"Благой исход печали ради Бога" Джон Пайпер

2 Коринфянам 7:5-13

 «Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался. Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалелбыло; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

 

Последнее воскресенье 1984 года. Вспоминая прошедший год, каждый из нас искренне может признаться, что ему есть о чем сожалеть. Несмотря на то, что мы можем перечислить множество полученных благословений, список наших просчетов также будет довольно обширным. Обещания нарушены, плохие привычки не оставлены, гнев не побежден, отрывки Писания не выучены, письма не написаны, возможности не использованы. Чем выше наши цели и чувствительней совесть, тем больше мы печалимся. Это время года может быть очень гнетущим печальным для многих людей.

 

Поэтому, этим утром я бы хотел поговорить о печали. Текст из 2 Коринфянам 7:8-10 и доктрина, которую я хотел бы раскрыть, говорит о следующем: благим исходом печали ради Бога является спасение. Прежде чем мы попытаемся объяснить это утверждение, давайте вначале проясним ситуацию.

 

Ситуация в Коринфе

 

Павел написал письмо церкви, находящейся в Коринфе. Письмо являлось откликом на ситуацию, связанную с оппонентом Павла, который способствовал тому, что церковь утратила преданность апостолу. Обратите внимание на 11 и 12 стихи: «Смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование [на виновного], какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! …Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного (возможно, самого Павла), но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом». Другими словами, некто несправедливо поступил с другим человеком (возможно, Павлом) и каким-то образом ослабил усердие коринфян ради Павла. Возможно, его авторитет или репутация были опорочены, а церковь поверила в эту клевету и утратила свою любовь, усердие и уважение к Павлу. В своем письме Павел строго указывает им на ошибку и снова побуждает церковь к оказанию поддержки.

 

Возможно, Павел через Тита посылает это послание  откуда-то из Асии. И после этого Павел переживает сильное беспокойство, опасаясь, что содержание послания может повлечь за собой охлаждение в их взаимоотношениях и полный крах его служения для коринфян. В соответствии с 2:13, Павел надеялся в Троаде увидеться с Титом и узнать о реакции коринфян. Но Тита там не было. Затем стих 7:5 говорит о том, что на протяжении всего пути в Македонию Павел переживал «отвне — нападения, внутри – страхи».

 

В конце концов, в 6 и 7 стихах мы читаем о том, что Тит приносит новости из Коринфа. Послание подействовало. Усердие и ревность церкви по отношению к Павлу были восстановлены. После этого Павел пишет следующие многозначительные слова, над которыми мы будем рассуждать сегодня (ст. 8-10):

 

«Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние коспасению, а печаль мирская производит смерть».

 

Благой исход печали ради Бога

 

Итак, учение, которое я хотел бы раскрыть сегодня, заключается в следующем: благим исходом печали ради Бога является спасение. Чтобы раскрыть эту истину, я проясню три факта:

  1. Печаль ради Бога всегда во благо.
  2. Печаль ради Бога производит покаяние.
  3. Печаль ради Бога ведет к спасению.

 

Определение «печали ради Бога»

 

Прежде чем мы рассмотрим эти три факта, необходимо дать определение фразы «печаль ради Бога». Она используется дважды – в 9 и 10 стихах. «Ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Печаль, о которой мы говорим, – это их печаль  из-за того, что они приняли сторону оппонента Павла  и плохо  относились к апостолу. Это печаль сожаления о прошлом грехе. Она названа «печалью ради Бога» или буквально «согласно с Богом». Обратите внимание, что противоположностью печали ради Бога является не отсутствие печали вообще, а «печаль мирская».

 

Два отличия между печалью ради Бога и мирской печалью

 

Важно заметить, что противоположностью печали ради Бога не всегда является отсутствие печали. Силы тьмы в этом мире более тонко подходят к этому вопросу. Есть «мирская» печаль, сожаление, угрызение совести, что не «согласно с Богом». Вы можете сожалеть о чем-либо  по-мирскому, что ведет к смерти. Поэтому нам нужно научиться отличать печаль ради Бога от мирской печали.

Я предлагаю два способа отличия.

  1. Мирская печаль возникает тогда, когда человек сожалеет о каком-либо проступке, потому что он привел к обратным результатам и повлек за собой унижение или наказание. Это реакция гордого или напуганного эго. Гордость всегда сожалеет, когда попадает в глупое положение. А страх всегда сожалеет о поступках, которые нарушают покой и безопасность. Таким образом, сожаление о проступках не является признаком добродетели. Но печаль ради Бога является реакцией совести на причинение боли Божьему, а не своему эго. Печаль ради Бога сожалеет о том, что Божье имя было опорочено. В центре печали ради Бога – Бог.
  2. Вторым способом отличия мирской печали от печали ради Бога является тот факт, что печаль ради Бога возникает тогда, когда Божье Слово указывает на грех в нашей жизни. Мирская печаль возникает не от Слова Божьего, а от отношения людей, чьей похвалы мы не желаем терять. Мы можем чрезвычайно сожалеть о поступке, если обнаруживаем, что окружающие нас люди считают этот поступок крайне неразумным или глупым, или достойным порицания. Критерием вины становится человеческое слово, а не Божье .

 

Подводя итог, можно сказать, что печаль ради Бога  — это беспокоящее чувство вины, когда Слово Божье указывает на то, что наш поступок является грехом и, следовательно, бесчестит имя Божье. (Естественно, если наш грех нанес вред другим людям, печаль ради Бога возместит ущерб и, таким образом, снимет поношение с имени Бога.) Печаль ради Бога – это печаль сердца, наполненного Богом, а не этим миром.

 

Три факта относительно печали ради Бога

 

Вернемся к основной доктрине рассматриваемого текста: Благим исходом печали ради Бога является спасение. Три кратких факта относительно данного утверждения:

 

  1. Печаль ради Бога всегда во благо

 

В конце 7 и начале 9 стиха Павел говорит о своей радости по поводу того, что испытали коринфяне. Их переживание было им во благо. Но это равносильно тому, если бы я сказал, что испытывать боль — хорошо. Мы знаем, что боль сама по себе не является чем-то благим , но в мире, где можно умереть от потери крови , полезно почувствовать боль от пореза. Человеку только во благо почувствовать боль, прежде чем опухоль станет  неоперабельной. Лучше почувствовать боль до того, как инфекция приведет к гангрене.

 

Ложное чувство вины существует

 

Печаль ради Бога по отношению к греху является тем же, что боль – по отношению к болезни. Чувствительная совесть – это дар Божий, она как нервные окончания, которые мгновенно реагируют на горячую воду. Но, в то же время, поразительно, как много людей сегодня  учат и убеждают других в том, что чувство вины нездраво и вредно. Естественно, есть нездоровое чувство вины, напоминающее  психосоматическую боль, которая  не указывает на реальную болезнь. Существует такая вещь, как ложное чувство вины. По сути, я думаю, что Павел переживал его в 8 стихе: «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было». Павел неделями мучился от чувства вины за то, что ему, возможно, не следовало бы отправлять послание, а напрасно,   ведь его послание было от Бога. Его печаль была безосновательной и бесполезной. Болезни не было. Была только ложная тревога. Мы должны научиться превозмогать подобное ложное чувство вины.

 

Истинное чувство вины является хорошим симптомом

 

Сегодня есть люди, чье неприятие чувства вины находится намного глубже. Оно ведет к отвержению греха и его ужасного влияния на взаимоотношения с Богом. Истинное чувство вины, чувство сожаления, является благом, и им не следует пренебрегать. Фронтовые врачи давали выпить водки раненым, чтобы притупить их болевые ощущения во время ампутации. Это  объяснимо. Проблема возникает тогда, когда люди употребляют водку или другие искусственные средства, чтобы подавить душевную боль от сожаления и страха. Физическая боль и душевная печаль всегда указывают на нерешенные проблемы. Боль и печаль являются только симптомами, и  они хороши для этой цели. Вместо того, чтобы убегать от них, мы должны смело смотреть им в лицо, признать наличие болезни и искать полного исцеления во Христе.

Это приводит нас к следующему факту:

 

  1. Печаль ради Бога производит покаяние

 

Девятый стих говорит о том, что радость Павла возникла не просто из-за вины, которую ощущали коринфяне, а по причине покаяния, которое она произвела. «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию». Затем 10 стих утверждает основную истину: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние». Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что покаяние не идентично печали или сожалению о грехе. Оно является результатом этих переживаний. Испытывать сожаление, печаль, чувство вины или огорчение из-за совершенного греха не является покаянием. Покаяние – это изменение отношения или поведения в результате сожаления о грехе. Я думаю, было бы разумно заметить, что печаль ради Бога является первым шагом покаяния. Покаяние следует за печалью и завершает изменение сердца.

 

Испытание печали ради Бога

 

Итак, испытанием печали ради Бога является покаяние. Происходящие перемены указывают на то, исходит ли наша печаль от Бога или от мира. Покаяться значит отвернуться или отказаться от одного и принять противоположное.  В 7 и 11 стихах Павел описывает изменение, которое произошло в жизни коринфян. Их равнодушие к его присутствию изменилось на ревностное желание снова видеть апостола. Отвержение его авторитета изменилось на усердие. Их легковерность изменилась на негодование по отношению к оппоненту. Другими словами, печаль ради Бога является очень плодотворным чувством. Она не парализует во время глубокой печали. Она временна и эффективна. Обратите внимание на последнюю фразу 8 стиха: «Вижу, что послание то опечалило вас, впрочем навремя». Если чувство печали и вины неделями держит вас в своих руках даже после того, как грех уже  оставлен и вы отвратились от него, значит это печаль не ради Бога, а мирская. Это нападки сатаны. Если лукавый не может удержать вас от сожаления о содеянном грехе, он сделает все возможное, чтобы удержать от радости прощения. Если ему не удастся удержать вас от  сожаления о грехе, он сделает все возможное, чтобы обратить вашу печаль в нескончаемое рабство мнимого чувства вины. И если есть какая  ложь сатаны, ради уничтожения которой умер Сын Божий, то это именно похищение у детей Божьих радости прощения. . Печаль ради Бога повергает нас к подножию креста. Умирающий Христос убивает дракона вины и освобождает нас, чтобы мы могли смело противостать греху, осудить пораженного сатану и радостно идти с Богом по узкому пути праведности, ведущему к жизни.

Это приводит нас к последнему факту:

 

  1. Печаль ради Бога ведет к спасению

 

Стих 10: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Этот стих помогает понять глубину переживаний апостола Павла, о которых сказано в 5 стихе: «отвне — нападения, внутри – страхи». Чего он боялся? Он боялся, что его труд окажется напрасным и некоторые верующие в Коринфе, будучи ожесточены лживостью греха,  станут на путь, ведущий к смерти, а не к спасению.

 

Павел пишет в 11:2-3: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». Поэтому в конце послания (13:5) он призывает их испытать себя: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».

 

Испытание истинной веры

 

В чем заключается испытание? Что является доказательством того, что их вера истинна? Ответом на 7:10 будет следующее: есть путь, ведущий к спасению, и путь, ведущий к смерти. Испытание веры заключается в испытании пути, на котором вы находитесь. Путь, ведущий к спасению, не является путем безгрешного совершенства. Это путь печали ради Бога и искреннего покаяния. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». Сожалеем ли мы о своем грехе печалью ради Бога и отвращаемся ли мы от него – именно в этом заключается испытание нашей веры и доказательство присутствия Христа в нас.

 

  1. Печаль ради Бога всегда во благо.
  2. Печаль ради Бога производит покаяние.
  3. Печаль ради Бога ведет к спасению.

 

Два практических применения

 

В заключение я предложу два очевидных практических применения этой истины:

 

  1. Имейте желание побуждать к печали ради Бога.
  2. Имейте желание принимать печаль ради Бога.

 

1.  Имейте желание побуждать вызывать к печали ради Бога

 

Когда я говорю «побуждать к печали ради Бога», я не имею в виду побуждать вашего брата или сестру ко греху. Я говорю о необходимости помочь им признать свой грех, если это необходимо. Это всегда тяжело. Нас может ободрить мысль о том, что Павлу также было нелегко это делать. Написав свое послание, Павел сильно переживал, пока не узнал, что коринфяне его хорошо восприняли. Мы рискуем быть отвергнутыми и порицаемыми, когда отваживаемся указать кому-либо на грех в его жизни. Но мы должны следовать примеру Павла и все равно поступать подобным образом. Возможно, под угрозой находится их спасение, и вы являетесь инструментом в руках Божьих, возвращая грешника на путь покаяния, который ведет к жизни.

 

2.  Имейте желание принимать печаль ради Бога

 

Нам следует иметь желание принимать печаль ради Бога. Станьте на место коринфян. Вы получаете обличающее письмо. В нем  находите осуждение, призыв к покаянию и выражение любви. Какой будет ваша реакция? Вы разозлитесь, защищая себя, и начнете указывать на недостатки другого человека, чтобы скрыть свои собственные? Или, подобно коринфянам, будучи побуждаемыми печалью ради Бога, покаетесь?

 

Давайте будем подобны Павлу и коринфянам в применении этих двух истин. Давайте, если это необходимо, с желанием побуждать других к печали ради Бога,  как это делал Павел, и иметь желание принимать ее, как коринфяне. Потому что истина остается неизменной: благим исходом печали ради Бога является спасение.

30 декабря 1984 года

Один комментарий к “"Благой исход печали ради Бога" Джон Пайпер”

  1. Хоршие коментарии. Жаль что он говорит о печале только как о реакции на грех (ради Бога и мирская).
    Как тогда в этом контексте расценивать печаль Иова? была ли она ради Бога? вела ли ко «спасению»? в чем была ее задача?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *