Пребывание в Божьей воле производит особый образ жизни. Существуют определенныехарактеристики, которые присущи всем христианам повсеместно, во все времена. Истинныехристиане обладают неизменными качествами, благодаря которым верующие самых разных эпохистории Церкви могут их легко узнать.
Тем не менее, у каждого христианина возникает вопрос не о том, что всегда характеризует всех христиан, но он задается вопросом: «Какова воля Бога для этой особой, уникальной ситуации, в которой я нахожусь?». Мы должны решить вопрос о природе принципов, которые определяют поведение христианина. Как мы узнаем волю Божью, когда, находясь перед выбором, пребываем в замешательстве от огромного количества возможных вариантов?
Объяснение сути христианской жизни является основной темой в одном из посланий Павла. Этот и другие вопросы, касающиеся определения воли Божьей, апостол подробно рассматривает в Первом послании к Коринфянам.
Принципы, изложенные Павлом, остаются в силе и сегодня. Более того, для нас они являются большой практической помощью в распознавании, что есть воля Господа в нашей жизни. Внимательное их изучение вызывает ряд вопросов, которые помогут раскрыть природу Божьего водительства в той или иной ситуации.
1. Позволительно ли это?
Коринфяне придавали особое значение (библейскому) утверждению о том, что Христос сделал их свободными. Павел возразил им, что свобода не является единственным принципом в христианской жизни. Свобода для чего-то предназначена. Бог освободил нас для святости. Он одарил нас свободой от вины и рабства греха не для того, чтобы мы снова становились рабами тех самых грехов, за которые умер Христос, чтобы искупить нас!
Это утверждение было значительно усилено в Первом послании к Коринфянам 6:9-11. Апостол Павел приводит длинный список греховных поступков, которые ставят под сомнение нашу принадлежность к Царству Божьему. Он не утверждает, что эти ужасные грехи являются непростительными. Некоторые коринфяне потворствовали этим самым грехам до момента своего обращения. Несмотря на это, они были омыты, освящены и оправданы Христом! Но они должны были полностью измениться, чтобы стать достойными Царствия Божьего. Здесь речь не идет об анархии, это монархия, Царство, которое управляется великими и святыми заповедями Божьими.
Что же Павел хочет этим сказать? А то, что ни один поступок, противоречащий ясным заповедям Слова Божия, не может быть позволительным для христианина. Никакая духовная свобода или особые обстоятельства жизни не могут быть оправданием безнравственному, а значит греховному поступку. Христианин имеет свободу любить и повиноваться закону Божьему. В этом и заключается его истинная свобода.
Часто мы можем ограничить выбор возможных вариантов, предстающий перед нами в разное время жизни, одним очень простым вопросом: «Позволительно ли это?» С какой легкостью сатана может ослепить нас именно здесь – и мы упускаем из виду тот факт, что мы были спасены для святости.
- Полезно ли это для меня?
Если наш первый вопрос касался природы самого поступка, то второй должен касаться его последствий. Может быть и правда (до известной степени), говорит Павел, что «все мне позволительно» (1 Тим. 4:4; Рим. 14:14 и т.д.). «Но не все полезно» (1Кор. 6:12).
Делал ли вам когда-нибудь ваш брат-христианин замечание относительно образа ваших действий, на которое вы автоматически отвечали: «Что в этом плохого?» Это наиболее естественная форма самозащиты. Но она может хорошо скрывать нечистую совесть. Да, в глубине души мы знаем, и об этом так же проницательно учил Павел, что это очень несущественный вопрос. Может быть «в этом нет ничего плохого», но может быть нет и ничего хорошего – тогда это не может быть полезным для меня.
Я должен научиться задавать следующие вопросы: «Насколько я могу судить, послужит ли это укреплению моих отношений с Господом Иисусом Христом? Приблизит ли это меня к Нему?»
Этот способ можно применять в разных областях жизни. Когда я сталкиваюсь с проблемой выбора профессии или сферы деятельности, или с необходимостью переезда в другую часть страны, со всем, что касается дружеских отношений, служения и духовного влияния, я, безусловно, должен задавать эти вопросы. Конечно, этот фактор не является всегда и все определяющим, но во многих случаях эти вопросы очень важны.
У меня может появиться возможность потратить определенную сумму денег на то, о чем я мечтал. Но есть ли на это воля Божья? Тогда мысленно я задаю себе вопрос: «Будет ли это полезно для меня? Или это будет отбирать мое время, силы и деньги, и в результате я стану духовно беднее? Усложнит или облегчит это мою жизнь?»
Конечно, два человека в одной и той же ситуации не дадут абсолютно одинаковых ответов. Мы больше не говорим о том, позволителен ли для христианина тот или иной образ действий. Сейчас мы рассматриваем только те действия, которые считаются допустимыми. Одно и то же действие, никак не влияя на одного человека, может навредить другому. Мы не призваны судить совесть других людей (1 Кор. 2:15; 4:3-5). Но «духовный судит обо всем», и это то, что мы вправе делать, спрашивая: «Полезно ли это для меня?» Другие люди могут делать или не делать этого. Это не моя забота. Я ответственен перед Христом за свое собственное поведение. Полезно ли это для меня?
- Порабощает ли это?
«Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Заметна игра слов в том, что говорит Павел: «Все в моей власти, но не окажусь ли я под властью этого ‘всего’?» Опять же, если то, о чем говорится в настоящее время, оказывается в категории допустимого, тогда только сам человек может окончательно ответить на этот вопрос.
Что же это за принцип? Это значит, что христианин, посредством благодати Святого Духа, всегда должен владеть собой. Далее Павел поясняет это в Первом послании к Коринфянам. Все, принимающие участие в состязаниях, заранее начинают серьезную подготовку. Они стремятся контролировать все свои естественные желания, чтобы те не властвовали над ними, но чтобы самим подчинить их себе и сделать их своими рабами (1 Кор. 9:27).
Что случается с атлетом, который не особо увлекается пирожными, но при этом поглощает слишком много калорий, содержащихся в других продуктах? В забеге наступает момент, когда он перестает быть хозяином положения, и желания, которым он уступил, выжимают из него последние силы. Он оказывается во власти своих желаний, и ему приходится оставить всякую надежду выиграть приз. Не проводит ли здесь Павел четкой параллели с христианской жизнью? Ведь можно сделать выбор, который, в конечном счете, выжмет из нас все духовные силы. Или мы можем пристраститься к тому, что, в общем-то, является допустимым, но в итоге это «что-то» станет господствующей и движущей силой в нашей жизни.
Конечно же, мы обладаем духовной свободой. Но когда оказывается, что мы не можем наслаждаться христианской жизнью без своей свободы, тогда мы порабощаемся ею. Например, иметь новую машину, жить в красивом доме, наслаждаться разнообразной пищей, проводить время за различными занятиями или находиться в общении с определенными людьми – не грех. Но если без всего этого мы не можем быть довольными, если испытываем настоятельную необходимость иметь это, тогда эти желания больше не являются нашей свободой – они становятся для нас цепями. Христианин, пребывая во Христе, должен развивать в себе чувство различения, с помощью которого он сможет определить, чему он с готовностью может отдать себя в рабство. У него всегда будет возникать вопрос: «Не поработит ли это меня?». «Ничто не должно обладать мною» – хороший девиз для человека, получившего дух целомудрия (2 Тим. 1:7).
- Согласуется ли это с господством Христа?
Общину в Коринфе охватил ужасный своими размерами грех. И поэтому Павел спрашивает, правильно ли они поняли суть отношений с Господом. Единственная глава, в которой он не использует этот титул по отношению ко Христу – 13 глава! Павел глубоко озабочен тем, что коринфянам недостает понимания того, что они не принадлежат самим себе, потому что куплены дорогой ценой – ценой Крови их Господина, Иисуса Христа (1 Кор. 6:19-20; 7:23).
Что же так беспокоит Павла? Все, чем бы христианин ни занимался, он всегда делает в союзе соХристом. Ничто не может разрушить это единение. Даже грех здесь бессилен. Это ужасающая истина. Всякий раз, когда коринфяне предавались своим вопиющим грехам, они втягивали в это и Христа.
Иногда мы говорим, что можем судить о том или ином поступке по такому принципу: «Могу ли я взять с собой Христа?» Это верно, но лишь отчасти. Павел подчеркивает, что у нас нет возможности поступать по-другому. Мы действительно берем с собой Христа. Будучи соединены с Ним, мы не можем оставить Его. Поэтому, в действительности мы должны задавать такой вопрос: «Могу ли я взять с собой Христа, а потом взглянуть Ему в глаза без стыда?» Полностью ли соответствует принимаемое мною решение и образ действий моему исповеданию, что «Иисус Христос – мой Господь»?
Следует снова подчеркнуть, что одного этого вопроса недостаточно. Конечно, ответ на него может незамедлительно прояснить понимание о Божьей воле (особенно если ответ отрицательный), но сам по себе он не является достаточным критерием. Это не лакмусовая бумажка, с помощью которой мы можем судить о воле Господней. Мы должны принять во внимание все эти вопросы. Но, даже ответив на все из них, мы обнаружим, что принятие важного решения, которое ожидает от нас Бог, все еще впереди. Но едва ли можно сомневаться в том, что благодаря этим глубоким вопросам, поставленным перед Коринфской церковью, их противоречивое мышление начало проясняться. Мы также на собственном опыте можем убедиться в этом.
- Полезно ли это для других?
Продолжая читать дальше Первое послание к Коринфянам, мы обнаруживаем, что Павел задает подобные вопросы в различных ситуациях, и это является подтверждением того, что мы находимся на верном пути, допуская, что эти вопросы полезны и имеют широкое применение во многих областях нашего мышления. Тем не менее, Павел добавил еще и другие.
Я не должен останавливаться, удовлетворяясь ответом на вопрос, будет ли подобный образ действий полезен лично мне. Будет ли это иметь положительное влияние на других?
В самом деле, поступаю ли я так с целью послужить и помочь им? Или я рискую «разрушить делоБожие» (Рим. 14:20)? Говоря о личной свободе христианина и о том, как она должна согласовываться со слабостью одних и сильными сторонами других, Павел признает: «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись. Будьте подражателями мне…» (1Кор. 10:33).
Иисус жил согласно этому принципу. О Своем посвящении Он сказал в молитве Отцу: «И за них Я посвящаю Себя» (Ин. 17:19). Мы должны беспокоиться о том, как угодить и помочь другим. Павел подтверждает это словами: «Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:3). Разве это не доказывает то, что воля Божья (а, следовательно, Его руководство) требует от нас больше, чем все остальное? Не проникает ли это знание до разделения души и духа? (Евр. 4:12). Ибо мы часто обеспокоены вопросом водительства Божьего из-за желания оградить свою жизнь от беспокойства и неопределенности, чтобы иметь зону личного комфорта и безопасности. Но Бог заботится о том, чтобы мы обратились к Нему и исполняли Его волю, чего бы это нам ни стоило. Воля Божья выразилась в кресте Его Сына. Воля Божья подразумевает смерть нашей собственной воли и воскресение её только в том случае, когда мы умрем для всех своих намерений.
Действительно ли мы сознавали, на что идем, когда говорили, что хотим водительства от Бога?
- Согласуется ли это с библейским примером?
Не удивляйтесь словам Павла, которыми он подводит итог этой беседы: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1). «Что бы сделал Павел? Как бы поступил Сам Христос?» – это те вопросы, которые мы можем задавать сейчас. Упоминаются ли в Писании какие-нибудь события или учение, которые бы я мог применить к своей нынешней ситуации? Даст ли мне это ключ к пониманию Божьей воли относительно моей жизни в данный момент (Фил. 3:17; 2Фесс. 3:7; 2 Тим. 3:10; Евр. 6:12; 13:7)?
В решении этого вопроса мы не предоставлены своему воображению. Единственно верный образ Христа, Которого мы знаем, а соответственно и единственно верный образ Павла, которого мы знаем, мы находим на страницах Писания. И здесь мы вновь возвращаемся к нашему главному принципу: открываем волю Божью посредством точного применения Писания к своей жизни.
Апостол Петр говорит о том же. Христос пострадал за нас, и в этом Он оставил нам пример как мы должны следовать по Его стопам (1 Петр. 2:21). Петр использует образное слово, которое означает «образец для подражания». Это такое выражение, которое мы использовали бы, говоря о рисунках карандашом, сделанных учителем, которые ребенок мог бы обвести и раскрасить по своему усмотрению, единственным и неповторимым образом. Это точная картина христианской жизни! Христос учит нас жить по вере, указывая на Свою жизнь и как бы говоря: «Идите по Моим следам, и вы многому научитесь».
Именно это мы и должны делать. Нам надо следовать линии, которую определил для нас Христос, линиям, которые мы находим в Писании. Мы должны взять Его за руку и найти Его следы в Слове Божьем, а затем идти за Ним. Благодаря своему апостольскому служению, Павел мог призывать современников подражать ему, потому что сам апостол следовал за Христом. Тем не менее, существует еще одно применение, которое принесет пользу для нашего мышления.
Даже здесь Павел не может избежать упоминания о конечной цели: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Мы также не можем не вспомнить об этом. Это бесспорная норма христианской жизни. Если мое сердце ищет Его славы, тогда это иго покажется мне благим, а бремя святости Евангелия, к которой оно призывает меня, действительно легким:
Позволительно (законно) ли это? Полезно ли это? Порабощает ли это? Согласуется ли это с господством Христа? Полезно ли это для других? Согласуется ли это с примером Христа и апостолов? Ведет ли это к славе Божьей? И в этой связи, живу ли я во славу Бога?
Спасибо за эту проповедь, напоминание для моего сердца.