Оригинальное название статьи:
Benefits and Pitfalls of Expository Preaching — including examples of how C H Spurgeon drew points from a text
Что такое экспозиционная проповедь? Это проповедь, которая извлекает сообщение из библейского текста, четко и методично учитывая смысл текста, а также использованный стиль общения. Прежде чем взглянуть на классические примеры из проповеди Чарльза Сперджена, давайте рассмотрим некоторые преимущества и распространенные ошибки последовательной экспозиционной проповеди.
Во-первых, если проповедник неделю за неделей исследует Библию, всем становится очевидно, что Слово Божье имеет наивысший приоритет во всем, чему он учил. Проповедник, несомненно, пленен Библией. Он начинает с начала главы, и это управляет всем ходом его учения. Все, что он утверждает, извлечено из Писания и обосновано Писанием, и это является огромным свидетельством исключительной приоритетности Слова во всех отношениях. Возможно, открытость, так часто встречаемая среди народа Божьего к различным человеческим трюкам и идеям (в том числе нынешний бум в методике консультирования, взятой от атеистов), отчасти проистекает из-за недостатка последовательной экспозиционной проповеди.
Это оказывает дополнительную помощь, хотя и не существенную, если такая проповедь может проводиться традиционным способом, с использованием наглядной кафедральной Библии. На сегодняшний день это практикуется редко, что довольно обидно, потому что кафедральная Библия, конечно, усиливает осознание того, что Слово Божье является единственным источником послания. Однако и без этого, последовательная экспозиционная проповедь является величайшим свидетельством авторитета Библии.
Вторым преимуществом последовательной экспозиционной проповеди является то, что она помогает проповеднику подавить свое личное мнение. Поскольку Писание доминирует над ним, он обязан следовать библейскому представлению информации и ее аргументам, личный стиль рассуждений проповедника должен быть с готовностью подчинен Слову Божьему.
Третье преимущество последовательной экспозиционной проповеди состоит в том, что она обязывает проповедника представить все, что сказано в Писании. По своей природе, большинство проповедников стремятся подчеркнуть определенные группы предметов и игнорируют другие. Но, исследуя книгу, они привязаны к решению каждой представленной темы, и таким образом должны проповедовать на широкий спектр жизненно важных тем.
Четвертое преимущество последовательной экспозиционной проповеди в том, что она показывает народу Божьему план и цель всей данной книги Библии, что, вероятно, не произойдет, если проповедник будет перескакивать по книгам Писания и выбирать отдельные тексты для проповедей. Подумайте об огромном преимуществе для Божьего народа от ознакомления с общей схемой всех книг Библии. Это составляет огромную помощь в личном изучении.
Последовательная экспозиционная проповедь также позволяет проповеднику выявить темы, которые часто проходят через одну или несколько глав. Он обращает больше внимания на контекст, и это удерживает его от многих ошибок. Возникло бы так называемое «Движение истинной святости», если бы его приверженцы были последовательными проповедниками? Разве они осмелились бы проповедовать освящение верой, если бы увидели, что целая глава или отрывок говорят об оправдании?
Недостатки
Существует еще больше преимуществ последовательной экспозиционной проповеди, но также есть и недостатки, и первый недостаток, который, я бы сказал, заключается в том, что исследование проводится слишком медленно. Некоторые проповедники скорее гордятся тем, какое непомерно огромное время они проводят, проповедуя по одной книги Библии. Они говорят: «я рассматривал эту или эту книгу семь лет». Это может принести огромное огорчение, и большее, чем многие могут вынести. Колеблюсь утверждать это, поскольку в прошлом встречались такие проповедники Слова, которые были очень медленны в своей работе над исследованием книги.
Однако, если Вы знакомы с проповедями Джона Оуэна или других давних известных богословов, Вы заметите, что они были весьма разнообразны в своих подходах. Например, комментарии Оуэна к книге Евреям (взяты из его проповедей) практически являются полным систематическим богословием. Он постоянно делает паузу, чтобы разработать доктрину. Определенный стих или группа стихов раскрывают полный анализ предмета.
Вы можете возразить, что он в действительности не проповедовал годами по книге Евреям, но он неоднократно прерывал серию своих проповедей, переходя на определенные темы, тем самым смешивая экспозиции с тематическими проповедями. Весьма печально, что менее опытные проповедники без отступлений пытаются последовать пуританскому примеру, проповедуя по книгам Писания минимальными темпами.
Довольно часто пуританские проповедники представляют в своих проповедях подробные разделы по практическому применению, перечисляя, например, все препятствия для развития определенного качества, а далее все, что этому способствует. Эти советы часто блестяще представлены и служат жемчужиной экспозиции.
Медленные по темпу изучения и чересчур подробные экспозиции обычно приводят к тому, что слушатели могут за деревьями не увидеть леса. Много лет назад один известный проповедник завершил чрезвычайно длинную серию проповедей по отрывку Писания, говорящему о Духе Святом. Я помню, как спросил группу людей, которые слышали эти проповеди, их мнение об основном аспекте работы Духа Святого, на что они не знали ответа. Услышав чересчур подробные экспозиции, они не могли ответить на простой вопрос. Вся тема была так подробно и тщательно разделена, что очевидные аспекты проповеди были потеряны в массе качественных наблюдений. Это очень легко может произойти, если последовательная экспозиционная проповедь слишком растянута.
Форма вмешательства духовенства
Медленный темп последовательных проповедей может даже стать формой вмешательства духовенства. Столько материала представлено, что людям остается только барахтаться в нем, и они говорят себе: «я никогда не узнаю всего этого, только проповедник может это сделать. Тогда едва ли стоит читать Библию самому, потому что мне не хватает потенциала для такого микроскопического исследования текста». Это, конечно же, не очень хороший результат.
Задача проповедника не только излагать Писание, но и позволить слушателям ознакомиться с ним более конструктивно для себя, а не обескураживать их переполненной деталями экзегетической экспертизой.
Еще один недостаток, который часто сопровождает экспозиционную проповедь (вне зависимости от ее последовательности), заключается в том, что метод проповедника подавляет метод изложения Святого Духа. Проповедник подходит к тексту своим определенным логическим образом, рассматривает его, а затем излагает свою точку зрения, свои приложения, едва обращая внимание на стиль текста. Он рассматривает текст как дидактический отрывок, даже если это историческое повествование, притча или графический чудо. Проповедник проводит все через свою экспозиционную «мясорубку» и его представление в точности одинаково в каждой проповеди. Проповедник не последовал или не применил метод общения, использованный Богом. Пояснительная проповедь может легко перерасти в запугивание, механический процесс, даже клинические процедуры, удаление из истории или иные разнообразные представления, указанные в тексте.
Достаточно очевидны недостатки последовательной экспозиционной проповеди в том, что это не очень полезно для регулярных, побудительных евангельских проповедей. Если у вас в неделю есть три возможности проповедовать, две проповеди в день Господень, одна из них должна быть посвящена убеждению принять славное предложение спасения. Этот последовательный метод представляет собой некоторые трудности.
Около сорока лет назад я допустил весьма очевидную ошибку в проведении последовательных евангельских проповедей по Евангелию от Луки. Когда я дошел до конца серии проповедей, то, к своему ужасу, обнаружил, что раскрыл в проповедях за один год почти все притчи и чудеса Христа. В течение нескольких лет, казалось, я должен был бы проводить евангелизационные служения, не используя чудо или притчу Христа, поскольку я ранее «использовал» их всех.
Лучше всего в евангельской проповеди «пролетать на вертолете», как говорят, подбирая тексты со всего Писания, изобилующие волнующими рассуждениями.
Другой распространенной ошибкой последовательной экспозиционной проповеди является отсутствие применения, или переход к «дополнительному» применению, которое на самом деле не вытекает из отрывка (часто весьма тривиально). Это свойственно для проповедников, которые были научены современной герменевтической схеме (немецкий рационализм, взятый с 19-го века), в настоящее время ее так часто преподают в семинариях. При этом используется гуманистические технические методы, которые игнорируют божественное авторство Библии и собственные правила толкования. Пастырский потенциал раскрытия смысла отрывка заглушен совершенно неадекватным методом, называемым «принципализация», который в последствии, играет ключевую роль в процессе развития практических применений. Последнее время Вальтер Кайзер является одним из сторонников этого ужасного метода герменевтики. В своей книге для проповедников «Книга, не такая как остальные» я попытался провести краткую оценку с описанием руководства самой Библии на толкование Писания.
Неумеренность в подведении итогов
Еще одна трудность, на которую мы слышим жалобы, — это привычка некоторых последовательных проповедников слишком много повторять. Каждая проповедь должна начинаться с резюме, продолжительностью по крайней мере в десять минут, экспозиции проповеди прошлой недели, что служит довольно утомительным началом проповеди. Некоторые напоминания о том, что было проповедано прежде, — это мудро, но резюме более 2-3 предложений может привести к усталости слушателей.
Мы слышали проповедников, которые прежде чем начать новое исследование, пытаются осуществить повторение целых серий их проповедей.
Сейчас я хотел бы обратиться к примеру применимой экспозиционной проповеди Сперджена, который никогда не мог проповедовать, используя только что указанные дефектные современные методы. Вот отличный пример истинного духовного образования, подбирающего из Божьего текста необходимое сообщение для души. Раскрываемый текст — Псалом 22:4 — «Долина смертной тени» (недавно опубликовано в книге «Классические наставления» Вэйкмана Траста (Classic Counsels)). Позвольте Чарльзу Сперджену показать Вам мастер-класс экспозиционного глубокомыслия.
Поскольку данный стих может быть применен к различным испытаниям, и в высшей степени в последнее испытание жизни, Сперджен раскрывает этот стих по отношению к депрессии, он начинает проповедь очень кратким вступлением о глубоко гнетущих чувствах. У Сперджена есть ряд удивительных проповедей о горе или депрессии, и эта одна из них.
Приведем тезисы, которые он извлек из этих нескольких стихов, они показывают вдумчивость, которая должна характеризовать каждого толкователя.
У нас нет такой свободы для высокомудрствования, но мы должны просто рассуждать, молитвенно рассуждать над текстом, ища его скрытые заголовки. Мы не должны накладывать на текст вещи, которых в нем нет, но найти все наставления, которые там несомненно присутствуют.
При тщательном исследовании, Сперджен отмечает ряд простых, иногда очевидных, но всегда глубоких факторов, первый в том, что эта долина — мрачное место. Свет и тепло солнца — неустрашимость и радостные чувства — туда не допускаются. Это, конечно, имеет свое развитие, и проповедь начинается с описания действительности и сочувствия, описания проблем.
Второй пункт сразу вводит сведение о практическом предупреждении: долина – это опасное место. Кто-то может возразить, что этого нет в тексте, но, безусловно, это в тексте есть. Это очевидно, когда мы думаем, что это место, где есть разбойники и дикие животные, даже змеи. Времена депрессии — это времена, когда разуму будут предложены все виды искушений, которые могут привести ко греху, особенно греху уныния или сомнения в Боге, прямому неверию или жалости к себе. Эта долина является опасным местом, чтобы там находиться, и, хотя мы, возможно, в ней находимся не по своей вине или греху, но мы должны знать об опасности. Опасность в тексте, как зло, которого мы могли бы также остерегаться, и эта верная экспозиция применяется с самого начала. Я читал обзор этой проповеди, которая говорит, что это только краткое библейское размышление на каждый день. Просто краткое библейское размышление на каждый день! Это касается экспозиции.
Третий пункт проповеди в том, что эта страшная долина является местом, окутанным тайной, потому что страдающий не всегда может знать из-за чего его уныние и печаль. Рисовать меч против тени будет неэффективно. Убивающее радость чувство приходит, и вы не можете сказать почему. Но Давид сказал себе — «нет никаких тайн у Бога моего, и Он проведет меня до конца». Вера должна зажечь лампу с золотым маслом обещания, чтобы увидеть путь через мрак и тайну.
Четвертый пункт Сперджена в том, что долина – это одинокое, уединенное место. Здесь не упоминается в псалме, что путешественник одинок, но это очевидно. Тяжелое горе или депрессия является глубоко личным опытом, и нет никого на земле, кто может взять боль на себя.
Но тогда в пятом тезисе Сперджен утверждает, что это место частых странствий. Это долина тени, но это жизненно важный проход через горы, и многие люди должны идти по этому пути, один за другим. Он одинок, да, но по этому месту часто проходят. Страдающий не единственный, кто знает этот путь страха и уныния. Писание осведомлено в этом и заключасет в себе совет.
Затем Сперджен продолжает своим шестым пунктом — это не грешное место. Мы не должны грешить в этом месте. Мы можем оставаться чистыми в самый разгар депрессии. Грех не обязательно обусловлен горем, это вопрос о том, что мы с горем делаем, и как мы реагируем на него. Хотя конкретно не упоминается, но этот пункт является неотъемлемой частью псалма, и это признается вдумчивым толкователем.
Этот пункт, который вводит Сперджен в представление отношения паломника, идущего через долину тени, и его первый подпункт здесь — верующий остается спокойным. Это также вытекает из текста: «если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла». В великой печали и депрессии мы должны избегать любой паники. Мы должны идти особенно тихо и уверенно, не пытаясь бежать. В таком состоянии мы не примем радикальных решений или драматических инициатив. Избегая потрясений, наше задание – уверенно переправиться через перевал, и это также вытекает из языка псалмопевца – это постижимый пункт для думающего экзегета.
Второй подпункт – это устойчивый прогресс паломника, который говорит: » если я пойду и долиной». Вера не паникует, чтобы выбраться из мрачной долины, но неуклонно проходит со всеми своими обязанностями и обязательствами, доверяя Богу силы. (И это самый глубокий и практический пункт наставления.)
Третий подпункт Сперджена в том, чтобы показать, что паломник говорит в ожидании успешно прохождения через эту долину. Он выйдет с другой стороны, и поэтому он старается смотреть в будущее. Он не допускает мысли, что он может потеряться в этом месте. Духовная надежда и ожидание веры очень важны, за это нужно держаться.
Это приводит к четвертому подпункту, где говорится, что паломник отказывается от страха: « Я не убоюсь зла» — он молится и принимает решение не поддаваться устрашающему пессимизму и жалости к себе. Его рассуждения: потому что «Ты со мной; Твой жезл и Твой посох, они успокаивают меня».
Сперджен уточняет этот подпункт, и становится ясно, что в моменты печали самое лучшее, что можно делать — это в молитве вспомнить практику Божьего утверждения и, независимо от чувств, утверждать великие истины пред Господом и хвалить Его за них.
Этот краткий конспект проповеди Сперджена жестоко сокращен, потеряв «мясо», сохранились только заголовки пунктов, но, надеюсь, он послужит для того, чтобы показать, что суть экспозиции – это размышления над Словом в молитве. Вне всяких сомнений, существуют технические правила, которые следует тщательно соблюдать, однако размышление и поиск предполагаемого применения для души являются ключевыми составляющими.
Выведение пунктов из текста
В нижеприведенном примере проповедник не выдумывал названия пунктов, а затем прикреплял их к отрывку. Он выводил свои заголовки пунктов из отрывка, что послужило действительным духовным нуждам.
Не могу удержаться, чтобы не сослаться на молитвенное собрание проповеди Сперджена, которое дает представление о высшем мастер-классе по экспозиции. Он берет всего несколько стихов из Деяний 17:34, и наименее перспективные для рассуждения части. Отрывок о Павле и его проповеди в ареопаге, который заканчивается словами: «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали. . . и женщина, именем Дамарь, и другие с ними».
Заголовок Сперджена прост — «Женщина по имени Дамарь. Кто-то, видимо, заметит, что поскольку нам ничего не известно о Дамари, о пней невозможно проповедовать. Это побудило Сперджена к раздумиям, и в свое время он сделал проповедь о ней, и это замечательная часть экспозиции.
Если бы вы применили современную евангельскую герменевтику к этому тексту, вы могли бы обсудить контекст и связи, проповедь в ареопаге и непринятие Павла афинянами. Вы могли бы рассказать людям о великой гордости его слушателей, что некоторые насмехались, а некоторые были вежливы и учтивы и очень немногие люди были спасены. Что касается Дамари, вы найдете очень мало, что могло бы сказать о ней, кроме того, что она была женщиной, и что это полезно знать ее имя. Вы могли бы объяснить, что означает имя Дамарь, но ваш рационалистический, технический метод изложения больше ничего бы вам не показал.
Харизматический проповедник может заметить, что Павел добился небольшого результата, и мог бы ошибочно утверждать, что в дальнейшем Павел полагался на знамения и чудеса, чтобы укрепить власть проповеди Евангелия.
Сперджен, однако, показывает, как изложить, казалось бы, бесперспективный текст.
Ничего не известно о Дамари, но вот его первый пункт. Это то, что все новообращенные очень дороги и в трудные времена, и поэтому, по вдохновению Святого Духа, Лука упоминает о Дамари. Миф о Лисе и львице используется для иллюстрации ценности одного обратившегося. У Лисы было много детенышей, а у Львицы только один. Поэтому Лиса торжествовала над львицей, пренебрежительно указывая на ее одиночное потомство. «Ах, — сказал львица, — зато он лев». Дамарь была дитем бесконечного и вечного Бога, истинно верующей, а не человеком, поглощённым мирской суетой, мелкой, номинальной верующей.
Сперджен продолжает отмечать, что она не стыдилась исповедовать Христа. Где в тексте говорится об этом? Сперджен ответил бы, что она должна была сделать это, в противном случае, как бы Лука знал ее имя? Как бы кто-нибудь знал, что она покаялась, если бы она не представила себя, не сделала себя известной, исповедуя Христа?
Исходя из этого, Сперджен говорил о том, как она плыла против течения, как всегда делают истинные новообращенные. Святой Дух действует в их сердцах, и в то время как другие слушатели выражают насмешки, истинно обратившийся готов встать и заплатить цену за свое покаяние.
Затем он говорит о том, как верующие ценны для Святого Духа, и насколько спасенные мужчины и женщины одинаково ценны. В обществе, где на женщин смотрели свысока, Дамарь облагораживается, будучи навсегда запечатленной библейским упоминанием.
Сперджен также говорит о ее малоизвестности, показывая, что это не умаляет ее значения в глазах Бога. Будьте счастливы, говорит он, будучи малоизвестными верующим, потому что неизвестные (как она) имеют те же знаки благодати, как и самые выдающиеся верующие. Она духовно красива, запечатленная новой природой и использованная Богом, как и все истинно обращенные верующие.
Подбор пунктов
И снова кто-то может возразить, что этого нет в тексте. Как может Сперджен знать, что она была использована Богом? Сперджен мог бы заверить, что, конечно, она была использована, потому что ее имя записано в Библии, и кто знает, сколько неизвестных обществу христиан прошлых лет были вдохновлены благодаря этому. Будучи мертвой, она еще говорит, и до сих пор несет служение, даже когда она живет на небесах, во славе.
Заключительный пункт Сперджена ( всего было девять или десять пунктов) — это призыв не желать быть известными и заметными. Ведите свою священную войну, как он призывает, украдкой, тихо и скромно, независимо от того, являетесь ли вы проповедником или рядовым членом церкви. Он дает много утешений и наставлений, с весомыми комментариями, но этот схематичный план снова покажет осмысленность действительной экспозиции. Проповедник спросит себя: «Зачем Святой Дух поместил эту фразу в Писании –«женщина по имени Дамарь»?
Давайте не будем сразу же обращаться за помощью к комментариям, а вначале порассуждаем. В целом, комментарии не всегда применимы для выведения применения. Это является практически исключительной заботой проповедника. Он не сам по себе. Конечно, это принесет Слово дурную славу, если мы будем необузданно использовать свое воображение. Это одна из причин, почему хорошие, но сбитые с толку люди приняли ограниченные правила современного метода герменевтики. Они слышали столько причудливых проповедей, что хотят ограничить проповедников . Но их методы скрывают духовное послание Библии и ее глубокие скважины истины.
К этому пункту я хотел бы подвести итог евангельского послания, которое я привел не так давно из Иакова 4:14 – «что такое жизнь ваша? Это пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий».
Я уверен, что рассуждения многих проповедников об этом тексте будут направлены в том же русле. Конечно, Дух Святой использовал слово «пар» для того, чтобы мы задумались над этим. Поэтому проповедь может начинаться с большого вопроса: что такое жизнь? Какой вопрос для евангельской проповеди, которая, как я надеюсь, убедит людей задуматься над целями и предназначением их жизни! Жизнь – это туман или дыхание.
Характеристики пара
Пар или облако бесформенны. Какой подход к этому вопросу! Нет ничего твердого, надежного в жизни человека без Бога, нет определенного характера. Нет реализации души. Мужчины и женщины — просто вода и элементы, которые могут сгореть и превратятся в небольшое количество пепла.
Проповедник может сделать вызов людям об их цели. Люди имеют только краткосрочные цели, здесь и сейчас, и мы должны пробудить их обеспокоенность об истинном масштабе жизни. В жизни без Бога нет твердых принципов поведения, либо, особенно в эти дни, присутствует моральное отступничество. Отражая бесформенность пара, развеваемого на ветру, люди постоянно с течением времени меняют свои взгляды, свои идеи и стремления.
Тогда есть непредсказуемость облака пара. Вы не можете сказать, когда оно рассеется или будет унесено ветром. Вы не можете видеть силы, которые будут влиять на него. Проповедник может описать непредсказуемость жизни, особенно человеческую неподготовленность к концу путешествия и жизни после смерти.
Если жизнь похожа на пар, то мы также можем думать о своей незащищенности, потому что пар не имеет стен и ничем не наполняется. Наша жизнь постоянно подвержена манипуляционным влияниям, СМИ, фантазиям, влиянию сверстников и социальной моды. Мы очень впечатлительны, и без Бога душа не имеет опекуна. Мы широко открыты для атеистического материализма и тысячи других стрел духовного уничтожения, проповедник должен предупредить об этих влияниях. Жизнь без Бога – это жизнь проницаемой уязвимости и восприимчивости.
Облако пара также является очень зависимым, находится в зависимости от воздуха, в котором оно растворено.Введите текст или адрес веб-сайта либо переведите документ.
Как человеческие существа мы подвешены в воздухе Божьем, дышим Его воздухом, вкушаем пищу, и еще отказываемся признать, что мы обязаны Ему отдать дань уважения и послушания, подотчетны Ему. И если облако красиво, это всего лишь мимолетное явление, которые вскоре исчезнет, когда настанет день суда. Какие поразительные слова Монтгомери:
Стрела, которая должна поразить меня наземь,
Пущена безошибочным луком Смерти
Просьба моего дыхания;
И каждую проживаемую мной минуту
Она отслеживает меня с непрерывной скоростью;
Я оборачиваюсь, встречает меня Смерть! –
Как дротик, она пронизывает меня,
Она остается навсегда в моем сердце.
Здесь приведены только некоторые аргументы, показывающие слабости и опасности жизни (в сочетании с фактами греховности и спасения через Иисуса Христа), которые выделяют евангелизационные рассуждения для проповедника. Они здесь перечислены для того, чтобы показать, как истины могут быть извлечены из боговдохновенного Слова. Эта экспозиционная проповедь связана с Евангелием. Нам часто предоставляются данные, картины или принципы, о которых мы должны глубоко задуматься, пока мы не увидим очевидных, но не обязательно сразу заметных применений к духовным потребностям и искуплению.
Евангельская проповедь – это наиболее сложная форма проповеди, требующая большего осмысления. Далее, когда вы определили аргументы и вывели свои пункты, вы должны перевести их на уровень простоты и усвояемости.
Без чрезмерной сложности
В общем, беру на себя обязательство отметить, что экспозиция не является синонимом сложности или технического анализа, но является работой, передающей смысл и послание Бога из отрывка Писания. Выступая перед другими проповедниками, возникает вопрос, должны ли мы на некоторое время в течение года изолировать себя от всех комментариев и вспомогательных средств для получения своих открытий непосредственно из Слова, в зависимости от Господа? Такой образ действий может нам помочь развить в себе духовное глубокомыслие достойных проповедников кафедры прошлого. Этот период может оказаться самым созидательным для нашего служения. Без сомнения, мы можем с благодарностью обратиться к нашим земным помощникам, но иначе мы сами сможем внести больший вклад, для благословения душ.