Автор: Алексей Прокопенко
Позвольте с самого начала сделать несколько оговорок. Во-первых, под эволюцией здесь и далее я буду иметь в виду макроэволюцию, то есть не фенотипические вариации (сколь большими бы они ни были) в рамках имеющегося генома, а усложнение биологических видов, сопровождающееся появлением/накоплением новой генетической информации.
Во-вторых, вопрос, вынесенный в заголовок, в моем сознании разрешается не в индикатив, а в императив. Иными словами, я не предлагаю отрицание эволюции в качестве критерия, по которому узнается христианин. Мол, если кто-то верит в теорию эволюции, то христианином он быть не может! Вовсе нет. Я лишь утверждаю, что так быть не должно. Христиане, верующие в Евангелие и серьезно воспринимающие Библию, едва ли могут встроить в свое мировоззрение теорию эволюции.
Почему я так считаю? Позвольте назвать ОДИННАДЦАТЬ причин, почему эволюционная теория не согласуется с Библией.
1. Первая причина заключается в лексико-синтаксических особенностях 1-й главы Бытия. Несколько факторов указывают на то, что слово «день» в этой главе нужно воспринимать буквально, а не как «неопределенно долгий промежуток времени» или «эпоха». И то, что «у Господа один день как тысяча лет», тут вовсе не при чем и не к месту.
a) Во-первых, когда слово «день» употребляется с числительными («день первый», «день второй» и т. п.), во всех остальных случаях в Писании оно всегда означает обычные земные сутки.
б) Во-вторых, при самом первом упоминании слова «день» в 1-й главе Бытия дается определение: «И назвал Бог свет днем…» (Быт. 1:5). Таким образом, с самого начала заданы вполне четкие критерии понимания этого слова: день — это светлое время суток. Количеством этих светлых промежутков мы отмеряем время: день один, день два и т. д.
в) В-третьих, каждый день творения сопровождается фразой «и был вечер, и было утро». Эта фраза относится к обычным суткам и не имела бы никакого смысла, если бы речь шла об эпохах.
г) В-четвертых, в Бытие 1:16 дается еще одно ясное определение слова «день». Там сказано, что солнце создано «…для управления днем…». Функциям этого светила противопоставлена функция луны, которая поставлена «…для управления ночью…». Солнце светит в светлое время суток, а луна — в темное. Слово «день» в таком контексте может относиться только к обычным суткам, но никак не к эпохам (если вы, конечно, не астролог и не адепт движения Нью-Эйдж, которые считают, что солнце и луна управляют эпохами, но совсем в другом смысле).
Итак, контекст первой главы Бытия достаточно четко указывает на то, что слово «день» означает… день! Эпохи сюда никак не вписываются.
2. Вторую причину, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, находим в книге Исход 20:9-11. Там сказано: «…шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». В этих стихах не только сказано, что Бог создал Вселенную за шесть дней, но и проводится четкая параллель между неделей творения и обычной календарной неделей. Семь дней творения служат основанием для того, чтобы шесть дней работать, а седьмой — отдыхать.
Эта параллель по понятным причинам невозможна при эволюционном понимании происхождения мира. Во-первых, шесть неопределенно долгих «эпох» с трудом соотносятся с шестью рабочими днями. А во-вторых, седьмому дню покоя нет аналога в эволюционном мировоззрении, ибо процесс эволюции никогда не прекращается. У эволюции нет и не может быть «эпохи покоя»!
Эти же стихи противоречат еще двум теориям, которые были выдвинуты сторонниками теистической эволюции: теории промежутка и теории «шестидневного откровения». Согласно первой теории, между Бытие 1:1 и 1:2 имеется промежуток. Сначала Бог сотворил небо и землю, потом — по прошествии миллионов лет — творение испортилось, а потом Бог восстановил творение за шесть дней. Однако Исход 20:9-11 утверждает, что и небо, и земля, и море, и все, что их наполняет (включая ангелов, животных и человека), были сотворены за шесть дней. Никаких миллионов лет и никакого промежутка. Согласно теории «шестидневного откровения», шесть дней в Бытии 1-й главе — это не дни творения, а дни, в которые Бог рассказывал Моисею о Своем творении. В первый день Он рассказал о сотворении материи и света, во второй день — о сотворении небосвода, и т. д. Однако Исход 20:9-11 противоречит этой теории, утверждая, что Бог в шесть дней именно сотворил небо и землю, а не просто рассказал Моисею о творении.
3. Третья причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, заключается в том, что Христос верил в молодой возраст земли. В Евангелии от Марка 10:6 Он говорит: «В начале же создания Бог мужчину и женщину сотворил их». Заметьте, что появление мужчины и женщины Христос относит к «началу» существования творения. Это вполне понятно, если они были сотворены на шестые сутки, и совершенно непонятно, если их появлению предшествовали миллионы лет эволюции.
4. Четвертая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, кроется в следующем: появление смерти прочно связывается в Писании с грехопадением.
* Римлянам 5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили».
* 1 Кор. 15:21 «Ибо, как смерть через человека…»
Если до этого миллионы лет уже действовал эволюционный процесс, то смерть была бы на земле задолго до появления человека, а значит, и задолго до грехопадения, ибо эволюция без смерти быть не может. А в этом случае слова апостола Павла теряют всякий смысл.
Более того, теряет смысл само христианское Евангелие. Суть Евангелия в том, что как через одного человека (Адама) в мир вошли грех и смерть, так через одного человека (Христа) решена проблема греха и смерти. Павел пишет: «Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…». Но если смерть вошла в мир не через человека (Адама), то не через человека (Христа) и воскресение мертвых. И если не в Адаме все умирают, то и об оживлении во Христе говорить невозможно — во всяком случае не на основании Библии.
5. Пятая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, такова: согласно Писанию, первоначально все люди и животные были вегетарианцами. В Бытие 1:29-30 Господь объявляет Свой вердикт:«Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, — вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу». Однако, согласно теории эволюции, с самого начала одни животные должны были поглощать других. Доказательная база теории эволюции базируется на ископаемых останках, которые, надо заметить, показывают, что животные пожирали друг друга. Если эти ископаемые останки относятся ко времени до грехопадения, то животные были плотоядными задолго до появления греха.
6. Шестая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, заключается в следующем. В Тысячелетнем царстве проклятие будет частично снято (а в Вечном царстве исчезнет полностью), и природа возвратится к своему первоначальному состоянию. Проклятие это характеризуется как «покорение суете» и «рабство тлению»: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварьпокорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19-21). Если это проклятие будет снято, то должно будет исчезнуть всякое тление. Ни люди, ни животные не должны будут умирать — а значит, и не должны будут пожирать друг друга.
Это состояние описывается у пророка Исаии следующими словами: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. 8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. 9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:6-9). Если же в первоначальном состоянии была смерть и животные были плотоядны, то так должно быть и после снятия проклятия.
7. Седьмая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, сводится к следующему доводу. Если Бог творил новые виды животных через эволюцию, то Он использовал смерть в качестве инструмента. В таком случае смерть едва ли могла быть названа «врагом». Однако 1-е Коринфянам 15:26 говорит: «Последний же враг истребится — смерть…»
8. Восьмая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, такова. Согласно рассказу Бытия, растения были созданы в 3-й день, а солнце — в 4-й. Если это не буквальные дни, а эпохи, то как растения могли просуществовать миллионы лет без солнца (возможность существования света без небесных светил эволюционисты не признают в любом случае)? Так что, даже если бы кто-то стал утверждать, что “дни” Бытия — это эпохи, они все равно никак не соответствуют теории эволюции.
9. Девятая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, заключается в том, что растения, согласно книге Бытие, появились в третий день, птицы — в пятый, а насекомые, по-видимому, и вовсе в шестой. Если дни первой главы Бытия представляют собой миллионы лет, то как могли растения выжить без птиц и насекомых, необходимых для их опыления?
10. Десятая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, такова: Адам был сотворен в шестой день, прожил седьмой день, а затем умер в возрасте 930 лет (Быт. 5:5). Если каждый день равнялся тысячам лет, то это никак не согласовывалось бы с хронологией жизни Адама.
11. Одиннадцатая причина, почему эволюционная теория не согласуется с Библией, состоит в том, что в шестой день Бог охарактеризовал все творение словами «весьма хорошо». Вряд ли бы Он мог сказать это о мире, в котором царила смерть, ибо мы выше уже увидели, что смерть названа «врагом».
Итак, Библия достаточно определенно учит, что мир был сотворен за шесть буквальных дней. Как было показано выше, отвергая это учение, мы не просто предлагаем кривую интерпретацию первой главы Бытия. Гораздо хуже: мы бросаем тень на всеведение Христа и подрываем основы Евангелия — библейской вести о спасении человека.