Цвингли был сыном богатого крестьянина. Он родился в 1484 году в горной деревушке Вильдгаузене и получил образование в Берне, Вене и Базеле. Как страстный почитатель знаменитого гуманиста Эразма Роттердамского, Цвингли задался целью обновления христианства на гуманистических началах. Он хочет вначале только одного: поднять церковь на более высокий нравственный уровень, не думая ни о какой реформе учения церкви.
В 1516 году он был священником одного католического прихода в Гларусе; но через четыре года был призван на служение в Цюрих. В это время в Швейцарии появился францисканский монах Самсон со своими индульгенциями, и Цвингли, подобно Мартину Лютеру, обрушился на него в своих проповедях.
Эта борьба Цвингли с продажей папских индульгенций привела его к реформаторской деятельности. За борьбой с индульгенциями последовала его борьба с другими непорядками церкви. В результате городской Совет города Цюриха, в поддержку Цвингли, издает приказ, чтобы впредь все проповедники читали в церквах только чистое Евангелие, за что так ратовал Цвингли.
В 1523 году в Цюрихе, как и в Виттенберге, начинается штурм икон и всяких изображений в храмах, но Цвингли, в принципе соглашаясь с правильностью такой борьбы с «идолами», не одобрял ничего того, что носило характер восстания и насилия. Он был против алтарей, крестов и даже органов — все это должно было, по его мнению, исчезнуть из церковного обихода, но только спокойно и без шума — под руководством Совета города. Так и совершилось. Постепенно вся церковная жизнь в Цюрихе совершенно изменилась.
В своих главных сочинениях — «Кратком введении в христианство» и в «Комментарии к истинной и ложной религии» — Цвингли дал всем своим реформам богословское обоснование, а Совет города Цюриха точно и планомерно проводил их в жизнь.
Реформы, которые предлагал Цвингли для проведения в жизнь, были всегда глубоко продуманными. Он шаг за шагом сносил до основания все старое и воздвигал на расчищенном месте новое здание церковной жизни, закладывая в него камень за камнем.
Фундаментом для реформ служило для Цивнгли исключительно Священное Писание. Евангелие было в центре всех его мыслей и планов, и на основании его он строил новое здание Церкви.
Учение об оправдании верою занимало и в догматике Цвингли, как и у Лютера, центральное место. Но что было характерно для реформации Цвингли, так это его учение об обязанности власти заботиться о порядке и благополучии в церкви. Дерзновенной рукой Цвингли соединяет в одно целое государство и церковь. Правда, власть он видит пока перед собой только в лице Совета города Цюриха. И этот Совет предоставляет себя в полное распоряжение реформации Цвингли. Вся жизнь в городе — общественная и личная — принимает совершенно своеобразный вид. Всякого рода увеселения либо регулируются, либо запрещаются. Запрещаются театральные зрелища, не носящие серьезного нравственного характера. Ограничиваются танцы. Люди привлекаются к ответственности за бранные слова и особенно за сквернословие. И надо сказать, что в результате всего этого мораль населения города Цюриха была значительно поднята.
Сам Цвингли был душой всех своих реформ. Он ходил по улицам города, наблюдая за поведением граждан; он посещал мастерские, чтобы видеть труд работающих в них. Он принимал участие в заботе о бедных, интересовался положением в школах. В его собственном доме дверь была всегда открыта для всех, и почти ежедневно в своем доме он сажал гостей, знакомых и незнакомых, за трапезу.
Такова была деятельность реформатора Цвингли, и город Цюрих уподобился острову посреди моря, в котором господствовали злые стихии. Правда, в городе существовала еще католическая церковь, был и епископ, было и верное папе духовенство. Существовали и монашеские ордены. Но удивительно: ни один представитель папской церкви не дерзнул сунуть палку в колеса реформации, руководимой Цвингли и городским Советом. Эта неприкосновенность реформированного Цюриха объясняется только тем, что Совет города беспрекословно следовал за своим духовным вождем — реформатором Цвингли.
Была и другая причина неприкосновенности Цюриха: ведь он был единственным пока городом в Швейцарии, который находился под влиянием Цвингли, и враги Реформации не находили нужным идти против него в атаку.
Еще одна из причин стойкости реформированного города в том, что все свои реформы Цвингли стремился созидать на нерушимом основании святой книги Библии.
Реформация не долго была уделом одного только города Цюриха. Идеи Цвингли проникли и в другие швейцарские города, как-то: Берн, Базель, Констанц, Шафгаузен и в другие места. Идеи Цвингли перекинулись даже в Южную Германию. Им католицизм старался ставить преграды, но, как это ни удивительно, дело никогда не доходило до религиозной войны.
Цвингли расходился с Лютером во взглядах на причастие, считая, что Вечеря Господня – это лишь таинство напоминания. Гражданские власти поддерживали Цвингли. Цвингли принимал участие в вооруженных действиях против католических государств и погиб в бою, с мечем в руках.