через очень короткое время перешли такие крупные города как Берн и Базель.