Весной 2006 года на страницах мировой прессы появилась информация о публикации еще одного апокрифического евангелия, т. н. «Евангелия Иуды». По утверждению Национального географического общества, текст якобы содержит тайные сведения о том, что Христос рассказал Иуде Искариоту в беседах с глазу на глаз в последнюю неделю перед Тайной Вечерей. Кроме того, текст изображает поступок Иуды вовсе не предательством, а героическим и самоотверженным поступком любимого ученика Христова, который всего лишь исполнил указания своего Учителя. Сенсационная информация была тут же подхвачена светскими СМИ, которые поторопились сообщить, что вновь опубликованное евангелие поможет переосмыслить роль и значение Иуды. Насколько это утверждение соответствует действительности?
Опубликованный текст представляет собой часть гностического папирусного кодекса (Codex Tchacos), написанного на коптском языке и содержащего, помимо «Евангелия Иуды», также «Первый апокалипсис Иакова» и «Послание Петра Филиппу». Этот кодекс был обнаружен в пещере к северо-востоку от Эль-Минья (Египет) в 1970-х годах, но долгое время был недоступен для изучения. В 1983 году его приобрели за 3 млн. долларов американские ученые, после чего документ несколько раз переходил из рук в руки. В 2004 году Национальное географическое общество профинансировало тщательное его изучение в обмен на право публикации текста.
Первоначально кодекс содержал 62 страницы, однако большинство из них было утрачено или распродано по отдельности, поэтому в настоящее время речь ведется лишь о 26 частично поврежденных страницах. Фрагменты папируса с текстом были предоставлены для инструментального анализа ряду научных лабораторий. Сотрудники лаборатории радиоуглеродного анализа Аризонского университета утверждают, что манускрипт был написан между 220 и 340 гг. н. э. Профессор Стивен Эммель, специалист по коптскому языку из Мюнстерского университета, полагает, что документ был написан в конце 300-х годов, поскольку стиль письма близок к стилю, которым написаны знаменитые документы Наг-Хаммади, датируемые концом IV — началом V века н. э. Фирма «McCrone Associates», специализирующаяся на изучении и датировке образцов чернил, также подтверждает, что документ был написан в III-IV веке н. э.
Текст «Евангелия Иуды» носит явно гностический характер — вероятно, оно появилось на свет в гностической секте каинитов, которая считала таких библейских героев, как Каин и Иуда, не отрицательными, а положительными персонажами. Учитывая это обстоятельство, а также позднее происхождение рукописи, данный текст едва ли может добавить что-то к нашим знаниям об исторических личностях Иисуса Христа и Иуды. Единственное, о чем достоверно можно судить на его основании, — это убеждения определенной группы людей, которых уже в то время считали еретиками.
Один из ученых, приглашенных Национальным географическим обществом в качестве экспертов, — преп. Дональд Сениор, президент Католического богословского союза в Чикаго и член Папской библейской комиссии, — говорит, что «Евангелие Иуды» и прочие гностические евангелия могут вызвать сомнения в истинности исторического христианства лишь в одном случае: если согласиться с «теорией заговора», положенной в основу романа «Код Да Винчи». Согласной этой теории, активно развиваемой некоторыми современными писателями и либеральными учеными, ранняя Церковь не была монолитна в своих убеждениях, но с течением времени «ортодоксальная элита» принудила свободомыслящих, духовных гностиков к молчанию «ради единообразия и единомыслия». О проблемах и противоречиях этой теории немало говорилось в ходе дискуссии вокруг «Кода Да Винчи».
Такова фактическая сторона вопроса. Далее начинаются гипотезы. Поводом для них является мимолетное упоминание о некоем «Евангелии Иуды» в трудах Иринея Лионского:
Другие опять говорят, что Каин происходит от высшей силы, и Исава, Корея, Содомлян и всех таких же признают своими родственниками, и поэтому они были гонимы Творцом, но ни один из них не потерпел вреда, ибо Премудрость взяла от них назад к себе самой свою собственность. И это, учат они, хорошо знал предатель Иуда, и так как он только знал истину, то и совершил тайну предания, и чрез него, говорят они, разрешено все земное и небесное. Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя Евангелием Иуды (Против ересей, I:XXI, 1).
Многие (хотя и не все) библеисты склонны отождествлять вновь изданный коптский текст с гностическим евангелием II века н. э., о котором упомянул Ириней. Некоторые основания для такой точки зрения, вероятно, есть, однако мы попросту слишком мало знаем о том древнем тексте, чтобы с уверенностью говорить о тождестве. Кроме того, даже если за вновь опубликованным текстом действительно стоит документ II века, он все равно остается гностическим сочинением, появившимся на свет через полвека после окончания новозаветной эпохи.
Президент Южной баптистской семинарии Альберт Мохлер подводит хороший итог всему сказанному: «Похоже, что за публикацией „Евангелия Иуды“ стоят серьезные и ответственные научные исследования. Рукопись была подвергнута самому беспристрастному анализу с точки зрения ее датировки, химического состава и других подобных моментов. В конечном итоге, создается впечатление, что это документ, скорее всего, подлинный — в том смысле, что он действительно появился на свет в еретической секте в III веке н. э. Однако экстравагантные заявления относительно богословского значения „Евангелия Иуды“ беспочвенны, нелепы и исходят из уст людей, которые и раньше призывали к пересмотру наших представлений о христианстве»