Коллегия службы по делам детей Жовтневого района города Мариуполя в очередной раз попыталась сделать полуторогодовалого Сашу Писарчука сиротой. Его мама попала в сложную жизненную ситуацию. Проблемы молодой женщины государственные службы решать не хотят, зато в мариупольском Центре опеки, по словам молодой мамы, настойчиво спрашивают, не хочет ли она отказаться от ребенка. Возможно, у мальчика уже появились потенциальные усыновители?
Александра Писарчук, гражданка Украины, почти два года назад родила ребенка в России, в Московской области. Там же молодая женщина потеряла свой паспорт. Восстановить украинский паспорт в России нереально, как и жить без документов в Москве. Молодая женщина вернулась на родину.
В поисках помощи женщина обратилась в Мариуполе в службу по делам детей, где ей и «помогли» — посоветовали оставить ребенка на 3 месяца в Центре опеки, пока Александра найдет работу, жилье, восстановит утерянные документы. По прошествии срока, указанного в заявлении о временном устройстве ребенка в центр опеки, устроившись на работу, найдя приют в центре адаптации благотворительного фонда «Пилигрим», Александра вернулась за малышом. Однако наткнулась на непробиваемую стену – ребенка проще отдать, чем получить его обратно у нашего государства.
По непонятным для участников ситуации причинам начальник службы по делам детей Жовтневого района города Мариуполь Олег Анатольевич Енин отказался делать обследование жилищно-бытовых условий в комнате, предоставленной Александре Писарчук благотворительным фондом «Пилигрим». Сказал: ищите варианты. Вариант, предложенный Правозащитной детской сетью Донбасса –«правозащитный отель» общественной организации «МАРТИН-клуб» для мамы и ребенка подошел с одной оговоркой: Енин потребовал от городских властей Макеевки создать комиссию с привлечением санстанции и педиатра, которые подтвердили бы официально, что женщина «может» проживать в жилье, которое ей предоставят на время. В службе по делам детей Макеевки это требование посчитали абсурдным – за последний год подобную услугу организация «МАРТИН-клуб» оказала 65 матерям без таких надуманных сложностей. Следуя украинскому законодательству в данном вопросе, мамы поступали на участок городской больницы, детей наблюдали участковые педиатры по месту жительства.
И вот на заседании коллегии службы по делам детей Александра Писарчук вновь слышала одно и тоже: у вас нет документов, с кем будет ребенок, пока вы будете находиться на работе?
Создавалось впечатление, что ребенка сознательно не хотят отдавать родной матери, поскольку в нем заинтересованы потенциальные усыновители. По словам молодой мамы, когда она приходила в очередной раз в Центр опеки, чтобы навестить сына, работники Центра интересовались, будет ли она забирать ребенка, уговаривали писать заявление на продление его пребывания в Центре опеки, что в дальнейшем напрямую вело бы к лишению родительских прав.
Необходимо отметить также, что ее общение с ребенком насильно ограничивали – разрешали приходить всего лишь раз в неделю, когда по украинскому законодательству причин для таких действий нет: Александра не лишена родительских прав, не алкоголичка и не наркоманка, не уклоняется от своих родительских обязанностей. Ей оказывают помощь две общественные организации, она имеет работу и пытается восстанавливать документы, несмотря на то, что государственные службы ей в этом не содействуют.
По словам Александры Писарчук, отдавать ей собственного ребенка не хотели по непонятным причинам, постоянно требуя какие-то документы, хотя по закону должны отдать ребенка матери просто по ее заявлению. Об этом говорит «Наказ №123 от 18.05.1998р. про затвердження типового положення про будинок дитини (із змінами, внесенними згідно з наказом Міністерства охорони здоров’я №69 від 15.02.2006р.) п.3.2.1 «3.2.1. Виписування дітей із будинку дитини проводиться: при поверненні їх у сім’ю за заявою батьків або осіб, що їх замінюють».
По итогам сегодняшней комиссии следует одно: Александре предлагают отказаться от своего ребенка. Ее принуждают написать очередное заявление на продление срока пребывания ребенка в Центре опеки. Говорят, что если не напишет, лишат родительских прав через суд.
Ситуацию прокомментировала юрист Сания Гизатова (г.Донецк): «С лишением родительских прав комиссия поторопилась. Это достаточно крайняя мера семейно-правового характера. Лишение прав может произойти по 6 причинам – если ребенка не забрали из роддома, если родители злостно и сознательно уклоняются от выполнения родительских обязанностей, если родители применяют жестокость по отношению к ребенку или эксплуатируют его, если родители хронические алкоголики или наркоманы и в том случае, если они осуждены за преступление против ребенка. Ни один из пунктов закона нельзя применить к данной семье. Кроме того, по положению о центре опеки, Александра имела право забрать ребенка по своему письменному заявлению без дополнительных мероприятий, поскольку оформлен был ребенок временно также по ее заявлению».
Напомним также, что в 2007 году у директора мариупольского Центра опеки уже были проблемы с прокуратурой по вопросу усыновления местных детей иностранцами.
В том случае, о котором писали газеты и интернет-издания , 9-летнего мальчика вместе с людьми, которые забрали его из мариупольского Центра опеки, остановили прямо на границе. При выяснении обстоятельств стало ясно, что ребенка пытались увезти незаконно. Прокуратура Мариуполя по материалам сотрудников управления СБУ в Донецкой области возбудила уголовное дело по факту незаконных действий при усыновлении по статье 169, часть 2 УК Украины.
Должностные лица обвинялись в фальсификации листа посещений воспитанника близкими родственниками, которые намеревались в дальнейшем усыновить ребенка.
В итоге оказалось, что у мальчика в Мариуполе есть мать и двоюродный дядя, которые посещали ребенка. Однако в справке, выданной в Центре опеки для предъявления в Департамент по усыновлению, было указано, что в течение года судьбой ребенка никто не интересовался. На основании этой справки суд вынес решение в пользу иностранных граждан.
Исходя из этого, становится ясно, что Саше Писарчуку может угрожать нечто подобное. Зная, что его мама, Александра, находясь в сложной жизненной ситуации, не имеет возможности грамотно отстоять свои права, сотрудники центра опеки и служб по делам детей старательно делают все, чтобы отдать ребенка в чужие руки.
В беседах с иностранными гражданами выясняется, что, если кто-то из них захочет подарить украинскому сироте семейное счастье, для усыновления ему потребуется не меньше 20 тысяч долларов . Хорошая надбавка к зарплате чиновников ?
Жуть какая! Совсем у нас чиновники потеряли всякий страх!!!