Искушение – испытание, проверка ценности или качества кого-то или чего-то.
1. Когда речь идет о Боге и Его отношениях с людьми, то Он испытывает веру людей и их моральные качества. Бог искушает или испытывает человека, подвергая испытанию его веру и послушание, и допускает, чтобы тот, кому Он дал особое поручение, прошел через испытания. (Быт 3:1-7; Быт 22:1-19; ср. 1Пет 1:6 ; 4:12)
2. Об Иисусе сказано, что Святой Дух увел Его в пустыню «для искушения от диавола» (Мф 4:1; Лк 4:1-2).
Когда это слово используется в негативном плане, то искушение – это подстрекательство к греху, провокация. Сорок дней искушения Иисуса в пустыне можно было назвать испытаниями в обоих смыслах. Бог испытывал Его и увидел, что Он верен, а сатана искушал Его и увидел, что Он безгрешен. Божий ДУХ ПОВЕЛ Иисуса в пустыню для испытания, но испытание проводил дух зла, задачей которого было отвлечь Иисуса от дела Божьего, это было искушение в негативном плане. Но Иисус не подался искушению, Он прошел испытание.
3. Но вместе с тем Бог избавляет благочестивых от искушений, не позволяя искушать верующих сверх их силы, давая и облегчение, чтобы они могли успешно выдержать искушения (1Кор 10:13, 2Пет 2:9)
Испытанная в испытаниях вера ведет к долготерпению и совершенствованию, поэтому тех, кто перенес испытания, Иаков называет блаженными, призывая принимать испытания с радостью (Иак 1:2,12).
4. В то же время НЗ говорит, что «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» . Бог испытывает послушание и веру Своих избранных, но никого и никогда не вводит в грех.
Человека подстрекает к греху его собственная похоть (Быт 3:6), его стремление к богатству (1Тим 6:9), а этим пользуется искуситель (Мф 4:3; 1Фес 3:5), сатана (1Кор 7:5), чтобы посеять в человеке сомнение в Божьей любви (Быт 3:4,5). Отлучение от Бога и Его воли было целью сатаны и в искушениях Иисуса (Мф 4:1-11; Лк 4:1-13), Который был искушаем, как и мы, но остался безгрешным (Евр 4:15). Благодаря Своей победе Он может помогать тем, кто подвергается искушениям (Евр 2:18).
5. Под искушением и соблазном подразумеваются также гонения за Евангелие (Деян 20:19; 1Пет 4:12, 13), в которых неокрепшая, не готовая к страданию вера может не выдержать (Мк 4:17; Лк 8:13). Здесь Господь дает обетование сохранить того, кто «сохранил слово (Его) терпения», от «годины искушения» (Откр 3:10); этой защиты верующий просит и в молитве «Отче наш» (Мф 6:13; Лк 11:4); 2)
6. человек искушает Бога, когда обращается к Нему не с доверительными просьбами, а с упреками и требованиями (Втор 6:16), или же полагает, что может скрыть от Него истину (Деян 5:8,9). Искушать Бога значит не признавать Его власти и относиться к Его словам с неверием, сомнением и непослушанием (Исх 17:7; Чис 14:22; Втор 6:16,17; Деян 15:10; 1Кор 10:9; ср. Ис 7:12).
Петр в первом послании 1:6 учит важным принципам об искушениях:
1. Искушения не бесконечны, на это указывает слово «немного»
2. Искушения служат определенной цели, на это указывает слово «нужно»
3. Искушения приносят скорбь, на это указывает слово «поскорбев»
4. Искушения приходят в различных формах, на это указывает слово «различных»
5. Искушения не должны уменьшать, угашать радость христианина, на это указывает «радуйтесь»