-
Вступление.
-
Одним из ключевых жизненно важных аспектов библейской церкви является служение пастырства.
-
Задача пасторского служения – это созидание душ, что практически выражается в своевременной, точной и любящей заботе о духовном состоянии каждого члена поместной церкви.
-
Основание пасторского служения – это авторитетное Слово Божье, всегда актуальное и достаточное Слово Божье, имеющее ответы на все вопросы жизни.
-
Содержание пасторского служения – истина, донесенная человеку в его ситуацию с любовью.
-
Основной и неизменный ориентир, критерий для пастора и человека – это характер Христа.
-
Окончательная цель для пастора – преображенная истиной жизнь людей для славы великого и суверенного Бога.
Во все времена, начиная с первых дней своего существования, Церковь Христа нуждалась в таком библейском пастырстве. Это Божий инструмент, которым Он созидает Свою Церковь – каждого верующего человека в отдельности.
К сожалению, для многих христиан, как в прошлом, так и сегодня, это остается неизведанным благословением.
Причина этому – отсутствие пастырства вообще или непонимание его сущности и значимости в жизни поместной церкви. Занятость церковной деятельностью сегодня незаметно заменила и даже вытеснила самое главное и важное для жизни церкви – индивидуальное пастырство душ.
Содержание данного материала раскрывает уникальную сущность и фундаментальное значение библейского пастырства в жизни церкви. Здесь рассматриваются также и другие блоки служения, такие как:
-
музыкальное служение поклонения,
-
молодежное
-
детское служения,
-
мужское и женское служения,
-
христианское образование,
-
дьяконское служение,
-
администрация,
-
миссионерское служение,
-
конференции и семинары,
-
и другие.
Все они важны в церкви. Но эти различные блоки служения являются лишь инструментами для осуществления пастырства и поэтому будут полезны и эффективны ровно настолько, насколько эффективно налажено и продумано служение пастора.
Этот материал имеет своей главной целью передать такое видение для каждого служителя церкви.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАТЕРИАЛА
A. Показать роль и значимость церкви в Писании, в Божьем искупительном плане человечества, в пастырстве и в личной жизни каждого христианина.
B. Дать библейское определение пастырства, и на основании Писания, показать уникальную, созидающую роль пасторства в жизни и развитии поместной церкви.
C. Изучить библейское основание пастырства и его осуществление в контексте поместной церкви и убедить в его необходимости для эффективного служения.
D. Помочь каждому пастору или служителю оценить свое служение во свете Писания и определить дальнейшие практические шаги личного и церковного развития
E. Помочь каждому служителю сформулировать библейскую философию церковного служения, которая включает в себя цели, задачи, критерии и методику служения пастырства в целом.
F. Указать на библейские принципы руководства церкви и их интегрирование в реальной ситуации, в которой находится определенная поместная церковь
G. Определить принципы формирования команды пресвитеров, отмечая детально их качества личности, зрелость, характер, и способности к служению пастырства
H. Изучить в отдельности каждый аспект жизни церкви, все возможные блоки служения и их стратегическое развитие
I. Рассмотреть на существующем примере общую философию церкви, философию служения домашних групп, музыкального, молодежного и детского служений, а также роль и задачи дьяконского и административного отдела церкви
J. Помочь каждому лидеру увидеть важность взращивания новых лидеров–пастырей, воспитания в них пастырского сердца, и дать практические принципы их личностного формирования в контексте поместной церкви.
1 — ТРАГЕДИЯ ПАСТЫРСТВА
А. ТРАГИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ПАСТЫРСТВА
В Библии есть множество примеров неэффективного пастырства. Эти примеры имеют обличительную силу. Они вскрывают различные проблемы пастырства, которые были во все времена, а также и в наши дни.
Изучим текст Иезекииля 34 глава.
Этот текст представляет концепцию пастырства с точки зрения Бога, который открывает Себя в Писании как Пастырь.
Глава делится на три части:
-
1–10 Обвинение негодных пастырей
-
Сосредоточенность на себе и себялюбие
-
Достаток и комфорт
-
Жестокость и насилие
-
Безразличие и пассивность
-
Пренебрежение и безответственность
-
11–22 Образ истинного Пастыря
-
Отыщу
-
Пересмотрю
-
Высвобожу
-
Выведу
-
Приведу
-
Буду пасти (4 раза)
-
Буду покоить
-
Возвращу
-
Перевяжу
-
Истреблю
-
Буду судить
-
Спасу
-
Рассужу
-
22–31 Обетование истинного Пастыря: будет Мессия и Царь
Дополнительные тексты:
Ис 56:9–12
Иеремия 23:1–8
Иер 50:6–7
Зах 10:1–3
Б. ОПАСНОСТИ НЕБИБЛЕЙСКОГО ПАСТЫРСТВА
В чем опасность неэффективного, не богоугодного, не Библейского пастырства?
В чем его пагубное влияние?
-
Оно узурпирует Божье пастырство и Его авторитет
-
Оно отвращает людей от посвященной любви к Богу
-
Оно отрезает в них желание повиноваться Богу
-
Оно умаляет личность, служение и пастырство Христа
-
Оно препятствует работе Духа Святого в сердцах людей
-
Оно демонстрирует гордыню и недостаток смирения в пастырях
-
Оно воспитывает гордых и поверхностных христиан
-
Оно размножает не убежденных и легкомысленных христиан
-
Оно обкрадывает людей от Божьего водительства через Слово
-
Оно оставляет людей голодными и слепыми духовно
-
Оно заставляет людей питаться ложью и всякой вредной пищей
-
Оно делает пастыря во много раз виноватей перед Богом, в связи с уникальной ответственностью
-
Оно вызывает святой гнев Божий
В. ОТЛИЧИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПАСТЫРСТВА
Каково оно эффективное пасторство?
-
Эффективное пастырство должно быть богоцентричным.
-
Эффективное пастырство должно быть библейским
-
Эффективное пастырство должно быть целенаправленным
-
Эффективное пастырство должно быть систематичным
-
Эффективное пастырство должно быть структурным
-
Эффективное пастырство должно быть индивидуальным
-
Эффективное пастырство должно быть проницательным
-
Эффективное пастырство должно быть компетентным
-
Эффективное пастырство должно быть взаимодействующим
-
Эффективное пастырство должно быть всесторонним
-
Эффективное пастырство должно быть подотчетным
-
Эффективное пастырство должно быть созидающим
-
Эффективное пастырство должно быть развивающимся
-
Эффективное пастырство должно быть искупительным (Христоцентричным)
-
Эффективное пастырство должно быть церковным
-
Эффективное пастырство должно быть богоцентричным.
1Петра 5:2
Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
Начальная и конечная цель всего процесса пастырства, все детали и динамика в церкви должна всегда иметь вертикальный фактор, то есть, все детали и динамика пропитаны и направлены к Богу.
«Мы должны ревновать о Его славном имени – печалиться, если его не знают, страдать, если им пренебрегают, негодовать, если его поносят. И во всякое время стремиться и желать, чтобы имя это почитали достойно» (Джон Стотт)
Наибольшая заповедь возлюбить Бога всем сердцем и всем разумением должна быть причиной, основанием, мотивирующим фактором, смыслом, направленностью и целью пастырства как на индивидуальном уровне так и в целом.
«…Откуда берутся такие люди, устремленные к Богу, возвеличивающие Христа, готовые исполнять Его миссию? Мы верим, что они берутся в домах, церквах, школах и христианских организациях, где люди увлечены Христом, упиваются Богом, дышат Библией…» (Джон Пайпер)
Богоцентричное пастырство будет избегать предлагаемых современной психологией и маркетингом программ, которые берут свое начало в гуманизме, утверждаются постмодернистким подходом, и в конечном итоге обожествляют человека, концентрируясь только лишь на его нуждах и потребностях.
Все измеряется Богом и Его одобрение нашего пастырства важнее всех других.
«Бог – это безусловная реальность, которую необходимо постичь, каждому существу во вселенной. Все, в конечном итоге, зависит от Его воли. Все остальные реалии соотносятся с Ним так же, как дождевая капля с океаном или муравейник с Эверестом. Пренебрегать Им или приуменьшать Его роль равносильно бессмысленной, самоубийственной глупости. Как можно стать, посланником великого Бога, не преклоняясь пред Ним в радостном изумлении?» (Джон Пайпер)
-
Эффективное пастырство должно быть библейским
Пастырство должно быть пропитанным Писанием.
Оно должно исходить из Писания.
Оно должно воплощать Писание.
Оно должно объяснять Писание и убеждать в святой жизни только Писанием.
Оно должно утверждать и наставника и наставляемого в истине Писания.
Оно должно всегда отражать библейские принципы пастырства.
Кол 1:25
Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие
«Сейчас мы живем в мире, где звучат тысячи голосов, притязающих на авторитетность и власть над нашими сердцами. Неудивительно, что мы не знаем, кого слушать и кому верить! Неудивительно, что у нас путаются мысли!»
-
Эффективное пастырство должно быть целенаправленным
Весь процесс пастырства в церкви должен иметь ясную объективную цель и конкретные задачи.
-
1Тим 1:5
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры
Каждая встреча, беседа, посещение, должны иметь:
-
объективную цель (цель, которая определяется Писанием)
-
субъективную цель (цель, которая определяется конкретными факторами ситуации или проблемой человека нуждающегося в пастырстве)
-
Эффективное пастырство должно быть систематичным
Три фактора здесь стоит отметить, которые делают пастырство систематичным:
-
Стратегия и видение
-
Планирование: краткосрочные и долгосрочные цели
-
Последовательность и слаженность
-
Деян 20:20 Как я не пропустил ничего полезного…
Деян 20:27 Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию.
Читая Ефесянам 4:11–16 обратите внимание на:
«все»
«всяких»
«каждого»
Они говорят о том, что пастырство это слаженный процесс во всем теле Христа.
Систематичность наблюдается очень явно в служении Павла:
-
было проповедано евангелие,
-
было утверждение душ,
-
затем было целенаправленное пастырство.
И все это было сделано продуманно, спланировано, стратегично, и последовательно.
Деян 14:21–23
Проповедовавши Евангелие этому городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию, и Антиохию, утверждали души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
-
Эффективное пастырство должно быть структурным
Весь процесс пастырства должен иметь ясную структуру. Пастыри церкви и лидеры всех служений должны понимать большую картину процесса и знать необходимые детали.
Структура помогает пастырству быть:
-
регулярным,
-
измеримым
-
всеохватывающим.
Все члены церкви должны находиться под конкретным пастырством в определенном контексте и участвовать соответствующим образом в процессе пастырства.
Евр 3:12
Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день…
Евр 10:24–25
Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваем приближение дня того.
Все служения церкви должны быть взаимодополняющими друг друга и помогающими в достижении общей цели церкви.
Поэтому налаженная коммуникация между всеми служениями и отделами церкви крайне важна
-
Эффективное пастырство должно быть индивидуальным
В общем контексте всегда необходимо помнить об уровне заботы один на один. Общие вопросы пастырства всегда нужно решать, учитывая индивидуальный фактор. Работа один на один будет эффективной в контексте общего систематичного пастырства.
Где нет индивидуального пастырства, там и нет библейского пастырства.
Деян 20:20
Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам
Кол 1:28
Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисуса
Понимая общую картину пастырства, пастырь сможет быть более эффективным один на один в пастырской работе.
-
Эффективное пастырство должно быть проницательным
Каждая проблема или трудность в жизни наших членов церкви это наша проблема, как пастырей. Не решая ее, мы тем самым размножаем проблемы.
В проблему нужно проникнуть, и поняв ее суть, помочь человеку библейским проницательным наставлением. Помогая иногда в одном вопросе, мы решаем множество других.
1Петра 5:2
Пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия
Каждое слово в этом стихе отражает ответственность быть проницательными.
Притчи 21:22
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись
-
Эффективное пастырство должно быть компетентным
Гал 6:1–2
Братья, если и впадет какой человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов
Пастырь должен быть человеком, хорошо знающим Писание, знающим Бога, себя, людей, и их сильные и слабые стороны. Он должен быть осведомленным в этих сферах, чтоб быть эффективным в пастырстве своих людей.
Он также должен быть опытным в своей оценке людей, ситуаций, и в соответствующей последующей стратегии, которая поможет решать проблемы.
1Фес 5:14
Умоляем также вас, братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте терпеливы ко всем.
Для противящихся Истине людей нужно вразумление, для переживающих утешение, для слабых и падающих – поддержка.
-
Эффективное пастырство должно быть взаимодействующим
Пастырская работа будет эффективной, если она совершается командой пастырей. Божий принцип пастырства в этом аспекте заключается в множественности пастырей церкви.
Деян 14:21–23
Проповедовавши Евангелие этому городу и приобретши довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию, и Антиохию, утверждали души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
Тит 1:5
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал
Множественность необходима, чтоб советоваться, друг с другом, когда они сталкиваются с той или иной проблемой в жизни других людей и вместе молиться. Также важен и конструктивный обмен информацией о людях, которые уже, находясь в процессе душепопечения с кем–то, желают встретиться еще с другими пастырями.
Притчи 27:17
Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.
-
Эффективное пастырство должно быть всесторонним
Труд пастуха включает в себя разные аспекты: питать, направлять, охранять своих овец.
Духовное пастырство очень многогранно. Это не только проповедь, но и душепопечительские беседы; и не только проповеди и беседы, но и лидерство. Одно не может быть без другого, и другое без третьего.
Библейское наставничество всегда является продолжением библейской проповеди. Но библейская проповедь и наставничество будет оказывать влияние, если есть видение, направленность, структура, – лидерство.
Поэтому:
-
Необходимо любить и знать своих людей
-
Необходимо питать своих людей
-
Необходимо вести своих людей
-
Необходимо охранять своих людей
-
Эффективное пастырство должно быть подотчетным
Пастырство может эффективно совершаться только теми людьми, которые хотят и ищут быть подотчетными. Подотчетными людьми в личной жизни, семейной, в своем служении.
Пастыри нуждаются в пастырстве сами. Имеется в виду не только Христос, но и те, которых Он поставил в церкви пасти церковь.
«Я нуждаюсь в людях, которые оказывают влияние. Это люди, которые вдохновляют меня, ободряют, делают меня подотчетным, мотивируют меня, доверяют мне, обличают меня, и любят меня»
«Лидер нуждается в ряде сотрудников, которые готовы быть поддержкой для меня и критикой. Горе тому лидеру, который находит себя среди нелюбящих критиков и не критикующих любящих» Dave Kraft
Эта подотчетность должна быть желанной, глубокой, тщательной, честной, регулярной, постоянной, и созидающей.
Сравните два текста, которые говорят нам о взаимной подотчетности Павла: Деяния 13:2–5
Деян 14:24–28
Данный текст говорит нам о подотчетности между апостолами:
Галатам 2:11–14
Псалом 140:5
Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей…
Притчи 27:5–7
«При достаточном количестве глаз все ошибки выплывают на поверхность»
-
Эффективное пастырство должно быть созидающим
Пастырство должно оказывать влияние на жизнь людей. Пастыри это не милиционеры, которые видят везде одних нарушителей.
Самое главное влияние пастырей – это измененные жизни, в результате последовательных святых решений, которые были приняты с помощью пастырского наставления.
2 Кор 7:8–11
-
Эффективное пастырство должно быть развивающимся
2Тим 2:2
И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
Стоит отметить несколько концептов, касающихся развития пастырства
Дальновидность – пастырь должен видеть свою ответственность в настоящем поколении видеть и влиять на следующее поколение, т.е. тех, кому можно доверить самую важную весть во всем мире.
Преемственность– пастырство это передача жизни – той жизни, которая была дана Христом, достойна существования и подражания.
Подражание – взращивание поколения новых пастырей возможно в контексте личного примера
2Тим 3:10–11
А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…
«Пастыри взращивают пастырей»
«Я всегда начинаю с очень важного принципа, что главная функция лидера это производить больше лидеров, а не последователей» (Ральф Найдер)
Моисей имел Иисуса Навина, Илия имел Елисея, Павел имел Тимофея, Иисус имел двенадцать
-
Эффективное пастырство должно быть искупительным (Христоцентричным)
Любой каприз, любая проблема, любой грех это возможность для Евангелия. Это Богом данная возможность утвердиться Его детям в понимании и жизни Евангелием.
Фил 1:12
Желаю, братья, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования
Людям в каждой ситуации нужно помочь увидеть их функциональное евангелие и настоящее, которое Бог дает во Христе, в Его учении, в Его стиле жизни, в Его решениях, в Его желаниях и т.д.
Послание Коринфянам показывает нам пример того, как Павел решая проблемы в церкви глава за главок приходит к 15 главе и говорит: напоминаю вам братья евангелие.
Притчи 21:22
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость их, на которую они надеялись.
Пол Трипп в своей книге «Орудие в руках Искупителя» пишет о важности искупительного фактора пастырства:
Мы должны нести людям не систему искупления, не совокупность неких принципов и построений. Мы должны вести людей к Искупителю (23)
Благая весть о Царстве благая не потому, что Бог избавляет от трудностей, страданий и потерь. Ее благость – в том, что пришел Искупитель, Который избавляет меня от меня самого. Его спасение влечет за собой то, от чего полностью меняется мое мировоззрение и восприятие мира, где есть зло и страдания…. (32)
Изменяя нас, Он дает нам возможность участвовать в жизни других людей, которых так же хочет избавить. Принимая благодатную помощь Искупителя, вы можете стать орудием искупления в Его руках. (32)
Только тогда, когда мы осознаем, как наша жизнь связана с великим искупительным замыслом Божьим, мы сможем начать жить во славу Господа. (44)
-
Эффективное пастырство должно быть церковным
Библейское пастырство происходит всегда наиболее эффективно в контексте жизни поместной церкви.
Библейская экспозиционная проповедь, которая звучит регулярно, создает определенный климат в церкви, во взаимоотношениях, в общей направленности.
Такая проповедь также создает определенную подотчетность между членами церкви.
Новозаветные фразы «друг друга» говорят об ответственности всех членов церкви служить друг другу, говоря истину в любви (Еф. 4–6)
«…Призывая человека ко спасению, Он одновременно призывает его к служению – человек должен стать орудием благодати в руках Искупителя. Все дети Божии призваны к служению, и каждый из них нуждается в помощи других членов Тела Христова. Если бы вы служили Христу и тысячу лет, вы нуждались бы в служении Тела Христова так же, как в день своего обращения. И эта нужда будет сохраняться до тех пор, пока мы в полноте не освятимся во Славе.» (Пол Трипп, Орудия, 11)