- Смысл слова «рукоположение»
Основное значение греческого слова, переведенного как «рукополагать» (греч. хейротонео), – «выбирать» или «назначать». Оно употреблялось и в светских, и в религиозных контекстах:
- Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга 13, гл. 2. [Письмо Александра Бала к Ионатану:] «Царь Александр посылает привет брату Ионатану. Мы давно уже слышали о твоей храбрости и надежности и поэтому посылаем тебе предложение вступить в дружественный союз с нами. Ввиду этого мы сейчас же назначаем [хейротонео] тебя иудейским первосвященником и принимаем тебя в число наших друзей. При этом я отправлю тебе в дар пурпурную одежду и золотой венец и прошу тебя относиться к нам с тем же уважением, с каким мы относимся к тебе».
- В греческих надписях встречаются упоминания: «Военачальник, избранный [хейротонео] народом…»
- Филон Александрийский пишет об истории ветхозаветного Иосифа, которого фараон поставил главным визирем: «…когда он былназначен [хейротонео] царским служителем…»
- Точно так же это слово употребляется в таком значении и в Новом Завете. 2 Кор. 8:18-19 «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19 и притом избранного [хейротонео] от церквей сопутствовать нам для сего благотворения…»
Таким образом, «рукоположение» – это не особый мистический ритуал христианства, а просто-напросто назначение или избрание какого-либо человека на какую-то должность.
- Смысл символа возложения рук
Чтобы понять смысл символики возложения рук, нужно в первую очередь обратиться к практике Ветхого Завета, где возложение рук встречается довольно часто.
- Иаков возложил руки на Манассию и Ефрема (Быт. 49), чтобы передать им благословение, а Ефрему также передать первородство. Быт. 48:14, 20 «Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. <…> И благословил их в тот день…»
- Все собрание израильтян возлагало руки на левитов, а те, в свою очередь, возлагали руки на голову жертвенных животных (Чис. 8:10-12). Это символизировало отождествление: народ отождествлял себя с левитами, как бы передавая им свою ответственность и свои грехи. Левиты, в свою очередь, отождествляли себя с жертвенными животными, которых потом приносили в жертву за грехи.
- Моисей возложил руки на Иисуса Навина, передав ему полномочия. Чис. 27:18-20 «И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, 19 и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, 20 и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых».
Таким образом, обычай возложения рук символизирует благословение, отождествление и наделение полномочиями:
- Церковь благословляет человека на служение.
- Церковь отождествляет себя с этим человеком, признавая, что он может быть их представителем.
- Церковь наделяет человека полномочиями осуществлять руководство.
- Подходы к рукоположению
Можно выделить 3 подхода к рукоположению:
А. Рукоположение «сверху» – со стороны надцерковной власти.
Это когда какие-либо вышестоящие церковные власти (например, епископ в епископальной системе или пресвитерия в пресвитерианской) назначают пресвитеров к конкретной общине. Примеры рукоположения «сверху» можно найти в практике апостолов:
- Деян. 14:23 «[Варнава и Павел] Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу…»
- 2 Тим. 1:6 «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение».
Если этот подход используется в настоящее время, то он сталкивается с той проблемой, что сейчас не существует апостолов, которые бы имели власть над всей церковью или над другими общинами, чтобы назначать или снимать пресвитеров.
Более того, когда Писание говорит, что апостолы рукополагали пресвитеров к каждой церкви, вряд ли имеется в виду, что они брали людей для рукоположения, не посоветовавшись с самой общиной.
Многих из этих людей они знали сами, поскольку основывали эти церкви. О других они могли спрашивать у церкви. Скорее всего, они назначали на пресвитерское служение только тех людей, которых одобряла сама община. С мнением церкви апостолы считались всегда: Деян. 14:27; Деян.15:3,4, 22; 3 Иоан. 6; 1 Кор.5:4. Их послания должны были оглашаться не в узком кругу старейшин, но в собрании всей церкви.
Б. Рукоположение «снизу» – от имени и по решению поместной общины.
Церковная община сама избирает людей, которые соответствуют библейским требованиям, предъявляемым к пресвитеру. Этих людей община наделяет полномочиями и благословляет на служение. Конечно, это делается не спонтанно (мол, группа людей захотела и по собственной инициативе рукоположила человека). Это делается организованно и чинно, как и должно быть в церкви, то есть через существующее в церкви руководство. Обычно рукополагают на пресвитерское служение другие пресвитеры от лица церкви.
- 2 Кор. 8:18-19 «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19 и притом избранного[хейротонео] от церквей сопутствовать нам для сего благотворения…»
- Без рукоположения
- Апостол Павел в Галатам 1:11-17 пишет о том, как он был поставлен на служение без человеческого рукоположения: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. <…> 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск».
- Это был исключительный случай. Таким образом, как исключение, человек может нести служение без официальной процедуры рукоположения, то есть назначения или избрания другими людьми.
- Для Бога важно не исполнение ритуала, а послушание Его истине (кстати, ритуал рукоположения нигде не предписывается и не описывается). Если человек следует библейской истине в своей жизни и учении, то его «нерукоположение» не вменится ли ему в рукоположение? (ср. Рим. 2:26).
- По-видимому, в разные периоды истории Господь мог выдвигать людей на служение особым образом, без формального рукоположения. Тогда, когда официальная церковь отступала от истины и противилась Божьему слову, для Божьих людей – верных Ему пастырей – не требовалось благословения или признания официальной церкви. Их «нерукоположение» могло вменяться им в рукоположение в результате того, что они были верны Писанию.