Я помню, что когда я был студентом семинарии, мой любимый профессор часто давал нам доказательства какого-либо теологического положения. И во многих случаях, в течении этого, профессор останавливался в середине фразы и, сделав паузу, смотрел на студентов и говорил: «Я чувствую, что вы не ощущаете всей весомости данного аргумента.» Его обычное обращение к слову «весомость», по отношению к доказательству было для меня интересной метафорой. Мы легко относимся к тем аргументам, которые мы не воспринимаем серьезно. Идея веса или весомости часто встречается во всей Библии. И в первую очередь это касается славы Бога, которая описывается в терминах свойственной Ему вечной весомости. Те, кто относятся к Богу легко, не серьезно, — не ценят Его славу.
Как христианин сбрасывает свое бремя. Р. Ч. Спрол (R.C. Sproul).
Одна из наиболее важных областей, в которой проявляется вся идея весомости в Новом Завете, имеет отношение к Закону. В послании апостола Павла Римлянам 3:9, после того, как он показал нечестивость и Иудеев, и язычников, Павел говорит: «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.» И снова в 19 и 20 стихах этой главы он говорит: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех.»
В наши дни затеняется даже весомость самого Евангелия. Я сомневаюсь, что в истории был когда-либо такой период, когда Евангельские Христиане были бы более несведущи в Библейской Благой Вести, чем сейчас.
Существует огромная разница между вторым бестселлером, уступающим только Библии, в истории Английской литературы, а именно «Путешествием Пилигрима» Джона Буньяна, и все больше и больше набирающим известнось бестселлером двух последних лет — «Целеустремленная жизнь» («Purpose Driven Life»). В «Путешествии Пилигрима» Буньян проявляет литературное мастерство, чтобы показать глубину и богатство Библейского Евангелия. И когда мы, для сравнения, смотрим на «Целеустремленную жизнь», то видим книгу, в которой трудно найти полное объяснение Благой Вести Библии. Оправдание — это освобождение от ноши греха, которая гнетет душу, и оно совершенно отсутствует в презентации нового, иного евангелия; евангелия достижений и открытия цели в жизни человека. Один из лидеров современного движения Роста Церкви (Emerging Church Movement) хвастался, что он ни разу за последние десять лет не упомянул в проповеди слово «грех». Он хочет быть уверен, что люди из его паствы не будут сокрушены чувством вины или потерей чувства собственного достоинства. Когда из сознания пропадает острое чувство вины, тогда пропадает и ощущение груза греха. И тогда уходит и ощущение пребывания под сокрушающим весом Закона Бога, который без остановки давит на наши души.
Тем не менее, если мы обратим наше внимание на размышления Буньяна, которые записаны в классическом для Христианства произведении — «Путешествие Пилигрима», то мы увидим историю сфокусированную на страданиях человека, который до глубины души подавлен ношей, которую он сам не может сбросить. Это подобно тому, что писал апостол Павел в 7 главе Послания к Римлянам о теле смерти подавляющем дух. На самой первой странице, в первом параграфе «Путешествия Пилигрима», Буньян пишет:
«Путешествуя по диким местам этого мира, я остановился в некотором месте для отдыха, там была пещера; и я лег, чтобы поспать: и мне приснился сон. Во сне я увидел человека, одетого в лохмотья, он стоял отвернувшись от своего дома и держал в руках книгу, а на его спине была большая ноша. Я увидел, что он открыл книгу и стал читать ее, и читая, он плакал и дрожал, и, будучи больше не в силах сдерживаться, он горестно вскричал: ‘Что же мне делать?'»
Когда проповедники провозглашают со своих кафедр, что Бог любит людей безусловно, то едва-ли у их слушателей возникнет какое-либо ощущения тяжести или желание горестно вскричать: «Что же мне делать?» Если Бог действительно любит нас безусловно и ничего от нас не требует, тогда очевидно, что нам ничего не надо делать. Но если Бог судит нас в соответствии с праведностью Своего совершенного Закона и призывает весь мир на свой трибунал, чтобы объявить, что мы все виновны, что нет среди нас праведников, что никто не ищет Бога, что мы не благоговеем перед Ним, что мы, до наступления судного дня копим себе гнев Божий, который тогда будет явлен, тогда все здравомыслящие (и даже не здрвомыслящие) люди имели бы достаточно рассудка, чтобы также вскричать: «Что же мне делать?»
История Христианина — это история о человеке, который был подавлен весом греха. Его совесть была раздавлена Законом, но в тех церквях, в которых о Законе ничего не знают, никто не боится божественного суда. Без Закона нет знания о грехе, а без знания о грехе, нет чувства тяжести. Пилигрим знал Закон, он знал свой грех, он понимал, что имеет ношу на своей спине, которую он никогда не смог бы снять, как бы он ни старался. Его искупление должно было прийти извне. Ему нужна была праведность приемлемая для Бога. И Пилигрим мог найти эту праведность только в одном месте — у подножия креста. Критический момент в его жизни был, когда он пришел к кресту. Мы читаем как это описано в книге: «Он так и бежал до тех пор пока не попал к некоторому возвышению, на котором стоял крест, а немного пониже, у подножия возвышения, была гробница. Так, я увидел в моем сне, что когда Христианин поравнялся с крестом, его ноша сползла с его плеч и упала с его спины; она покатилась по склону и упала прямо в гробницу, и больше я ее не видел.»
Вскоре после этого, Христианин спел свою песню освобождения:
«До сей поря я шел нагруженный грехом.
И горю моему не находил я облегчения,
Пока я не пришел сюда. О, что за место!
Не здесь-ли начинается мое благословенье?
Не здесь-ли моя ноша с меня будет снята?
Не здесь-ли ее путы оборвутся?
Благословенный крест! Благословенная гробница!
Благословен тот Человек, который посрамлен был за меня здесь.»
Это описание того, как происходит спасение. Оно приходит в результате заместительного труда Христа и перекладывания греха с нашей спины на Его, а также Его одежды праведности с Него на нас. Все, что убирает этот двойной обмен, двойное вменение греха и праведности, не может считаться Библейским Евангелием. И сейчас то время, когда Христианскому сообществу нужно еще раз пройти путем Пилигрима.