23 октября 1984 года
Попытаюсь убедить вас: главная цель Бога состоит в прославлении Себя и в том, чтобы вечно радоваться Себе. Иначе говоря, главная цель Бога состоит в том, чтобы радоваться Своей славе.
Это может показаться странным, потому что мы, как правило, лучше знакомы со своими обязанностями, чем с Божьими замыслами. Мы знаем, зачем существуем: чтобы прославлять Бога и вечно радоваться Ему. Но зачем существует Бог? Кого Ему любить всем сердцем Своим, и всей душой Своей, и всем разумом Своим, и всей крепостью Своей? Кому поклоняться? Неужели мы откажем Ему в этих высочайших радостях? Отнюдь не безразлично, что для Него превыше всего!
Если бы вы спросили четверых моих сыновей: «Что важнее всего для вашего отца?», а они ответили бы: «не знаем», я был бы огорчен. Но если бы они ответили: «нам все равно», я был бы поражен и рассержен. Сыну не должно быть безразлично, что для отца важнее всего. Нам не должно быть безразлично, чему Бог предан всем сердцем Своим, и всей душой Своей, и всем разумом Своим, и всей крепостью Своей. Что движет Всемогущим? К чему стремится Он во всех Своих замыслах?
Бог не оставил нас в неведении об этом. Он отвечает на этот вопрос на каждом этапе истории искупления, от сотворения мира до конца времен. Остановимся на некоторых важнейших этапах и посмотрим, что же Он говорит об этом.
Зачем Бог создал нас? Ис. 43:6-7: «Веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли (говорит Господь), каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей».
Зачем Бог избрал Себе народ и сделал Израиль достоянием Своим? Иер. 13:11, «Я приблизил к Себе весь дом Израилев…, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением».
Зачем Бог избавил народ Свой от рабства египетского? Пс. 105:7-8: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое».
Почему Бог снова и снова щадил Свой народ в пустыне? Иез. 20:14: «Я поступил ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, в глазах которых Я вывел их».
Почему Бог не оставил Свой народ, когда народ не пожелал видеть в Нем Царя и просил себе земного царя, как у прочих народов? 1Цар. 12:20-22: «Не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа… Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего».
Почему Бог, явив Свое всевластие, вернул Свой народ из плена Вавилонского, наказав четыре поколения за грех? Исаия (48:9,11) объясняет это так: «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя… Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному».
А Иезекииль говорит об этом (36:22-23,32): «Так говорит Господь Бог: не для вас Я сделаю это, домИзраилев, а ради святого имени Моего… И освящу великое имя Мое… и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. Не ради вас Я сделаю это, говорит Господь Бог, да будет вам известно. Краснейте и стыдитесь путей ваших, домИзраилев».
Почему Сын Божий пришел на землю и почему настал для Него тот страшный, решительный час? Ин. 17:1: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Дивный, сокровенный замысел – прославить Божество во всех делах искупления!
И, наконец, почему Иисус вновь придет на землю в великий день, день завершения земной истории? 2Фес. 1:8-10: «(не знающие Бога и непослушные Евангелию Господа нашего Иисуса) они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его в День тот, когда Он придет, чтобы быть прославленным во святых Своих, и явиться Ему дивным во всех, кто уверовали» (совр. перевод под ред. еп. Кассиана).
От начала и до конца Богом движет одно сердечное побуждение: быть восхваляемым во славу Свою. От творения мира до конца времен превыше всего для Него – Он Сам. Во всех делах Своих Он неизменно стремится превознести величие имени Своего, чтобы дивились благодати и могуществу Его. Ревность Его о славе Своей беспредельна. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это», – говорит Господь. – «Славы Моей не дам иному»!
Проповедуя и преподавая, я пришел к выводу, что евангельские верующие в Америке воспринимают эту истину с некоторым сомнением, если вообще воспринимают. Ни один из моих сыновей никогда не приносил домой из воскресной школы тетрадь с темой урока: «Бог любит Себя больше, чем тебя». Но ведь это так, это именно так. И вот евангельские верующие, поколение за поколением, вырастают в убеждении, что для Бога именно они находятся в центре мироздания.
И все же рискну предположить, что подавляющее большинство из вас не хотели бы посягнуть на то место в центре мироздания, которое по праву принадлежит Богу. Возможно, вам приходят в голову еще два возражения против того, чтобы представлять Бога сосредоточенным на Себе. Первое: нам не нравятся люди, ведущие себя таким образом, и второе: Библия учит, что мы не должны себя так вести. Постараюсь ответить на эти возражения. Надеюсь, что при этом мне удастся объяснить, почему Божья ревность о собственной славе беспредельно важна для вашей жизни.
Первое возражение: нам не нравятся самовлюбленные люди.
Нам совершенно не нравятся люди, которые, как нам кажется, без ума от своего мастерства, или могущества, или внешности. Нам не нравятся ученые, которые стараются блеснуть глубокими познаниями или перечисляют нам все свои последние публикации и лекции. Нам не нравятся предприниматели, которые без конца рассказывают о том, как умно и расчетливо они вложили свои деньги и как им удается всегда оставаться на высоте, какие бы обвалы не случались на рынке. Нам не нравится, когда дети часами выясняют, кому водить. Мы не одобряем женщин и мужчин, которые одеваются по последней моде, а не скромно, просто и практично (если, конечно, мы сами не модники). Они одеваются так для того, чтобы выглядеть шикарно, отпадно, круто, стильно (или как там еще, по мнению мира сего, нужно выглядеть на этой неделе?).
Почему нам все это не нравится? Думаю, потому, что во всех этих людях чувствуется какая-то фальшь. Они поглощены чем-то второстепенным. Они не умеют жить радостью, которую испытываешь от того, что ценно само по себе. Вместо этого они живут тем, что получают из вторых рук – похвалами и комплиментами других людей. Эти люди, не умеющие радоваться истинным ценностям, не вызывают у нас восхищения. Мы восхищаемся людьми спокойными и уверенными, которым не нужны бесконечные комплименты, чтобы скрыть свои слабости и получить что-то, чего им недостает.
Само собой разумеется поэтому, что не может не вызывать сомнения у христиан любое учение, которое, как нам кажется, относит Бога к категории таких «искателей похвал». А ведь многим кажется, что именно к этой категории относит Бога учение о том, что Он стремится быть восхваляемым, желает, чтобы Им восхищались, и действует ради имени Своего. Но так ли следует понимать это учение? Мы можем с уверенностью сказать одно: у Бога нет ни слабостей, ни недостатка в чем бы то ни было. «Все – от Него и чрез Него и для Него» (Рим. 11:36, совр. перевод под ред. еп.Кассиана). Он был всегда. Все остальное обязано своим существованием Ему, а потому не может принести Ему ничего такого, что уже не исходило бы от Него. Попросту говоря, именно это и значит быть Богом, а не тварным существом. Следовательно, Божья ревность о собственной славе и о людской хвале не может объясняться тем, что Ему нужно скрыть какие-то слабости и получить что-то недостающее. Может показаться, что Он принадлежит к категории «искателей похвал», но это поверхностный взгляд. Он не похож на них, а у поверхностного сходства должно быть иное объяснение. Должно быть что-то другое, что побуждает Его искать восхваления Своей славы.
Второе возражение: тот, кто ищет собственной славы, не умеет любить.
Есть и еще одна причина, по которой мы, исходя из своего опыта, не любим тех, кто ищет собственной славы. Дело не только в том, что в них чувствуется какая-то фальшь и что они пытаются скрыть свои слабости и недостатки, но еще и в том, что они не умеют любить. Они слишком озабочены своей репутацией, слишком поглощены жаждой похвал, и их не слишком беспокоит, что происходит с другими людьми. Это замечание подводит нас к библейской причине, по которой нам кажется оскорбительным считать, что Бог стремится к собственной славе. В 1Кор. 13:4,5 сказано: «Любовь… не ищет своего». И вот здесь, как мы считаем, действительно возникает противоречие: ведь если важнее всего для Бога – быть прославляемым и восхваляемым (а Писание, по-моему, говорит об этом совершенно ясно), то как же Он может быть любящим? Ведь «любовь не ищет своего». «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это… славы Моей не дам иному » (Ис. 48:11). Но если Бог есть Бог любви, Он должен быть для нас. Так для кого же Бог – для Себя или для нас?
Ответ заключается в следующем, и я хочу убедить вас, что он верен. Поскольку Один лишь Бог превосходит в славе любое бытие и поскольку Он Один абсолютно самодостаточен, Он должен быть для Себя – только при этом условии Он может быть для нас. Если бы Он перестал стремиться к возвышению Себя, мы бы проиграли. Его стремление прославить Себя и его стремление доставить радость Своим людям – это одно и то же. Одна цель немыслима без другой. Думаю, мы убедимся в этом, если зададим себе следующий вопрос.
Мы знаем, что красота, сила и мудрость Божьи дивны и беспредельны, так в чем же должна состоять Его любовь к Своему творению? Иначе говоря, какую радость Бог может дать нам, чтобы показать Свою бесконечную любовь? Ответ может быть только один, ведь правда? СЕБЯ! Если Бог хочет дать нам все самое лучшее, способное доставить нам величайшую радость, Он должен дать нам Себя, чтобы мы созерцали Его, были в общении с Ним и радовались – Себя, и не менее. «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек». (Пс. 15:11)
Именно для этого Бог и послал на землю Своего Сына. В Еф. 2:18 говорится, что Христос пришел, чтобы мы «имели доступ к Отцу в одном Духе». А в 1Пет. 3:18 сказано: «Христос один раз умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы нас привести к Богу» (совр. перевод под ред. еп.Кассиана). Бог пытается привлечь нас к Себе, чтобы дать нам лучшее: не престиж, не богатство и даже не здоровье в этой жизни, а всецелое богопознание и богообщение.
И вот мы вплотную подошли к тому, что для меня было грандиозным открытием и в чем состоит ответ на наш вопрос. Если Бог есть высшая любовь, то Он должен дать нам то, что для нас лучше всего и что способно доставить нам наибольшую радость: Он должен дать нам Себя. Но что мы делаем, когда нам дают или показывают нечто прекрасное, доставляющее нам радость? Мы хвалим это. Мы хвалим новорожденных младенцев, которые умудряются ничего себе не вывихнуть во время своего нелегкого появления на свет: «Вы только посмотрите, какая чудесная круглая головка, какие волосики, а ручки-то какие большие!» После долгой разлуки мы восхваляем лицо любимой: «Твои глаза как небо, волосы твои как шелк, о, как ты прекрасна!» Мы хвалим козырную карту, которая пришла вовремя и спасла нас от проигрыша в карточной игре. Мы хвалим осенние деревья.
А великое открытие, которое я сделал с помощью Клайва Льюиса и Джонатана Эдвардса, заключается не только в том, что мы хвалим то, что нас радует, но и в том, что эта похвала есть наивысшее проявление самой радости. Хвала – это не то, что присоединяется к удовольствию потом, позже; это неотъемлемая часть самой радости. Послушайте, что говорит Льюис об этой своей догадке в книге, посвященной псалмам.
Но, как ни странно, я никак не мог понять главного, того, что просто бросается в глаза, когда мы хвалим Бога и вообще когда мы кого-нибудь или что-нибудь хвалим. Я представлял себе хвалу как похвалу, одобрение или почитание. Я никогда не замечал, что всякая радость сама собой перерастает в хвалу, если не сдерживать ее из робости или из опасения наскучить другим. Мир переполнен хвалой: влюбленные превозносят возлюбленных, читатели – любимых поэтов, любители ходьбы – прелести пеших прогулок, футболисты и баскетболисты – свою обожаемую игру; то и дело кто-то хвалит погоду, вина, блюда, актеров, родные школы или страны, знаменитостей прошлого, детей, цветы, горы, редкие марки и редких жуков, а иногда даже политиков и ученых… Размышляя о восхвалении Бога, я не мог понять главного только из-за собственной глупости: мы с радостью хвалим, мы просто не можем не хвалить все, чем дорожим, но в наших отношениях с Тем, Кто дороже всего, я почему-то считал это ненужным.
Я думаю, мы так любим хвалить то, что нас радует, потому что хвала не просто выражает, а дополняет радость; хвала предназначена для того, чтобы радость становилась совершенной. Не любезность побуждает любящих без конца говорить друг другу: «ты прекрасен», «ты прекрасна»; просто радость неполна, если ее не выразишь. (Размышления о псалмах)
Вот в чем разгадка: мы хвалим то, что нас радует, потому что радость не будет полной, пока не выразится в хвале. Если бы нам не позволили говорить о том, что мы ценим и превозносим, любим и хвалим, чем восхищаемся, радость наша была бы неполной. Джонатан Эдвардс сказал: «В хвале – огромная доля радости… Хвала – самое радостное занятие в мире». Поэтому если Бог действительно для нас, если Он хочет дать нам все самое лучшее и сделать нашу радость совершенной, Он неизбежно должен стремиться к тому, чтобы мы Его восхваляли. Это нужно Ему не для того, чтобы скрыть какие-то Свои слабости или получить что-то недостающее. Это нужно Ему потому, что Он любит нас и стремится сделать нашу радость совершенной, а совершенной она может стать только в познании и восхвалении Бога, прекраснее Которого нет ничего.
Бог – единственное Существо в мироздании, для Которого быть сосредоточенным на Себе или стремиться к собственной славе – значить проявлять наивысшую любовь. Для Него возвышение Себя есть высочайшая добродетель. Когда Он делает все «в похвалу славы Своей», Он сохраняет для нас и дает нам то единственное в мире, что может утолить нашу жажду. Бог – для нас, и потому Он был, есть и будет прежде всего для Себя. Прошу вас, не нужно негодовать при мысли о том, что Божья любовь прежде всего обращена на Него Самого. Научитесь понимать, что в этом – источник вашей вечной радости.