Как избежать авторитаризма в пастырстве?

Письмо пастору:
На протяжение нескольких лет, я принадлежу к христианской группе, в которой практикуется довольно экстремально выраженное индивидуальное наставничество. Это иерархическае система, где у каждого должен быть наставник-пастырь. главный пастырь церкви изучает Библию с группой лидеров, те индивидуально изучают со своими «агнцами», и так далее. Сначала мне очень нравилась эта система. Она помогала мне эффективно расти самому и также в ней росли, и, надеюсь, растут, другие христиане. Однако за время пребывания в ней я видел, ощущал на себе и причинял другим немало духовного насилия. Дело в том, что наставнические отношения фактически дают с одной стороны неограниченную власть одному человеку над другим (кто проведет черту, где кончаются слова «повинуйтесь пастырям вашим»?), с другой стороны ставит наставляемого человека в полную зависимость от наставляющего. Он мудрее, он духовнее. По словам внешних критиков, все богословие нашей группы во многом свелось к одному слову «повиновение». Конечно, мы подразумеваем, что это Библейское повиновение. Но на практике, в ответ на слова «агнца», мол «Библия говорит то и то», я не раз слышал и говорил сам тем, кто был ниже меня «откуда ты знаешь, что говорит Библия»?

У нас, номинально была неплохая богословская основа, хотя мы успешно пренебрегаем ей, во имя ученичества. Но из-за перегибов в ученической системе и чувства элитарности порожденной ей я сам натренировал себя не мыслить критично. Мне стало удобней повиноваться старшим и давить на младших, в сомнительных ситуациях, чем пытаться разобраться. В результате, я стал почти с отвращением относиться к тому, что любил раньше. Я очень боюсь применить мой авторитет по отношению к тем, кого я должен наставлять. Мне претит это. И, в то же время, я встаю в защитную позу, когда чувствую проявление авторитета сверху по отношению ко мне или кому-то еще. Я понимаю, что это, наверное, крайность, рожденная другой крайностью. И с другой стороны и сейчас мне, возможно, хотелось бы, что бы был кто-то, с кем можно было бы посоветоваться, но нет человека из моих пастырей, которому я бы доверял.

Я не хочу все отвергнуть напрочь. Несмотря на многое плохое, что я видел в организации, я нашел там много доброго. Я приобрел спасение, я пришел к Библии (с помощью которой и смог определить порочные вещи, происходящие в организации), и я видел работу Бога. Но я так мало знаю! Точнее все так запутано в моей голове. Я мог бы развивать систему, которой был научен, но я в нее не верю, по крайней мере во многие ее элементы. А самому что-то выстроить, или хотя бы знать что, конечно нелегко.

Наблюдая за вашей церковью, я вижу, что вы делаете большой акцент на индивидуальное пастырство. Чем отличается ваша система пастырства от того, что я описал выше? Есть ли у вас какие-то предохраняющие факторы, которые позволят вам избежать различных неприятных перекосов и злоупотреблений, которые исходя из опыта, возникали в наставнических структурах?

Заранее благодарю за ответ,

Петр

 

Ответ пастора на письмо:

Приветствую вас брат Петр,

Спасибо за ваше письмо. Тема, которую вы поднимаете очень актуальная, и, как и многие другие вопросы в христианской жизни, достаточно сложная. Следование за Христом затрагивает многочисленные грани трансформации личности. Каждая из этих граней имеет свой центр, а также крайние полюса, в которых ошибочные позиции достигают наиболее радикальных точек. Удержаться в центре чрезвычайно сложно. Это требует серьезной глубины личной практической зрелости в Иисусе Христе. По причине того, что настоящий духовный рост достигается нелегко, многие верующие часто оказываются на одном или другом полюсе крайностей, в различных сферах своей жизни. При этом, они очень напряженно и иногда откровенно враждебно реагируют на тех, кто стоит на полюсе противоположном. Это можно наблюдать во всем – Одни практикую слишком эмоциональное служение, другие, реагируя на перегибы в этой сфере, исключают эмоциональность вообще. Одни проповедуют социальное евангелие, пытаясь переделать безбожный мир, привив ему христианские законы, тогда как другие уходят в монастырь, в полную изоляцию от мира. Это говорит о том, что извратить можно все, что угодно, и древний обманщик, дьявол именно этим и занимается.

Что-то подобное происходит и с пастырством. Одни полностью отрицают его, иногда ссылаясь на негативный опыт авторитарных организаций или индивидуумов, тогда как другие устанавливают диктаторский контроль над личностью, манипулируя людьми как марионетками. При этом и те и другие находят достаточно аргументов в оправдание своей позиции.

К счастью, Библия представляет достаточно ясные принципы, которые позволяют достигать эффективного пастырства, при этом избегая авторитаризма.

1. Пастырство должно быть Библейским

Пастырство не является человеческим изобретением. Библия говорит о том, что пастырей поставил Иисус Христос (Еф 4:11). Он же определил их цели (Еф 4:12) и практические функции (Еф 4:13-16). Кроме того, принцип ученичества и пастырства, как главного метода духовного развития верующего человека, подтвержден Иисусом Христом(Мф 28:19-20), и апостолами (1 Пет 5:1-3, 2 Тим 2:2). Кроме того, Писание говорит о многочисленных примерах таких отношений (Христос и ученики, обращения апостола Павла: «подражайте мне, как я Христу»). Все эти отношения предусматривают глубокую степень взаимопроникновения жизни людей друг в друга, выражающуюся в определенной степени подчиненности пастырям. Писание ясно говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны…» Евр 13:17.

Являясь основанием пастырства, Библия достаточно ясно показывает, каким оно должно быть. Это чрезвычайно важный элемент эффективного пастырства. Пастырство это Божье изобретение, и поэтому только тогда оно будет функционировать правильно, когда оно будет делаться во соответствии с Его планом.

Кроме того, Библия является единственным стандартом, на котором основывается пастырство. Власть пастыря останавливается там, где останавливается Писание. Пастырь должен уметь аргументировано, ясно и доступно объяснить наставляемому, что говорит Писание, по рассматриваемому ими вопросу, ответив на возможные вопросы. Ответы типа: «Я пастырь и поэтому я знаю» говорят о том, что Пастырь недостаточно посвящен Библейской истине.

2. Пастырство должны быть смиренными

Настоящее Библейское, сбалансированное пастырство невозможно, без постоянно прогрессирующего личного смирения пастырей. Пастырство начинается с преклоненного перед Богом сердца пастыря. Нужно помнить, у пастыря нет собственной власти, его авторитет и власть принадлежит Богу, а не ему самому. Это стадо Божие и Он определяет, как его пасти– «… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Пет 5:2-3);

Природа пастырства не во власти, а в покорности. Пастырь должен преуспевать в личной покорности истине. Это должно стать сутью его жизни. В этом случае, всякий раз, когда он будет призывать своего подопечного повиноваться той или иной истине, он будет делать это в духе смирения, а не авторитарности или доминирования над другими. Именно так осуществлял пастырство Христос. Он постоянно ссылался на своего небесного Отца, подчеркивая, что Он говорит и делает только то, что повелел Ему Отец (Ин 12:50, 14:31). Поэтому апостол Павел, призывая подражать ему, делал оговорку – «так, как я подражаю Христу». Следуя за своим пастырем, каждый христианин должен давать отчет, является ли тот или иной шаг, выражением характера или принципов Иисуса Христа. Пастыри должны стать проводниками жизни Иисуса Христа для своих подопечных (1 Фес 2:8). Именно за это, пастыри дадут особый отчет перед Богом (Евр 13:17, Иер 23:15-22).

Смирение перед Богом, смирение перед Библейской истиной, смирение перед сопастырями, смирение перед людьми, пастырство которых ты обеспечиваешь – все это обязательные элементы успешного Библейского пастырства.

3. Пастырство должно быть духовным

Кроме того, нужно помнить, что пастырство это духовный процесс. Его цель, не просто достичь изменений человеческого поведения, и даже не изменений знаний. Цель пастырства это приведение внутреннего мира и жизни христианина в соответствие с характером и жизнью Иисуса Христа. Эту цель невозможно достичь механическим следованием правилам, какими бы точными они не были. Она достигается только при глубоком внутреннем действии Святого Духа в сердце человека. Такое положение дел, во-первых, исключает шаблонность в подходе к душам, и, во-вторых, делает пастыря полностью зависимым от Бога. Он становится просто сосудом, несущим в себе драгоценную благодать Божьей жизни (2 Кор 4:7).

Это говорит о том, что для пастырства необходимо большое терпение. Невозможно заставить людей изменяться, оказывая на них давление. Эта истина ясно продемонстрирована в пастырстве Иисуса Христа над Его учениками. Его работа с ними занимала годы, на протяжении которых тщательно, шаг за шагом, формировал их мышление и их внутренний мир, способствуя их гармоничному росту. Иисус продемонстрировал удивительный пример сбалансированного пастырства. Он настойчиво и последовательно влиял на своих учеников, при этом, не доминируя над ними.

4. Пастырство должно быть любящим

Еще один Библейский принцип говорит о том, что главной движущей силой пастырства должна быть искренняя любовь пастырей к наставляемым. Настоящая пастырская любовь позволяет эффективно достигать изменения сердца и жизни наставляемого, при этом реалистично реагируя на особенности его личности и обстоятельств, в которых он находится. пастырство, каким бы эффективным оно не было, не гарантирует решения всех проблем людей. Каким бы точным и смиренным не было пастырство, оно всегда будет иметь разные результаты. В некоторых ситуациях оно будет успешнее, в некоторых менее успешно, а иногда успеха совсем не будет видно. Иисус Христос оказывал пастырство двенадцати ученикам, при этом Петр, Иоанн и Иаков явно преуспевали в общем духовном развитии, тогда как Иуда Искариот не развивался совсем. Это говорит о том, что в пастырстве нужно быть гибким и терпеливым, понимая, что оно не всегда дает одинаковые результаты.

5. Пастырство должно быть церковным

И последний важный принцип, пастырство создано Богом как часть жизни и служения Церкви (Еф 4:11-12). На это есть несколько серьезных причин. Созидание Церкви является окончательной целью пастырства (Еф 4:11-16). Пастыри строят не свою собственную империю, а Церковь Иисуса Христа. В этом конечный смысл спасения и духовного развития всякой души. Это помогает им постоянно ходить в смирении. Кроме того, Библейская модель церкви позволяет избежать множества возможных проблем, связанных с тенденцией к авторитаризму у отдельных пасторов. Во-первых, Писание ясно определяет качества, которыми должен обладать пастор или пресвитер. Эти качества должны быть очевидны для всех людей, и даже для внешних. Пастырь должен быть «не дерзок, … не корыстолюбец, … любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова…» (Тит 1:7-9). Наличие этих качеств минимизирует опасность авторитаризма. Во-вторых, говоря о пресвитерах, Новый Завет всегда употребляет множественное число. Пастыри и пресвитера всегда должны служить вместе, ища взаимной подотчетности, поддерживая, и исправляя друг друга.

Один комментарий к “Как избежать авторитаризма в пастырстве?”

  1. Добрый день, Александр!
    Мне понравилась Ваша статья.
    Я осмелился разместить в своем блоге часть статьи и ссылку на нее.
    Благодарю Вас!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *