Познакомьтесь, это "терапевтическое евангелие"

В одном известном произведении западной литературы изображено так называемое «терапевтическое евангелие» (значение термина будет рассмотрено далее)

В главе под названием «Великий инквизитор» Федор Достоевский представляет, будто Иисус Христос приходит в Испанию XVI в. («Братья Карамазовы», часть II, книга 5, гл. V), но церковные власти вовсе не рады Его приходу. Кардинал Севильи, глава инквизиции, арестовывает Иисуса и заключает Его в тюрьму, приговорив к смертной казни. Почему? Церковь отклонилась от курса. Было решено удовлетворять естественные человеческие потребности, вместо того чтобы призывать людей к покаянию. Церковь решила подстроить свою проповедь под насущные нужды людей, вместо того чтобы призывать их к высшей, святой и трудной свободе веры, действующей любовью. Библейский образец и слова Иисуса Христа были сочтены слишком сложными для слабых душ, и церковь решила облегчить их.

Великий инквизитор, говоря от лица этой сбившейся с пути церкви, допрашивает Иисуса в тюремной камере. Он встает на сторону искусителя и в своих словах выражает те же три предложения, с которыми искуситель подошел ко Христу в пустыне несколько веков назад. Он говорит, что церковь даст земной хлеб вместо небесного хлеба. Она предложит религиозное волшебство и чудеса вместо веры в Слово Божье. Она будет бороться за временную власть и влияние, вместо того чтобы призывать к свободе. «Мы докончили дело во имя Твое», – говорит Иисусу инквизитор, – то есть, исправили Твое дело.

 

Значение термина «Терапевтическое евангелие»

Евангелие инквизитора и есть терапевтическое евангелие. Оно направлено на то, чтобы давать людям желаемое, а не на то, чтобы изменять их желания. Оно фокусируется исключительно на благополучии человека и временном счастье. Оно избавляется от славы Божьей во Христе. Оно отказывается от узкого трудного пути, который ведет человека к глубокому удовлетворению и вечной радости. Терапевтическое евангелие принимает и покрывает человеческие слабости, пытаясь облегчить наиболее явные симптомы страданий. Оно дает людям почувствовать себя лучше. Оно воспринимает человеческую природу как нечто непреложное, потому что ее слишком сложно изменить. Оно не желает возвращения Царя Небес. Оно не стремится привить людям любовь к Богу, говоря о том, кто такой Иисус, каков Он и что Он сделал.

СОВРЕМЕННОЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Насущные нужды представителей американского среднего класса в XXI в. заметно отличаются от нужд, описанных Достоевским. Нам хватает пищи, у нас есть политическая стабильность. Мы нашли замену чудесам в высоких технологиях. Насущные нужды среднего класса не настолько просты, как в романе «Братья Карамазовы». Они отражают более утонченный и изысканный вид эгоизма:

▪    я хочу чувствовать, что меня любят такого, какой я есть, что меня жалеют за то, что я пережил, что меня глубоко понимают и принимают безо всяких условий;

 

▪    я хочу ощущать собственную важность и значимость, быть успешным в карьерном росте, знать смысл своей жизни, быть влиятельным;

 

 

▪    я хочу поднять самооценку, получить подтверждение тому, что у меня все хорошо, быть способным отстаивать свое мнение и заявлять о своих желаниях;

 

▪    я хочу развлекаться, ощущать удовольствие в бесконечном количестве дел, которые услаждают мои глаза и льстят моему слуху;

 

 

▪    я хочу переживать приключения, волнения, движения и страсти, чтобы моя жизнь была захватывающим и активным событием.

 

 

 

Современное терапевтическое евангелие для среднего класса получает подпитку от подобных желаний. Мы можем сказать, что психологические нужды людей важнее их физических нужд, которые обычно появляются в трудных социальных обстоятельствах. (Современное «евангелие здоровья и процветания» и увлечение «чудесами» говорит о чем-то большем, нежели старый тип терапевтического евангелия великого инквизитора.)

Согласно этому новому «евангелию», исправление великих «пороков» не требует коренным образом менять свое сердце. Ведь наша главная проблема кроется в чувстве отверженности, в остром разочаровании суетностью жизни, в нездоровом самоосуждении и неуверенности в себе, в быстром наступлении скуки при отсутствии музыки, в ропоте при ожидании долгой и трудной дороги. Вот современные насущные нужды, которым заставили служить Евангелие. Иисус и церковь существуют для того, чтобы вы чувствовали себя любимым, значимым, ценным, чтобы вас развлечь и развеселить. Это «евангелие» облегчает симптомы печали. Оно позволяет вам чувствовать себя лучше. Логика терапевтического евангелия говорит: «Иисус живет для Меня, чтобы удовлетворять мои личные желания и успокаивать душевную боль».

Сам по себе терапевтический подход не плох при правильном его применении. По определению, медико-терапевтический подход направлен на устранение физических нарушений или страданий. Если речь идет о буквальном медицинском вмешательстве, то терапия направлена на лечение болезней, травм или физических расстройств. Пациентов не призывают покаяться в том, что у них рак кишечника, перелом ноги или авитаминоз. Им стараются привести к выздоровлению. До сих пор все хорошо.

Но в современном терапевтическом евангелии медицинский взгляд на мир метафорически переносится на психологические желания. Они воспринимаются как болезни. Вы плохо себя чувствуете, терапия поможет вам чувствовать себя лучше. Раз это заболевание, то это, по сути, не связано с греховностью человеческого сердца. Вы не виновник своих проблем, а страдалец, жертва неудовлетворенных потребностей. Предлагаемые средства лечения не имеют никакого отношения к Спасителю, понесшему на Себе грехи людей. О том, что нужно покаяться в неверии, своеволии и порочности, даже не упоминают. Грешников не призывают к полному развороту, к новой жизни, которая, собственно, и является настоящей жизнью. Такое евангелие муссирует себялюбие. В самой своей сути оно не имеет ничего общего с заповедью жертвовать собой ради любви к Богу и ближним. Это терапевтическое евангелие может много твердить о слове «Иисус», но оно относится к Нему как к способу решения насущных проблем, а не как к Спасителю от грехов. Оно извращает труд Христа. Терапевтическое евангелие разрушает истинное Евангелие.

 

 

ЕВАНГЕЛИЕ РАЗ И НАВСЕГДА

Настоящее Евангелие – это благая весть Слова, ставшего плотью, Спасителя, взявшего грех на себя, воскресшего Господа господствующих: «И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» (Отк. 1:18). Этот Христос переворачивает мир. Один из основных результатов внутреннего присутствия и силы Святого Духа заключается в том, что Он коренным образом изменяет наше представление о насущных нуждах. Поскольку начало мудрости – страх Господень, мы остро ощущаем перемену в восприятии насущных нужд, когда в жизни появляется Бог, и мы понимаем, что Его оценка – самая главная. Мои инстинктивные стремления заменяются (иногда быстро, а в основном постепенно) возрастающим познанием истинных нужд, имеющих отношение к жизни и смерти:

▪    Больше всего остального я нуждаюсь в милости: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои»;

 

 

▪    Я желаю научиться мудрости и разучиться любоваться собой: «Ничто из желаемого тобою не сравнится с нею»;

 

 

▪    Мне нужно научиться любить Бога и ближних: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры»;

 

 

▪    Я жажду того, чтобы Божье имя возвеличилось, Его царство пришло, и Его воля была исполнена на земле;

 

 

▪    Я желаю увидеть на земле явление Христовой славы, милосердия и благости, которые наполнили бы землю так, как воды наполняют океан;

 

 

▪    Я нуждаюсь в том, чтобы Бог изменил меня, избавив меня от того, кто я есть по своей природе, склонности и делам;

 

 

▪    Я хочу, чтобы Он избавил меня от навязчивого самоутверждения, чтобы я ощутил свою нужду в милости Христа, чтобы я научился относиться к другим с нежностью;

 

 

▪    Я нуждаюсь в том, чтобы Бог помог мне мне желать и делать то, что вечно, а не расточать свою жизнь на пустяки;

 

 

▪    Я хочу научиться претерпевать трудности и страдания с надеждой, а также с простой, глубокой и чистой верой;

 

 

▪    Мне нужно научиться поклоняться Богу, наслаждаться Им, благодарить Его, находить убежище в Нем, надеяться на Него;

 

 

▪    Я желаю достигнуть воскресения к вечной жизни: «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего»;

 

 

▪    Я нуждаюсь в самом Боге: «Яви мне славу Твою»; «Маранафа. Гряди, Господи Иисусе».

 

 

Соделай так, Отец милосердия. Соделай так, Искупитель всего грешного и сокрушенного.

В молитве выражаются желания. Молитва говорит о ваших насущных нуждах: «Помилуй нас, Господи!» Песня выражает радость и признательность за исполненные желания. Песня выражает ваши чувства к Богу за все, что Он дает: «О, благодать, спасен тобой». Но во всей Библии не найдется таких молитв и песен, которые были бы произнесены из каких-то терапевтических соображений. Только представте себе такую молитву: «Отец наш небесный, помоги мне чувствовать себя хорошо в том состоянии, в котором я нахожусь. Защити меня сегодня от всякого дела, которое я считаю скучным. Аллилуйя! Я очень важен, и то, что я делаю, оказывает большое влияние на других, так что я могу чувствовать себя спокойно за свою жизнь». Помилуй нас, Господи! Вместо этого в Библии мы встречаем тысячи воплей об избавлении и радостных восклицаний, которые указывают на наши настоящие нужды и на нашего истинного Спасителя.

 

 

БЛАГИЕ ДАРЫ, ПЛОХИЕ БОГИ

Будучи должным образом поняты и правильно истолкованы, насущные нужды становятся хорошим приобретением. Но они же могут быть причиной создания ложных богов. Пусть главное будет главным. «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все это приложится вам».

Это легко пронаблюдать на примере трех конкретных даров, которые предлагает терапевтическое евангелие великого инквизитора. Хорошо иметь уверенность в завтрашнем хлебе: «Хлеб наш насущный» (Матф. 6:11). Все и везде нуждаются в пище, воде и одежде (Матф. 6:32). Наш Отец знает, в чем мы имеем нужду. Но ищите прежде Его Царства. Вы будете живы не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из Его уст. Если вы поклоняетесь своим физическим нуждам, то вы просто умрете. Но если вы поклоняетесь Богу, подателю всякого дара благого, то вы будете благодарны за все, что Он дает; у вас будет оставаться надежда, когда вы будете в нужде; вы непременно будете праздновать на вечном пиру.

Ощущение чуда и таинственности также очень хорошая вещь. Но здесь применимы то же предупреждение и тот же принцип. Бог не волшебник Изумрудного города, творящий переживания или чудеса ради самих переживаний. Иисус отказался сделать из Себя зрелище для толпы в храме. Его ежедневная преданность Богу является чудом из чудес. Пусть главное остается главным. Тогда вы по достоинству оцените славу в малом и большом. В конце вы все будете воспринимать как чудо: и то, что есть (Отк. 4), и то, что будет (Отк. 5). Вы познаете превосходящего разумение Бога, Творца и Искупителя, чье имя Чудный.

Сходным образом, политическая стабильность – это благой дар. Мы должны молиться о властях, чтобы они управляли хорошо и мы могли жить в мире (1 Тим. 2:2). Но если вы живете ради построения справедливого общества, то вы всегда будете чем-то разочарованы. Опять же, ищите прежде Царства Божьего. Тогда вы будете трудиться на созидание справедливого социального порядка и радоваться по мере его достижения; тогда у вас будет причина для стойкости во времена несправедливости. А в конце вы обретете невыразимую радость в день, когда всякое колено преклонится перед величием истинного Царя.

Конечно, Бог дает благие дары. Но Он также дает и лучший дар, невыразимый Дар даров. Великий инквизитор сжег Христа на костре с целью уничтожить как сам дар, так и его Подателя. Он решил дать людям блага, но отверг главное.

Блага, предлагаемые современным терапевтическим евангелием, замаскированы немного хитрее. Привкус собственной выгоды и эгоцентричности присущ всему списку насущных нужд, начинающихся словами: «Я хочу_______». Но даже в таком виде, перефразированный и иначе истолкованный, этот список указывает на благой дар. В целом список «насущных нужд» систематически смещен в сторону, но отдельные его детали можно понять правильно. Любое «иное благовествование» (Гал. 1:6) выглядит убедительно, представляя реальность в качестве отдельных частей конструктора, собранных в таком виде, что это противоречит открытой Богом истине. Сатанинское искушение было потому убедительным для Адама и Евы, что оно включало в себя множество элементов истины, постоянно ссылаясь на истину даже тогда, когда оно откровенно уводило в сторону от истины: «Посмотрите, какое красивое и желанное дерево. А Бог сказал, что испытание откроет и добро, и зло, и вполне возможно, что ваш выбор приведет к жизни, а не к смерти. Как Бог мудр, так и вы можете стать подобными Богу в мудрости. Итак, возьмите и ешьте». Так похоже, но в то же время так далеко. Почти то же, но на самом деле прямо противоположное.

 

Подумайте о пяти элементах, составляющих терапевтическое евангелие:

1. «Нужда в любви»? Это, бесспорно, хорошо – знать, что о вас помнят и вас любят. Бог, который испытывает помышления и намерения нашего сердца, дарит нам Свою неизменную любовь. Однако это сильно отличается от инстинктивного стремления быть принятым за то, что я такой, какой есть. Напротив, любовь Христова изливается на меня лично и целенаправленно вопреки тому, каков я есть. Вы приняты благодаря тому, Кто есть Христос, на основании того, что Он сделал, делает и еще сделает. Бог действительно принимает вас, и если Бог за вас, то кто против вас? Но, принимая вас, Он вовсе не одобряет то, кем вы являетесь. Скорее, Он намеревается сделать из вас человека совершенно иного типа. На основании истинного Евангелия вы почувствуете себя глубоко познанным и возлюбленным, но, в то же самое время, ваша постоянная «нужда в любви» оказалась ниспровергнута.

 

2. «Нужда в ощущении собственной значимости»? Действительно хорошо, когда плоды твоего труда остаются на века: золото, серебро и драгоценные камни, а не дерево, сено и солома. Хорошо, если то, что ты сделал в своей жизни, зачтется тебе, и твои дела идут за тобой в вечность. Тщетность, пустота и, в конечном итоге, наша полная незначительность – вот проклятие наших земных трудов – даже в среднем возрасте, а не когда мы уже на пенсии или при смерти, или в День Суда. Но истинное Евангелие переворачивает порядок вещей, принятый за основу в терапевтическом евангелии. Жажда влияния и значительности – одно из типичных проявлений «юношеских похотей», кипящих внутри нас – является простым идолопоклонством, если выступает в роли руководящего принципа в человеческом сердце. Бог не удовлетворяет ваше желание быть значительным; Он удовлетворяет вашу нужду в милосердии и избавлении вас от поглощенности своей значимостью. Когда вы обращаетесь от своего рабства к Богу, только тогда ваши дела могут считаться по-настоящему добрыми. Евангелие Иисуса и плод веры не предназначены для того, чтобы «удовлетворять ваши нужды». Он освобождает от тирании насущных нужд, воссоздает вас для страха Господнего и соблюдения Его заповедей (Еккл. 12:13). Согласно парадоксу Божественной благодати, только она одна способна сделать с вашей жизнью что-то, имеющее действительно вечную ценность.

 

3. «Нужда в самооценке, уверенности в себе и самоутверждении»? Быть уверенным в своей истинной сущности – это превосходное благо. Послание к ефесянам очень много говорит о нашей сущности, поскольку посредством этого Святой Дух побуждает верующих к жизни в стойкой вере и любви. Вы принадлежите Богу святые, избранные, усыновленные, дети, граждане, рабы, воины, сотрудники, невеста и храм – все это во Христе. Ни один из аспектов вашей уникальности не предназначен для того, чтобы подпитывать вашу самооценку. Ваше мнение о самом себе имеет гораздо меньше значения, чем мнение Бога о вас; правильная самооценка является производной того, как Бог вас оценивает. Истинная сущность непременно связана с Богом. Правильное представление о себе напрямую связано с благоговейным представлением о Христе. Великая уверенность во Христе оказывает решающее воздействие на формирование неуверенности в себе и невысокого представления о себе. Бог нигде не заменяет скромность и служение нуждам других самоуверенностью. На самом деле, утверждение своего мнения и желаний выставляет напоказ вашу глупость. Только если вы освобождены от тирании своих мнений и желаний, вы свободны для того, чтобы их правильно воспринимать и выражать подходящим образом.

 

4. «Нужда в удовольствии»? В действительности, истинное Евангелие обещает вам нескончаемую радость и насыщение из потока сладостей (Пс. 35:9). Это говорит о Божьем присутствии. Но как мы видели в каждом случае, это связано с полным изменением наших инстинктивных стремлений, а не с их прямым удовлетворением. Путь к радости лежит через страдания, терпение, послушание в малом, готовность пойти навстречу нуждам других людей, готовность отвергнуть свои самые неистовые желания и инстинкты. Я не нуждаюсь в том, чтобы меня развлекали. Но я всем своим существом НУЖДАЮСЬ в том, чтобы научиться поклоняться Богу всем своим сердцем.

 

5. «Нужда в ощущении волнения и приключения»? Участвовать в Царстве Христа означает играть роль в самой приключенческой истории, когда-либо рассказанной за все время существования этого мира. Но парадокс искупления снова переворачивает весь мир вверх дном. Настоящее приключение проходит через слабость, борьбу, терпение, стойкость и добрые дела – пусть малые, но от всей души. Путь к возрастанию в мудрости непривлекателен. У других людей может лучше проходить отпуск, их семейная жизнь может быть более приятной, чем у вас. Следование за Христом требует больше твердости, чем волнующих переживаний. Ему нужно было намного больше терпения, чем возбуждающих эмоций. Его Царство не потворствует нашим стремлениям к безрассудству и взволнованности, а дарует «надежную радость и нетленные богатства, ведомые только детям Сиона» (слова известного гимна. – Примеч. ред.).

 

 

 

Мы говорим «да» и «аминь» всем благим дарам. Но пусть главное будет главным. Современное терапевтическое евангелие в своих различных проявлениях потворствует нашей жадности. Оно хватается за земные блага. Оно искореняет поклонение Подателю благ, чьим величайшим даром для нас является милость, и переориентирует наше внимание на то, к чему мы стремимся инстинктивно, в силу привычки и влияния культуры. Бог призывает нас к коренному покаянию. Боб Дилан описывает терапевтическую альтернативу истинному Евангелию выразительной фразой: «Вы думаете, что Он просто мальчик на побегушках для удовлетворения ваших блуждающих желаний» («When You Gonna Wake Up?»). Второстепенные вещи приобретают важность лишь тогда, когда служат первостепенному.

Пусть главное будет главным. Примите Евангелие воплощения, распятия, воскресения и славы. Живите по Евангелию покаяния, веры и преображения в образ Сына Божьего. Провозглашайте Евангелие пришествия дня, в который откроются вечная жизнь и вечная смерть, дня пришествия Иисуса Христа.

 

 

КАКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ?

По какому евангелию вы будете жить? Какое евангелие вы будете проповедовать? Какие нужды вы будете пробуждать и удовлетворять в людях? Какой Христос станет Христом вашей паствы? Будет ли это псевдо-Христос, проповедующий о насущных нуждах? Или это будет тот Христос, Который переворачивает мир вверх дном и творит все новое?

Великий инквизитор был очень внимателен к насущным нуждам людей, очень чуток к самым сокровенным устремлениям всех людей, очень остро ощущал, как трудно кого-либо изменить. Но в итоге он оказался чудовищем. В благотворительных миссиях бытует такое высказывание: «Если ты не стремишься удовлетворить физические нужды людей, то это бессердечно. Но если ты не даешь людям распятого, воскресшего и грядущего Христа, то это безнадежно». Иисус кормил голодных хлебом, и Он предложил Свое ломимое тело как хлеб вечной жизни. Крайне жестоко оставить людей в грехах, в плену их собственных желаний, в отчаянии, под проклятием. Современное терапевтическое евангелие, на первый взгляд, выглядит весьма мягкосердечно. Оно очень чутко к боли и разочарованию. Но в итоге оно жестоко и лишено Христа. Оно не прививает истинного самопознания. Оно не переписывает сценарий этого мира. Оно не создает ни молитв, ни песен.

Мы должны быть не менее чуткими, но нам следует быть намного более рассудительными. Иисус Христос переворачивает человеческую нужду вверх дном, созидая молитву. Он есть невыразимый Дар всех даров, созидающий песню. И все благие дары исходят от Него – как сейчас, так и вовеки. Да преклонится перед Ним всякое колено, и всякое дыхание да славит Господа!

 

 

Дэвид Полисон

Пер. Р. Горяинова; Под ред. А. Прокопенко

Познакомьтесь, это "терапевтическое евангелие": 6 комментариев

  1. Скажите, а какого года эта статью Д.Полисона?

  2. Понятно, спасибо за ответ…просто для меня всегда удивительно читать такие вещи, как предложенный Вами материал, поскольку он вырван из определенного контекста; текст написан с определенной целью и к определенным группам терапевтическим…(христ. и нехристиан. в том числе); этот текст в нашем, украинском контексте понимается совершенно превратно….если лично вы следите за тем же Палисоном (здесь — https://ccefcommunity.org/ssl/make_a_donation.asp), то вы увидите его подход совершенны с другой стороны…

  3. Вячеслав, можете уточнить, в каком эпизоде предложенного материала Вы усмотрели неактуальность для украинского контекста ?

  4. Безусловно контекст многое объясняет и правит! Но кажется почти невозможным представить что данная статья имеет ещё и контекст и в нём говорит об обратном.Если не учитывать что я ни как не могу найти время что бы побаловать себя тем что бы дочитать всё таки «Братья Карамазовы» и быть в контексте произведения на которое ссылается автор, то суть проблемы — очень ясна, остра и назидательна!Читал с наслаждением и желанием поделиться с теми кто на пути верном и заблуждается. Радуюсь созерцая Божий труд в жизни Александра Скрипака. Жив господь! Ему во веки слава!

  5. Володя, надеюсь ты не пришел к выводам, что это моя работа :) Это труд других братьев: Дэвид Полисон

    Перевод Р. Горяинова; Под редакцией А. Прокопенко. Мне досталась самая легкая работа, донести это до вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *