На первый взгляд может показаться, что все евангельские церкви Богоцентричные, потому, что все признают абсолютного Бога. На самом деле это не совсем так.
Вопрос пастору:
«В своих проповедях вы часто упоминаете фразу «Богоцентричная церковь» что практически это значит?»
Ответ пастора:
В действительности для удобства объяснения некоторых ключевых истин Священного Писания некоторые проповедники иногда пользуются терминами «Богоцентризм», «Богоцентричное богословие», или «Богоцентричная церковь». Эти термины в большой степени говорят сами за себя, указывая на то, что Бог является центром мировоззрения. Если попытаться дать определение этому понятию, то, наверное, его можно было бы выразить следующим образом:
Богоцентризм это признание того, что Бог является онтологическим и смысловым центром всего существующего.
Это означает, во-первых, что Бог является единственной причиной всего существующего. Всё существующее, существует по причине того, что этого хочет или допускает Бог.
Во-вторых, Бог является целью и смыслом всего существующего. Всё существующее, существует для Бога. Именно Он определяет смысл и предназначение всего.
Не смотря на то, что фразы «Богоцентризм» нет в Библии, её идея ясно доминирует в ней. Многочисленные тексты Библии ясно говорят о том, что Бог действительно является центром всего существующей вселенной.
Рим 11:33-36 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божьего! Как непостижимы судьбы Его и не исследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Кол 1:16-17 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
Откр 1:8 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Кроме многочисленных ясных Библейских свидетельств, Богоцентризм является единственно возможной формой объяснения реальности настоящего Бога.
Настоящий Бог действительно должен быть абсолютом, т.е. смысловым и онтологическим центром всего существующего. Он должен быть Богом, имеющим верховную власть над каждой мельчайшей частицей вселенной. В противном случае, Бог уже не является абсолютным Владыкой. Он уже попадает в зависимость от кого-то или чего-то.
Богоцентричное Богословие, это система мировоззрения, признающая реальность Богоцентризма своей основой.
Богоцентричные церкви, — это церкви, Богословие и философия служения которых построены на Богоцентризме.
На первый взгляд может показаться, что все евангельские церкви Богоцентричные, потому, что все признают абсолютного Бога. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что понятие абсолютного Бога или Богоцентричного мира сталкивается с некоторыми трудно разрешимыми проблемами.
- Проблема существования злаЕсли абсолютно всё во вселенной подчинено Богу, и Бог абсолютно всемогущ, и абсолютно благ, то, как тогда объяснить существование зла во вселенной?
Возникает противоречие, требующее свого разрешения.
Библия ясно говорит, что Бог абсолютно суверен
Библия ясно говорит, что Бог абсолютно благ
Библия ясно говорит, что зло существует
Всем ясно, что зло существует. Кроме того, те кто верит в Бога, обычно не подвергают сомнению его благость. Остаётся один вопрос, изменяя который можно попробовать решить проблему существования зла — каким-то образом изменить понятие Божьей суверенности.
Обычно это делают, представляя Бога ограниченно суверенным.
Это рассуждение выглядит примерно так: Бог является Владыкой, желающим производить только добро. Но, так как Он создал личности, являющиеся свободными агентами, то, те сферы, которые находятся под влиянием этих личностей, Бог не может контролировать полностью. Поэтому существует зло.
Проблема такого объяснения в том, что в системе мировоззрения появляется ещё один центр – свободные личности. Эти личности в какой-то степени определяют, какой будет вселенная. Таким образом, эта система мировоззрения уже не является Богоцентричной. Центр её смысла смещается куда-то в сторону суммарной составляющей между действием Бога и действием свободных личностей.
Ещё одна проблема в том, что это объяснение не соответствует Библейскому учению. Представляя Бога абсолютно благим, Библия говорит о том, что абсолютно ничего во вселенной не происходит без Его определяющей или допускающей воли. Даже тогда, когда случается зло, мы твёрдо можем знать, что у Бога были какие-то причины чтобы его допустить. Пророк Иеремия говорит об этом:
Пл. Иер 3:37-38 Кто это говорит: „и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
Ещё один текст также ясно утверждает, что Бог производит бедствия:
Ис 45:5-7 Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
Почему благой и всемогущий Бог производит бедствия? Библия не отвечает на этот вопрос. Она только говорит о том, что человек многого не может знать.
Втор 29:29 Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое— нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.
Скорее всего, причина этого в том, что люди при ограниченности своего ума, просто не способны понять всей сложности Божественной личности. Бог в своей любви к человеку, открывает ему, свою волю, подчинение которой сделает человека счастливым. Поэтому у человека есть только один вариант действий – признать полное Владычество Божье и преклониться перед Ним в послушании, независимо от того, что он не имеет ответа на все вопросы.
- Проблема ответственности человекаВторая проблема возникающая при принятии Богоцентричного богословия заключается в ответственности человека.
Если Бог контролирует абсолютно всё, то люди не могут нести ответственности за то, что происходит. Но Библия ясно говорит, что человек несёт и будет нести ответственность за свои решения и за свои поступки.
Для разрешения этого видимого противоречия, люди также изобретают систему объяснения реальности, центр которой смещается с Бога на человека.
Обычно в таком случае рассуждают таким образом: Так как люди, являются свободными агентами, они принимают свободные решения. От этих решений зависит как их собственная жизнь, так и в какой-то мере вся вселенная. В результате этого люди сами реально определяют свою жизнь и соответственно несут за это ответственность. Бог в этой системе также обладает ограниченной суверенностью. Для того, чтобы быть справедливым, Он не вмешивается в процесс.
Такая постановка вопроса опять приводит к тому, что смысловой центр вселенной смещается куда-то в сторону, к усреднённому вектору между действиями людей и Бога.
Библия ясно говорит, что Бог абсолютно и безусловно суверен, это значит, что Он является единственным, кто определяет смысл существования вселенной. Бог обязательно достигает того, в чём Он видит наивысший смысл. Никто во вселенной не способен воспрепятствовать Ему. В тоже время, такое положение абсолютно не делает Бога несправедливым. Он имеет право распоряжаться своим творением так как считает нужным и правильным. Что правильно, в данном случае определяет Бог, а не люди.
Рим 9:15-16 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
Рим 9:18-21 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: „за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: „зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?
При этом Библия утверждает, что, несмотря на это, каждый человек будет нести ответственность за свои дела.
Откр 20:12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
В своей великой мудрости, Бог может сделать так, что всё, что происходит, находится под Его полным контролем и при этом человек несёт полную ответственность за свои решения и свою жизнь.
- Проблема человекоцентричной философии мира
Ещё одной проблемой, с которой сталкивается Богоцентричное богословие является мощное давление человекоцентричной философии мира.
С момента грехопадения, одним из главных постулатов человека является претензия на то, что он сам по себе обладает независимой ценностью и значимостью в мире.
Эта теория настолько глубоко пропиталась в существо грешного человека, что он даже не допускает возможности существования какого либо мировоззрения отрицающего эту идею.
Система мировоззрения безбожного мира построена на постулате – «всё для человека». Человек, его счастье и благополучие считаются наивысшей ценностью в мире.
Это входит в прямое противоречие с Богоцентричной позицией Библии, утверждающей: «Всё от Него, Им и к Нему» (Рим 11:36).
Многие верующие, находясь под мощным влиянием системы мышления мира, пытаются создать нечто среднее. Признавая Бога, и даже, в каком-то смысле, признавая Его господство и владычество, они, тем не менее, практически живут, считая, что человек обладает независимой от Бога ценностью и значимостью. На их взгляд, индивидуальная ценность каждого конкретного человека является причиной того, кто из них спасён, а кто нет. Разные религии определяют эту мнимую ценность по-разному. Одни видят её в верном исполнении обрядов, другие – в сердечной добродетели и т.д. Но суть при этом остаётся одной – Бог в подобных богословских системах перестаёт быть единственным смысловым центром вселенной. Он вынужден делить своё положение абсолютного главенства с ещё одним претендентом – человеком.
В большой степени можно сказать, что подобные богословские системы представляют мир и даже Бога человекоцентричными.
Библия же очень ясно говорит обратное. Всё, что Бог делает, Он делает ради Себя.
Притчи 16:4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
Бог проявляет милость и благословляет человека тоже ради Себя и ради своей славы.
Ис 48:9-11 Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя. Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это,— ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному.
Уникальность этой ситуации заключается в том, что человек только тогда будет счастлив, когда он признает абсолютную богоцентричность мира.
Подводя итоги, можно сказать, что Богоцентричное богословие не пытается решить проблему возникающих видимых противоречий в сущности Бога путём создания ещё одного смыслового центра во вселенной.
Люди, придерживающиеся Богоцентричного богословия, видят сутью своей жизни не попытку объяснить всё своим разумом, а доверие Богу, выражающееся в преклонении перед Ним. Они принимают реальность Божьей личности и реальность мира, такими, какими её представляет Библия. Богоцентричное богословие – это система мировоззрения, строящаяся сугубо на авторитете Священного Писания Библии, принимающая его таким, какое оно есть.