Как благовествовать ученикам Бостонской церкви Христа
Джоан Руленд
Поначалу, члены Бостонской церкви Христа (БЦХ; также известна как Бостонское движение, Международная церковь Христа и др.) могут производить впечатление христиан, радостно служащих Господу. Их слова звучат вполне по-евангельски, они говорят, что их учение основывается только на Библии. Однако эти сходства поверхностны. “Ученики” БЦХ (собственная терминология) — члены одного из наиболее быстро растущих еретических движений в мире.
Какие у нас есть основания классифицировать казалось бы основывающуюся на Библии организацию как еретическую? Для этого рассматриваемая секта должна отрицать хотя бы один основной догмат исторической христианской веры. К числу доктринальных отклонений БХЦ относится ориентированный на дела план спасения, связанный ошибочным пониманием благодати, и отрицанием учение о первородном грехе1.
Ошибочное понимание благодати
Хотя БЦХ и говорит о спасении по благодати через веру в Иисуса Христа (Еф. 2:8-9)2, в действительности она считает определенную последовательность действий3 необходимой предпосылкой ко спасению. Нужно стать учеником, что по определению БЦХ, подразумевает изменение образа жизни в соответствии со стандартами церкви, и креститься. Таким образом БЦХ оставляет Евангелие благодати, которое заключается в достаточности искупительного труда Иисуса Христа для всех верующих (Ин. 3:16; Еф. 2:8-9; 1 Кор. 15:1-4), и входит в мир культов4.
Кип МакКин, глава БЦХ, так объясняет взгляды церкви на спасение: “Когда вы проповедуете, кто действительно спасен: что ты должен иметь веру, должен покаяться, должен стать истинным учеником Иисуса, а затем должен быть погружен в воду для прощения грехов, получаемого через Святого Духа, это исключает все другие деноминации… всех, кто там, снаружи (вне церкви)”5. Первые два требования ортодоксальны. Два последних, изображенных, скорее условиями нежели следствиями,— это дела.
Отклонение БЦХ от характерного учения исторического христианства о спасении подчеркивает Ник Янг, ведущий евангелист БЦХ в Далласе и Форт-Ворте:
Когда Вы станете учеником, Вы можете быть крещены, но Вы не можете быть крещены, до тех пор, пока не стали учеником. Именно в этом, насколько я знаю, совершенно запутался весь остальной религиозный мир. Я не знаю ни одной религиозной группы в этом мире, которая учила бы, что Вы должны быть учеником, чтобы креститься, но именно это говорил Иисус две тысячи лет назад. Это так же ясно, как любой стих в Библии. Это так же ясно, как Иоанна 3:16. Это так же ясно, как Деяния 2:38. Это так же ясно, как любой прочитанный Вами стих, и все же я не знаю ни одной другой религиозной группы, которая учит, что Вы должны быть всецело посвященным учеником (выделено мной — Дж. Р.) Иисуса, чтобы быть крещенным во Христа”6.
Для того, чтобы стать учеником, кандидат должен полностью или частично пройти ряд занятий с одним или несколькими членами БЦХ7, согласиться посещать все собрания8, обещать ежедневно читать Библию9, начать привлекать (вербовать) других10, дать согласие подчиняться лидерам церкви11 и еженедельно отдавать десятину12. Кроме того, человек должен составить список всех грехов, которые он когда-либо совершил13, исповедовать их перед одним или несколькими членами церкви14 и до глубины души проникнуться жестокостью смерти Христа на кресте ради искупления наших грехов15.
После того, как условия выполнены, право кандидата на спасение зависит от решения руководства, готов ли он к крещению. Таким образом, получение Божьей благодати в БЦХ зависит от веры, дел, решения лидеров, самонадеянно судящих сердца других людей, и водного крещения.
К числу проблем БЦХ относятся неверные представления о совершенстве Бога и Христа16, вера в свою исключительную правоту17, небиблейские формы руководства18 и экстраполяция некоторых исторических библейских событий до уровня доктринальных предписаний (например, положение “одна церковь в одном городе” основано на универсальном принципе, выведенном из Отк. 2-3)19.
Подготовка к благовествованию
В принципе, подготовка к благовествованию ученикам БЦХ мало чем отличается от подготовки, необходимой для свидетельствования членам других культов. Помимо знания доктринальных ошибок этой группы важно понимать ее мировоззрение, методологию, терминологию и осознавать, в какой мере отдельные люди понимают и следуют ее учениям.
В мышлении учеников глубоко укоренилось убеждение, что их церковь является единственной истинной церковью и Божьим движением20. Любая критика БЦХ воспринимается как гонения. Как и члены других культов, ученики БЦХ видят в этих так называемых “гонениях” доказательство того, что их церковь — единственная истинная церковь. Большая часть членов искренне верит, что никакие причины не заставят их покинуть движение. Уход из церкви равноценен уходу от Бога21. Они с готовностью закрывают глаза на ошибки в учении и руководстве под следующим предлогом: “Мы не говорим, что не можем ошибаться. Если мы делаем ошибку, мы ее признаем и исправляем”22. Очевидно, что вера в БЦХ как Божье движение очень мешает ученикам поверить любому, кто предоставляет им сведения, противоречащие учениям группы.
Начало разговора
К счастью, желание познавать Бога и служить Ему, доверие Библии как Слову Божьему создает почву для диалога. Эффективный подход к благовестию заключается в том, чтобы отдать должное ревности учеников по Богу, но доказать, что БЦХ не является истинной церковью, показав, что она проповедует ложное евангелие — спасение по делам. Договориться о критериях оценки евангелия, проповедуемого БЦХ, — еще один важный шаг на пути к разоблачению основанного на делах евангелия этой церкви. Разговор можно начать следующим образом:
Христианин: Как я понимаю, ваша церковь утверждает, что она одна является Божьим движением.
Ученик: Мы верим, что следуем за Богом. Мы учим только тому, чему учит Библия. Возможно, и другие люди, вне нашей церкви, пришли к истине, что спасены только крещеные ученики. Если у них действительно доброе сердце, они захотят быть вместе с истинными учениками23.
Христианин: Вы верите в то, что христианская церковь должна проповедовать Евангелие, ничего не добавляя и ничего от него не отнимая?
Ученик: Да! Это мы и делаем!
Христианин: Не хотите ли исследовать Евангелие вместе со мной?
Ученик: Конечно. Я буду рад изучать с Вами Библию. Почему бы нам не встретиться сегодня вечером у Вас дома? Я бы также хотел привести с собой друга.
Христианин: Хорошо, только я предпочитаю пока больше ни с кем не встречаться. Может быть, в другой раз.
Ученик: Увидимся вечером!
Стоит обратить внимание на некоторые фразы ученика. “Изучать Библию” означает “Я использую наше изучение ‘Библии’”. Ученик может попытаться провести одно из занятий для потенциальных новообращенных, “Первые принципы”. Раздел “Ученичество” составлен таким образом, чтобы подвести собеседника к единственному выводу — он не является христианином! Если христианин не будет осторожен, он может потерять контроль над ходом разговора. “Я бы также хотел привести с собой друга” — это попытка обеспечить численное преимущество.
Вторая встреча: как Вы можете крестить народ?
Принципиально важным для существования этого движения является учение об ученичестве и воспитании учеников. Матфей 28:18-20 — основной отрывок, приводимый в доказательство того, что Иисус установил неизменную последовательность действий, необходимых для спасения:24 “Итак, идите, научите (делайте учениками — греч.) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам…”. БЦХ утверждает, что первый шаг, предписанный в этом отрывке, — стать учеником (согласно их определению); второй — крещение. Только крещеные ученики спасены.
Для того, чтобы продемонстрировать несостоятельность этого толкования, важно иметь под рукой некоторые справочные материалы: признанный БЦХ перевод Библии, полную Симфонию и толковый словарь новозаветных слов. Рамки статьи вынуждают ограничить круг вопросов рассмотрением момента ученичества в формуле спасения БЦХ.
Приведенный ниже разговор демонстрирует, как можно опровергнуть одно из свойственных БЦХ отступлений от Евангелия благодати — требование стать учеником как условие спасения.
Христианин: Слово “христианин” появляется в Новом Завете три раза, а “ученик” — более 250 раз. К кому относится слово “ученик”?
Ученик: К христианам. Ученики первый раз были названы христианами в Антиохии (Деян. 11:26-27).
Христианин: Разве Ваша церковь не утверждает, что “ученик = христианин = спасенный”25?
Ученик: Этому учит Библия.
Христианин: Если слова “ученик”, “христианин” и “спасенный” — синонимы, то их можно подставить вместо слова “ученики” в Матфея 28:19-2026: “Итак, идите, делайте христианами все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам…” (или) “Итак, идите, делайте спасенными все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам…” Если такая замена возможна, действительно ли Иисус требует, чтобы человек был крещеным учеником, прежде чем он получит спасение?
Ученик: Ну, может быть, и нет, но Иисус заповедовал нам быть учениками, чтобы получить спасение.
Христианин: Давайте пойдем дальше. Кто говорит в этом отрывке?
Ученик: Иисус.
Христианин: Вы верите, что Иисус, Божий Сын, мог ошибиться?
Ученик: Нет.
Христианин: Вы согласны с тем, что Матфей был вдохновлен Святым Духом, а в Библии нет ошибок?
Ученик: Да.
Христианин: Тогда, если бы Иисус хотел передать другой смысл, Он использовал бы другие слова. В 19 стихе, Он говорит крестить “их”. Их — это местоимение. В греческом и русском языках местоимение относится к существительному, а не к глаголу. В греческом же делать учеников — это один глагол. (Попросите Вашего собеседника проверить это утверждение с помощью толкового словаря.) Таким образом, местоимение их относится к существительному народы. Согласно этому грамматическому правилу, мы вынуждены сказать, что Иисус не может здесь иметь в виду, что человек должен стать учеником прежде крещения или получения спасения.
Ученик: Но, если их означает народы, как Вы можете крестить народ?
Христианин: Крестить целую нацию — трудная задача. Однако слова крестя и уча — деепричастия. Как деепричастия они относятся к глаголу делайте учеников. Эти деепричастия описывают, каким образом человек становится учеником — через крещение и обучение. Это не указание на то, что вы должны выполнить определенные условия, чтобы стать учеником, а затем креститься для получения спасения. Делать учеников, а затем крестить их — не то, что заповедал Иисус.
Ученик: А как насчет народов?
Христианин: Народы по-гречески — ethnos. (Попросите Вашего собеседника найти слово народ в толковом словаре.) К кому здесь обращается Иисус?
Ученик: К ученикам.
Христианин: Правильно. Какой национальности они были?
Ученик: Евреи.
Христианин: Точно. Они верили в то, что Мессия должен был прийти к евреям, или ко всему миру?
Ученик: Они верили, что Иисус пришел к евреям.
Христианин: Какое новое учение Иисус проповедовал ученикам?
Ученик: О, я понял. Они должны были проповедовать всем народам, а не только евреям.
Христианин: Да. До распятия и воскресения Христа Его ученики не проповедовали Евангелие другим этническим группам. Позже Иисус заповедал им идти ко всем народам. Вам нужно было знать греческий язык, чтобы проделать в Библии такое исследование?
Ученик: Нет.
Христианин: Есть ли какая-нибудь причина, по которой ваши лидеры, часть из которых имеет семинарское образование, или любой другой человек не могли бы изучить этот отрывок так, как мы только что сделали?
Ученик: Нет.
Христианин: Ваши лидеры утверждают, что они “заново открыли” так называемую утраченную библейскую доктрину, которая на самом деле никогда не существовала. Они всего лишь вложили в этот отрывок чуждый ему смысл и поставили человеческие дела (ученичество) условием спасения. Давайте прочитаем Притчи 30:5-6. (“Всякое слово Бога чисто … Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.”) Теперь давайте прочитаем, что Павел написал в Послании к галатам 1:8-9. (“Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.”) Применимы ли эти предостережения к неправильному истолкованию Бостонской Церковью слов Матфея 28:19-20?
Ученик: Ну… Я не знаю.
Христианин: Будь БЦХ действительно Божьей церковью, она не проповедовала бы это ложное евангелие.
Ученик: Возможно, здесь мы допустили ошибку. Мы не претендуем на совершенство. Но Иисус все же говорил, что мы должны быть Его учениками, так что же это меняет?
Христианин: Вы правы. Мы должны быть Его учениками. Ученик — то же самое, что и последователь, а последователями Христа являются все люди, знающие Его как Спасителя. Но мы не можем жить, жизнью ученика до получения спасения, и Иисус не потребует этого от нас. По сути дела, мы можем жить возрожденной жизнью ученика, только начиная с момента спасения, когда Святой Дух обитает в нас, укрепляет и изменяет нас изнутри. Ожидать, что люди изменятся и начнут жить благочестиво своими силами, а не силой Божьей, значит ожидать невозможного. Добавление условий к Евангелию спасения — насмешка над Божьей благодатью.
Ученик: Хорошо, я понял. Может быть, это и неправильно. Можете ли Вы показать мне другие примеры того, где мы не следуем Библии?
Далее в разговоре нужно изучить прочие ориентированные на дела учения БЦХ о спасении, сравнивая их с учением о спасении по благодати, а также обсудить отрицание греховной природы человека, небиблейские взгляды на власть и убеждение, что согласно 2 и 3 главам Откровения, в каждом городе должна быть только одна церковь.
С чем сталкиваются люди после ухода из БЦХ
Не следует недооценивать движущую силу этого движения. К сожалению, есть много примеров того, как результаты успешного благовествования ученикам БЦХ были сведены к нулю в течение 24 и менее часов. Как может человек, осознавший, что это движение не является истинной Божьей церковью, и решивший уйти из БЦХ, неожиданно передумать? Наиболее частая причина — уязвимость такого человека, когда он впервые сталкивается с реакцией других учеников на его решение об уходе. Сознавая ошибки движения, он чаcто не в состоянии объяснить их своему наставнику, другим ученикам или лидерам. На него начнут давить со всех сторон: “Как ты мог поверить им, а не нам? Ты предал нас и Бога. Мы полагались на тебя. Если ты уйдешь, ты отвернешься от Бога. Брат, ты попадешь в ад. С тобой случится что-то страшное. Пес возвращается на свою блевотину. У тебя нет того, что необходимо, чтобы быть учеником. И вообще, ты, наверное, никогда и не был христианином.”
Иногда они сначала используют более утонченный подход: “Мне жаль слышать, что ты так считаешь. Если мы обидели тебя, дай нам возможность примириться. В Притчах 18:17 сказано: “Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его”. Позволишь ли ты _______ (имя лидера) ответить на то, что услышал?”
Если новоиспеченный бывший член БЦХ согласится, его встреча с одним лидером обернется разговором с тремя или более лидерами. Их задача — не обсуждать доктринальные вопросы, а осудить его за принятое решение, за прошлые грехи (которые якобы были прощены) и проблемы, которые у него были во время пребывания в церкви. Запутавшись и находясь под большим давлением, человек может вернуться в лоно БЦХ.
Для того, чтобы избежать подобной трагедии, ему не стоит встречаться с членами БЦХ в одиночку. Обсудите с ним причины, по которым он решил уйти, изучите Послание к галатам и исследуйте небиблейские учения движения, научите его самостоятельно толковать Писание и защищаться себя от попыток манипулировать им. Посоветуйте ему написать письмо о выходе из церкви. Но главное, делайте все это с любовью, терпением, мягкостью и уважением.
Впервые статья была опубликована в осеннем выпуске Christian Research Journal в 1996 году.
Джоанн Руленд является сотрудником апологетического служения и специализируется на БЦХ. Связаться с ней можно по адресу: c/o Here’s Life, San Antonio, P.O. Box 12472, San Antonio, TX 78212, USA
ССЫЛКИ
1 Gordon Ferguson, Prepared to Answer (Woburn, MA: Disciple-ship Publications International, 1995), pp. 204-209.
2 Tom Jones, ed., Deep Convictions (Wobum, MA: Discipleship Publications International, 1993), inside back cover; 10 Life Changing Studies (handout from the Los Angeles Church of Christ, 1995).
3 Al Baird, God on His Knees: That’s Discipleship (Boston, 1990, audio-tape), side 2.
4 “Доктор Брейден пишет: “Культ в моем понимании — это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающих себя общепринятыми в нашей культуре… К этому я добавлю, что культ можно определить и как группу людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии.” // Мартин У. Царство культов. — СПб: СП “Логос”, 1992. — с. 11.
5 Kip McKean, Preach the Word (Wobum, MA: Discipleship Publications International, August 1995, audiotape # 10091), side 1.
6 Nick Young, Tulsa Reconstruction (n.p., August 1992, audiotape), side 1.
7 Kip McKean, Discipleship (n.p., n.d. audiotape), side 1.
8 Kip McKean, “The Coming of the Kingdom” in First Principles (Wobum, MA: Discipleship Publications International, n.d.), p. 11.
9 San Antonio Church of Christ Jesus, “The Coming of the King-dom,” in First Principles.
10 Это наблюдение основано на личном общении с бывшими членами БЦХ.
11 San Antonio Church of Christ, “The Church” in First Principles (San Antonio, 1995).
12 Там же.
13 Это наблюдение основано на личном общении с бывшими членами БЦХ.
14 San Antonio Church of Christ, “The Cross” in First Principles (San Antonio, 1995).
15 Kip McKean, Apollo Theater, New York, 7 November 1993.
16 Gordon Ferguson, “Radical Men: Radical Times/Hosea Radical Love of God” Manila World Missions Leadership Conference, August 1995 (n.p., 1995, audiotape #9102), side 2.
17 Ferguson, “Radical Men,” side 2.
18 Kip McKean, “Revolution through Restoration II”, UpsideDown, August 1994, p. 15.
19 См. статью ЦАИ С-007 “Успех? Какой ценой?”.
20 Kip McKean, “Revolution through Restoration II” pp. 13, 18.
21 Основано на ответах членов БЦХ.
22 Kip McKean (Indianapolis, 17 March 1994), audiotape 1, side 2.
23 Baird, “God on His Knees”.
24 San Antonio Church of Christ, “Discipleship” in First Principles (San Antonio, 1995).
25 По данным на май 1996 года по крайней мере одна из церквей Бостонского движения сменила это уравнение на “крещеный ученик = христианин = спасенный”.
26 Kip McKean, “Revolution through Restoration”, UpsideDown, August 1992; reprint, L.A. Story, 3 July 1994, p. 12