Если христианин, значит свободный, если конечно христианин…

Изучение отрывка Римлянам 6:1-14

 

«умерли для греха»

 

Как мог апостол обращаться к коринфским верующим, как к «освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (1 Кор. 1:2) и в то же время говорить им: «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас» (6:9-11а)?

Павел немедленно дает ответ, напоминая им, что они «оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего»

 

Об этих и подобных жизненно важных вопросах говорит Павел в главах 6-8 Послания к Римлянам. В этом месте послания он дает новое развитие своему учению о спасении и его практическом влиянии на спасенных. После широкого обсуждения человеческого греха и его искупления через Иисуса Христа апостол переходит к теме о святости верующих — праведной жизни, которую Бог требует от Своих детей и которую дает им — жизни в послушании Его Слову, данной силой Его Духа.

 

В своем послании галатийским церквям Павел дает краткое и замечательное изложение Божественного принципа, делающего возможным преобразование жизни: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

 

Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? (6:1б-2)

 

Павел использует короткий и привлекающий внимание риторический вопрос:

«Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?»

 

Человек, который жив в Христе, умер для греха, и невероятно и противоречиво предполагать, что верующий впредь сможет жить в грехе, от которого он был освобожден смертью. Божья благодать дана с единственной целью спасения от греха, и только крайне развращенный ум, используя крайне извращенную логику, может доказывать, что пребывание в грехе, от которого он был предположительно спасен, каким-либо образом прославляет святого Бога, Который отдал Своего Сына, чтобы освободить людей от неправедности.

 

По той же причине следует признать, что человек, который умер для одного образа жизни, больше не может жить в нем. Ап. Павел говорил не о настоящем состоянии верующего как ежедневно умирающего для греха, но о действии, произошедшем в прошлом («апотнеско» — второе действительное время аорист) и состоящем в смерти для греха. Павел говорит, что невозможно для христианина пребывать в постоянном состоянии греховности. Действие в этом смысле совершилось раз и навсегда.

 

И снова, человек в сущности не умирает постоянно. Если его смерть реальна, то она постоянна. Человек, который истинно умер для греха, не может жить в нем. И в духовной, и в физической сфере смерть и жизнь несовместимы. Следовательно, ни из логических соображений, ни из богословских духовная жизнь не может сосуществовать с духовной смертью. Мысль о том, что христианин может постоянно жить в грехе, не только не Библейская, она лишена здравого смысла. Христиане, конечно же, до своего спасения могут совершить множество грехов, но они не могут жить постоянно в этих грехах, как они жили раньше. «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, — заявляет Ап. Иоанн, — потому что семя Его пребывает в Нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3:9). Это означает, что христианам не только не следует продолжать жить в грехе, но они и не могут продолжать так жить.

 

Далее Павел заявляет так же определенно, что подлинно оправданная жизнь есть и будет оставаться очищенной жизнью. Для целей систематического богословия и чтобы сделать Божий труд искупления более понятным для ограниченного человеческого ума, мы часто говорим об освящении как о следующем за оправданием действии. Конечно же, этому есть объяснение, поскольку оправдание включает в себя то, что часто называется юридической декларацией о праведности, которая полна и вечна. Но оправдание и освящение — это не различные стадии в спасении; скорее это различные стороны непрекращающегося Божьего труда искупления в жизни верующего, в результате которого Он не только объявляет человека праведным, но воссоздает его, чтобы сделать праведным.

Святость — это такой же труд Бога в верующем, как и любой другой элемент искупления.

 

Когда человек получает искупление, Бог не только объявляет его праведным, но и начинает развивать в нем Христову праведность. Таким образом, спасение не только законное действие, но и неизбежно имеет результатом чудо преобразования.

Рост в христианской жизни — это всегда процесс, который не может быть завершен «до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6). Не существует истинного обращенного в Христе, в котором не свершилось бы оправдание, и в котором не началось бы юридическое и фактическое освящение. Другими словами, не может быть разрыва между оправданием и освящением. Однако всегда с неизбежностью существует абсолютный и постоянный разрыв между прошлой личностью и нынешней. В Христе старая личность стала трупом; а труп не может иметь признаков жизни.

 

Прошлый человек, прошлая личность неисправимы. Они не праведные частично или грешные частично, но абсолютно грешны и не обладают ни малейшей внутренней возможностью стать праведными и угодными Богу. Новый человек, напротив, это преобразованная, духовно возрожденная личность. Он сделан угодным Богу через Иисуса Христа, и его новая сущность абсолютно благочестива и праведна. Он еще не совершенен и не прославлен, но уже духовно жив, и святость совершает в нем свою работу. Новый человек продолжит возрастать в этой святости, и не важно, что это может происходить медленно, с запинками, поскольку по самой своей природе жизнь растет.

Д-р Дональд Грей Барнхауз писал: «Святость начинается там, где кончается оправдание, и если святости нет, мы вправе заподозрить, что оправдание не начиналось»

 

Следовательно, просто не существует такого понятия, как оправдание без освящения. Не существует такого понятия, как благочестивая жизнь, без богоугодного образа жизни. Истинно спасенный человек живет новой и благочестивой жизнью в новом и благочестивом царстве. Отныне и вовек он живет в Божьем царстве благодати и праведности и никогда больше не сможет жить в сатанинском царстве эгоизма и греха. Как обыкновенный греховный, неисправимый человек не может скрыть, кто он такой, так не может этого сделать и духовно возрожденный, преобразованный человек.

И снова, спасение — это не только дело, но и преобразование, и не только юридическое, но и фактическое. Христос умер не только за то, что мы сделали, но и за то, что мы есть.

«Ибо вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3).

«кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17).

 

Итог:

 

Итак, фраза «умерли для греха» выражает главную мысль всей главы, остальная часть которой существенна как развитие этой главной истины. Невозможно быть живым в Христе и одновременно живым для греха. Это не значит, что верующий в какой-либо момент времени, перед тем как идти к Христу, абсолютно безгрешен. Однако с момента своего возрождения он абсолютно отделен от господствующей силы греха, от греховной жизни, из-за которой Христос умер, чтобы освободить его. Смысл этого важнейшего факта раскрывается в следующем тексте.

 

 

«все мы, крестившиеся во Христа Иисуса»

 

Первый принцип состоит в том, что все истинные христиане крещены в Христа Иисуса.

Когда Иоанн Креститель крестил в воде для покаяния в грехе, ясной и очевидной целью было обращение в праведность. Во время крещения Иоанном грешник отрекался от своих грехов и благодаря символическому обряду очищения начинал испытывать свою связь с Мессией и Его праведностью.

 

Крещение (баптизо) – погружать, окунать, крестить, омывать.

 

Крещение представляет собой отождествление.

 

Кеннет С. Уэст определяет данное конкретное использование слова «баптизо» как:

«введение или помещение человека или вещи в новое окружение или в соединение с чем-нибудь другим так, чтобы изменить его положение или его взаимоотношения с предыдущим окружением или положением»

 

В своем первом письме в Коринф Павел говорит об израильтянах, которые крестились в Моисея (1 Кор. 10:2), что символизировало для людей их отождествление или прочное единство с Моисеем как с Божьим представителем и вождем и признание его власти над собой. Благодаря этой тождественности и подчинению они разделяли начальство, последующие благословения и славу Моисея. Верующие израильтяне как бы слились с Моисеем, который слился с Богом. Подобным образом, но неизмеримо более глубоко и постоянно все мы, то есть все христиане, крещены в Христа Иисуса. Таким образом, мы постоянно погружены в Него, чтобы сделаться одним целым с Ним.

 

Следует здесь отметить, что греческое слово, как и сама концепция, предусматривает водное крещение с погружением в воду. В других посланиях Павел указывает на важность водного крещения в соответствии с прямыми указаниями Господа (см. 1 Кор. 1:13-17 и Ефес. 4:5). Но не только о внешнем проявлении крещения он говорит здесь. Он метафорически говорит о духовном погружении верующих в Христа через Св. Духа, о внутреннем единстве верующих с их Божественным Господом.

Именно эту истину имел в виду Иисус, когда сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20), и которую Ап. Иоанн описывал как «наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:3). В 1-ом Послании к Коринфянам Ап. Павел говорит о том, что верующий — один дух с Христом (1 Кор. 6:17), и он объясняет галатийским верующим, что «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27).

 

В каждом случае речь идет о полном соединении с Христом.

Именно в свете этой непостижимой истины Павел столь строго осуждает половую распущенность некоторых коринфских верующих. Он с негодованием восклицает:

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6:15).

 

Спасение выражается не только в том, что Бог полагает грешника праведным, но и в том, что Он дарует ему новый праведный характер и новую природу. Праведность верующего в Христе — это и земная, и небесная реальность. Иначе это не было бы реальностью вовсе. Его новая жизнь — это благочестивая жизнь. Вот почему для истинного верующего невозможно продолжать жить прежней греховной жизнью, как это было до спасения.

 

Многие люди истолковывают доводы Павла в Рим. 6:3-10 как указание на водное крещение. Однако Павел лишь использует физическую аналогию водного крещения, чтобы учить о духовной реальности соединения верующих с Христом.

 

Водное крещение — это внешнее отождествление внутренней реальности — веры в смерть Иисуса, Его погребение и воскресение; это открытое проявлением веры в Бога.

 

Ап. Петр говорил, что крещение — это признак спасения, поскольку оно дает внешнее свидетельство о внутренней вере в Христа (1 Пет. 3:21).

В Тит. 3:4-5 сказано то же самое: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом».

В Деян. 22:16 Павел говорит: «Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)».

В этих стихах не сказано, что человек спасается водой, но что водное крещение — это символ искренней спасительной веры.

 

Римские верующие были хорошо осведомлены о символе крещения. Когда Павел говорит «неужели не знаете», то фактически он имеет в виду: «Неужели вы не осведомлены о значении своего собственного крещения? Вы забыли, что символизирует ваше крещение?» Они не знали, что водное крещение символизирует духовную реальность погружения в Иисуса Христа. Трагедия состоит в том, что многие ошибочно принимают символ водного крещения в качестве средства спасения, а не признака этого спасения.

 

 

Мы соединены в смерти и воскресении Христа в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (6:3б-5)

 

Все христиане соединены не только с Христом, но и с Его смертью и воскресением.

 

Исходный элемент второго принципа состоит в том, что все истинные верующие в смерть Его [Христа] крестились. Это исторический факт, восходящий к нашему соединению с Ним на Кресте. И причина того, что «мы погреблись с Ним крещением в смерть», в том, чтобы «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни». Это исторический факт, восходящий к нашему соединению с Ним в воскресении.

Эта истина слишком удивительна, чтобы мы могли полностью понять ее, но ее основополагающая и очевидная реальность состоит в том, что мы умерли вместе с Христом, для того чтобы иметь жизнь через Него и жить, как Он. И снова Ап. Павел подчеркивает не столько безнравственность, сколько невозможность для нас продолжать жить так, как мы жили до того, как были спасены. Через веру в Иисуса Христа как Господа и Спасителя мы были непостижимым Божественным чудом как бы перенесены назад на две тысячи лет, участвовали в смерти нашего Спасителя и были погребены вместе с Ним.

 

Похороны были свидетельством смерти. Целью этого Божественного действия, состоящего в проведении нас через смерть (что явилось наказанием за наш грех) и воскресении вместе с Христом, было дать нам возможность с этого времени «ходить в обновленной жизни».

 

Замечательный богослов Чарльз Ходж резюмировал: «Не может быть участия в Христовой жизни без участия в Его смерти, и мы не можем испытать плоды Его смерти, если не будем участниками Его жизни. Мы должны примириться с Богом, чтобы стать святыми. Мы не можем примириться и не стать святыми»

 

«Обновленный» — это перевод греческого слова «каирос», которое означает качественную новизну в отличие от слова «неос», обозначающего лишь новизну с точки зрения времени. Подобно тому, как наша прежняя жизнь характеризовалась грехом, так наша новая жизнь характеризуется теперь праведностью.

 

Св. Писание наполнено описаниями новой духовной жизни верующего.

 

Сказано, что мы получили:

  • новое сердце (Иез. 36:26),
  • новый дух (Иез. 18:31),
  • новую песнь (Пс. 39:4)
  • новое имя (Откр. 2:17).

 

Мы названы новым:

  • творением (2 Кор. 5:17),
  • новой тварью (Гал. 6:15)
  • новым человеком (Ефес. 4:24).

 

 

Епископ Хендли Моул красноречиво заявил:

«Мы получили примирение и можем теперь идти не от Бога, как если бы были освобождены из тюрьмы, но с Богом как Его дети в Его Сыне. Поскольку мы оправданы, то должны быть святыми, отделенными от греха, отделенными для Бога; не просто показывая, что наша вера реальна и, следовательно, мы спасены законно, но что мы оправданы для самой этой цели, чтобы нам быть святыми… Гроздья винограда на виноградной лозе — это не просто живой знак того, что это растение виноград и что оно живо; они — продукт, ради которого лоза существует. Не следует думать, что грешник должен принять оправдание и жить для себя. Подобное утверждение содержит глубочайшее противоречие и не может быть принято без совершения глубочайшей ошибки в вероучении»

 

 

Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; Ибо умерший освободился от греха (6:6-7)

 

Третий принцип, на который обращает внимание Павел, состоит в том, что старая греховная природа была уничтожена. Фраза «зная то» — это, очевидно, обращение к тому, что должно быть общеизвестно среди верующих, которым и о которых говорит Павел. «Вам следует хорошо понимать, — говорил он, — что в Христе вы не те же самые, которыми были до спасения. Вы имеете новую жизнь, новое сердце, новую духовную силу, новую надежду и бесчисленное множество других новых вещей, которых не было в вашей прошлой жизни». Когда Христос искупил нас, «ветхий наш человек» был «распят с Ним», то есть убит и уничтожен.

 

«Ветхий» — это перевод не слова «архаиос», просто определяющего хронологический возраст, а «палаиос», обозначающее нечто абсолютно изношенное и бесполезное, пригодное лишь для мусорной кучи.

«Я сораспялся Христу», — то есть мое ветхое, старое «я» мертво и не существует более — «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Иными словами, наша новая жизнь как христиан — это не переделанная прежняя жизнь, а новая, Богом дарованная жизнь, жизнь Самого Христа.

 

Истина состоит в том, что «ветхий наш человек распят с Ним», то есть с Христом.

Распятие — не просто причина величайших страданий, оно причина смерти. Быть распятым значит умереть. «Ветхий человек» каждого верующего был распят вместе с Господом, в противном случае он не был спасен. Не существует истинного христианина, который не умер бы вместе с Христом.

 

В Послании к Ефесянам Павел детально пишет о ветхом или прежнем человеке. Он говорит верующим: «Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:20-24).

 

Христианский новый человек действительно подобен Богу!

Как указал Джон Мюррей и другие исследователи Нового Завета, глаголы «отложить» (ст. 22) и «облечься» (ст. 24) — это перевод греческих инфинитивов, которые в данном контексте следует толковать как инфинитивы результата. Другими словами, Павел не увещевает или указывает, но скорее заявляет о том, что уже было совершено и завершено. Именно поэтому Мюррей дает следующий перевод ст. 22: «Так что вы должны отказаться от прежнего образа жизни ветхого человека»

 

Еще один толкователь и комментатор, покорный Мартин Ллойд-Джонс, так перевел этот стих: «Не продолжайте прежней жизни ветхого человека, поскольку этот ветхий человек умер. Не живите так, будто он все еще здесь»

 

Снова заявляя о том, что истинные верующие уже избавлены от присутствия своей прежней греховной сущности и ее управления, Павел говорит галатийской церкви: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24).

 

Истина так же состоит в том, что Павел говорит в ст. 6 в отношении старой и новой склонности, это истина о том, чтобы упразднено было тело греховное. Слово «чтобы» не содержит здесь мысли о возможности, но просто представляет собой оборот речи для указания на уже существующий факт. Иными словами, в Христе наша историческая смерть для греха на Кресте выражается в том, что наш грех упразднен.

 

Читая Библию, можно предположить, что греховное тело уничтожено, истреблено. Но «катаргео» (которое переводится как «упразднено») буквально означает «делать не имеющим силы или недействительным», делать что-либо неэффективным, устраняя его способность управлять.

Это значение отражено в переводе других мест из Послания к Римлянам, таких как:

  • 3:3, 31, где этот термин переведен как «уничтожить»,
  • 4:14 — «бездейственно»,
  • 7:2 — «освобождать от».

 

Еще одна великая истина о прежней и нынешней сущности, которую открывает Павел в ст. 6, такова: «Нам не быть уже рабами греху».

И снова перевод несколько искажает значение этого выражения. Но как ясно говорит апостол несколькими стихами позже: «Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 16:17-18).

 

Форма употребления глаголов в этих двух стихах ясно говорит о том, что рабство верующего перед грехом уже уничтожено Христом и ушло в прошлое. Несколькими стихами ниже Павел снова повторяет истину о том, что новое порабощение верующего праведностью стало возможным потому, что теперь он раб Божий (ст. 22).

 

Иными словами, выражение «не быть уже рабами греху» передает более краткую и чрезвычайно важную мысль, что верующие не могут быть более порабощены грехом. Как уже отмечалось раньше, Павел не говорит, что христианин больше не способен совершать грех, но что он больше не находится под принуждением и тиранией греха; он не будет покорен исключительно греху, как было раньше. Для всех истинных христиан порабощения греху больше не существует.

 

Причина конечно же в том, что «умерший освободился от греха». Поскольку прежняя жизнь умерла, то все, что характеризовало прежнюю жизнь, умерло вместе с ней, и самое главное — рабство греха, от которого все спасенные в Христе освободились раз и навсегда.

 

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, — говорит он, — то вы вооружитесь тою же мыслию; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет. 4:1-2).

 

Петр однако учит не о безгрешном совершенстве в настоящей земной жизни, поскольку далее он делает строгое предостережение: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (ст. 15).

 

Мартин Ллойд-Джонс предлагает полезный пример, иллюстрирующий отношение верующего к его прошлому греховному положенню. Он описывает два прилегающих друг к другу поля, одним из которых владеет сатана, а другим — Бог. Эти поля разделены дорогой. До спасения человек живет на поле сатаны и целиком находится в его юрисдикции. После спасения человек работает на другом поле, и теперь он находится под юрисдикцией Бога. Тем не менее, когда верующий пашет на новом поле, его часто обхаживает старый хозяин, который пытается переманить его обратно на старые греховные пути. Сатане часто удается временно отвлечь внимание верующего от его нового Господина и его нового способа жизни. Но он бессилен затянуть верующего обратно на старое поле греха и смерти.

 

 

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога (6:8-10)

 

Четвертый принцип состоит в том, что однажды умерев для греха, Христос вызвал не только смерть греха, но смерть смерти для тех, кто по вере умер вместе с Ним. Эти три стиха по существу излагают то, чему только что учил Ап. Павел: о смерти верующего для греха и его новой жизни в Христе. Он также подчеркивает незыблемость этой впечатляющей и чудесной истины.

 

«Зная, что Христос, воскресший из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти». Смысл состоит в том, что поскольку мы умерли и были воскрешены вместе с Христом (ст. 3-5), то мы также не умрем уже. Грех, который делал нас подверженными смерти, больше не властвует над нами. Точно так же, как смерть «уже не имеет над Ним власти», она не сможет быть и нашим палачом.

 

Кульминация этой части 6-ой главы — это слова: «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога». Поскольку смерть — это наказание за грех (Рим. 6:23), то уничтожить власть греха значит уничтожить власть смерти.

 

Следует отметить две чрезвычайно важные истины, выраженные в ст. 10.

Первое, что Христос «умер… для греха». Живший совершенной, безгрешной жизнью во время Своего воплощения, Христос никогда не был в таких же взаимоотношениях с грехом, в каких находился любой другой человек. Грех не только никогда не имел власти над Ним, но Он никогда не совершал никакого греха. Тогда мы спросим, как же Он мог умереть однажды для греха? Тем не менее, из этого стиха ясно, что по какой бы причине Христос ни умер для греха, верующие также умерли для греха.

Некоторые полагают, что верующие умерли для греха в том смысле, что грех потерял для них свою привлекательность. Но такая точка зрения не следует из христианского опыта и не может иметь отношения к Христу, Которого грех с самого начала никогда не привлекал. Другие считают, что Павел учит тому, что верующие должны умереть для греха. Но снова такое толкование не может быть применено к Христу. Нельзя полагать, что Христос умер для греха, став совершенным, поскольку Он всегда был совершенным.

Можно предположить, что Павел имел в виду две вещи, заявляя, что Христос «умер однажды для греха». Первое, Он умер в наказание за грех, приняв на Себя грехи всего мира. Он искупил грехи всего человечества, которое верит в Него. По вере в Него, данной по Его Божественной и безграничной благодати, верующие умерли для греха. Второе, Христос умер для власти греха, навсегда разрушив эту власть над теми, кто принадлежит Богу через веру в Его Сына. Павел заверил даже незрелых и склонных к греху верующий в Коринфе, что Бог «не знавшего греха… сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

Возможно именно двойную истину о том, что верующие умирают как для наказания греха, так и для власти греха, имел в виду Августус Топледи в прекрасной строчке из своего великого гимна «Скала веков» — «быть от греха двойным лекарством, спасать от гнева и очищать меня».

Вторая важная мысль, заключенная в ст. 10, состоит в том, что Христос «умер однажды для греха». Он одержал победу, которая не нуждается в повторении. Эта глубокую истину снова и снова подчеркивается в Послании к Евреям:

 

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

(Евр.7:26,27)

 

12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

(Евр.9:12)

 

27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,

28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

(Евр.9:27,28)

 

10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

(Евр.10:10)

 

 

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (6:11-14)

 

Лазарь был мертвым в течение четырех дней, после этого Иисус вызвал его из могилы. Когда Лазарь вышел из могилы, он все еще был обвит погребальными пеленами, и Иисус сказал стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Иоан. 11:44).

Эта история — яркий пример состояния верующего в момент его обращения. Уверовав в Христа как Спасителя и Господа, он оживает духовно, но все еще связан, так сказать, погребальными одеждами своей прежней греховной жизни. Различие, конечно же, заключается в том, что все греховные ветхие одежды верующего не удаляются немедленно, как это было у Лазаря. Но не только это. Верующие постоянно искушаемы снова одеть на себя старые одежды. Это та продолжающаяся битва с грехом и сатаной, о которой Павел говорит в Рим. 6:11-14.

 

Напомнив своим читателям, что они умерли для греха и воскрешены для новой жизни с Христом, апостол обращает их внимание на необходимость снять старые смертные одежды и жить новой жизнью для полноты Христовой праведности и для Его славы.

В 7-ой главе, используя себя в качестве примера, Павел более полно описывает сражение верующего с прежними греховными привычками и наклонностями. Он признается, что даже будучи апостолом, он не понял полностью, почему несмотря на то, что он умер для греха, сражение с грехом все еще бушует внутри него. «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Однако он знает, где сосредоточена причина этого. Несколькими стихами ниже он заявляет: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (ст. 18).

 

В представленном отрывке Павел снова дает ответы на вопросы, которые, как он знает, зададут его читатели: «Если мы действительно освобождены от греха Христом (ст. 7), то почему же грех продолжает причинять нам столько неприятностей? Если мы теперь праведны перед Богом, то почему наша жизнь часто бывает такой порочной? Если мы праведны, то как лучше проявлять эту праведность в нашей жизни?» Три ключевых слова резюмируют ответы, представленные в 6:11-14: знать, сознавать и предоставлять.

 

Знать

Так и (6:11а)

 

Первое ключевое слово (знать) имеет отношение к разуму и подразумевается в переходной фразе «так и». Эти два слова важны для объяснения Павла, поскольку они обращают внимание на истины, которые он уже высказал в первых десяти стихах этой главы. Мысль такова: «Вы должны знать и полностью верить тому, что я уже сказал. Иначе то, что я собираюсь сказать, не будет иметь никакого смысла. Истина о том, что вы духовно мертвы для греха, и реальность состоит в том, что вы духовно живы для Христа. Это не абстрактные концепции для ваших ограниченных умов, которые следует попытаться проверить. Это Богом открытые основополагающие аксиомы христианской жизни, без которых вы не сможете жить святой жизнью, которой от вас требует новый Господь».

 

Понимая важность истин, представленных им в ст. 1-10, Павел использует слова «знать» и «верить» по крайней мере четыре раза (ст. 3, 6, 8, 9), и в других местах он предполагает, что его читатели знают некоторые другие истины (см., например, ст. 2, 5, 7).

Библейская проповедь всегда основывается на духовном знании. И хотя со стороны Бога было бы вполне оправдано просто и без всяких объяснений дать людям перечень дозволенного и недозволенного, Он по Своей благодати и состраданию решил не быть автократичным. Основная причина, почему люди должны жить в соответствии с Его установлениями, была лаконично открыта Им в заявлении древнему Израилю: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44). Цитируя именно это указание, Ап. Петр убеждает христиан: «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15-16).

 

Павел только что заявил, что:

  • как верующие мы соединены с Иисусом Христом в Его смерти и через Него понесли наказание за наши грехи.
  • Мы воскресли с нашим Господом Иисусом Христом в Его воскресении и,
  • следовательно, можем войти в новую жизнь.
  • Поскольку Христос никогда больше не умрет для греха, мы также никогда снова не умрем для греха.
  • Чтобы христианин жил во всей полноте своей новой жизни в Христе, чтобы он правильно жил как новое творение, каким он и есть, он должен знать и верить, что он не тот, кем он привык быть.
  • Он должен понимать, что он не реконструированный грешник, а созданный заново праведник.
  • Он должен понимать, что вопреки его теперешнему конфликту с грехом, он больше не находится под тиранией греха и больше никогда не будет под ней находиться.
  • Существенным будет верное понимание им своей личности.

 

 

Сознавать

вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (6:11б-12)

 

Второе ключевое слово (почитать) больше относится к тому, что мы будем называть сердцем. В буквальном смысле «логизомаи» попросту означает считать что-либо или причислять себя к чему-либо. Иисус использовал это слово, говоря о Себе во время Тайной вечери, когда Он раскрыл Своим ученикам, что Он Тот, Кто «и к злодеям причтен», о Ком пророчествовал Исайя (Лук. 22:37; ср. Ис. 53:12).

 

В следующей главе этого послания Павел на примере своей жизни покажет, как трудно христианину на собственном опыте осознать, что он свободен от рабства греха. Когда мы честно смотрим на нашу жизнь после спасения, то для нас более чем очевидно, что в нас все еще очень велико загрязнение грехом. Независимо от того, насколько большим во время спасения может быть наше преобразование к лучшему, трудно понять, что мы больше не обладаем падшей греховной сущностью и что наша новая сущность действительно Божественная. Трудно осознать, что в нас действительно пребывает Дух Святой, и что Бог теперь называет нас Своими детьми и считает нас достойными вечно жить с Ним на Его небесах.

 

Чтобы помочь себе «почитать себя мертвыми», полезно заметить, что существует много причин, по которым верующим часто сложно понять, что они теперь свободны от рабства греха.

 

Первая причина, многие из них не понимают этой чудесной истины просто потому, что они никогда не слышали о ней. Они предполагают, а возможно их неверно учили, что спасение дает лишь протокольную или юридическую святость, что вследствие их веры в Христа Бог теперь считает их святыми, но что их взаимоотношения с грехом такие же, как были всегда, и что они не изменятся до тех пор, пока они не пойдут, чтобы быть с Христом. Эта точка зрения на спасение часто подразумевает, что хотя вера в Христа дает верующему новую природу, прежняя природа все еще действует и что в жизни христианина между этими двумя природами по существу происходит борьба. Это делает спасение скорее «прибавлением», нежели «изменением».

 

Вторая причина, по которой христианам трудно поверить, что они действительно свободны от тирании греха, заключается в том, что сатана не хочет, чтобы они поверили в это. Если враг наших душ и обвинитель наших собратьев может заставить нас думать, что все еще властвует в нашей земной жизни, он ослабляет нашу решимость жить праведно, внушая, что это невозможно.

 

Третья причина, по которой христианам часто трудно поверить, что они свободны от принуждения греха, состоит в том, что реальность нового рождения в Христе — не эмпирическая, ее нельзя физически наблюдать или проверить. Искупление — это Божественное и духовное преобразование, которое может сопровождаться, а может и не сопровождаться физическими и эмоциональными проявлениями. Верующий не может постичь или ощутить момент своей смерти и воскресения с Христом никакими доступными человеку способами.

 

Четвертая и, пожалуй, наиболее распространенная причина того, что христианам трудно поверить, что они свободны от тирании греха в то время, когда они еще пребывают на земле, это то, что их продолжающаяся битва с грехом почти всегда противоречит этой истине. «Если у нас новая святая природа, и власть греха действительно была разрушена, — думают они, — то почему мы все еще подвержены такому сильному искушению и почему так часто уступаем искушению?»

Павел дает следующий ответ: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе». Он говорил не о психологической умственной игре, когда мы повторяем что-либо снова и снова до тех пор, пока не убедим себя в неправильности нашего самого лучшего представления или даже начнем отрицать истинную реальность. Мы знаем, что мы «мертвы для греха» и «живы… для Бога во Христе Иисусе», потому что об этом говорит Божье Слово. Иными словами, это истины о вере, и они должны быть подтверждены в вере.

 

Давид С. Нидхем писал:

«Что может быть более разрушительным, чем быть христианином, который считает себя прежде всего сосредоточенным на себе самом грешником, хотя жизненная цель его — являть святость, в центре которой — Бог?»

 

До тех пор, пока верующий не примет истину о том, что Христос разрушил власть греха над его жизнью, он не сможет жить победоносно, поскольку в глубине своего существа он не будет считать это возможным.

 

Существует много важных и полезных следствий того, что мы считаем себя «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе».

 

Во-первых, мы имеем уверенность в себе перед искушением. Зная, что тирания греха разрушена, мы можем успешно противостоять ей в Божьей силе.

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

 

Во-вторых, мы обладаем уверенностью, что не можем не грешить сами вне Божьей благодати. Точно так же, как мы были спасены одной лишь силой Божьей, лишь одна Его сила хранит нас.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, — говорил Иисус, — и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан. 10:27-29).

 

В-третьих, когда мы искренне считаем себя мертвыми для греха и живыми для Христа, то обладаем уверенностью перед лицом смерти.

«Я есмь воскресение и жизнь, — сказал наш Господь, — верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек»

(Иоан. 11:25-26; ср. Евр. 2:14).

 

В-четвертых, мы знаем, что независимо от того, что происходит с нами в этой жизни, независимо от того, насколько это может быть гибельно для нас, Бог будет использовать происходящее не только для Своей славы, но также для нашего благословения.

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

 

Все это, а также многое другое — правда, поскольку мы живы для Бога в Христе Иисусе. Ни одна религия в мире не может сделать и не делает такого утверждения. Даже наиболее ревностные мусульмане не заявляют, что пребывают в Мухаммеде или в Аллахе. Буддисты не говорят, что пребывают в Будде, а индусы не говорят о том, что пребывают в каком-либо из своих многочисленных богов. Однако мы как христиане знаем, что Бог благословил нас «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефес. 1:3).

 

 

Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (6:12-14)

 

Третье ключевое слово — отдавать или предоставлять (ст. 13) — очевидно имеет отношение к воле.

Непостижимые истины о взаимоотношениях верующего с Богом, знакомые его рассудку и чувствам, глубоко проникли в его сердце, поэтому он может успешно использовать свою волю против греха и благодаря силе Божьей предотвратить его царствование в смертном теле.

В этой жизни грех всегда будет могущественной силой, и христиане должны принимать его во внимание. Но он более не хозяин, не господин. Он должен и может быть побежден. Павел изображает грех как лишенного трона, но все еще могущественного монарха, стремящегося царствовать в жизни верующего точно так же, как это было до спасения. Поэтому апостол предостерегает верующих не позволять греху царствовать, поскольку теперь он не имеет на это права. Он теперь не обладает силой, чтобы управлять верующим, если только верующий не решит повиноваться ему в похотях его.

 

Ап. Петр употребляет сходное обращение.

Поскольку «вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, — говорит он, — прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:9, 11).

 

В момент своего спасения христиане становятся гражданами Божьего царства праведности и поэтому становятся пришельцами и странниками для сатанинского царства греха и смерти.

Поскольку верующий — это новое творение в Христе, то его бессмертная душа всегда будет находиться вне досягаемости греха. Единственный оставшийся плацдарм, с которого грех может атаковать христианина, это его смертное тело. Однажды тело будет прославлено и навсегда выйдет за пределы досягаемости греха. Но пока оно смертно, то есть подвержено разложению и смерти, оно все еще обладает греховными похотями, поскольку мозг и мыслительный процесс — часть смертного тела, и сатана использует эти похоти, чтобы завлечь Божьих людей обратно в грех любыми доступными ему способами.

 

Ап. Павел заявляет ниже в своем послании:

«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:22-23).

 

«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Фил. 3:20-21).

 

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).

 

Так как наши смертные тела все еще подвержены греху, то Павел говорит: «Не предавайте членов ваших греху в орудие неправды». Он не предупреждает о царствовании греха в наших душах, а лишь о царствовании греха в наших телах, поскольку грех может действовать только в теле христианина.

Вот почему ниже в послании он сокрушается: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18, 22-23).

Затем он заключает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:24-25).

 

Поскольку война христианина с грехом ведется в теле, апостол также заявил:

«Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1),

я «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).

 

Очевидно, что грех может царствовать в наших телах, иначе увещевание Павла было бы бессмысленным. Но также очевидно, что грех не должен царствовать в них, иначе предостережение также было бы бессмысленным. Поэтому он призывает: «И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».

 

По своей сути повеление предполагает наличие воли у того, кому оно адресовано. Повеления Божьего Слова — не исключение. Именно поэтому Павел говорит здесь о воле христианина. Для того чтобы грех обладал силой над дитям Божьим, этот грех должен сначала пройти через его волю.

Именно поэтому Павел предупреждает верующих:

«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:12-13).

Божья воля только тогда будет проявляться в нашей жизни, когда наша воля подчинена Его воле.

Когда верующий предает члены своего тела греху, то они становятся орудиями неправды. С другой стороны, когда в покорности своему небесному Отцу он представляет себя ожившим из мертвых путей греха и смерти, те же самые члены становятся святыми орудиями праведности.

В ст. 14 Павел переходит от увещевания к утверждению.

Он говорит: «Грех не должен над вами господствовать…»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *