Джон Пайпер
Большинство из нас признают, что наслаждение чем-либо, кроме Бога, начиная с благороднейшего дара и заканчивая самым низменным удовольствием, может превратиться в идолопоклонство. Павел говорит в Колоссянам 3:5: «Любостяжание… есть идолослужение».
Любостяжание — это желание обладать чем-либо, кроме Бога, неверным образом. Но что значит «неверным образом»?
Причина, по которой это очень важно, охватывает как наши взаимоотношения с Богом, так и с окружающими нас людьми. Идолопоклонство разрушает наши взаимоотношения с Богом и людьми.
Все проблемы в человеческих взаимоотношениях — начиная с семейных и заканчивая дружескими, соседскими, а также отношениями с одноклассниками и коллегами — коренятся в различных формах идолопоклонства, а именно в желании обладать чем-либо, кроме Бога, неверным образом.
Итак, ниже я представляю свою попытку осмыслить с библейской точки зрения неправильное желание обладать чем-либо, кроме Бога. Что делает наслаждение идолопоклонством? Что превращает желание в любостяжание, которое есть идолослужение?
1. Наслаждение становится идолопоклонством, если оно запрещено Богом. Например, прелюбодеяние, блуд, воровство и ложь запрещены Богом. Некоторые люди в тот или иной момент считают такие дела наслаждением, иначе они их не делали бы. Никто из нас не грешит из чувства долга. Но такое наслаждение является признаком идолопоклонства.
2. Наслаждение становится идолопоклонством, если оно несоразмерно ценности желаемого. Если мы сильно желаем чего-то малозначительного, — это признак того, что мы начинаем превращать эти предметы в идолы.
3. Наслаждение становится идолопоклонством, если оно не пронизано благодарностью. Когда наше наслаждение чем-либо склоняет нас не думать о Боге, то это верный признак идолопоклонства. Но если наслаждение вызывает в нас чувство благодарности Богу, мы защищены от идолопоклонства. Чувство благодарности за то, что мы не заслужили это наслаждение, однако получаем его даром по Божьей благодати, свидетельствует о том, что идолопоклонство взято под контроль.
4. Наслаждение становится идолопоклонством, когда мы, получив Божий дар, не считаем Бога более желанным, чем сам дар. Если этот дар не порождает в нас осознания того, что Бог, Податель дара, намного лучше самого дара, то дар становится идолом.
5. Наслаждение становится для нас идолопоклонством, когда оно воспринимается нами как наше право и мы начинаем его требовать. Возможно, мы желаем какого-то вполне законного удовольствия. Может быть и так, что другой человек обязан предоставить вам путь к этому удовольствию. Может быть правильным сказать ему об этом. Но когда это выражается в недовольных требованиях, идолопоклонство набирает силу.
6. Наслаждение становится идолопоклонством, когда оно удаляет нас от выполнения наших обязанностей. Если мы тратим время в погоне за наслаждением, зная при этом, что другие дела или люди требуют нашего внимания, то мы впадаем в идолопоклонство.
7. Наслаждение становится идолопоклонством, когда оно порождает чувство гордости за то, что мы можем испытывать это наслаждение, а другие не могут. Особенно это относится к наслаждению в религиозных делах, таких, как молитва, чтение Библии и служение. Прекрасно, когда мы находим наслаждение в святых делах. Однако гордиться этим — идолопоклонство.
8. Наслаждение становится идолопоклонством, когда при этом мы безразличны или равнодушны к нуждам и желаниям других людей. Святое наслаждение сопровождается осведомлённостью о нуждах других и может быть отложено на время ради того, чтобы помочь другому человеку обрести его. Человек может отложить свою молитву, чтобы стать ответом на молитву другого.
9. Наслаждение становится идолопоклонством, если мы не желаем, чтобы через него Христос был возвеличен как самая желанная личность. Наслаждение чем-либо другим, кроме Христа (например, Его благими дарами), связано с риском превознести дар над его Подателем. Одно из свидетельств того, что мы не заражены идолопоклонством, — это искреннее желание, чтобы так не случилось.
10. Наслаждение становится идолопоклонством, когда оно не углубляет нашу способность к святому наслаждению. Мы — всё ещё грешники. Довольствоваться своим грехом — идолопоклонство. Поэтому мы желаем своего преобразования. Одни виды наслаждений уменьшают нашу способность к святой радости, другие же увеличивают её. Третьи могут действовать либо так, либо иначе, в зависимости от того, как мы к ним относимся. Если нас не волнует, каким образом какое-либо наслаждение влияет на нашу святость, то мы впадаем в идолопоклонство.
11. Наслаждение становится идолопоклонством, когда его утрата разрушает нашу уверенность в Божьей благости. Можно печалиться об утрате чего-либо, не впадая при этом в идолопоклонство. Но когда печаль подрывает наше доверие Богу, тогда это признак того, что утраченный предмет становится нашим идолом.
12. Наслаждение становится идолопоклонством, когда его утрата парализует нас эмоционально, так что мы не можем проявлять любовь к другим людям. Это так называемый горизонтальный эффект недоверия Богу. Снова скажу: большая печаль не всегда является признаком идолопоклонства. Иисус испытывал глубокую скорбь. Но если из-за неисполнения наших желаний мы становимся эмоционально не способными делать то, к чему призывает нас Бог, то это тревожный сигнал, свидетельствующий об угрозе идолопоклонства.
В отношении самого себя и в отношении вас я молюсь словами 1 Иоанна 5:21: «Дети! Храните себя от идолов».