В моей библиотеке есть книга духовного отца одного псевдохристианского культа. В ней утверждается, что четко выстроенная доктрина и систематическое богословие противоречат духу служения Христа.
Идея о том, что Христос против доктрин, лежит в основании этого культа. Но никакая другая идея не может быть дальше от истины. Слово «доктрина» просто означает «учение». И нелепо утверждать, что Христос против учения. В центре Его Великого Поручения — повеление учить (Матфея 28:18-20).
К сожалению, приверженцы культов не одиноки в своих антидоктринальных настроениях. Некоторые евангельские христиане придерживаются почти таких же взглядов. Поскольку они считают доктрину чем-то умозрительным и теоретическим, то пренебрегают ей как ненужной, спорной, опасной или просто непрактичной вещью.
Люди часто спрашивают меня, почему я так много внимания уделяю доктрине. Время от времени кто-нибудь открыто говорит мне, что в моих проповедях должно быть поменьше доктрины и побольше практики.
Конечно, практическое применение необходимо. Я не хочу преуменьшать его важности. Но если у современной проповеди и есть недостаток, то он заключается в том, что в ней слишком много внимания уделяется отношениям, псевдопсихологии и оторванным от жизни вопросам, и недостаточно — здравому учению.
Разница между доктринальной и практической истиной надумана; ведь доктрина — практична! В действительности, нет ничего более практичного, чем здравое учение.
Если пастор перестанет проповедовать здравое учение, то он отречется от первостепенной обязанности пресвитера: «Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Титу 1:9). Мы либо учим истине, либо учим заблуждению, либо не учим вовсе.
Опора на истину
Практические советы, уловки для привлечения внимания и иллюстрации не имеют большого значения, если они не опираются на божественные принципы. Благочестивое поведение не может развиваться в отрыве от истины Божьего Слова. Прежде чем проповедник призовет выполнять какой-либо долг, он должен уделить время доктрине. Он должен построить свою проповедь вокруг богословских тем и вывести принципы из текста. А потом уже эту истину можно применять.
Послание к римлянам — прекрасный библейский пример этого. Павел переходит к практическим наставлениям только после одиннадцати глав богословия.
Он совершает восхождение на невообразимую высоту Божьих истин, достигая вершины в 11:33-36: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь».
Затем в 12 главе он сразу переходит к практическим выводам из учения первых одиннадцати глав. Ни в одном тексте Писания ответственность христиан перед истиной не показана так ясно, как в Римлянам 12:1-2.
Опираясь на одиннадцать глав глубоких доктрин, Павел призывает каждого верующего к высочайшей степени духовного поклонения — представить себя в живую жертву Богу. Доктрина производит преданность Христу, величайшее практическое действие. И вся оставшаяся часть Послания к римлянам объясняет различные способы практического проявления преданности человека Христу.
Он следует этому же правилу в Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам и 1 Фессалоникийцам. Сначала речь идет о доктринах. И на этом основании он выстраивает практическое применение, указывая на логический переход с помощью слова «итак» (Рим. 12:1; Гал. 5:1; Еф. 4:1; Фил. 2:1; Кол. 3:1) или «за сим» (1 Фес. 4:1).
Жизнь по истине
Мы навязали слову «доктрина» это надуманное значение. Мы сделали её чем-то абстрактным, опасным и оторванным от повседневной жизни. Это породило пагубное представление, будто проповедь и учение не связаны с жизнью.
Библейское понятие доктрины подразумевает всё содержание евангелия -учение о Боге, спасении, грехе и праведности. Эти понятия настолько крепко связаны с нашей повседневной жизнью, что люди в первом веке не считали их чем-то отличным от практической истины.
Новозаветная церковь была основана на крепком фундаменте доктрины. В Первом послании к Тимофею 3:16, как считают многие толкователи, записан гимн ранней церкви: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе». Здесь в сжатой форме изложено основание всего христианского учения. Без этого никакое практическое применение не имеет смысла.
Уклонение от истины
В следующих стихах из 1 Тимофею описывается, что происходит, когда люди оставляют фундамент библейской истины: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (4:1-3).
Ложь, лицемерие, заглушённая совесть и ложная религиозная практика — всё это коренится в неверной доктрине.
Никакая деятельность в церковном служении не может быть важнее, чем правильное понимание и ясное провозглашение здравого учения. В 1 и 2 посланиях к Тимофею и в Послании к Титу Павел поручает двум молодым людям нести служение. Центральная тема этих посланий — как важно держаться здравого учения.
Павел призывает Тимофея: «Внушая сие братьям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тимофею 4:6). «Вникай в себя и в учение, — продолжает Павел, — занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (ст. 16).
В Титу 2:10 говорится, что мы будем «украшением учению Спасителя нашего, Бога» благодаря тому, как мы живем. Для утверждения здравого учения намного больше значит то, что мы делаем, чем то, что мы говорим. Вот почему так ужасно, когда пастор, преподаватель семинарии или вообще христианский служитель нравственно падает. Этим он заявляет, что все его учение — всего лишь интеллектуальное упражнение.
Слушание истины
Истинное учение преображает поведение, когда вплетается в ткань повседневной жизни. Но чтобы доктрина оказывала такое влияние, сначала ее нужно понять. Что в служении действительно трудно, так это ясно и точно передавать истину. В сравнении с этим практическое применение сделать довольно легко.
Ни один верующий не может применять истину, которую не знает. Кто не понимает, что именно Библия говорит о браке, разводе, семье, воспитании детей, дисциплине, деньгах, долгах, работе, служении Христу, вечной награде, помощи бедным, заботе о вдовах, подчинении властям и других вопросах, тот не сможет применять этого.
Кто не знает, что Библия говорит о спасении, не может спастись. Кто не знает, что Библия говорит о святости, не в силах справиться с грехом. И поэтому они не могут в полной мере получать благословения и жить для Божьей славы.
Автор: Джон Мак-Артур
Оригинал статьи на английском языке был опубликован 13 апреля 2009 г. в разделе «Pulpit» на сайте служения «The Shepherds’ Fellowship» (www.shepherdsfellowship.org). Переведено на русский язык и опубликовано с разрешения.