«Бог знает, где деньги, и Он знает, как эти деньги доставить вам». Так говорила Глория Коуплэнд во время своего недавнего выступления на съезде «Юго-западной конвенции верующих» (Southwest Believers’ Convention) в Форт-Ворте (штат Техас). Это событие привлекло внимание газеты Нью-Йорк таймс, и репортёр Лори Гудстайн составил хороший доклад об этом съезде и его основных тезисах.
Съезд Юго-западной конвенции собрал более девяти тысяч человек, которые приехали услышать «звездную команду» проповедников евангелия процветания. Друг за другом проповедники и докладчики манипулировали страстями многотысячной аудитории, заверяя их в том, что Бог хочет обогатить их, и притом обогатить сказочно.
Как сообщает Гудстайн, проповедники не стеснялись всячески выпячивать ту роскошь, в которой купаются они сами. «Частные самолёты и яхты. Мотоцикл, посланный анонимным спонсором. Отпуск на Гавайях и круизы по Аляске. Сумочки от известных дизайнеров. Кольцо с изумрудами и бриллиантами». По словам пропагандистов евангелия процветания, всё это лишь примеры того богатства и той награды, которые приходят к тем, кто обладает достаточной верой и жертвует достаточно средств на служение проповедников процветания.
В репортаже Нью-Йорк таймс заметили тот факт, что наблюдающиеся в настоящее время спад экономики и финансовый кризис не воспрепятствовали людям приехать на эту конференцию. Это мероприятие проводилось в рамках служения Кеннета и Глории Коуплэнд, названных Лори Гудстайном «действующими патриархом и матриархом» евангелия процветания. Газета сделала вывод, что суть их тезиса сводится к обещанию, что если человек имеет достаточную веру в Бога и щедро жертвует, то Бог вознаградит эту щедрость, возвратив ему пожертвованную им сумму во сто крат.
Для тех, кто урезает свои пожертвования во время кризиса, прозвучало предупреждение о духовных последствиях. «Страх сделает вас скупыми», — сказал Кеннет Коуплэнд.
В статье Гудстайна упоминалась история об Эдвидж Ндуди, которая присутствовала на этом съезде со своим мужем и тремя детьми. Имея в виду процветание, явленное в жизни четы Коуплэндов, Ндуди заявила: «Если Бог сделал это для них, то Он сделает это и для нас». Подобным же образом Стефен и Милли Биллер привезли свою семью из Миссури с верой в то, что 2009-й год будет для них «годом преодоления», хотя сумма их долга составляла 102 000 долларов. Два десятилетия назад они доверились Коуплэндам в надежде, что те помогут им выйти из финансового кризиса, и вот теперь они в числе «партнёров» в служении Коуплэндов. Чета Биллеров рассказывала об их захватывающем опыте в участии сбора денег на покупку самолёта для служения Коуплэнда. Они вступили в «Элит си-экс тим» после того, как миссис Биллер услышала голос Святого Духа, который говорил ей: «Ты была рождена, чтобы поддерживать этого человека». Эта чета пожертвовала 2 000 долларов на самолёт и недавно отдала 1 800 долларов на покупку для этого служения телевизионного оборудования высокой чёткости. Она гордится тем, что Коуплэнды летают на частном самолёте, объясняя это тем, что «у таких отбросов, как Хью Хефнер», тоже имеются частные самолёты.
Богословие процветания не ново, и оно уже неоднократно привлекало к себе внимание светских журналистов. В 2006 году журнал Тайм посвятил редакционную статью богословию процветания, документируя основные этапы его развития и отслеживая его влияние на мир. Как поясняли Дэвид Ван Биема и Джефф Чу, богословие процветания «является типично американским богословием, но с турбонадувом». Такое «турбированное» богословие предлагает ложную надежду, преподносит несостоятельную весть и является, по сути, лжеевангелием.
Евангелие процветания обычно преподносится в обёртке из учения о вере в обетования или о слове веры, развитого в начале XX в. таким проповедником, как Кеньон (E. W. Kenyon). Кеньон опирался на традицию «Новой мысли»1, близко связанную с Христианской наукой и другими подобными движениями. В каком-то смысле, он просто привнес в свою проповедь некоторые элементы, почерпнутые им из движения позитивного мышления, объединив таким образом принципы «Новой мысли» с христианством. Кеньон начал широкую пропаганду «нового типа христианства» и быстро приобрёл многих последователей, особенно из тех, кто испытывал финансовые затруднения или оказался на грани бедности. Кеньон, который умер в 1948 г., оказал значительное влияние на таких проповедников процветания, как Кеннет Хейгин, Орал Робертс и Кеннет Коуплэнд (который когда-то был личным пилотом Орала Робертса).
В настоящее время богословие процветания проповедуется широким кругом телепроповедников и прочих деятелей более мелкого масштаба, которые убеждают церкви в том, что Бог обещает сделать их здоровыми и богатыми, если только они обретут и продемонстрируют достаточную веру. Немалое число этих проповедников совершенно отошли от христианской ортодоксии, приняв те или иные тринитарные и христологические ереси. В целом это движение преподносит Евангелие как весть, говорящую в первую очередь о земных наградах. В его богословии Бог предстает в образе небесного банкира, который обязан выдавать своим «клиентам» материальные блага, если только те обладают адекватной верой, чтобы заявить свои права на эти благословения.
Истинные верующие во Христа находятся как среди неимущих, так и среди богатых, но подавляющее большинство христиан во все века не имели ничего такого, что можно было бы назвать материальным богатством. Их надежда была и остаётся утвержденной во Христе, Который совершил их спасение от греха и даёт им твёрдую уверенность в вечной жизни благодаря Своей смерти и воскресению.
Богословие процветания — это лжеевангелие. Суть его вести небиблейская, и его обещания тщетны. Бог никогда не обещал Своему народу материальное изобилие или физическое здоровье. Вместо этого, христианам обещаны богатства во Христе, дар вечной жизни и уверенность в славе в вечном присутствии живого Бога.
В заключение, величайшая проблема в богословии процветания заключается не в том, что оно обещает слишком много, а в том, что оно обещает слишком мало. Евангелие Иисуса Христа предлагает спасение от греха, а не базу для земного процветания. Хотя мы и должны стремиться понять, что привлекает так много людей в это движение, мы не должны ни на один момент упускать из виду саму суть этого учения, а именно, что это ложное и несостоятельное евангелие.
Автор: Альберт Молер-мл.
(Д-р Р. Альберт Молер-мл. — президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного образовательного органа Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.)
Оригинал этой статьи на английском языке под названием “It Promises Far Too Little: The False Gospel of Prosperity Theology” был опубликован 18 августа 2009 г. на сайте www.albertmohler.org.
1 Новая мысль — религиозно-философское движение в Америке XIX-XX вв., основанное на принципах позитивного мышления. — Примеч. ред.