Апостол Павел снова и снова предостерегает нас от лжеучителей. В своем послании к верующим в Филиппах он назвал этих лжебратьев “врагами креста Христова” (Филиппийцам 3:18).
Те, кто следует учениям Общества Сторожевой Башни, постепенно приобретают стойкую неприязнь к терминологии и символике так называемой “отступнической” христианской церкви. К примеру, они называют свои общинные дома не “церквями”, а “Залами Царства” и делят свою Библию не на “Ветхой и Новый Завет”, а на “Еврейские и Греческие Писания”. Однако ни один другой христианский символ не находится у Свидетелей Иеговы в таком презрении, как крест, который они называют языческим и фаллическим символом.[1]
Предубеждение Общества Сторожевой Башни к этому символу искупительной жертвы Христа относится к числу “пересмотренных” откровений. В начале своей истории, в течение более чем полувека, Общество Сторожевой Башни относилось ко кресту с большим почтением. Многие его издания тех первых лет содержали упоминания, а иногда и красноречивые изображения крестной смерти Христа.
Как это все изменилось
“Ежегодник Свидетелей Иеговы” за 1975 г. объясняет, почему из журнала “Сторожевая Башня” исчезла символика креста:
Начиная с номера от 15 октября 1931 года на обложке «Сторожевой Башни» больше нет изображений креста и короны. Несколько лет спустя народ Иеговы впервые узнал о том, что Иисус Христос не умирал на Т-образном кресте. 31 января 1936 года брат Ратерфорд представил семье бруклинского Вефиля новую книгу Riches ( «Богатства»). В частности, на 27 странице в ней говорилось: “Иисус был распят не на деревянном кресте, который представлен во многих изображениях и картинах, и изображения которого люди делают и выставляют напоказ — Иисус был распят, пригвожден ко древу.”[2]
Храня верность откровению Ратерфорда, современные публикации Сторожевой Башни изображают Иисуса распятым на вертикальном столбе, а Его руки — прибитыми не к горизонтальному брусу, а у Него над головой.[3] “Сторожевая Башня” за 1 апреля 1965 года излагает свою версию смерти Иисуса:
Его руки положили одну на другую и удерживали до тех пор, пока острие не вонзилось и, проткнув плеть, не угнездилось в дереве. Кровь едва успела окрасить его руки красным, как другой гвоздь был вбит в его ноги. Затем столб подняли, пока, наконец, его тело всем своим весом не повисло на этих двух гвоздях.[4]
Сторожевая Башня настаивает на том, что это описание соответствует Библии и отражает более точное понимание греческого оригинала. Недавний журнал “Сторожевая Башня” утверждал:
Библия показывает, что Иисус был казнен вовсе не на привычном кресте, но, скорее, на простом столбе или стау-рос. Это греческое слово, употребленное в Матфея 27:40, прежде всего означало простой вертикальный брус или столб, какие используются в фундаментах зданий. Таким образом, крест никогда не был знаком истинного христианства.[5]
Однако обращение Сторожевой Башни к греческому языку и предложенное ими определение слова cmay-poc являются лишь еще одним примером словесной акробатики, на которую приходится идти Свидетелям Иеговы, чтобы придать вес своему извращенному богословию. При том, что основным значением слова cmay-poc является вертикальный столб или брус, оно имеет и другое значение: крест. Таким образом, это слово гораздо более многозначно, чем выходит по словам Сторожевой Башни.
Theological Dictionary of the New Testament [“Богословский словарь Нового Завета”] Герхарда Киттеля приводит три значения слова cmay-poc. Первое из них совпадает с предложенным Сторожевой Башней, но остальные рисуют совершенно иную картину:
Стаурос — это орудие пыток за серьезные преступления… С точки зрения формы он имел три основные разновидности. Крест представлял собой вертикальный заострённый брус… или же он представлял собой вертикальный столб с перекладиной наверху…. или же он представлял собой два пересекающихся бруса равной длины.[6]
Джоэеф Х.Тейер поддерживает мнение о двойном значении слова cmay-poc:
Вертикальный столб, в особенности заостренный… крест.[7]
Таким образом, слово cmay-poc, одно из слов, употреблявшихся для описания орудия казни Иисуса, имеет много значений. Будь это единственным поводом для разногласий, доводы христиан и Свидетелей Иеговы уравновесили бы друг друга. Однако существуют и другие обстоятельства, которые снимают всяческие сомнения и разнотолки по этому поводу.
Археологические свидетельства
В поисках подтверждения своей теории о пыточном столбе Сторожевая Башня и сама прибегала к поддержке археологии, ссылаясь на труд католического ученого Юстуса Липсия (1547-1606). Однако эта ссылка на ученого, жившего в 16-м столетии, — лишь еще один очевидный пример того, как Свидетели Иеговы поступаются честностью в стремлении оправдать свое учение. В Приложении к “Переводу Нового Мира христианских греческих Писаний” издания 1950 г. воспроизведена одна из гравюр, приведенных в работе De Cruce Liber Primus Липсия. Эта иллюстрация изображает человека, распятого на вертикальном столбе, в связи с чем Сторожевая Башня заявляет читателям: “Именно так был распят Иисус.”[8]
Однако в De Cruce Liber Primus можно найти целый ряд иллюстраций, изображающих распятие, причем, в большинстве своем, они изображают людей распятыми не просто на столбе, а на столбе с горизонтальной поперечиной, т.е. на кресте.
Обман усугубляется еще и другим обстоятельством — Липсий отнюдь не утверждает, что Иисус был распят на вертикальном столбе, в чем пытается убедить своих читателей Сторожевая Башня. Липсий твердо верил в крестную смерть Христа. [9] Но даже сегодня, в своем последнем издании греческого Нового Завета, Сторожевая Башня по-прежнему ссылается на Липсия, хотя и несколько иными словами.
Археологические свидетельства в пользу креста выглядят куда более убедительно. Д-р Пол Майер приводит доказательства того, что Церковь использовала символ креста еще в первом веке. В своей книге First Christians [“Первые христиане”] Майер описывает дом, раскопанный в Геркулануме:
[В доме] сегодня освобожденном из своего погребения под лавой с вулкана Везувий, есть ясные следы металлическою креста, некогда висевшего на стене… Очевидно, крест является столь же древним символом христианстве, как и рыба.[10]
Другие исследователи согласны с выводами Майера. Майкл Грин в своей книге Evangelism in the Early Church [“Благовестие в ранней Церкви”] пишет:
Некоторые специалисты сомневаются в том, что крест мог стать христианским символом так рано. Однако недавние находки изображений креста, рыбы, звезды и плуга, хорошо известных еще со второго века. на захоронениях иудео-христианского поселения в Иудее, делают эту возможность неоспоримой.[11]
В 1873 году французский исследователь Шарль Клермон-Ганнё раскопал около 30 захоронений к юго-востоку от Иерусалима. На некоторых маленьких известняковых погребальных урнах над именем усопшего был выбит крест. Первоначальное захоронение, по приблизительным оценкам, датируется периодом 70-135 гг. н.э.[12]
Еще более поразительными были открытия 1945 года в Талпиоте. Там были найдены 11 погребальных урн с христианского кладбища в Вифании. На этих урнах также было выбито изображение креста, а дата захоронения оценивается как 42-43 гг. н.э. — чуть более 10 лет после смерти и воскресения нашего Господа. Эта находка не оставляет никаких сомнений в том, как именно умер наш Спаситель, и когда крест стал христианским символом.[13]
Даже светские издания признают, что исторические факты свидетельствуют в пользу креста, а не столба. В 1971 году журнал “Тайм” рассказал об археологических раскопках, которые “обнаружили и удостоверили… первое твердое вещественное свидетельство о том, как в действительности совершалось распятие в древнем Средиземноморье. “[14]
Библейские свидетельство
Однако самое важное подтверждение традиционной веры в крест исходит, конечно, из Писания. В этой главе мы остановим наше внимание на тех библейских отрывках, которые косвенно, но очень определенно подтверждают справедливость учения о кресте. Первым в этом ряду стоит отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором записано свидетельство апостола Фомы:
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Ученики сообщили Фоме, что они видели воскресшего Господа, и обратите внимание, что он сказал им в ответ. В то время как Свидетели Иеговы уверяют, что руки Иисуса были прибиты одна к другой одним гвоздем[15], Фома, очевидец распятия, говорит о “гвоздях” — во множественном числе — которые оставили раны на руках Иисуса, а следовательно в каждую руку было забито по одному гвоздю.
Интересно также поразмыслить над подробностями казни Христа, которые сообщает Матфей. В своем Евангелии он пишет:
И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: сей есть Иисус, Царь Иудейский (27:37).
Здесь мы тоже должны со вниманием отнестись к точному описанию, приведенному в Божием Слове. Римский прокуратор Понтий Пилат распорядился написать на доске суть обвинения, за которое казнили Иисуса, и, по словам Матфея, эта доска была прибита “над головою Его.” Если бы Христос был распят таким образом, как это изображает Сторожевая Башня, апостолу пришлось бы написать “над Его руками.”
Последний отрывок из Писания, который мы рассмотрим, столь же явно указывает на заблуждение Свидетелей Иеговы. В этом отрывке содержатся слова самого Господа — Его пророчество о том, какой смертью умрет апостол Петр:
Истинно, истинно говорю тебе когда ты был молод то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. (Ин. 21:17-18).
Христос предрек Петру, что настанет день, когда апостол “прострет руки свои”, его свяжут и поведут на казнь. Здесь мы также видим, что ни одно слово Писания не лишено смысла:
Иисус сказал, что Петр прострет руки, а не поднимет их над головой. Исполнение пророчества Христа о распятии Петра подтверждается ранними Отцами Церкви.
Ранние христианские апологеты Тертуллиан и Ориген утверждают, что Петр был казнен в Риме, его распяли вниз головой.[ 16] Господь предупредил Петра, что в будущем его ждет мученическая смерть. Он сказал Петру: “Иди за Мною.” И Петр последовал Христу во всем — даже в том, какой смертью он умер. История Церкви
Заключительная часть свидетельств принадлежит апостольским Отцам, некоторые из которых сидели у ног апостолов, принимая от них наставления и предания. И хотя их труды не равны по значению богодухновенному Писанию, в них можно найти ценные подробности относительно жизни первой Церкви.
Согласно “Истории христианской Церкви” Филипа Шаффа, “Послание Варнавы имеет существенную историческую, доктринальную и апологетическую ценность.”[17] Автор этого послания говорит о числовом значении имени Иисуса:
А так как крест в образе буквы тав (Т), должен был указывать на благодать искупления, то и сказано «и траста». Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей — крест.[18]
Далее автор послания говорит, что Моисей, простерши руки, явил собой ветхозаветный прообраз креста;
Чтобы вразумигь поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Он говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на него, будут побеждены навеки. Итак, Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения и ставши выше всех простер свои руки, — и тогда Израиль одерживал победу.[19]
Жизнь Игнатия проходила во времена младенчества Церкви. Он был поставлен вторым епископом в Антиохии, куда, как записано 13 и 14 главах Деяний, отправились в свое миссионерское путешествие Павел и Варнава. В своем послании к траллийцам, он говорит о еретиках:
Итак, убегайте злых произрастаний, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись бы ветвями креста, и плод их был бы нетленен. Им в страдании Своем Иисус Христос призывает к Себе нас, как членов Своих.[20]
Заключение
Христиане почитают символ креста. Но это почтение ни в коем случае не позволяет нам поклоняться изображению или превращать его в идол, что бы ни говорила своим последователям Сторожевая Башня. Подобно жившему во 2-м столетии Тертуллиану (ок. 160-200 гг. н.э.), мы считаем необходимым снять с христиан несправедливые обвинения в языческом поклонении кресту.[21] Крест — это просто памятный знак, всегда напоминающий нам о том, что Господь Иисус Христос сделал ради грешных людей. Ни один истинный верующий не станет поклоняться куску дерева или металла как Богу.
Вес и объем фактов, свидетельствующих в пользу креста, лишает всякого основания учение Сторожевой Башни о “пыточном столбе”. Враждебность, которую Свидетели Иеговы питают к кресту Христову, порождена не серьезным осмыслением фактов, а извращенным умом их руководителей.
Ссылки:
1. “Сторожевая Башня”.- 1 июля 1964 г., стр. 395.
2. “Ежегодник Свидетелей Иеговы за 1975 год”.- Стр. 148-149.
3. Изображения пыточного столба можно найти, например, в следующих изданиях: “Моя книга библейских историй”, стр. 100; “Объединены в поклонении единому истинному Богу”, стр. 34; “Ты можешь жить вечно в раю на земле”, стр. 170; “Познание, ведущее к вечной жизни”, стр. 61.
4. “Сторожевая Башня”, 1 апреля 1965 г., стр. 211.
5. “Сторожевая Башня”, 15 ноября 1992 г., стр. 7.
6. Герхард Китгель. Theological Dictionary of the New Testament.- Т. 7, стр. 572.
7. Джозеф Х. Тэйер. Theyer’s Greek-English Lexicon of the New Testament.- Стр. 586.
8. New World Translation of the Christian Greek Scriptures, изд. 1950 г., стр. 770. Гравюра и подпись есть также в издании 1951 г. (стр. 769-770); издании 1971 г. с крупным шрифтом (стр. 1360-1361); а также в The Kingdom Interlinear Translation изд. 1969г.(стр. 1155-1156).
9. Юстус Липсий. De Cruce Liber Primus.- Глава IX, стр. 24.
10. Пол Майер. First Christians.- Стр. 140.
11. Майкл Грин. Evangelism in the Early Church.- Стр. 214-215.
12. Далее см. Джек Финеган The Archaeology of the New Testament.- Стр. 238-240.
13. Там же, стр. 240-243.
14. Журнал ‘Тайм”.- 18 января 1971 г., стр. 64.
15. “Сторожевая Башня”.- 1 апреля 1965 г., стр. 211.
16. Джеймс Пакер, Меррил Тенни и Уипьям Уайт. The Bible Almanach.- Стр. 532.
17. Филип Шафф. History of the Christian Church.- Том II, стр. 674.
18. “Писания мужей апостольских”.- Латвийское Библейское Общество.- 1992 г., стр. 76.
19. Там же, стр. 81.
20. Там же, стр. 327.
21. См. Шафф. History.- Том II, стр. 270.