разъяснения Уэсли П. Уолтерс
Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней была основана на учениях Книги Мормона, и удивительная история ее перевода Иосифом Смитом с золотых листов была центральным моментом в привлечении мормонами новых людей. Но сегодня, много лет спустя после утверждений о том, что Книга Мормона восстановила фундаментальные истины христианства, продолжают ли лидеры мормонов верить в ее учения?
Книга Мормона и современное учение мормонов Книга Мормона, в частности, учит тому, что существует:
• только один Бог • который есть Дух и • «неизменен от века до века» (Алма 11:26-31, 2 Нефий 31:21, Мормон 9:9-11; Мороний 7:22, 8:18).
Современное учение мормонов, в отличие от нее, говорит, что:
• нашей планетой правят три разных бога • два из которых имеют тела, были однажды людьми и • заслужили право стать богами через верность евангелию мормонов.
Мормоны теперь верят также, что существуют миллионы и миллионы этих богов, каждый из которых заслужил свою божественность через верность евангелию мормонов, а мужчины-мормоны и сами собираются стать богами, создавать и населять собственные миры вместе со своими женами.
Иосиф Смит, который первоначально диктовал слова Книги Мормона, впоследствии отверг ее учение о том, что Бог “неизменен от века до века” (Мороний 8:18). Незадолго до своей смерти, как свидетельствуют “Учения Пророка Иосифа Смита” (Teachings of the Prophet Joseph Smith), он объявил: “Мы вообразили и предположили, что Бог был Богом вечно. Я опровергну эту идею… однажды Он был, как и мы, человеком” (стр.345). Боги современных мормонов, таким образом, многочисленны, не являются духами и не неизменимы, как тому учит Книга Мормона. Более того, Книга Мормона настаивает на том, что все человечество “должно родиться снова”, то есть они должны “переменить свою плотскую и падшую жизнь”, а иначе “они никак не смогут унаследовать Царства Божия”. Она говорит, что человек должен “стать новым существом”, “возродившись от Духа”и “испытав эту великую перемену в ваших сердцах”(Мосия 27:24-28, Алма 5:14). Сегодняшний мормонизм, в отличие от нее, подчеркивает необходимость водного крещения в церкви мормонов для получения нового рождения. “Никто не может родиться вновь без крещения”. (Мак-Конки, Mormon Doctrine, стр.101). Однако в Книге Мормона водное крещение не требуется для детей и язычников (“тем, которые находятся вне закона”), потому что “таким крещение ничего не дает” (Мороний 8:11-13, 20-22).
Кроме того, Книга Мормона говорит, что человечество ожидает лишь две судьбы: вечное счастье или вечное страдание. Те, кто умирает, отвергнув Христа, получает вечное мучение, не имея после смерти никакого второго шанса. Они ввергнутся “в огонь, из которого никто не может больше вернуться” и “пойдут в уготованное для них место — озеро огня и серы”. (3 Нефий 27:11-17, Мосия 3: 24-27, 2 Нефий 28:22-23, Алма 34:3235). В противоположность ей, мормоны сегодня верят, что практически каждый будет обладать какой-то степенью славы, и даже мертвые могут быть вызволены из “тюрьмы”, когда живые принимают за них крещение.
Таким образом, учения Книги Мормона имеют слабое влияние на современные взгляды мормонов. Здесь следовало бы обсудить и другие важнейшие изменения в учении, касающиеся природы Бога, молитвы, многоженства, власти и др., но наши возможности ограничены.
Произведение девятнадцатого века? В то время как руководство мормонов уделяет недостаточно внимания богословию Книги Мормона, исследователи этой веры пытались использовать американскую археологию, чтобы придать книге вид подлинной древности. Их усилия были настолько усердными, что Смитсоновский Институт Археологии в Вашингтоне счел необходимым опровергнуть утверждения о том, что Книга Мормона когда-либо использовалась в его археологических изысканиях.
Попытки Мормонов представить Книгу Мормона как древнее произведение более чем уравновешиваются все увеличивающимся количеством фактов, свидетельствующих о том, что эта книга на самом деле — художественное произведение девятнадцатого века. Два важных исследования подчеркивают эту ее человеческую природу.
Находки одного из руководителей церкви Первая представляет собой две рукописи, написанные около 1922 года одним из руководителей и апологетов мормонов Бригемом Х.Робертсом. Поразительно видеть, как этот защитник веры мормонов неутомимо доказывает, что Иосиф Смит вполне мог и сам быть автором Книги Мормона. Семья Робертса сейчас разрешила серьезно изучить эти две рукописи, которыми она владела со дня его смерти в 1933 году. Рукописи были опубликованы мормонскими учеными под названием “Исследования Книги Мормона”(Studies of the Book of Mormon, University of Illinois Press, 1985).
В своем 375-страничном исследовании Робертс делает четыре главных вывода. В своей первой рукописи «Затруднения с Книгой Мормона» (Book of Mormon Difficulties) он отмечает, что рассказ книги о древних жителях Америки противоречит тому, что известно о них из последних археологических исследований. Книга Мормона изображает их на уровне культуры железного века, тогда как археология говорит, что ко времени прихода белых людей, они достигли лишь уровня каменного века. (Studies. стр.107-102).
Ситуация, как он обнаружил, еще более усложняется заявлением Книги Мормона, что первые поселенцы прибыли в новый свет, когда он еще не был заселен. Иаредейцы прибыли “в ту часть ее, где человек никогда не бывал”(Ефер 2:5) и полностью истребили друг друга. Подобным же образом и нефийцы прибыли в землю “огражденную от других народов” (2Нефий 1:9-11). Поскольку прибытие последних датируется примерно 600 г. до н.э., то остается недостаточно времени для развития 169 известных нам языковых групп, каждая из которых имеет в своем числе и диалекты. Робертс признался, что у него нет объяснения таким противоречиям. “Последние признанные авторитетами писатели,- говорит он, — не оставляют нам, насколько я сейчас вижу, никакой почвы для аппеляций или защиты — новые познания, похоже, выступают против нас”(Studies, стр.143). По сей день археология не нашла ничего, что опровергало бы открытие Робертса.
Показав, что книга расходится с последним словом науки, Робертс в своей второй рукописи “Исследования Книги Мормона”(A Book of Mormon Study), указывает, что книга согласуется с «общеизвестными» поверьями девятнадцатого века об американских аборигенах. Эта согласованность распространяется даже на ошибочное мнение, что индейцы произошли из “потерянных колен” Израиля, и что некогда они были высокоцивилизованы.
“Общеизвестные поверья” были удачно собраны в книгу, “почти справочник”, преподобным Этаном Смитом. Второе, расширенное издание этой работы, View of the Hebrews, выходило в свет за пять лет до публикации Книги Мормона. Более того, она издавалась в том же маленьком городке, где жил Оливер Каудери. Каудери был двоюродным братом Иосифа Смита-младшего и его помощником в создании Книги Мормона. В своем анализе, объемом примерно в 100 страниц, Робертс показывает, что книга Этана Смита практически содержит “проект” Книги Мормона (Studies, стр.240, 151-242).
Обе книги представляют американских туземцев евреями, пришедшими сюда из Старого Света. Обе они утверждают, что от цивилизованной группы откололась некоторая часть, которая опустилась до варварского состояния. Варварская часть, после долгих ужасных войн полностью истребила цивилизованную. Обе книги приписывают цивилизованной ветви культуру железного века. Обе говорят, что эти переселенцы в Новый Свет некогда обладали «Божьей Книгой», пониманием Евангелия, и что их посетил светлый мессианский посланник. Обе говорят, что американские язычники были выделены через пророчество для проповеди Евангелия индейцам, которые являются остатками тех древних американских евреев. Робертс вновь и вновь спрашивает об этих и других, обнаруженных им параллелях: “Могут ли столь многочисленные и поразительные моменты схожести и заставляющего задуматься соприкосновения быть простым совпадением?” (Studies, стр. 242). В качестве третьего вывода Робертс устанавливает (пользуясь исключительно мормонскими источниками) тот факт, что Иосиф Смит имел достаточно сильное воображение, чтобы создать Книгу Мормона. Он описывает фантазию Иосифа Смита следующим образом: “также сильна и многообразна, как фантазия Шекспира, и также необъяснима, как фантазия английских бардов” (Studies, стр.244).
Робертс заключает свои выводы в пользу человеческого происхождения Книги Мормона 115-страничным исследованием ошибок, являющихся следствием неразвитого, хотя и талантливого ума Иосифа Смита. Робертс указывает на невозможность трехдневного перехода Легия из Иерусалима к берегам Красного моря — 170 миль пешком, с женщинами и детьми. Он вспоминает их прибытие в Америку, землю “огражденную от других народов”, где они необъяснимым образом находят домашних животных — “корову и быка /слово означает кастрированного быка/, осла, лошадь, козу и дикую козу” (1 Нефий 18:25). Робертс находит дилетантское воспроизведение старых сюжетов, меняется лишь герой. Книга, отмечает он, пытается превзойти чудеса Библии и рисует ряд невероятных батальных сцен. В этом случае, 2060 юношей вели войны на протяжении 4-5 лет, и ни один не был убит (Алма 56-58). Это заставляет Робертса спросить:
“Является ли это подлинной историей… или это сказка, изобретенная незрелым умом, не сознающим, какому испытанию он подвергает человеческую доверчивость просьбой принять этот рассказ за важную историю?” (Studies, стр.283).
Этот вопрос, видимо, не нуждается в ответе. Робертс также указывает на типичность ривайвализма времен Смита ярких проявлений религиозного экстаза, вновь и вновь встречающихся в Книге Мормона. На этом месте рукопись Робертса обрывается, но не ранее, чем мы сознаем, как сильно содержание и стиль Книги Мормона связаны с культурой своего времени.
Заимствования из Библии Короля Иакова Исследование Х.Майкла Мэркердта четко следует за анализом Робертса и показывает на основании очень четких фактов, что при написании Книги Мормона использовалась Библия Короля Иакова.
Мэркердт показывает, что та часть Книги Мормона, которая, якобы, была написана во времена Ветхого Завета, буквально усыпана фразами и цитатами из Нового Завета Библии Короля Иакова (он приводит 200 примеров). Даже “пророчества” в ветхозаветной части Книги часто даются в той редакции, в которой они упомянуты при их исполнении в Новом Завете. Иоанн Креститель, например, по пророчеству должен прийти и приготовить путь для Того, кто “могущественнее меня” (1 Нефий 10:8 / Лука 3:16), “и я недостоин развязать ремни обуви Его” (1Нефий 10:8 / Иоанн 1:27). Подобным же образом, будет “одно стадо и один Пастырь” (1Нефий 22:25 / Иоанн 10:16) и “одна вера и одно крещение” (Мосия 18:21; Ефесянам 4:5).
Более того, жизнь и служение Алмы в ветхозаветной части Книги Мормона — фактически копия жизни Апостола Павла. Из его уст исходят типично Павловы выражения: “вера, надежда и милосердие” (Алма 7:24; 1 Кор.13:13), “без Бога в мире” (Алма 41:11; Ефесянам 2:12) и т.п.
Разногласия с Библией Верующие в Книгу Мормона пытались обосновать эти анахронизмы, утверждая, что при переводе, в случае если фраза была достаточно близка к фразе из английской Библии, Смит попросту использовал знакомую Библейскую фразу. Это допущение не объясняет того, что использованы не только фразы из Нового Завета, но во многих случаях употреблены и даже развиты новозаветные истолкования ветхозаветных фактов. К примеру, новозаветное истолкование Мелхиседека как образа Сына Божьего включено в ветхозаветную часть Книги Мормона и развито в целый чин священников “по чину Сына Его”, к чему прибавлено объяснение, почему Мелхиседек был назван “Царем праведности” и “Царем мира” (Алма 1:13 ср. Евр. 7:2). Таким образом, новозаветный материал стал составной частью самой Книги Мормона. Не только случайные фразы, но и понятия Нового Завета были перенесены в ветхозаветную часть Книги Мормона. В итоге, постепенного откровения учения, такого как в Библии, не получается. Христианство известно в полном объеме уже во времена Вавилонской башни. Более того, Книга Мормона время от времени допускает грубые ошибки в использовании библейского материала. Перефразированные Петром (Деяния 3:22) слова Моисея (Втор. 18:15-18) ошибочно приписываются самому Моисею (1 Нефий 22:20). Таким образом, слова Петра каким-то образом процитированы за сотни лет до того, как была написана книга Деяний и до того как Петр вообще произнес их. Кроме того, слова Малахии 4:1 появились в 1Нефии 22:15 за сто лет до того, как Малахия их написал.
Во второй части своего исследования Мэркердт указывает на современные материалы, вошедшие в Книгу Мормона. Американский патриотизм, в его характерном для Новой Англии виде, и антимасонские настроения, существовавшие там, где Смит жил в 1827 году, нашли в книге свое отражение.
Но еще более красноречивы события жизни Смита, вписанные в контекст труда. Поездка Мартина Харриса к ученым в Нью-Йорк Сити, чтобы проверить способности Смита как переводчика, проявилась в Книге Мормона по возвращении Мартина из поездки. Смит даже добавил “пророчество” о самом себе и своем призвании быть переводчиком мормонских документов (2 Нефий 3:11-15). Как просто “пророчествовать” после того, как все уже произошло.
Последний штрих Больше всего Книгу мормонов дискредитирует, наверное, то, что она путает Ветхий Завет с Новым. Она подчеркивает, что до прихода Христа верные соблюдали Закон Моисеев (2 Нефий 5:10, 25:23-25, 20, Алма 30:3), и что они также строили церкви, проповедовали и совершали христианское служение и проявляли осведомленность в учениях и событиях Нового Завета (2 Нефий 9:24, Мосия 18:17). Постепенное откровение богословских тем, такое очевидное в Библии, абсолютно отсутствует в Книге Мормона.
В Библии, Ветхий Завет отменен, чтобы установить Новый (Евр. 10:9). Книга Мормона поступает вопреки божественному образцу и перемешивает заветы и их установления. К этому Книга Мормона добавляет язык протестантского ривайвализма и идеи, имевшие хождение во времена Смита. Все это придает Книге Мормона большую “ясность” по сравнению с Библией в глазах того, кто мало знаком с Божьими Святыми Писаниями. Однако внимательное изучение этой книги, от богословия которой церковь мормонов во многом отказалась, показывает, что на самом деле она является произведением раннеамериканской художественной литературы. Она создавалась с тем, чтобы, при помощи многочисленных заимствований из Библии и современных книге материалов, иметь мощное воздействие на порихожан церквей того времени.
Тем не менее, внимательное изучение показывает, что Книга Мормона ни в каком отношении не является подлинным Словом Божиим.