Несмотря на большой технический прогресс двадцать первый век вошел в пугающе тёмные воды. Взгляните на заголовки газет — всемирная террористическая угроза, невиданный разгул преступности, осквернение порнографией, смешение ролей полов, смутное будущее экономики, «потерянность» наших детей и т.д. и т.п. Люди беспомощно пристёгнулись, привязались, прицепились к этому миру, бесконтрольно несущемуся в будущее, где ещё большего страха, смятения, разочарования, неопределённости и разрозненности.
Как христиане, истинные христиане, вы — полная тому противоположность. Будучи утверждены в Иисусе Христе, вы непоколебимы, тверды и сильны. Ваши глаза прикованы к Слову Божьему, к маяку, который возвышается подобно «светильнику, сияющему в тёмном месте» (2 Петра 1:19). И пока вы приближаетесь к его свету, Бог преображает вашу жизнь силой Святого Духа. Та весть, которую вы несёте, и ваш образ жизни гарантируют, что вы не сольетесь со всеобщей культурой.
Святая и праведная жизнь — хребет евангелия, которое мы проповедуем. Апостол Павел понимал это. В окружении языческого общества, которое делало всё возможное, чтобы преследовать христиан и порочить христианскую веру, он писал Титу, как наставлять критян, чтобы они, «отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2:12).
Когда я размышлял над словами Павла к Титу, я увидел три веские причины, почему мы должны жить свято. И каждая из этих причин практически не связана с пользой, которую может принести нам благочестивая жизнь, хотя польза есть (см. 1 Тимофею 6:6). Но Павел указывает, что побуждать нас к святой жизни должно благовестие.
Святая жизнь превозносит Божье Слово
Во второй главе Павел дает Титу наставления о людях разного возраста в церкви. Молодые женщины, говорит он, должны поступать так, чтобы «не порицалось слово Божие» (Титу 2:5). Греческое слово, переведённое здесь как «порицать», буквально означает «злословить, хулить». Мы не должны давать повода неверующим насмехаться над Божьим Словом, пренебрегать им или совсем отвергать его. И от того, как мы живём, напрямую зависит, что люди думают о Слове.
Какое бы положение ни занимал христианин, если он не живет так, как должен жить, то дает людям повод поносить Слово Божье. Мир судит о нас не по нашему богословию, а по нашему поведению. Действенность Писания в глазах этого мира определяется тем, как оно влияет на нас. Если неверующие видят, что наша жизнь действительно преображена, отделена и отлична от жизни мира, то они могут заключить, что Писание истинно, могущественно и действительно изменяет жизнь.
Достоверность христианского евангелия неразрывно связана с чистотой жизни тех, кто его возвещает. Вот почему бывают такие пагубные последствия, когда широко известного благовестника или христианского служителя уличают в серьёзном грехе или распутстве. Как, по-вашему, реагируют неверующие, когда видят такое лицемерие? Они смеются над этим, таким образом понося Божье Слово и лишая нас всякой возможности рассказать им, что оно сильно преобразить их жизнь. Воздействие жизни людей, называющихся именем Господа, жизненно важно для подтверждения правдивости их веры и для эффективности их личного свидетельства и проповеди. Вот что, в конце концов, зависит от нашего образа жизни.
Святая жизнь заграждает уста противников
Вторая причина для святой жизни, которую называет Павел, раскрывает саму суть того, о чем он говорит: «…чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого» (Титу 2:8). Греческое слово, переведённое здесь как «посрамлён», буквально означает «краснеть», что подчёркивает крайнее замешательство противников, не находящих основания для справедливой критики.
Противники христианства любят злорадствовать, когда христиане учиняют скандалы. Или вы не думаете, что некоторые неверующие из вашего окружения очень желали бы видеть ваше сильное падение, чтобы оправдать своё неверие? Они не хотят видеть, как Бог преображает вашу жизнь — это было бы обличением для их греховной жизни. Но именно это вы и хотите сделать — вы хотите посрамить их, когда они будут критиковать вас, потому что у них не будет никакого настоящего повода для критики.
Всё дело в благовестии. Правильная стратегия нашего благовестия заключается не в методике. Мы покоряем мир добродетелью, благочестием, святостью и чистотой своей жизни, которые указывают на достоверность нашей веры и Божьего Слова.
Апостол Пётр понимал, каким образом верующие воздействуют на безбожный мир. Он писал: «Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Петра 2:11-12).
Видите, насколько необходимо жить благочестиво? Мы хотим, чтобы неверующие рассматривали нас. Сначала они подходят, чтобы критиковать, но если наше поведение безупречно, то критика некоторых может смениться любопытством. И если это любопытство приведёт к их обращению, то они прославят Бога за своё спасение. Таким образом, мы исполним свою роль в прославлении Бога. Своей жизнью вы приводите людей к убеждённости в достоверности христианства и, в конечном итоге, к обращению. Посему удаляйтесь от плотских похотей и держитесь безукоризненного поведения.
Святая жизнь привлекает людей к Евангелию
В Послании к Титу 2:10 Павел приводит третью причину важности святой жизни: «Дабы они во всём были украшением учению Спасителя нашего, Бога». Словом «украшение» здесь переводится греческий глагол kosmeō, который означает «делать что-либо красивым».
Что мы должны первым делом сказать миру о Боге? Хотим ли мы, чтобы мир знал о том, что Бог всемогущ? Всеведущ? Вездесущ? Неизменен? Суверенен? Вечен? Что Он — Творец Вселенной, и что Вселенная Им стоит? Да, конечно. Но намного более важно, чтобы неспасённые узнали о том, что Бог — Спаситель.
Как же мы можем стать украшением Благой вести о Боге Спасителе, если сами не выглядим как спасённые? Если мы живём в послушании Богу, то это само по себе уже является свидетельством, изобличающим заблуждение. Когда окружающие будут видеть, что мы помогаем другим, а не эксплуатируем их, когда они будут слышать в нашей речи чистоту, а не брань, и убеждаться в нашей правдивости, а не лживости, — тогда наш пример сам по себе будет обличать их эгоизм, бранную речь и лживость. Простой отказ участвовать в нечистых делах общества иногда будет таким сильным укором ему, что это будет стоить нам работы или дружеских отношений. Нечестность ощущает ужасное неудобство в присутствии честности, даже если при этом нет словесного или иного прямого укора.
Зачастую, конечно, словесное обличение необходимо. Молчание только позволит греху продолжаться. Воздержание от слов, обличающих злые дела, равноценно отказу повиноваться Богу. Верующие должны разоблачать их всеми необходимыми (одобряемыми Библией) способами.
К сожалению, многие христиане оказываются едва способными поддерживать порядок даже в собственном духовном и нравственном доме. В таком случае, им не хватает проницательности, внимательности или силы, чтобы противостать злу в церкви или во всём обществе. Вот почему мы обязаны быть настолько зрелыми в познании библейской истины и в послушании, святости и любви, чтобы сам образ нашей жизни разоблачал и укорял всякое зло и предлагал от него исцеление.
Придавать спасению привлекательность — высокое призвание, и мы не справимся с этой задачей, если только не продемонстрируем, что мы на самом деле были избавлены от греха. Обличение греха других людей, не подкреплённое праведностью нашей собственной жизни, является величайшим лицемерием. Но жизнь, отличающаяся чистотой, силой и радостью, отражает упорядоченность, красоту и силу спасающего Бога. Когда мы становимся украшением спасению, мы придаём Богу привлекательность в глазах других людей.
Чтобы убедить кого-либо в том, что Бог может спасать, я должен показать ему человека, которого Бог спас. Чтобы убедить кого-либо в том, что Бог может дать надежду, мне нужно показать ему человека, имеющего надежду. Чтобы убедить кого-либо в том, что Бог может даровать мир, радость и любовь, я должен показать ему человека, у которого есть мир, радость и любовь. Чтобы убедить кого-либо в том, что Бог может дать совершенное, полное и абсолютное удовлетворение, я должен показать ему удовлетворённого человека. Когда необращённые видят святых, праведных, исполненных мира, радости и довольства людей, они видят доказательство Божьей преображающей силы.
На кон поставлена вечная участь неискупленных людей. Христиане, не являющие святость, дают неверующим повод клеветать на Бога, но святые христиане ведут их к прославлению Бога. Таким образом, святая жизнь верующего занимает в благовестии центральное место. Сила Церкви заключается не в её стратегии, а в добродетели и святости её членов. Наши убеждения влияют на наш образ жизни, а наш образ жизни напрямую влияет на эффективность проповеди Евангелия. Итак, христиане, вам заповедано быть «неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филиппийцам 2:15).
Автор: Джон Мак-Артур