Хронология жизни Иисуса Христа таит в себе много неясностей. Принято считать, что Он родился примерно в 1 г. н. э. и умер около 30 г. Однако эти даты весьма приблизительны. Принятый в настоящее время григорианский календарь, ведущий отсчет времени от рождества Христова, с самого момента своего появления в 525 г. н. э. был неточен. При датах стали употреблять слова по Р. Х. и до Р. Х. («по рождеству Христову» и «до рождества Христова»), однако позднее выяснилось, что на самом деле Христос родился на несколько лет раньше 1-го года по Р. Х.!
Хотя с абсолютной точностью даты жизни Христа установить едва ли возможно, о хронологии некоторых евангельских событий мы все же можем узнать довольно много. В этой главе мы познакомимся с датировкой избранных событий, связанных с земной жизнью Господа.
Смерть Ирода Великого
Из Евангелия от Матфея 2:1 и Евангелия от Луки 1:5 явствует, что во время рождения Иисуса Христа Ирод Великий все еще царствовал над иудеями. Как стало известно из светских источников, Ирод умер в 4 г. до н. э., вскоре после 1-го нисана. Скорее всего, Иисус родился не более чем за два года до этого, поскольку, выведав от волхвов время появления звезды (Матф. 2:7), Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола «от двух лет и ниже» (Матф. 2:16). Следовательно, Господь должен был родиться где-то между 6-м и 4 гг. до н. э.
Перепись населения при кесаре Августе
Евангелист Лука в 1-2-м стихах 2-й главы относит рождение Христа к периоду правления римского императора Цезаря Августа и, похоже, ко времени правления Квириния Сирией. Впрочем, некоторые понимают последнее предложение в этих стихах иначе: не «…эта перепись была первая в правление Квириния…», а «…эта перепись была прежде правления Квириния…». Во время своего императорства (30 г. до н. э.-14 г. н. э.) Август учредил систему переписей населения, на которую как раз и ссылается 1-й стих 2 й главы. Иосифа и Марию привела в Вифлеем первая перепись во время правления Квириния (ср. Деян. 5:37, где, скорее всего, упоминается вторая перепись, состоявшаяся в 6 г. н. э.). Тогда и родился Христос.
Из документальных источников стало известно, что переписи проводились раз в четырнадцать лет, и известны даты некоторых переписей в близлежащем Египте. Так что, отсчитав по четырнадцать лет от этих дат, мы обнаружим, что в Палестине народосчисление должно было проводиться в 8 г. до н. э. Но вполне вероятно, что из-за народных волнений в Палестине и Сирии перепись в этих регионах могла быть отложена на пару лет.
Мы знаем, что Квириний правил Сирией в 6 г. н. э., как раз во время очередной переписи, но это слишком поздно для даты рождения Иисуса Христа. Однако некоторые из обнаруженных археологами надписей позволяют предполагать, что Квириний мог стать соправителем Сирии гораздо раньше, около 8 г. до н. э. Возможно, по окончании срока правления Сенция Сатурния, Квириний просто сделался единоличным правителем и оставался на этом посту до 6 г. н. э.
Пятнадцатый год Тиберия кесаря
В Евангелии от Луки 3:1 сказано, что начало деятельности Иоанна Крестителя выпало на пятнадцатый год правления Тиберия кесаря. Поскольку Иоанн Креститель начал публичное служение немногим раньше Иисуса, эта хронологическая веха может оказать неоценимую помощь при определении границ служения Христа.
Тем не менее, при попытке соотнести этот год с современным летоисчислением возникают определенные трудности, так как правление Тиберия имеет два «начала». Сперва он стал соправителем со своим отцом Августом, незадолго до смерти последнего, а после смерти Августа в 14 г. н. э. он сделался единоличным властителем империи. Если Лука подразумевает первую дату, то пророческое служение Иоанна Крестителя должно было начаться в 26-м или 27 г. Если же имеется в виду вторая дата, то пятнадцатым годом правления Тиберия мог быть 28-й или 29 г. н. э.
Последняя дата выглядит более вероятной с точки зрения господствовавших в древние времена обычаев датировки событий, но первая лучше укладывается в библейские данные. В частности, 26-27 гг. н. э. больше соответствуют словам Луки о том, в каком возрасте Иисус Христос начал свое служение. К этому вопросу мы и обратимся.
«Лет тридцати»
Лука говорит, что, начиная Свое служение, Иисус «…был лет тридцати…» (Лук. 3:23). Хотя данное выражение достаточно расплывчато и может означать и двадцать восемь лет, и тридцать два года, обычаи тех времен и некоторые детали жизни Господа подсказывают, что в начале служения Ему было тридцать лет плюс-минус один год. Такой вывод согласуется и с характерным для Луки стремлением к точной передаче хронологических подробностей (ср. Лук. 1:5; 2:1-2; 3:1-2).
Если предположить, что Христос родился в 6 г. до н. э., то тридцатилетнего возраста Он бы достиг в 25 г. н. э. Если же Он родился в 5 г. до н. э., то Его тридцатилетие наступило около 26 г. н. э. Последняя дата предпочтительнее, поскольку Христос не мог быть распят раньше 30 г., как показано в Эссе 10, «День и год распятия».
Начало Христова служения вряд ли можно поместить после 27 г. н. э., поскольку в таком случае оценка Лукой Господнего возраста получилась бы слишком приблизительной, что для этого евангелиста не характерно. Более того, если служение Господа продлилось больше одного или двух лет, то едва ли оно могло завершиться к 30 г. н. э. И если оно не было более длинным, чем обычно предполагается, — порядка четырех или пяти лет, — то оно не могло бы продлиться до 33 г. н. э., второй возможной даты распятия, обсуждаемой в Эссе 10.
Сорокашестилетняя реконструкция храма
В Евангелии от Иоанна 2:20 противники Христа упоминают строительство или, точнее, реконструкцию иерусалимского храма, затеянную Иродом Великим сорока шестью годами ранее. Имеется в виду реконструкция Зоровавелева храма. По светским источникам, Ирод начал эту работу в 20-м или 19 г. до н. э. Разговор Христа с противниками, описанный в Евангелии от Иоанна, произошел на первую Пасху после начала Его служения. Таким образом, фраза «сорок шесть лет» предоставляет нам дополнительную хронологическую информацию для определения сроков земного служения Господа.
Грандиозный строительный проект не был завершен до смерти Ирода (ум. 4 г. до н. э.). Более того, он все еще продолжался, когда происходила беседа Христа с иудеями в Иоанна 2:20. Строительные работы закончились лишь в 64 г. н. э.
Хотя предлагались разные истолкования слова храм и времени глагола строить, наиболее очевидное значение этих стихов, которое лучше всего подходит к контексту, таково: иудеи указывали на то, сколько времени прошло с начала реконструкции храма. Этот огромный срок они противопоставляли коротким трем дням, в течение которых храм обещал воздвигнуть Христос (Иоан. 2:19).
Отсчитав сорок шесть лет от 20-го или 19 г. до н. э., мы получим 26-й или 27 г. н. э. Таким образом, первая Пасха в земном служении Господа состоялась весной 27 г.
Протяженность служения Христова
Определившись с началом служения Христова, необходимо разобраться с его продолжительностью, прежде чем назвать более точную дату Господня распятия.
Некоторые настаивали на том, что публичное служение Христа длилось всего один год, поскольку в первых трех Евангелиях упомянута лишь одна Пасха, во время которой Он и был распят (Матф. 26:17-20; Марк. 14:12-17; Лук. 22:7-16). Однако принять эту точку зрения не позволяет Евангелие от Иоанна. Дело в том, что Иоанн упоминает о трех праздниках Пасхи, в которых принимал участие Христос после начала Своего служения (Иоан. 2:13; 6:4; 11:55).
Другие считают, что длительность Господня служения была немногим более двух лет. Они полагают, что первая и третья Пасхи в Евангелии от Иоанна обрамляют двухлетний промежуток. Однако для доказательства этой теории обычно меняют местами 5-ую и 6-ую главы Иоанна. Поскольку подобное вариантное чтение не засвидетельствовано ни в одном древнем манускрипте, теория двухлетнего служения достаточно слаба.
Попытки доказать, что служение Господа длилось чуть более четырех лет, обычно основаны на предположении, что были еще две Пасхи, о которых Иоанн не говорит прямо. Первый из «дополнительных» праздников размещается где-то между Иоанна 4:35, где мы видим наступление зимы после первой Пасхи (Иоан. 2:13), и Иоанна 5:1, где упомянут, скорее всего, Праздник кущей на следующую осень. Такое толкование выглядит вполне правдоподобным. А вот предположение о еще одной «дополнительной» Пасхе покоится на зыбких основаниях. Одни помещают ее перед Пасхой, упомянутой в Иоанна 2:13, другие — после Пасхи, о которой сказано в Иоанна 6:4. Впрочем, убедительных аргументов в пользу пятой Пасхи ни те, ни другие привести не могут.
Самая распространенная точка зрения гласит, что служение Христа продлилось чуть больше трех лет. С момента крещения Иисуса (Матф. 3:13-17; Марк. 1:9-11; Лук. 3:21-23а) до Его первой Пасхи (Иоан. 2:13) прошло несколько месяцев, во время которых Он странствовал по Галилее и Иудее. Первый полный год (между двумя Пасхами), также проведенный Христом в Галилее и Иудее, завершился Пасхой, не упомянутой в Библии. Этот праздник состоялся спустя несколько месяцев после слов Христа в Иоанна 4:35 и за шесть месяцев до Праздника кущей, упомянутого в Иоанна 5:1. Второй год, по большей части проведенный в Галилее, закончился Пасхой, о которой сказано в Иоанна 6:4. Последний год Своего служения Христос провел в Иудее, Перее и в окрестностях Галилеи. Этот год завершился Пасхой, упомянутой в Иоанна 11:55.
Итак, самые веские аргументы — на стороне точки зрения, что публичное служение Господа продолжалось немногим более трех лет. Она находит наилучшее подтверждение в Библии и сопряжена с наименьшими трудностями.
Распятие
Как показано в эссе «День и год распятия», 14 нисана (дата празднования Пасхи), в период с 26-го по 36 гг. н. э. лишь дважды выпадало на пятницу. Это оставляет нам лишь два варианта датировки распятия: 30-й или 33 г. н. э. Если выводы, сделанные в начале этого эссе, справедливы, то первая дата представляется более предпочтительной.
Заключение
Результаты нашего небольшого анализа можно представить в виде таблицы, в которую будут включены наиболее вероятные даты обсуждавшихся выше событий.
6 г. до н. э. или 5 г. до н. э. | (конец года)(начало года) | Рождение Христа |
4 г. до н. э. | (после 1 нисана) | Смерть Ирода Великого |
12 г. н. э. | Начало правления Тиберия кесаря | |
26 г. н. э. | (начало года) | Начало служения Иоанна |
26 г. н. э. | (середина иликонец года) | Начало служения Христа |
27 г. н. э. | 14 нисана | Первая Пасха в служении Христа |
28 г. н. э. | 14 нисана | Вторая Пасха в служении Христа |
29 г. н. э. | 14 нисана | Третья Пасха в служении Христа |
30 г. н. э. | 14 нисана | Распятие Христа |
Хотя датировка некоторых событий и не лишена трудности, в настоящей таблице приведены даты, подтверждаемые наибольшим количеством свидетельств. Они позволят читателям Евангелий точнее представить, когда Иисус Христос жил, когда Он исполнял публичное служение и когда умер.
Р.Л. Томас
Перевод с англ.: А.В. Прокопенко