Принц Парис увез прекрасную Елену в Трою. Греческие воины на корабле отправились в погоню, чтобы отбить и возвратить ее, но на полпути их задержали непрестанные встречные ветра. Агамемнон, греческий генерал, послал домой за своей дочерью и торжественно заколол ее, как жертву, чтобы умолить, по всей видимости, враждебно настроенных богов. Маневр удался; вновь подул западный ветер, и корабль добрался до Трои без дальнейших затруднений.
Этот фрагмент троянской легенды, пришедшей к нам приблизительно из 1000 года до н.э., отражает понятие умилостивления, на котором были построены все языческие религии по всему миру во все времена.
Понятие умилостивления заключается в следующем:
- Существует множество различных богов, ни один из них не обладает абсолютной властью, но каждый в силах несколько затруднить или облегчить жизнь человека.
- Их настроение обычно весьма переменчиво; они обижаются на мельчайшие пустяки и начинают ревновать, если им вдруг покажется, что вы слишком уж много внимания уделяете не им, а другим богам или людям, и они вымещают свою обиду на вас, управляя обстоятельствами так, что вам приходится несладко.
- И в этом случае единственное, что можно сделать, — это смягчить или умилостивить их с помощью приношения.
- Насчет приношения правило одно: чем больше, тем лучше, ибо боги склонны дарить свое внимание только за что-то значительное. В этом они, конечно, жестоки и бессердечны, но все преимущества на их стороне, так что делать нечего.
- Мудрый человек склоняется перед неизбежным и старается принести в жертву что-нибудь достаточно солидное, чтобы добиться желаемого результата. Человеческое жертвоприношение, например, удовольствие дорогое, но эффективное.
- Таким образом, языческая религия предстает перед нами в виде холодной коммерции, задача которой — половчей справляться со своими богами с помощью хитрой системы взяток. И в язычестве умилостивление, то есть смягчение небесных нравов, обычная часть жизни, одна из неприятных необходимостей, без которой не обойтись.
Библия уводит нас из мира языческих религий. Она осуждает язычество, как чудовищное искажение истины. Вместо кучки богов, Библия открывает нам одного всемогущего Творца, единого истинного Бога, Который есть источник добра и правды и Которому отвратительно все нравственное зло. В Нем нет места плохим настроениям, капризам, тщеславию, злобе. Посему можно подумать, что в библейской религии не может быть понятия умилостивления.
Но, оказывается, это не так. Мысль об умилостивлении — то есть, о возможности избежать Божьего гнева при помощи жертвоприношения — проходит через всю Библию.
В Новом Завете слово «умилостивление» упоминается в четырех местах, важность которых так велика, что мы должны изложить их полностью.
1. В первом из них Павел дает классическое обоснование оправдания грешников Богом.
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия,.. правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса»
(Рим.3:21-26).
2. Второй отрывок — из Послания к Евреям, где дано обоснование воплощения Сына Божьего.
«Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа»
(Евр.2:17)
3. Третий — это свидетельство Иоанна о небесном служении нашего Господа.
«А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши» (1Ин.2:1-2).
4. Четвертый — это определение любви Божьей Иоанном.
«Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том есть любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4:8-10)
А в вашем христианстве есть место слову «умилостивление»?
В новозаветной вере умилостивление стоит в самом центре. Любовь Бога, принятие Сыном Божьим человеческого естества, значение креста, Христово небесное ходатайство и путь спасения — все это становится понятным в свете умилостивления.
Согласно Новому Завету любое объяснение, в котором нет мысли об умилостивлении, будет неполным и, в конце концов, приведет к заблуждению. И евангелие, в сердце которого нет умилостивления — это иное евангелие, не то, которое проповедовал Павел.
Утверждая это, мы плывем против течения многих современных учений и решительно осуждаем взгляды многих выдающихся лидеров сегодняшней Церкви, но иначе мы поступить не можем. Павел писал, что «если бы даже мы, или ангел с неба» — не говоря уже о священниках, епископах, университетских профессорах, лекторах или знаменитых писателях — «стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» («проклятие»), Гал.1:8).
(Продолжение здесь: http://skripak.kiev.ua/blog/iskuplenie-obyazatelno-podrazumevaet-umilostivlenie-boga)