Христос и Кришна, одно ли это и то же?
Павел Столяров
Последователи Общества Сознания Кришны утверждают, что только их учение несёт всю полноту божественного откровения, что христианство было актуально две тысячи лет назад, когда Христос — одна из Аватар Кришны — приходил на землю, сейчас же только Шрила Прабхупада может нести незамутнённое учение истины. Кришнаиты говорят, что напрасно христиане так волнуются, ведь Христос и Кришна — почти одно и то же, даже имена звучат похоже. Так ли это на самом деле? Давайте обратимся к исследованиям, представленным ниже.
Наш век — век религиозной терпимости. Людям очень хочется удержать самое лучшее из обоих миров, духовного и материального, но ужасно не хочется выбирать. Обычно говорят: “Неважно, во что верит человек, главное, чтобы он был искренним; глупо слишком уж прояснять сложные вопросы и заострять на них внимание”.
Но религия Нового Завета радикально отличается от такого мировоззрения. Она не позволяет нам держать нейтралитет или придерживаться смутных представлений; она призывает действовать определённо и решительно, а, говоря конкретно, — выбрать между Христом и обрезанием. “Обрезание” означает религию человеческих достижений, то, что человек может сделать собственными добрыми делами; “Христос” означает религию Божьих дел, то, что сделал Бог через завершившееся дело Христово на кресте”1.
Международное Общество Сознания Кришны было зарегистрировано в 1966 году в Нью-Йорке. В своих книгах основоположник этого учения, Его Божественная Милость Шри Шримад Абхай Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупада, проповедовал новую восточную религию поклонения Кришне, как верховному личностному богу. Вместе с этим Прабхупада, поскольку он начал свою деятельность с Нью-Йорка, а не с Индии, был вынужден объяснить, зачем необходима Америке ещё одна новая религия, если уже существует христианство. И этот ответ был дан примерно в таком виде: христианство потеряло свою актуальность в наступившем веке Кали (по индийскому летоисчислению — тёмный век насилия, смерти и обмана), Библия искажена так, что из неё невозможно вывести какого-либо вразумительного учения, Христос был одной из Аватар (воплощением) Бога, но Сам Богом не являлся. Как считают последователи Сознания Кришны, христианство и кришнаизм — почти одно и то же, все они ведут к одному и тому же Богу, даже имена звучат примерно одинаково: Христос, Кришна. Вслушайтесь, просят они, в слияние звуков. Однако хоть и звучат имена “примерно” одинаково, кришнаиты верят, что Христос меньше Кришны — всего лишь его неполное воплощение, поэтому сейчас необходимо поклоняться Кришне, а не Христу.
Статья написана для тех, кто хочет понять, чем отличаются такие учения, как Сознание Кришны, от библейского христианства. В этой работе я хотел бы показать, во-первых, что расхождения Библии и учения Сознания Кришны относятся к фундаментальным вопросам веры, а во-вторых, что точка зрения христиан по этим вопросам основывается не на словах толкователей Библии, не имеющих ничего общего с христианством, а естественно вытекает из самого Писания. Размеры этой работы не позволяют детально разобрать поднятые в ней вопросы, но, я думаю, что по прочтении её, вы всё же придёте к определённым выводам.
К написанию этой статьи меня подтолкнула небольшая кришнаитская книжка Сатьяраджи дас “Так написано в Библии?”, в которой автор представляет официальное мнение Общества Сознания Кришны по поводу христианства. Едва ли можно найти более неправильное и далёкое от Библии толкование её текстов, но всё-таки главная задача этой статьи — не доказывать несостоятельность кришнаитского автора, а на основе поднятых Сатьяраджей дас вопросов вкратце изложить точку зрения Библии по затронутым темам.
Я хотел бы ещё раз предупредить, что цель этой работы в том, чтобы показать несостоятельность абсолютного большинства аргументов кришнаитов по поводу христианства, и, самое главное, продемонстрировать, что эти две религии диаметрально противоположны в своих основополагающих принципах, и единство между ними невозможно.
Статья построена на основе сравнения семи важных тем или учений веры, по которым, в частности, христианство и кришнаизм имеют очень серьёзные расхождения. В каждой главе показывается точка зрения членов Общества Сознания Кришны, и далее идёт детальное рассмотрение вопроса с библейской позиции. В дополнение к этому я старался использовать мнения ведущих специалистов мирового уровня по толкованию Священного Писания. При выборе тем я руководствовался опытом личного общения с кришнаитами и отобрал те вопросы, которые задаются особенно часто.
Итак давайте рассмотрим это подробнее, “придерживаясь открытой и непредвзятой точки зрения”2.
1. Библия
Начиная разговор о различиях между учением Общества Сознания Кришны и христианством, мы обратимся к фундаменту их разногласий. Мы поговорим более подробно о том, почему христиане абсолютно доверяют авторитету Библии. Вера в Иисуса Христа происходит от Слова Божьего, как написано в Послании Апостола Павла к римлянам в 10 главе, 17 стихе: “Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божьего”. Под словом Божьим христиане понимают Священное Писание, записанное в 66 книгах Ветхого и Нового Заветов, отвергая на основе самой Библии иные авторитеты и откровения.
В свою очередь, кришнаиты считают абсолютным и авторитетным основанием своей веры Бхагават-гиту, являющуюся частью ведической литературы Индии:
“Основное назначение ведической литературы — поведать науку духовного самосознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше)3. Что же такое “Бхагават-гита”? Цель её — вырвать человечество из неведения материального существования. (…) Из “Бхагават-гиты” мы должны понять, что есть Бог; что есть живые существа; что есть пракрити (материальная природа); что есть космическое проявление, и как оно контролируется временем, и каковы виды деятельности живых существ”4.
Таким образом, с самого начала мы встречаемся с проблемой выбора авторитетов, с помощью которых мы будем отстаивать верность того или иного утверждения. Поэтому, чтобы не провоцировать долгих и ненужных в данном случае споров, мы постараемся проанализировать утверждения кришнаитов по поводу христианской веры и их толкования самого Писания в частности. В основании наших рассуждений будет лежать авторитет Библии, а на все вопросы мы постараемся находить ответ с христианской точки зрения. Такое обсуждение избавит нас от многих затруднений, связанных с нахождением компромисса между христианством и кришнаизмом, который в принципе найти невозможно.
Выше мы прочитали, что кришнаиты говорят о Ведах, а вот их мнение по поводу Библии, с которым ни одному христианину не позволяет согласиться его вера и Священное Писание.
“Суть послания Библии и Вед одна: возлюбить Господа всем сердцем, душой и умом. Это послание было явлено различным людям в соответствии сo временем, местом и обстоятельствами; в связи с этим, детали могут быть различными. Но суть остаётся той же — просто передаётся она в соответствии со способностями аудитории (…) пророки и мудрецы открывают религиозные истины избирательно, ради блага и постепенного просвещения своих слушателей. В отдельных небольших деталях один пророк может осуждать какую-либо деятельность, в то время как другой, следующий иной традиции, поощряет её”5.
Неправда ли, весьма смелое заявление? Oстаются только небольшие вопросы по поводу “сути” Библии, а так же “отдельных небольших деталей”, которые в разное время нужно понимать по разному. Что же это за Бог, слово Kоторого не вечно, и что это за законы, которые сейчас действуют, а завтра уже нет? Если кришнаиты считают, что Бог просто по-разному открывал Себя, то эти откровения должны быть одинаковыми, или хотя бы подчиняться единой цели. Приведём пример подобных “небольших деталей”. В книге кришнаитов “Источник вечного наслаждения” написано:
“На райских планетах ангелы вместе со своими супругами и в сопровождении апсар стали танцевать”6.
С другой стороны, Библия чётко заявляет, что Ангелы Божии не женятся и не выходят замуж (Мат. 22:30, Лук. 20:35). Подобных “небольших разногласий”, которые никак нельзя объяснить временем их написания, можно найти сотни, что уже само по себе ставит под вопрос единство Вед и Библии. Но ещё чаще мы видим не просто различия, а явные противоречия, причём в вопросах, которые как раз и составляют суть вероучений. Конечно же, наибольшая заповедь — “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим” — в той или иной форме присутствует во многих религиях, но именно так называемые “детали” отличают эту заповедь в христианстве от аналогичных заповедей иных религий. Главный смысл Библии заключается в том, чтобы показать человеку путь спасения, который приготовил для него Господь, и это учение нельзя свести к одной-единственной заповеди.
Давайте посмотрим, как самa Библия пишет о цели её написания: “Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”. 2 Тим. 3:15-17.
Из этого отрывка мы узнаём, откуда пришла Библия, и для чего она была написана. Её происхождение — богодухновенно. Её предназначение — показать людям волю Бога, а также наставлять человека во все дни его жизни.
Итак, перед нами две книги, цель одной — “поведать науку духовного самосознания (самореализации)”, цель другой — донести до человека весть о спасении. Первая укaзывает на человека, вторая на Бога.
Если кто-то считает, что спасение и самореализация — одно и то же, то ему будет особенно полезно прочитать следующие главы этой статьи.
Большинство кришнаитов полагает, что
Библия действительно является священной книгой,
но её текст был извращён с течением времени.
1. Христиане считают, что
Библия является полностью богодухновенной книгой.
“Богодухновенность — это сверхъестественное воздействие Духа Бога на создателей Библии, благодаря которому их тексты в точности соответствуют тому, что Бог желал выразить в Библии, сообщая людям истину. Как в Ветхом, так и в Новом Завете с нами говорит непосредственно Сам Бог. Самым весомым свидетельством в пользу богодухновенности Писаний является свидетельство Иисуса Христа. Он постоянно ссылается на них и признаёт за ними совершенную точность и бесспорную авторитетность. Библия — уникальный исторический документ, но этим её достоинства не ограничиваются. По сей день, она остаётся вестью Бога, Словом, которое Бог обращает к миру и в наше время. Она непреходяща (Мф. 24:35; 1Пет. 1:23)”7.
2. Библия не претерпела с течением времени каких-либо изменений.
“Но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое вам проповедано”. (1Пет. 1:25) Тот факт, что Писание является полностью богодухновенным Словом Бога, объясняет, почему на протяжении всех веков люди настолько бережно относились к каждой букве, написанной в Библии. Для верующих было важно сохранить не только общий смысл, но и буквально каждую “черту” Священного Писания. Существуют достоверные исторические факты, подтверждающие это. “По сравнению с любым древним автором, наш современный — печатный — греческий текст Нового Завета находится в совершенно исключительно благоприятном положении. И по количеству манускриптов, и по краткости времени, отделяющего древнейшие из них от оригинала, и по числу переводов, и по их древности, и по серьёзности и объёму проведённых над текстом критических работ, — никакая конкуренция не оказывается возможной.
До нас дошло 250 манускриптов Горация, 110 — Гомера, около сотни Вергилия и Софокла, 50 — Эсхила, только 11 — Платона, 2 — Эврипида и один-единственный манускрипт большей части “Анналов” Тацита. Если же спросить, какой отрезок времени отделяет древнейшие из дошедших до нас манускриптов от оригинала, то оказывается: для Вергилия этот срок — 400 лет, для Горация — 700, для Юлия Цезаря — 900, для Корнелия Непоса — 1200, для Платона — 1300, для Софокла — 1400, для Эсхила — 1500, для Эврипида — 1600 и для Гомера — 2000!
Итак, почти все эти манускрипты отделены от авторов периодом от 400 до 2000 лет. И никому не приходит в голову сомневаться в их подлинности… (что касается свитков Нового Завета, то ближайшие подлинники разделены с оригиналом промежутком не более, чем 50 лет). В области изучения классической литературы главную трудность, на которую наталкивается текстуальная критика, составляет редкость документов. При изучении Евангелия возникает трудность прямо противоположная: в массе материала можно потеряться”8. На данный момент существует более 5000 манускриптов Нового Завета (сравните с количеством манускриптов других произведений).
Для последователей сознания Кришны будут небезынтересны следующие исследования. “Брюс Мeтцгер провёл интереснейшее сравнение Нового Завета с индийской “Махабхаратой” и “Илиадой” Гомера. Новый Завет содержит примерно 20000 строк, из них только 40 находятся под сомнением (это около 400 слов). В “Илиаде” примерно 15600 строк, 764 из них под вопросом. Это означает, что гомеровский текст точен на 95%, сравните с более чем 99.8% суммарной точностью копий манускриптов Нового Завета. Национальный эпос Индии претерпел более сильные текстовые изменения, чем “Илиада”. “Махабхарата” примерно в восемь раз больше чем “Илиада” и содержит примерно 26000 неясных строк. Грубо говоря, искажённый текст составляет около 20%, другими словами, современный текст лишь на 80% совпадает с оригиналом”9.
С помощью сравнительной характеристики рукописей стало возможным восстановить первоначальный текст Нового Завета почти полностью. Книги, которые не вошли в канон Священного Писания, не являлись богодухновенными и были отвергнуты Вселенскими Соборами, и впоследствии не имели влияния на христианское вероучение. Важно отметить, что и в них нигде даже не упоминается ведическое представление о жизни. “Поразительный факт: в то время, когда ещё не существовало механизма, распространяющего обязательные постановления на всемирную Церковь, в точности те же самые двадцать семь книг канона были приняты практически повсеместно”10. “Будто направляемый неким провиденциальным чутьём, каждый из тех учителей, кто ближе всего находился к авторам новозаветных книг, чётко противопоставил свои тексты их сочинениям и поместил себя на несомненно более низкий уровень в сравнении с ними. Это факт огромной важности, ибо он показывает, что складывание новозаветного канона было актом церковного установления, явившегося не следствием логического рассуждения, но осуществившегося в процессе естественного роста”11.
Кришнаиты говорят, что
сейчас, в наступившем веке Кали, когда на первое место выходят писания Вед,
Библия потеряла свою актуальность.
Все христиане считают
на основе Библии, что она не может устареть, или отойти на второй план,
уступив место какому-либо другому писанию.
Сам Бог заповедовал ревностно хранить и выполнять Его слово и для верующих в любые времена было огромным грехом искажать Священное Писание. Библия актуальна и сейчас. Охватывая все возможные периоды истории, она начинается сотворением Земли и заканчивается восстановлением вечного Царства Бога на Земле, в ней содержатся все наиболее важные для человеческого общества моральные правила, в ней заключена божественная мудрость, но самое главное — это Божья весть о спасении. Эта книга является уникальным откровением Божьей воли для всех времён и народов, давайте прочитаем несколько стихов, подтверждающих это…
Заповедь Бога: “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно”. Иис.Н. 1:8.
Свидетельство Господа нашего Иисуса Христа: “Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё”. Мат. 5:18.
Свидетельство Моисея: “Не прибaвляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Бога вашего, которые я вам заповедую”. Втор. 4:2.
Свидетельство Апостола Павла: “Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. 2Тим. 3:16.
Свидетельство Апостола Иоанна: “И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей”. Отк. 22:18-19.
Если бы Библия могла устареть, то почему же Господь не предусмотрел возможность изменения Своего вечного Слова в наступившем веке Кали и даже не упомянул об этом в Библии? Если сейчас Библия отошла на второй план и уступила место Ведам, то как она может быть непреходящей? Значит Иисус Христос ошибался, говоря: “…дoколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока всё не исполнится”? Как мы можем не повиноваться Богу, когда Он говорит: “…поучайся в ней (Библии) день и ночь”, и ответить Ему, что время Его слова прошло и настало время другого откровения? Имея такой “удобный” подход, можно объявить любую мешающую заповедь устаревшей.
Очень трудно, а чаще всего просто невозможно согласиться с тем, что Библия и Бхагават-гита — откровения одного и того же Бога, данные в разное время. Действительно, Бог может проявлять Себя по-разному, но Он никогда не даст нового закона, не устранив перед этим предыдущего. Не могут одновременно быть правдой слова Иисуса: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” и учение кришнаитов, что только через преданное служение Кришне можно освободиться от майи (иллюзии материального мира) и перейти в присутствие Кришны. Невозможно сделать “удачное” сочетание этих двух верований, не повредив основные устои какого-либо из них, поэтому, мы просто вынуждены сделать выбор в пользу кого-то из них.
Конечно, кришнаиты могут возразить, что христиане не до конца понимают суть Сознания Кришны, а потому и не могут осознать его единства с библейской верой. Но мне представляется, по меньшей мере, нелогичным считать Библию и Веды посланием одного и того же Бога, Который дал людям новый закон, забыв отменить при этом старый, — ведь Он не “мирская личность” (одним из свойств мирской личности по учению А.Ч. Бхактиведанты является тенденция постоянно совершать ошибки).
Вы не найдёте в Библии место, которое хотя бы косвенно опровергало её авторитет и актуальность для любого времени. Трудно спорить и с тем, что эта книга является богодухновенным откровением Бога о Нём Самом и о Его спасении для людей, а не рассуждениями мудрецов по поводу их личного понимания Божьей воли, как считают последователи Кришны.
Eщё одним интереснейшим свидетельством Библии можно назвать её чудесное соответствие, как пророческой книги. “Исполнение пророчеств — могучее орудие защитника христианской веры. Как пишет Бернард Рамм, “враг христианства может заставить замолчать все наши орудия, но нам достаточно ударить лишь из одного. И если он не сумеет со своей точки зрения объяснить всех сбывшихся пророчеств — то все его возражения верующему тщетны”12.
Наконец, кришнаиты могут утверждать, что “Бхагават-гита” — “почти то же самое” писание, и что она так же, как и Библия, несёт людям знание о Боге, но только без Христа. Но христианство без Христа — просто бессмыслица.
2. Божественность Иисуса Христа
Кришнаиты учат, что
Иисус Христос был воплощением Бога, Сам не являясь Богом,
а только тем, кто мог нести знание Бога.
Христиане всегда верили на основе Библии, что
Иисус Христос Сам является Богом в полном смысле этого слова, существующим вечно,
Ему принадлежат сан Бога и все Его атрибуты.
Недооценка роли Христа в истории и отрицание Его божественности, является следствием поверхностного взгляда на вещи. Но если обратиться к Ветхому и Новому Заветам, то трудно не увидеть, что в них говорится о Христе, как о Боге и человеке в равной степени. Только вочеловечившись, Христос мог спасти людей, только будучи Богом, Он смог избавить мир от власти греха. Тайну эту невозможно осознать до конца, но не соглашаться с ней — значит противоречить Библии и идти против Бога. Давайте рассмотрим несколько доказательств в пользу божественности Христа.
Иисус провозглашает Себя Богом. В Ветхом Завете Бог называет Себя ИЕГОВОЙ, что в переводе с древнееврейского означает, “Я ЕСТЬ ТОТ, КТО Я ЕСТЬ”, или “Я ЕСМЬ”. Имя Бога для евреев было священно, они боялись даже произносить его. Это имя принадлежит только Богу, и более эта слава не принадлежит никому. “Я Господь, это — Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам”13Ис. 42:8. Даже в мыслях евреи не могли связывать это имя с кем-то другим кроме Бога. Далее вы увидите, что Иисус в Новом Завете говорил о Себе то же самое, что Иегова14 говорил в Ветхом Завете о Себе:
Иисус сказал: “Я пастырь добрый…”, Ин. 10:11; а в Ветхом Завете написано: “Господь (Иегова) пастырь мой…”, Пс. 22:1.
Иисус утверждает, что будет судить всех людей и народы: (Ин. 5:27 и далее; Мф. 25:31 и далее); а Иегова говорит через пророка Иоиля: “…Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду”.
Иисус сказал: “Я свет миру…”, Ин. 8:12; сравните с местом из Ветхого Завета, где Исаия говорит: “Господь (Иегова) будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею”.
В Своей молитве перед распятием Христос молится Богу: “И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.” Ин. 17:5; а в Ветхом Завете написано: “…не дам славы Моей иному…”, Ис. 42:8.
Иисус называет Себя “женихом”; и именно так называет Себя Иегова: “Ты будешь называть Меня “муж мой”…”, Ос. 2:16, (ср. Ис. 62:5).
В книге Откровения Иоанн приводит слова Иисуса: “…Я есмь первый и последний…”, Ин. 1:17. В Ветхом Завете так говорит о Себе только Бог: “Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога”. Ис. 44:6.
Возможно самым прямым доказательством того, что Иисус по праву называет Себя Иеговой, являются Его слова в Ин. 8:58: “…истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь”.
Евреи отреагировали на это совершенно однозначно — они поняли, что Иисус называет Себя Богом (исключая любые толкования), так как они прекрасно понимали, что Я ЕСМЬ (Иегова) — это имя Бога, и оно не может даже отчасти принадлежать никому другому: ни пророку, говорящему от имени Бога, ни кому-либо ещё. Евреи помнили, что именно так называл Себя Господь с самого начала: “Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова)”. Исх. 3:14. Иисус называет Себя так ещё в нескольких случаях, (ср. Мк. 14:62; Ин. 18:5-6). Эта сравнительная таблица поможет Вам убедиться в том, что Бог — Спаситель Ветхого Завета и Иисус Христос — один и тот же Бог.
Иисус творит дела Бога. Чтобы понять это, нам необходимо внимательно посмотреть на деяния Иисуса и сравнить их с тем, что может совершить только один Бог. И если Христос совершил в Своей жизни такие чудеса, которые мог совершить только один Бог, как мы можем отрицать Его божественную природу и сущность?
Одно из таких исключительных свойств Бога — способность прощать грехи человека. По учению Сознания Кришны, никто, даже самый совершенный учитель, никогда не сможет по своему собственному желанию изменить карму другого человека, а тем более очистить её от всех плохих поступков. Христиане, отвергая учение о карме, утверждают, в противовес этому, что человек грешен сам по себе и не способен своими собственными делами искупить себя перед Богом от грехов и остаться живым. А теперь давайте прочитаем слова Иисуса Христа: “Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой”. Мк. 2:10-11. А в Ветхом Завете написано о Боге Отце: “Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою”. Пс. 129:4.
Есть и ещё один исключительный атрибут Бога — сила и власть воскрешать и судить мёртвых. “Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут. …и изыйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.” Ин. 5:25, 29. Иисус ниспровергает все сомнения по этому поводу, когда добавляет: “Ибо, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет”. Ин. 5:21. В соответствии с Писанием, только Бог может дать жизнь: “Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю; и никто не избавит от руки Моей”. Втор. 32:39 (ср. 1Цар. 2:6). Иисус не только провозглашал Себя способным совершить это, но и доказывал Свою власть делами при многих свидетелях.
Иисус провозглашал Себя — Мессией. Книги Ветхого Завета утверждают божественность Мессии. “Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего” Пс. 44:7. Псалом 109:1 объясняет отношения между Отцом и Сыном: “Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”. Иисус, в Мат. 22:43-44, показывает, что этот стих говорит о Нём, как о Христе — Спасителе. Исаия, величайший пророк, так говорит о Мессии: “…вот — Бог ваш!” (40:9). В видении Даниила, Сын человеческий предстаёт, как “…Ветхий днями” (7:22), и точно так же Даниил дважды называет Бога Отца (ст.9, 13)15.
Подводя небольшой итог, можно сказать, что Ветхий Завет не только предсказывает пришествие Мессии, но и провозглашает Его божественную сущность. Христос исполнил все пророчества Ветхого Завета относительно прихода Мессии (Лук. 24:27, 44; Мат. 26:54), Ему принадлежит вся власть Бога. Свидетельство Бога Отца о Сыне показывает чрезвычайную важность Христа и того, что Он совершил: “…Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоволение; Его слушайте” (Мат. 17:5; Ин. 5:22-23). Бог не отдаст Своей славы никому, в Ин. 17:5 говорится о славе, принадлежащей Христу, сравните этот стих с Ис. 45:23. Господь говорит, что нет Спасителя, кроме Него Самого, однако Христос пришёл именно, как Спаситель, (2 Пет. 1:1). Бог заявляет, что Он единственный Судья, который может и будет справедливо судить мир, Иисус называет Себя Судьёй всего мира, утверждает, что Ему дана всякая власть на земле и на небе (Ин. 5:22; Ин. 8:16). Ему принадлежат атрибуты Бога: Он вечен: “…Прежде нежели был Авраам, Я есмь”. (Ин. 8:58); вездесущ, Ин. 3:13; всеведущ, Кол. 2:3; Он неизменен, Евр. 1:12; 13:18. Авторитет слов Христа приравнивается к слову, сказанному Богом (Мат. 28:18, 19). Он призывает не только верить и подчиняться Его заповедям, но и молиться во имя Его (Ин. 14:13). Христос выступает, как Творец и Хранитель всего, (Кол. 1:16-17). Он имеет власть прощать грехи, воскрешать мертвых. Его отождествляют с ветхозаветным Иеговой, Его назвали Эммануилом, что значит — “С нами Бог”. Когда Иисусу поклоняются как Богу, Он принимает это за должное. Даже глубоко не вдаваясь в этот вопрос, будет очень трудно отвергать Божественность Христа.
“Христос Библии — это Оракул Бога, Логос, говорящий за Отца, в Чьих пронзённых руках — судьба всего творения. Истинно, что Бог Отец “говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез которого и века сотворил” (Евр. 1:2).
Павел пишет: “Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени. Дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Флп. 2:9-11).
Немногие из читающих эти стихи осознают, что в них заключается прямое подтверждение божественной сущности Христа. Флп. 2:10 — это свободная цитата из Ис. 45:23. Павел относит слова, сказанные Иеговой о Себе, к Иисусу Христу, доказывая тем самым мистический союз Бога Отца и Бога Сына.
В силу Своей истинной божественной сущности и человеческого совершенства, Иисус превосходит любых героев и кумиров человечества. Так, Мухаммед считался только пророком, Будда — мудрецом, Конфуций — этическим мыслителем, Заратустра — мудрецом, а Ганди — мистиком и социальным преобразователем. Хотя учения этих людей до сих пор живы, сами они давно лежат в могилах. Но Христос, о Котором говорит Писание, живёт не только в своём учении и сердцах тех, кто верит в Него, Он пребывает вечно одесную Отца и ходатайствует за нас перед Ним (Евр. 7:25)”16.
Уильям Бидервулф сделал весьма подходящее в данном случае заключение из разобранных нами свидетельств. Он пишет следующее: “Прочитать Евангелие и не увидеть, что Иисус считал Себя не просто человеком, — это то же самое, что в безоблачный полдень посмотреть на небо и не увидеть на нём солнца”17.
3. Искупительная миссия Иисуса Христа
Как мы увидим ниже, последователи Общества Сознания Кришны не только не признают, что целью миссии Христа было спасение грешных людей, но сознательно умалчивают об этом, а ведь это центральная мысль Нового и Ветхого Заветов. Утверждая, что Христос и Кришна “в сущности” одно и то же, они верят, что на самом деле Кришна явился для совершенно иных целей, чем Христос, а соответственно кришнаиты понимают под спасением души совершенно другое, нежели христиане.
“Господь Кришна нисходит на землю главным образом для того, чтобы вновь утвердить истинную цель жизни — когда человек забывает о ней”.
“…наше сознание в настоящий момент осквернено материей. “Бхагават-гита учит, что мы должны очистить это материально осквернённое сознание. В чистом сознании наши действия будут согласованы с ишва-рой (Всевышним Господом), и это сделает нас счастливыми”18.
Как мы видим, никакой речи о спасении, преданному кришнаиту необходимо самому заработать (очиститься от иллюзии) право на пребывание со Всевышним Господом. И Кришна пришёл не для того, чтобы пострадать и спасти погибшее, но для того, чтобы ещё раз “утвердить истинную цель жизни”.
“Как только начинают возникать нарушения в регулирующих принципах религиозной жизни людей и начинает преобладать неправедная деятельность, Он (Кришна) является на Землю. (…) Поэтому это не дело Самого Кришны, Верховной личности Господа, уменьшать бремя греховной деятельности, лежащее на этой земле. (…) Кришна на самом деле приходит для того, чтобы явить Свои развлечения в Врндаване, привлечь к Себе счастливые обусловленные души и пригласить их вернуться домой, назад к Господу”19.
А теперь обратите внимание на то, что Христос говорил о Своей миссии: “…ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир” (Ин. 12:47б) и ещё: “Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него” (Ин. 3:17).
Ещё раз обратите особое внимание на приведённые цитаты:
Сознание Кришны
“…это не дело Самого Кришны, Верховной личности Господа, уменьшать бремя греховной деятельности, лежащей на этой земле”.
Христианство
“Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него”.
В этом и состоит самая суть различий между Кришной и Христом. Никто никогда не сможет соединить две эти Личности, они изначально различны в тех миссиях, которые они несли миру. Я хочу спросить любого, кто утверждает вслед за Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой, что Кришна и Христос “почти одно и тоже”, на чём основана Ваша вера?
В то же самое время, кришнаиты имеют абсолютно чёткое представление о том, что необходимо делать для достижения Бога.
“В Кали-югу ведические писания рекомендуют прославлять Господа, воспевая без оскорблений святое имя Кришны. Благодаря этому можно избавиться от всех грехов и достичь совершенной жизни, вернувшись домой, обратно к Богу”20.
Итак, возникают две совершенно противоположные точки зрения:
Кришнаиты верят в то, что
в настоящее время лучший путь для освобождения от страданий (мокши)
это поклонение Кришне и выполнение его требований.
Библия учит нас, что
только искупительная смерть Иисуса Христа
способна спасти человека от греха и вечной погибели.
Смерть и воскресение Иисуса Христа являются основанием всего христианства. Необходимо отметить, что человек, сотворённый по образу и подобию Божьему, был чист и безгрешен. В определённый момент он предпочёл жить по своей собственной воле. Вина человека перед Богом состояла в нежелании следовать Его законам, отношения Творца и творения были разорваны. Через грех Адама все люди унаследовали греховную природу и лишились права на вечную жизнь с Богом. Пример Ветхого Завета показывает всю тщетность попыток человека достичь совершенства собственными силами. За свой грех человек попал под осуждение, а наказанием за преступление против Бога является смерть (вечное страдание и отделение человека от Бога): Пс. 13:3; Рим. 3:23; Иер. 2:29.
“Иисус Христос пришёл в мир, чтобы жить и умереть. При жизни на земле Он неизменно повиновался закону (который дал Бог Моисею). Свою смерть Он принял за наше неповиновение. На земле Он прожил единственную в своём роде жизнь в совершенном, безгрешном повиновении закону. На кресте Он умер за нас, нарушивших закон, поскольку платой за неповиновение была смерть. Поэтому всё, что требуется от нас для получения оправдания, — это признать свой грех и собственную беспомощность, раскаяться в прошлых попытках самоутверждения, отказаться от попыток добиться праведности своими делами и полностью довериться в спасении Иисусу Христу. Таким образом, “вера в Иисуса Христа” является не только интеллектуальным убеждением, но и личным посвящением”21.
Вера кришнаитов основана на том, что к Богу возможно прийти, “…воспевая без оскорблений святое имя Кришны…”, тогда, как Сам Господь Иисус Христос говорит о себе следующее: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня…” (Ин. 14:6). Г-н Сатьяраджа дас самонадеянно заметил, что эти слова Христа
“…довольно шаткий предлог для религиозной нетерпимости. На самом деле, на греческом — языке оригинала — смысл стиха несколько отличается от процитированного выше перевода… Безусловно греческое слово erkеtai — настоящего времени. Таким образом, оно переводится скорее как “может прийти сейчас”, нежели как “приходит” в процитированном переводе. Это, конечно же, меняет весь смысл. В действительности Иисус говорит: “Я есть путь и истина и жизнь; сейчас никто не может прийти к Отцу, как только через Меня”. Итак христианская исключительность оборачивается абсурдом”22.
Перед нашими глазами великолепный пример того, как из неправильного толкования одного единственного стиха выводится мысль о неполноценности всего христианства.
Но обратимся не к голословным утверждениям, а к фактам признанным всеми. Толкование, которое Сатьяраджа дас предлагает для глагола “эркетаи” в Ин. 14:6, неверно. Автор правильно отмечает, что глагол “эркетаи” в данном контексте стоит в настоящем времени, однако этим его правота и исчерпывается. Как и большинство людей, лишь поверхностно знакомых с грамматикой греческого языка, г-н Сатьяраджа Дас ошибочно применяет к греческому языку правила современной английской грамматики. В греческом языке настоящее время глагола обозначает линейное, продолжающееся действие в настоящем, не привязанное к какому-то определенному моменту времени (см. Дана и Мэнти “A Manual Grammar of the Greek New Testament”, стр. 181). Таким образом, правильным пониманием 6 стиха будет: “никто НИКОГДА не приходит к Отцу…” Для верности, давайте рассмотрим еще один пример: В Мф. 7:17 Иисус говорит: “Всякое дерево доброе ПРИНОСИТ и плоды добрые”. Глагол “приносит” в греческом оригинале также стоит в настоящем времени. По логике г-на Сатьяраджа Дас, Иисус говорил о том, что ИМЕННО В ТОТ САМЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ — НЕ РАНЬШЕ И НЕ ПОЗЖЕ всякое хорошее дерево непременно приносило хорошие плоды. Это очевидный абсурд. Если бы Иисус действительно, как того очень хочется автору, обращался исключительно к своим современникам, Он употребил бы другую грамматическую форму глагола — т.н. аорист — которая в греческом языке как раз и обозначала одномоментное действие (Дж. Грэшем Мэйчен “Учебник греческого языка Нового Завета”, с. 63).
Исключительность христианства не является мифом, а логически вытекает из учения Священного Писания, где Сам Бог не допускает извращения Его истины. Мысль о “лояльном” Боге, которому нет никакого дела, кому верят люди, как они поклоняются и чего ищут в вере, абсурдна. Если так, то зачем было устанавливать законы, можно было просто сказать человечеству: “Верьте, как вам будет угодно, в кого угодно, главное НАЗЫВАЙТЕ это правильно — Богом”. Нелепо, не правда ли? Но тогда вопрос, в какого Бога верить, приобретает основной смысл. Последователи Сознания Кришны пытаясь объединить Бога Библии и Кришну, тем самым создают себе множество неразрешимых проблем. Поэтому необходимо согласиться с тем, что Бог Священного Писания и Кришна Вед — две совершенно различные Личности, которые проповедуют противоположные пути познания Бога.
Христианство устояло против гонений и критики в течении 2 тыс. лет. И никогда единственный путь к Богу не сможет быть закрыт человеческими уловками и лживыми толкованиями. Как было задумано Богом, как было предсказано пророками, так и произошло в действительности: по Своей великой милости Бог Иисус Христос пришёл на землю, “…чтобы спасти погибшее…” (Мф.18:11).
В Послании к Ефесянам 2:8-9 говорится о том, каким именно образом мы получаем драгоценный дар спасения — благодатью через веру, а не посредством своих дел. Подтверждение этому можно найти в Рим. 3:20, Рим. 3:2, Тит. 3:5. Христос умер не за Свой собственный грех, Его смерть стала искуплением за наши грехи перед Богом. И тем самым Бог примирил с Собой Своё творение посредством смерти Христовой. Итак веруя, во Христа, мы по благодати Божьей имеем всю полноту спасения.
“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” Ин. 3:16.
“…все согрешили и лишены славы Божьей” Рим. 3:23.
“Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками”. Рим. 5:8. “Христос умер за грехи наши… Он погребён был и… воскрес в третий день, по Писанию, и явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам…” 1Кор. 15:3-6.
“Иисус сказал ему, Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. Ин. 14:6.
“Христос сказал: “Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему…” Откр. 3:20.
“Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную”. 1Иоан. 5:11-13.
“Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца”. (1Иоан. 2:22-23)
4. Перевоплощение
Многие “учителя истины” стараются представить перевоплощение, как учение, имеющее непосредственное отражение в Библии. Но до сих пор их попытки найти хоть какие-нибудь библейские аргументы в свою пользу оказывались тщетными.
Кришнаиты верят в то, что
в Библии присутствовало учение о реинкарнации, которое христиане исключили из Писания,
однако оно и по сей день остаётся истинным.
Христиане никогда не верили в реинкарнацию,
т.к. она вступает в полное противоречие со словом Бога и никогда не упоминалась в Библии.
Перевоплощение или реинкарнация есть переселение души живого существа (дживы) из одного тела в другое. Как учит Свами Прабхупада:
“существует 8400000 форм жизни, из них 900000 видов живых существ обитают в воде, а 2000000 относятся к растениям. Мы — представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывающие в материальном мире и в материальном теле являются осуждёнными”23.
“Живое существо забывает, что ему делать. Сначала оно решает поступать определённым образом, а потом запутывается в своей карме. Оставляя один тип тела, оно входит в другое тело, подобно тому, как мы одеваем и снимаем одежду. Путешествуя подобным образом из одного тела в другое, душа страдает от последствий своей прошлой деятельности”24.
Как мы видим, перевоплощение является результатом плохой кармы своего рода наказанием за содеянное в прошлых жизнях. Последователи Общества Сознания Кришны утверждают, что точно такого же исповедания держалось всё христианство первых веков на основе Ветхого и Нового Заветов, с чем никак и никогда не сможет согласиться ни один верующий во Христа.
Библия достаточно чётко высказывает своё отношение к реинкарнации. И всё же находятся такие “учителя”, как, например, Сатьяраджа дас, которые самонадеянно внушают мало что понимающим рядовым членам Общества Сознания Кришны, что:
“В 553 г. н.э., при обстоятельствах, до сих пор остающихся тайной, византийский император Юстиниан (на Втором Константинопольском Соборе) приказал изъять учение о реинкарнации из христианских писаний. Однако в Библии остаются некоторые указания на реинкарнацию. Хотя их и немного, они весьма убедительны”25и они вынуждены верить этому. Во-первых, потому что не имеют права сомневаться в правильности слов такого “просвещённого преданного”, а во-вторых, не имеют возможности их проверить, т.к. проверять опять-таки означает сомневаться в их правильности. Но давайте всё-таки попробуем обратиться к самой истории.
К сожалению, уважаемый Сатьяраджа дас не учёл того факта, что в настоящий момент существуют достоверные документы о Пятом Вселенском Соборе, в которых мы не находим ни одного упоминания об обсуждении на этом Соборе целостности Священного Писания и тем более вопроса о реинкарнации. Интересно было бы узнать, каким именно источником пользовался Сатьяраджа дас при выработке своей точки зрения. В тех документах, которыми располагает история о Соборе 553 года, говорится следующее:
“Вот заключительная часть вопроса: “…Итак, мы анафематствуем три главы, т.е. нечестивого Феодора Мопсуестийского, и его богохульные книги, и то, что нечестиво написал Феодорит, и богохульное письмо, приписываемое Иве. Мы анафематствуем их со всеми теми, кто их защищает, которые считают три главы православными, желают или будут желать покрыть их нечестие авторитетом св. отцов или Халкидонского собора”26.
Это заключительная часть документа V Вселенского Собора, созванного Юстинианом против ереси монофизитства27. И, как мы видим, никакого упоминания об изменении канона Священного Писания. (Для более глубоких исследований по этому вопросу можно обратиться к “Истории христианской церкви”, Шафф, издательство WM. B. Eerdmans Pub-lishing Company, 1992, тома 1 и 2.)
И второе немаловажное замечание, которое я хотел бы сделать: Библия НИКОГДА не содержала в себе НИКАКОГО учения, даже отдалённо похожего на реинкарнацию, поскольку сама идея реинкарнации противоречит библейской доктрине о спасении. Зная о неизменности Слова Божьего, просто невозможно соединить между собой две противоречащие друг другу доктрины.
В Библии можно найти много аргументов, опровергающих перевоплощение. Так, Библия говорит, что жизнь человеку даётся только один раз: “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, …” (Евр. 9:27). Этот стих показывает, что человеку даётся только одна жизнь, слово “аттакс”28переводится, как “однажды”, то есть раз и навсегда (Вы можете уточнить употребление слова “однажды” стихом выше, где совершенна ясна форма его употребления). Поэтому так необходимо принять Христа, как Господа и Спасителя именно сейчас, ведь другой жизни, чтобы попытаться ещё раз, не будет.
В христианстве мы видим прямую противоположность реинкарнации, когда, в отличие от закона кармы, человек живёт только одну жизнь, на которую не переносятся ничьи плохие или хорошие поступки. Если эти слова Бога кришнаиты считают подтверждением перевоплощения, то что же они понимают под перевоплощением? Попытки объединения понятий реинкарнации и спасения, кармы и греха никогда не увенчивались успехом. Это объясняется тем, что смысл реинкарнации сводится к бесконечному кругу перевоплощений души, продолжающемуся до тех пор, пока она не сумеет сама, путём каких-либо праведных поступков, искупить грехи и своими силами вернуться к Богу. Спасение же, показанное в Библии, имеет совершенно другой смысл.
“Огромная пропасть отделяет христианское учение о благодати от закона кармы. Карма не вмещается в библейское представление об искуплении. Искупление опирается примирение Бога и человека.
Библейский взгляд на искупление подразумевает наказание, которое могло бы удовлетворить справедливый гнев Бога. Другими словами, святость Бога не позволяет Ему примириться с грехом. Бог не был бы истинным и святым, если бы просто закрыл глаза на беззаконие. Но по Своей милости Бог предоставил нам возможность спастись от наказания за грех, от Своего гнева. Его гнев излился на Другого — этот Другой был настолько чист и безгрешен, что смог полностью заплатить за наши грехи. Писание учит, что искупление, которое даровал нам Христос, следует понимать именно как наказание, которое полностью искупило наш грех (то есть наказание, удовлетворившее требования Божьей святости). И, поскольку искупление уже полностью решило нашу проблему с грехом, нам нет необходимости выплачивать свой кармический долг в какой-то будущей жизни. Если смерти Христа было достаточно для наказания, определенного справедливым законом Бога, о какой еще плате может идти речь?
Христос уже искупил наш грех перед Богом”29. В Новом Завете (Рим. 3:25; Евр. 2:17; 1Ин. 2:2; 4:10) понятие искупления выражается словом “хиласкомаи” (греч. “задобрить, удовлетворить”). Но библейское учение об искуплении основано не на одном этом слове. Новый Завет представляет Иисуса, как:
•Выкуп за нас (Мат. 20:28)
•Не знающего греха (2Кор. 5:21; Евр. 7:26-27; 1Пет. 2:24)
•Страдающего раба (Деян. 3:13; 8:32; см. Ис. 42; 49; 50; 53)
•Искупившего собственной кровью (Деян., 20:28).
•Того, кто понёс на себе проклятие (Гал. 3:13; Втор. 21:22- и дальше).
•Жертвенного Агнеца (Иоан. 1:29, 36; Деян. 8:32; 1Пет. 1:19).
Искупление описывается как жертва, замещение, примирение, выкуп и оправдание. Эти основные образы искупления и его плоды также являются аргументами в пользу учения об искуплении грехов.
•Главной целью жертвоприношения является умилостивление.
•Замещение состоит в том, что Христос отдал Свою святую жизнь за нас и тем самым умиротворил гнев Божий.
•Примирение полагает конец вражде между Богом и человеком. И, поскольку причиной вражды является грех, который навлекает на себя гнев Бога, сутью примирения является удовлетворение этого Божьего гнева.
•Оправдание: если наказанием за грех выступает гнев Божий против этого греха, то оправдание становится освобождением от человеческого греха…
Богослов Уильям Ж.Т.Шедд различает два искупления, так называемые “личное” и “заместительное”. Он отмечает разницу между библейской картиной искупления (заместительное), и искуплением, поддерживающим теорию реинкарнации (личное искупление).
Священное Писание говорит нам о заместительном искуплении наших грешных душ Иисусом Христом, Общество Сознания Кришны же обращается к личному искуплению человека собственными поступками, что, как мы видим, расходится с библейским пониманием и поэтому не может быть принято христианами.
“Фактически, всё, написанное на тему о реинкарнации, говорит о спасении по делам: кто-то должен выплачивать чей-то “долг кармы”. Идея спасения по делам, можно сказать, более важна для теории реинкарнации, чем доктрина о перевоплощении души в следующих жизнях: эти последующие жизни являются как бы теми самыми полями, на которых будет совершаться работа…”30Можно добавить, что на данный момент в мире существует более десяти моделей реинкарнации души, каждая из которых кардинально отличается от предыдущей и поддерживается своей собственной теорией.
Христос, будучи святым и безгрешным, пришёл в этот мир как Бог и как человек для спасения грешных людей. Если бы вечную жизнь можно было достичь путём бесконечных перевоплощений или собственных праведных дел, то Христу не нужно было бы идти Голгофским путём. Бог выбрал спасение через Свою собственную смерть и воскресение потому, что это был единственный путь для спасения людей, об этом говорит уже то, какую огромную цену заплатил за него Бог. Мы получили дар спасения не потому, что были праведны перед Богом, а потому, что “Бог так возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). В Послании к Ефесянам также сказано: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”, (Еф. 3:8-9). Реинкарнация, со своей стороны, требует выполнения определённых правил и законов для достижения вечной жизни.
Уважаемый Сатьяраджа дас приводит в своём труде, как пример реинкарнации, стихи Библии об Иоанне Крестителе, в которого вселилась душа Илии — ветхозаветного пророка. Позволю себе заметить, что тут Сатьяраджа дас очередной раз глубоко ошибается и, не утруждая себя изучением истории верований иудеев, попросту старается уцепиться за каждую мелочь в Библии, которая на первый взгляд, подтверждает его теорию. Но если мы просто обратимся к тексту, то сразу увидим, что евреи ждали не перевоплощения Илии, или каких-либо других пророков, а их телесного воскресения из мёртвых (подтверждение этого вы можете найти в Мат. 14:2; Мат; 27:52; Лук. 9:8; Лук. 20:37; и т.д.) Библия 105 раз упоминает о телесном воскресении человека из мертвых и ни разу о перевоплощении. Я ещё раз хочу подчеркнуть то, что перевоплощение исключает воскресение и наоборот.
Взгляд кришнаита на человека сводится к тому, что душа, облекаемая в какое-либо тело, обречена страдать, так как тело, само по себе, является низшей материей. По ведической традиции, различные тела, не имеющие сознания (тела животных, птиц, и т. д.), приравниваются к злу, и если человек в следующей жизни воплотится, например, в тело льва, это считается наказанием за то, что в течение своей предыдущей жизни его душа, имея человеческое тело, не пришла к сознанию Кришны, а её носитель — человек занимался страстным поеданием мяса.
Человеческое тело обладает большими возможностями, оно несёт в себе сознание, и на этапе воплощения в человеке, душа может вернуться к Богу. Рассматривая этот вопрос, необходимо постоянно помнить о том, что в вероучении кришнаитов тело является изначально греховным и выступает как своеобразное орудие наказания отпавшей от Бога души.
Давайте посмотрим на это с библейской точки зрения.
Обратимся к первой книге Библии — Бытию. В ней говорится о самом начале мира, когда ещё не было власти греха. Итак, по окончании всего процесса творения, Бог создал человека “по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт.1:27). Первое, о чём приходится задуматься, мог ли Святой Бог создать по Своему образу несовершенного человека. Бог вряд ли создал бы чистую душу в греховном теле. Библия ясно говорит о том, что Бог сотворил человека прекрасным как в духовном так и в физическом плане, и это явно не сходится с утверждением последователей Кришны, о том, что Кришна создал тело для наказания отпавших душ.
Рассмотрим ещё один аспект учения кришнаитов о душе и теле. В книге “Шри Ишопанишад” говорится о том, что в начале совершенные души обитали в присутствии Кришны на трансцендентальной (нематериальной) планете. Когда часть из них воспротивилась воле Бога, Кришна, в наказание, дал им различные тела, чтобы души могли осознать свою потребность в Нём.
Библия излагает факты совершенно иначе: в начале Бог сотворил плоть, а затем уже “вдохнул” в нее жизнь, то есть дал ей душу (Быт. 2:7). Нет даже намёка на то, что душа была создана ранее и ждала своего воплощения в человеческом теле.
Последняя, и очень важная часть этого вопроса заключается в изначальном смысле, который придают телу кришнаиты и христиане.
“Тело, по Писанию, не является “темницей” для души, не является оно и местом заключения падших духов, а принадлежит к подлинной сущности человека (2Кор. 5:3-4). И Писание говорит не об освобождении от тела, а об искуплении тела (Рим. 8:23). Поэтому и совершилось телесное воскресение Господа Иисуса (1Кор. 15)”31.
Кришнаиты утверждают, что смысл воплощения души в человеческом теле (то есть самого человека) сводится к осознанию, с помощью своего ума, необходимости в Кришне и посвящению своей жизни преданному служению ему, чтобы после физической смерти прийти к Богу.
Библия же говорит нам о совершенно другом смысле, который Бог вложил в человеческую жизнь (Быт.1:28, Быт.1:15). Здесь говорится о том, что Бог обитал вместе с человеком, который обладал чистой душой и совершенным телом. Тогда для человека тело не было чем-то греховным, тем более Божьим орудием наказания. Человек обитал в славе Господней, и поэтому ему не нужно было освобождаться от тела, чтобы прийти в присутствие Божие: он уже обитал с Богом, находясь в собственном теле. Итак, мы видим два совершенно разных изначальных подхода к человеческой природе.
В противоположность учению Общества Сознания Кришны, надежда всех христиан заключается в воскресении из мёртвых. Как мы увидели, кришнаитский взгляд на человека значительно отличается от христианского, в тех моментах, которые не могут изменяться в зависимости от времени и обстоятельств.
“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет всё”. Фил. 3:20-21.
Христос Своим воскресением проложил дорогу через пропасть смерти, и теперь мы имеем великое обетование воскресения из мёртвых в новом вечном теле. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша”. 1Кор. 15:14. К тому же, мы можем прочитать в Откровении Иоанна Богослова о том, как будет происходить воскресение из мёртвых, и опять не найдём, ни слова о реинкарнации. Объяснение этому может быть только одно: перевоплощение не упоминается в Библии не потому, что эти стихи выкинули “плохие” христиане, а потому, что оно идёт вразрез с проповедью Христа и всем Ветхим и Новым Заветом. Необходимо согласиться, что доктрины о перевоплощении и спасении изначально представляют собой две диаметрально противоположные теории и ни в коем случае не могут существовать вместе.
“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которую Он действует и покоряет Себе всё”. Фил. 3:20-21.
“Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни”. Тит. 3:5-7.
5. Поклонение иным богам
Это ещё один ряд вопросов, по которому христиане никогда не смогут согласиться с последователями сознания Кришны.
В “Шримад Бхагаватам” мы читаем:
“Есть разные повелители, занимающие различные посты,
поэтому может быть много второстепенных богов”.
Христиане
всегда признавали и поклонялись только одному Богу,
называя все остальные формы и способы поклонения, идолопоклонством.
Словарь кришнаитских терминов говорит по этому поводу следующее: “полубог — (или бог) (1) праведный слуга Господа; (2) существо, которое под верховным надзором Господа отвечает за какой-либо участок Творения и следит за удовлетворением нужд всех живых существ; (3) обитатель небесных планет”. Кришнаиты действительно верят и поклоняются большому множеству богов и полубогов, например — богиням земли, процветания, богам огня, воды, смерти, дождя, луны и так далее. Конечно же, они разделяют понятия Верховного (или Наивысшего) Бога и полубога, но вместе с этим, уделяют определённое время для поклонения им. Вопрос стоит не в том, кто более достоин поклонения, а в том, можно ли вообще поклоняться кому-то иному, кроме Всевышнего Бога.
Библия говорит нам, что других богов, кроме Бога живого не существует, и однозначно осуждает любое поклонение им, “…не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги”. (Гал. 4:8). В каждой книге Писание настолько чётко выражает своё мнение по этому вопросу, что не остаётся никаких шансов на оправдание поклонения каким-либо другим богам или полубогам.
“Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим”. Исх. 20:3. Бог Библии является единственным Господом во вселенной, Он требует поклонения только Себе и не допускает поклонения другим богам, называя это идолослужением.
“Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — “ревнитель”; Он Бог ревнитель”.
Этот стих, как и многие аналогичные места, утверждает абсолютный приоритет поклонения Единому Богу и никому более.
На примере Ветхого Завета мы видим, что идолослужение отвращало милость Божью от Израиля. Только поклоняясь Господу, как единственному Богу, евреи имели надежду на Его милость, спасение и исполнение обетований.
Вот повеление, которое Бог дал Моисею: “Когда ты войдёшь в землю, которую даёт тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего, или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых. Ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего”. Втор. 18:9-12.
В первую очередь, христиане никогда не смогут согласиться с тем поклонением, которое кришнаиты оказывают Бхактиведанте Свами Прабхупаде. По меркам Библии, именно такие почести человеку и называются идолопоклонством. Журнал “Возвращение к божественности” так описывает поклонение А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде :
“Мой Гурудева, свет тёмной вселенной. Моя единственная надежда прославлять тебя… Убирающий образ древнего мстительного Бога, ты даёшь нам Кришну”.
Ниже перечислены стихи, которые выражают отношение Библии к лжеучителям и поклонению другим богам: Исх. 34:14, 3Цар. 18:21-39, Иер. 10:1-6, Иер. 23:1, Дан. 3:15-18, Авв. 2:8-20, Мат. 7:15-16, Мат. 24:4-5;23-28, Лук. 21:8, Деян. 20:28-31, 1Кор. 10:14, Гал. 1:9, 1Тим. 4:1-5, 2Тим. 4:2-5.
Читая Библию, мы можем с уверенностью сказать, что Бог никогда не мирился с поклонением иному божеству. Даже если люди называют предмет своего поклонения “богом”, это не значит, что так оно и есть на самом деле, поскольку в Библии говорится, что существует только один Бог, Бог Священного Писания, а дру-гие “в существе не боги” (Гал. 4:8).
6. О пище
Кришнаиты обвиняют христиан в нарушении одной из самых главных Заповедей — в употреблении в пищу животных. Они говорят, что из-за этого разум христиан стал совершенно неспособен понять Божью мудрость во всей её полноте. Убийство животных, а особенно коров, является тягчайшим преступлением в глазах Кришны.
Кришнаиты утверждают, что
вегетарианская диета, описанная в Ведах и отвергнутая христианами,
неправильно понимающими смысл Библии и Заповедей Бога,
является на сей день более полезной и не противоречащей Заповеди “Не убий”.
Христиане отвечают на это тем, что
Библия никогда не отдавала предпочтение вегетарианской диете.
Употребление мяса в пищу не идёт вразрез с Заповедью Бога.
Своё рассуждение о выборе диеты мы начнём с повторения вышесказанного, а именно:
а) Христос уже искупил нас от власти греха,
б) в настоящий момент настало время благодати, когда Сам Бог спасает верующих во имя Его независимо от прежних дел,
в) главным для человека стало не соблюдение религиозных правил, а глубокая вера в Господа нашего Иисуса Христа.
Я ещё раз хочу остановиться на том, что Библия отличается от Ведических писаний по очень многим главным и второстепенным вопросам веры и спасения. Поскольку в кришнаитском мировоззрении спасение совершается по заслугам самого спасаемого, то для них приобретают особую важность выполнение определённых норм и правил поведения, без которых невозможно избавиться от страданий материального мира. Одним из подобных правил и является неукоснительное соблюдение вегетарианской диеты. Убийство животных для кришнаитов считается огромным грехом, тем более употребление мяса в пищу. Автор книги “Так написано в Библии?” старается как можно более авторитетно истолковать слова Священного Писания для последователей движения Сознания Кришны следующим образом:
“Господь говорит, что человеку нельзя есть мясо, если же он будет делать это, то заплатит собственной жизнью. Он будет убит тем, кого убивает. Это называется карма”