Что значит любовь

Что значит любовь?

 

Современный мир все в большей степени характеризуется тем, что люди не способны любить, а часто, и даже терпеть друг друга.

 

Взаимоотношения с людьми является сферой, в которой большинство людей жаждут найти счастье. Вместе с тем, именно она, чаще всего, становится источником самых больших неприятностей, боли и страданий.

 

Наиболее ярко это можно увидеть, наблюдая за состоянием семьи.

Огромнейший процент разводов. (в Москве распадаются до 80% семей)

 

Резко увеличивающееся количество неполных семей.

 

1970          18.5% of homes were single parent

1999                   27.7%

2004          36%

 

или 1 500 000 детей живут без отцов или матерей

 

Эти цифры говорят о том, что все больше и больше людей находят невозможным любить даже того человека, который стал отцом или матерью их ребенка.

 

К этому можно добавить огромное количество семей, где муж и жена живут вместе, но имеют постоянно напряженные отношения, открыто признавая, что у них нет любви друг к другу.

 

Этой проблемой охвачено все общество. Ненависть, боязнь, что тебе причинят вред, конфликты, вражда – все это является привычной частью жизни людей. Достигая изменений в сфере науки и технологии, улучшая свой быт и условия работы, люди продолжают жить, утверждая свое собственное «Я». Это отравляет жизнь. Насилие, в его разных формах становится все более привычным явлением. Оно пропагандируется с ранних лет, самыми разными способами – фильмы, компьютерные игры и т.д.

 

О любви, как о добродетели в обществе забыли почти напрочь. Люди просто не умеют любить. Если они и говорят о любви, то имеют в виду что-то аморфное, поэтическое, но совершенно далекое от реального, от того, чем действительно является любовь.

 

К сожалению, в этом вопросе, даже те, кто считают себя христианами, не сильно отличаются от остальных.

 

Пару лет тому назад весь мир обошла информация о драке, происшедшей в храме гроба Господня в Иерусалиме. Конфликт возник между священниками Греческой и Армянской православных церквей. Не поделили, чей монах должен стоять у гробницы.

По данным телеканала BBC, с обеих сторон в потасовке участвовало не меньше дюжины священнослужителей. Они начали колотить друг друга, бороться, валить противников на землю, попутно круша убранство храма. Монахи срывали церковные украшения и декоративные полотна, бросали друг в друга все, что попадалось им под руки. Впрочем, никто из участников конфликта серьезно не пострадал: кому-то разбили губу, кому-то подбили глаз.

Священнослужители могли поколотить друг друга куда сильнее, если бы их не разняла полиция. Прибывшие на место сотрудники правоохранительных органов попытались мирно остановить дерущихся, но те были слишком увлечены силовым решением религиозного спора. Даже при помощи дубинок и «захватов сзади» полицейским не сразу удалось оттащить представителей разных конфессий друг от друга – слишком уж яростно те сопротивлялись.

Драка закончилась задержанием двух наиболее активных ее участников с обеих сторон. Остальных развели в разные части храма[4].

Не далеко ушли и протестанты. До драк, правда доходит редко, но словесные перепалки, сплетни, обиды и разные другие формы неприязни друг к другу случаются постоянно.  Люди могут быть очень активными в религиозной деятельности, они могут делать добрые дела, жертвовать средства на благотворительность, и при этом практически не знать важнейшую заповедь, что значит любить Бога и любить ближнего.

 

Когда Писание говорит о браке, одним из основных элементов его созидания является искренняя, настоящая любовь мужа и жены друг к другу.

 

Еф 5:25  Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

 

Тит 2:4  чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,

 

Кризис современной семьи это кризис любви. За многочисленными разговорами о любви, за поиском любви, прячется абсолютная неспособность  любить.

 

 

Способность по-настоящему любить является одним из отличительных качеств настоящих верующих. Иисус Христос посвятил этому вопросу очень важную часть своего учения.

 

Мф 22:35-38  И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:  36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

 

Мф 22:39-40  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

 

Ответ Иисуса Христа обладает колоссальной важностью. Мы уже подробно говорили о значении любви к Богу.

 

Христос повелевает любить Бога более чем кого-либо на свете.

В этом предназначение человека.

Это единственная возможность для него быть счастливым.

 

Богу ничего не нужно от людей. Он абсолютно независим. Повелевая людям любить Его, Бог показывает единственно правильное положение, в котором они могут и должны находиться.

 

Потеря способности любить Бога, стала причиной глобальной катастрофы грехопадения. С тех пор люди мечутся в бесполезных поисках счастья. Усиленно заботясь о своем собственном благе, они никак не могут его достичь. Изобретая все новые и новые методы удовлетворения себя, люди становятся все менее и менее счастливыми.

 

И, наоборот, по мере того, как человек учится отказываться от своего «Я» и жить, посвящая себя Богу и Его интересам, человек становиться все более стабильным, сильным, умиротворенным и счастливым.

 

Одним из первых благословений любви к Богу, является изменение отношений человека с его ближними.

 

Священное Писание говорит об этом. Любовь к Богу обязательно делает человека способным любить тех, кто его окружает.

 

1 Ин 5:1  Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

 

Наше познание Бога и любовь к Нему, реально выражается в нашей способности любить ближних. Мы настолько знаем Бога и любим Его, насколько мы имеем силу любить, окружающих нас людей.

 

Вот почему Иисус тесно связывает эти две заповеди в единое целое:

 

Мф 22:37-39  Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим:  38 сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

 

Мы детально рассмотрим заключительные слова этой заповеди, определив их практическое значение в нашей жизни. Три вопроса, заданные к тексту, помогут нам это сделать.

 

Что значит любить?

Кого нужно любить?

Что значит любить, как самого себя?

 

    I.     Что значит любить?

 

Мф 22:39  возлюби ближнего твоего, как самого себя;

 

Слово «возлюби» в этом стихе, говорит очень  о многом.

Давая это повеление, Бог имеет в виду, что-то вполне конкретное.

Чтобы исполнить эту заповедь, нужно знать, что подразумевает Бог под словом «любовь».

 

Ранее, мы достаточно подробно рассматривали значение этого слова, по отношению любви к Богу. Сейчас, мы только посмотрим, каким образом это понятие, применяется по отношению нашей любви друг к другу.

 

A.  Сущность любви

 

Когда Бог Отец говорил о своей любви к Сыну, Он выражал это так:

 

2 Пет 1:17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

 

Божья любовь к Сыну выражается в том, что Он наслаждается Его благом. Отец стремиться к наивысшему благу Сына.

 

В этом и есть суть истинной любви.

 

Искреннее желание блага ближнего. Искренняя забота об этом благе.

 

Когда Бог повелевает: «возлюби ближнего твоего» Он имеет в виду, посвятите себя благу тех, кто рядом с вами. Желайте этого блага, ищите этого блага, выражайте свою благорасположенность к ним …

 

Рим 15:1-3  Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.  2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.  3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.

 

Апостол Иоанн, в своем послании говорит о том же. На примере жертвенной любви Иисуса Христа, Он объясняет, что значит практически, любить ближних.

 

1 Ин 3:16  Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

 

«Положил душу свою» означает, оставил свои интересы, ради нашего блага».

 

Иоанн подчеркивает, что и наша любовь к ближним заключается в том, что мы, отказываясь от себя, желаем и ищем их блага.

 

Здесь очень важно понимать, что значит, искать блага ближних.

 

Быть доброжелательным

 

Начинается все с того, чтобы в нашем сердце было искреннее желание блага для тех, кто нас окружает. Это корень любви к ближним. Он тесно связан с состоянием нашего сердца, и с нашим отношением к Богу.

 

Апостол Павел говорит, следите за тем, чтобы какая-нибудь форма зла, по отношению к ближним, не возникла в вашем сердце.

 

1 Фес 5:15  Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

 

Это означает, что, прежде всего,

 

Доброжелательность исходит из нашего преклонения перед Богом и посвящения себя Его благим целям.

 

Это внутреннее состояние желания блага ближним, обязательно будет иметь внешние выражения. Одно из них апостол Павел называет  приветливостью.

 

2 Тим 2:24-26  рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,  25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,  26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

 

Эти слова сказаны  в контексте отношения к еретикам. Наставляя Тимофея, Павел говорит, что даже к таким людям, которые своей деятельностью причиняют много вреда, необходимо быть доброжелательным.

 

Итак, для того чтобы искать блага ближним, нужно изначально иметь сердечное посвящение этому, которое выражается в нашей манере отношения с окружающими нас людьми.

 

Кроме того, если любовь к людям эта забота об их истинном благе, очень важно знать, что является этим благом.

 

Помогать познавать Бога

 

Писание говорит, что самое большое благо, которое могут иметь люди –  правильное отношение к Богу. Эта сфера определяет, какими будут все остальные элементы жизни. Соломон говорит:

 

Еккл 12:13  Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

 

Ясное утверждение – страх Божий является самым великим благом для человека.

 

Соломон говорит об этом, попробовав все, что только возможно в этом мире. Он практически доказывает, что человеку нужен Бог, больше всего на свете. Богатство, слава, удобства и комфорт не делают человека счастливым. Его истинное благо заключается в Боге!

 

Наличие страха Божьего определяет не только, качество земной жизни людей, но и то, как они будут проводить вечность.

 

Способствовать тому, чтобы люди научились бояться Бога, является самым большим проявлением любви к ним.

 

 

Наличие страха Божьего и преклонения перед Богом, является самым важным условием спасения человеческой души. Любя людей, мы, прежде всего, будем желать их спасения. Мы не можем спасти людей, заставив их преклониться перед Богом. Но мы можем своей жизнью и своими действиями способствовать этому. Наша задача быть проводником Божьей любви для, окружающих нас людей.

 

Проверяйте каждое свое действие с этой точки зрения.

Помогают ли они, окружающим вас людям больше знать Бога.

 

Помогать отражать характер Христа

 

Тогда когда человек боится Бога, следующим элементом его блага является его преображение в характер Иисуса Христа.

 

Посмотрите, как апостол Павел любил своих духовных детей.

 

Гал 4:19  Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!

 

В другом месте, говоря о Христе, Павел отмечает:

 

Кол 1:28-29  Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;  29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

 

Это и есть настоящая любовь.

 

Иисус Христос, совершенный человек. Его характер, это совершенный характер. Научиться отражать характер Христа – самое большое благо, которое может быть у людей. В этом они обретают прочный фундамент жизни, свободу и глубочайшее удовлетворение в жизни, настоящее счастье.

 

Способствовать тому, чтобы окружающие нас люди в большей степени были похожими на Христа, желать и искать этого, является самой большой любовью к ним.

 

Поэтому любовь всегда связана с тем, чтобы терпеливо и доброжелательно помогать людям, освобождаться от их грехов и греховных привычек.

 

Текст из книги Левит, процитированный Христом в Его ответе, полностью звучит так:

 

Лев 19:17-18  Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.  18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

 

Преображение характера человека, изменение его привычек, перетренировка его реакций, является длительным процессом, требующим терпения и настойчивости.

 

Апостол Петр называет настоящую любовь «усердной», что в оригинале означает – evktenh/ растягивающуюся, безразмерную, постоянную, настойчивую, способную охватить собой все.

 

1 Пет 4:8  Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

 

Любовь способна прощать грехи. Она способна стать выше личных обид, терпеливо работая, ради того, чтобы помочь ближнему достигать наивысшего блага.

 

В послании к Коринфянам, апостол Павел описывает практические действия любви подробно:

 

1 Кор 13:4-8  Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  6 не радуется неправде, а сорадуется истине;  7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.  8  Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

 

Искренне желая блага своим ближним, эта любовь настойчиво помогает им преклоняться перед Богом и возрастать в отражении характера Иисуса Христа. Это требует очень многого!

 

Именно такой любовью обладает Бог. Учитесь такой любви.

 

Иметь ее является наивысшим счастьем.

 

 

B.  Источник любви

 

Откуда исходит любовь к ближним, о которой говорит Христос?

 

Мф 22:39  возлюби ближнего твоего, как самого себя

 

Повеление «возлюби» подразумевает несколько важных аспектов любви.

 

Любовь исходит из сердца

 

Что-то должно произойти в сердце человека, слышащего это повеление. Любовь должна и может родиться именно в его сердце и только там. Она не может быть произведена чем-то внешним.

 

Невозможно купить любовь, невозможно заставить кого-то любить. Это обман.

 

Не менее опасным обманом является и то состояние, когда наши преференции воспринимаются за любовь, когда мы любим тех, кто нам нравится.

 

Любовь, имеющая внешнюю зависимость, не является любовью вообще.

 

1 Ин 4:10  В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

 

Павел пишет об этом в послании к Римлянам.

 

Рим 5:8  Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

 

Любовь исходит из посвящения, из любящего сердца. Она генерируется в процессе нашего искреннего преклонения перед Богом.

 

Любовь является даром

 

Она не заслужена тем, кого любят. Сердце любящего генерирует любовь не по причине того, что оно видит что-то привлекательное в том, кого оно любит, а по причине того, что оно посвящает себя тому, чтобы сделать его прекрасным.

 

Посмотрите, как выражается Божья любовь к людям:

 

Еф 2:4-9  Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,…  8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:  9 не от дел, чтобы никто не хвалился.

 

Павел подчеркивает, что любовь это дар, независящий от того, кого любят.

 

Когда вы любите кого-то вы дарите ему подарок.

 

Настоящая любовь может быть только даром.

 

Любовь сверх условна

 

В последние десятилетия, с распространением постмодернистского отсутствия абсолютов, все чаще можно слышать о безусловной любви.

 

Это означает, что мы должны любить людей, независимо от того, кто они.

 

С одной стороны это звучит правильно, но часто это утверждение используют в качестве защиты для разрушения понятий, что есть добро и что зло, что правильно и что не правильно, что хорошо и что плохо.

 

Говоря о безусловной любви, часто подразумевают одобрение греховного образа жизни, который ведет тот или иной человек.

 

Как мы уже говорили выше, Бог призывает нас к другому типу любви. Эта любовь действительно не ставит условий. Но она имеет ясную цель.

 

David Powlison очень хорошо говорит об этом в своей книге «Видеть новыми глазами».

 

Бог не принимает меня, таким как я есть. Он любит меня не зависимо от того, кто я есть. Он любит меня так как Он любит Иисуса; Он любит меня настолько, чтобы посвятить мою жизнь преображению меня в образ Иисуса.

 

 

Именно о такой любви и говорит Писание:

 

Еф 5:25-27  Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,  26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;  27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

 

 

Такой любви невозможно научиться самому. Ее невозможно отработать при помощи аутотренинга. Для того, чтобы научиться так любить, нужно любить Бога и искать того, чтобы любить людей Его любовью.

 

 

 

 

1 Ин 5:1  Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.

 

Вот почему вторая заповедь неразрывно связана с первой. Мы никогда не сможем любить людей, не научившись любить Бога.

 

Любовь к Богу освобождает нас от страха. Мы становимся свободными от того, чтобы бояться людей.

 

Любовь к Богу позволяет нам доверяться Ему и полагаться на Него.

 

Итак, мы посмотрели, что говорит Библия, отвечая на первый вопрос, Что значит любить ближнего. Теперь нужно выяснить, кого имеет в виду Библия, говоря «ближний».

 

 

 

 II.     Кого нужно любить?

 

Кто должен быть объектом нашей любви?

 

Писание говорит:

 

Мф 22:39  возлюби ближнего твоего, как самого себя

 

Кто мой ближний?

 

Однажды, когда Иисус Христос находился в подобной ситуации, когда Ему задали такой же вопрос, и когда Он ответил таким же образом, спрашивавший попытался уйти от необходимости исполнять это повеление, сославшись на то, что ему трудно определить, кто является его ближним.

 

Лук 10:26-37

 

Христос в ответ рассказал ему притчу о милосердном самарянине. Ее суть в следующем: человек идя по дороге из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам. Его избили и бросили при дороге. Мимо проходил священник, который, посмотрев на несчастного прошел мимо. Точно также поступил и левит, проходивший той же дорогой. И только принадлежавший к враждебному народу, самарянин, остановился, и спас умиравшего, проявив к нему милость. Окончив притчу Иисус задал вопрос собеседнику:

 

Лк 10:36-37   Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?  37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

 

Ближние, это те люди, который Бог посылает на нашем пути.

 

Не написано, «люби людей, которые тебя любят», или «люби людей, которые тебе нравятся, с которыми тебе удобно». Написано, «возлюби того, кто по Божьему провидению, оказался рядом с тобой, с кем пересеклись твои пути». Будь доброжелателен к ним. Делай все, что ты можешь, чтобы помочь им достигать истинного блага.

 

Слово «ближний» plhsi,oj буквально означает  near, neighboring

«находящийся вблизи».

 

По Божьему провидению вблизи нас оказываются самые разные люди, некоторые из них более приятны для нас, тогда как другие какими-то своими качествами создают для нас неудобство.

 

Нам нужно учиться искренне желать блага, каждому из них.

 

Посмотрите на пример Иосифа.

 

Он любил своего отца.

Он искренне любил своих братьев. Когда отец послал его отнести им пищу, он предпринял много дополнительный усилий, чтобы найти их. Он заботился об их благе.

 

Когда братья продали его в рабство в Египет, он проявлял свою любовь и верность к людям, с которыми ему приходилось встречаться там.

 

Он был верен Потифару, заботясь о благосостоянии его дома. Даже тогда, когда жена Потифара пыталась склонить его к прелюбодеянию, он отказался сделать это, сказав: как же я сделаю это великое зло, моему господину.

 

Когда его посадили в тюрьму, он заботился о благе, находившихся там людей. Когда он стал премьер министром Египта, он был верен фараону и находившимся под его ответственностью людям там.

 

Еще более ярким является пример Иисуса Христа.

 

Находясь в страданиях, Он спасает кающегося разбойника, поручает свою мать опеке Иоанна, молится о насмехающихся над ним воинах.

 

Посмотрите внимательно, кто является вашим ближним?

 

К кому из них вам трудно быть доброжелательным? Кого из них вам трудно любить? О чьем благе вам трудно заботиться?

 

Писание во многих местах специально подчеркивает, что нам нужно прилагать особые старания, чтобы любить людей всех категорий, с которыми нам приходится сталкиваться.

 

Любите друг друга, не взирая на слабости

 

Желаете ли вы блага тем, кто духовно слабее вас, кто еще не вырос до того уровня на котором вы находитесь, кто еще не понимает всего, что понимаете вы?

 

Рим 15:1-2  Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.  2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.

 

Ищете ли вы блага таких людей? Принимаете ли вы их, как Христос принял вас, не смотря на все ваши несовершенства?

 

Рим 15:7  Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

 

Писание ясно говорит о том, что нужно искренне любить и желать блага даже тем, кто согрешает, кто упал в грех. Нам нужно с любовью делать все возможное для того, чтобы помочь человеку восстановиться.

 

Гал 6:1-2  Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.  2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

 

Помогая другим подняться, необходимо всегда помнить, что мы тоже слабые люди, способные падать. Это нужно, чтобы мы не превозносились над другими, а действительно искренне желали им помочь.

 

Способность благословлять гонителей говорит о наличии духовной зрелости. Петр говорит, что те, кто способен отвечать благословением на проявление зла, будут наследовать благословение.

 

Мф 5:44-46   А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,  45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.  46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

 

Способность любить врагов, делает человека по-настоящему сильным. В этом он реально обретает совершенства своего Небесного Отца.

 

Говоря об этом, мы убеждаемся еще раз, что для настоящей любви нужно много сил. Человек никогда не сможет ее иметь, сам по себе. Для этого необходимо любить людей Божьей любовью. Смотря на них так, как смотрит Бог.

 

Мне приходилось встречать людей, которые унижали других и относились к ним плохо за то, что они были деревенские, менее образованные или менее одаренные.

 

 

 

Подумайте только о том, как совершенный, великий и святой Бог терпеливо относится к нам. Нам невозможно представить, насколько несовершенное грешное творение мерзко и неприятно Богу. Но, посмотрите, что Он делает с нами.

 

Еф 5:25-27  Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,  26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;  27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

 

Итак, Христос говорит о том, что нам нужно учиться любить тех, кого Бог посылает на нашем пути. Нам нужно искренне желать им истинного блага.

 

 

 

III.     Что значит любить как самого себя?

 

Последние слова повеления Иисуса Христа, касаются степени любви к ближним.

 

Иисус говорит о том, что любить ближнего необходимо так, как мы любим себя.

 

Мф 22:39  возлюби ближнего твоего, как самого себя

 

Что означает эта фраза?

 

До недавних лет, практически все исследователи Писания толковали ее однозначно – человек появляется на свет с врожденным самолюбием, которое является доминирующей силой в его жизни. Христос использует этот факт, для того, чтобы показать, как сильно нужно любить ближнего.

 

Но в последние годы, в результате того, что многие христианские служители стали увлекаться психологическим Евангелием, этот текст толкуют совершенно по-другому.

 

Вот как пишет об этом одна популярная христианская книга:

 

«Страшно подумать, как много христиан считают, что любить других – это добродетель, а вот любить себя – верный признак эгоизма… Даже Библия говорит о любви к себе «… люби ближнего как самого себя» (Мф 19:19). Библия настолько серьезно относится к тому, что я должен любить себя, что эта любовь является критерием, по которому я должен измерять свою любовь к ближним»[6]

 

Это очень грубая попытка заставить текст Писания говорить то, что эти люди хотят.

 

В действительности, Писание постоянно говорит о том, что каждый человек, прежде всего, сфокусирован на любви к самому себе.

 

2 Тим 3:2-4  Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, … более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

 

Проблема человека заключается в том, что в момент грехопадения, центральное место любви, которое изначально принадлежало Богу, было занято человеческим «Я».

 

С этого момента, человек потерял способность любить людей. Его отношения с окружающими людьми стали определяться различными формами его заботы о своих собственных интересах.

 

Вот почему, Иисус Христос говорит, что спасение невозможно без отречения от своего «Я».

 

Лк 9:23  Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

 

Здесь происходит свержение нашего «Я» с его трона. Иисус Христос говорит – возлюбивши Бога, поставь ближних своих на место своего «Я». Сделай их объектом своей любви.

 

Эта трансплантация крайне необходима. В ней наше великое благо. Любовь к ближним приносит огромные благословения любящим. Она освобождает нас от рабства нашего «Я».

 

Наша проблема в том, что мы пытаемся любить ближних, без смещения нашего «Я» с его трона. Поэтому, у нас всегда не получается любить. Наше Я постоянно наталкивается на то, что его недооценивают, с ним не считаются, против него враждуют и т.д. Таким образом, вместо любви, и желания блага, наше сердце наполняется горечью и обидой.

 

«Возлюби ближнего как самого себя» не означает – «добейся их доброго отношения к себе». Внимание в этом повелении сконцентрировано не на нас, а на ближнем.

 

Эти слова означают: «Я желаю тебе добра», «мне ничего от тебя не нужно», «я не боюсь тебя», «ты не можешь сместить мое «Я» с его трона, его уже там нет», «я ищу твоего блага, а не своего».

 

Пока мы не освободимся от заботы о благе нашего «Я», пока мы не научимся жить искренним желанием блага наших ближних, мы не сможем быть по-настоящему свободными и счастливыми.

 

Итак, наивысшая заповедь Иисуса Христа говорит:

 

Мф 22:35-38  И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:  36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

 

Мф 22:39-40  вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;  40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *