Как защитить счастливый брак

Нам выпало жить в очень необычное время.

 

С одной стороны, еще никогда человечество не имело таких возможностей, какие становятся доступными сейчас. Сверхскоростные компьютеры, гигантские и постоянно растущие ресурсы и возможности интернета, комфортные автомобили, новейшие технологии, удивительные открытия в сфере здравоохранения, отдыха и т.д., все это делает жизнь более удобной и приятной.

 

Тем не менее, одновременно с удивительнейшим прогрессом, человеческая жизнь становится все более напряженной и сложной. Разрушающиеся семьи, скандалы, разводы, неудержимый рост насилия, тотальное моральное растление, сексуальные извращения, бесконечная погоня за удовольствиями, взращивают поколение людей очень плохо приготовленных к жизни.

 

Человечество сегодня находится под гнетом рабства безудержного стремления к удовольствиям и самоутверждению. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская с немыслимой жестокостью впиваются своими острыми когтями в человеческую душу, высасывая из нее жизненные соки.

 

При огромнейших возможностях индустрии развлечений, сегодня как никогда много несчастных людей. Эпидемия психических расстройств, депрессии, самоубийства сегодня поражает общество как никогда. Количество людей обращающихся за помощью к психологам и к психиатрам достигает гигантских размеров. Алкоголизм и разного рода наркомания, продолжают уничтожать миллионы жизней.

 

Человечество движется семимильными шагами к своей погибели.

 

Семья играет особую роль в этом скольжении в пропасть. Бог устроил так, что семья является основной ячейкой общества. Одной из основных причин катастрофического состояния современного общества является практически полное уничтожение семьи, и ее ценностей. Стабильная семья, имеющая гармоничные добрые взаимоотношения, в которых есть папа и мама, верные друг другу и посвященные воспитанию своих детей в наше время почти что диковинка.

 

Это же можно сказать и о церкви. Сегодня в церквях редко встретишь полную гармоничную семью, построенную на принципах поклонения Богу и Его слову. Многие христианские семьи построены на основании, каких угодно человеческих систем, а не на основании Библейских принципов. В детях, растущих в них, не формируется Богоцентричное мировоззрение и способность ответственного отношения к жизни.

 

Разводы стали настолько обычным явлением, что без них люди уже не представляют себе жизни. Даже в среде Евангельских верующих распадающиеся семьи перестали быть редкостью. Скандалы и склоки, напряжения и недовольства друг другом для многих семей стали нормой. Гармоничные, мирные и созидающие взаимоотношения остались только в мечтах.

 

Мы начнем нашу конференцию с того, чтобы посмотреть на несколько принципов Священного Писания, являющихся основой брака.

 

Мы начнем с изучения ключевого текста

 

Эти слова были сказаны Богом, по поводу создания первой семьи, семьи Адама и Евы. В них представлена Божья программа, лежащая в основании семьи вообще.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

Все, что делает Бог, имеет установленный Им порядок. Это отражено в каждой живой клетке, в каждой молекуле и атоме. Ученые посвящают гигантские усилия тому, чтобы понять принципы, на основании которых устроен мир. Это делается ради того, чтобы знать, как правильно и эффективно жить в этом мире.

 

Невозможно построить здание, не зная прочности, веса, выносливости и других качеств материалов из которого его собираются строить.

 

Для того чтобы лечить людей нужно знать как устроен человеческий организм, и какие свойства имеют доступные препараты.

 

Для того чтобы создать самолет нужно знать законы аэродинамики.

 

Точно также, для того чтобы построить настоящую семью необходимо хорошо знать, каким образом ее создал Бог, нужно понимать принципы ее устройства и действовать в соответствии с ними.

 

Казалось бы это предельно ясно и разумно. Тем не менее, сегодня, подавляющее большинство верующих людей строят свои семьи, руководствуясь чем угодно, только не тем чему учит Бог.

 

В этом стихе, Бог представляет нам несколько наиболее важных аспектов, отражающих основание и принципы на которых устроена семья. Игнорируя эти принципы невозможно построить настоящую счастливую семью, а значит и невозможно иметь благополучное, стабильно развивающееся общество.

 

    I.     Посвящение

 

Основанием семьи является глубокая и полная посвященность.

 

На это указывает главное слово, употребляющееся здесь.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

Брак, это, прежде всего, посвящение, посвящение себя другому. В этом его суть. В этом его основание.

 

Непонимание этого, является одной из главных проблем глобального кризиса семьи и общества в наши дни. Люди привыкли жить для себя и для своих интересов, поэтому посвящение неизвестно для большинства из них.

 

«Прилепится» – это основное действие, которое должно произойти для того, чтобы семья была создана. Что оно значит?

 

 

Каждый из этих глаголов несет в себе идею полного посвящения, и нерушимой верности.

 

Давайте посмотрим на несколько примеров использования этого слова в Ветхом Завете.

 

Руфь 1:14-16  Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею.  15  Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.  16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог— моим Богом;

 

Руфь посвятила себя Ноемини настолько, что она больше не представляла своей жизни без нее.

 

Кроме того, именно этим словом описывается полная посвященность народа Израильского Богу, которая требовалась от них.

 

Втор 10:20 Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:

 

Втор 11:22 Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему,

 

Втор 13:4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;

 

Именно полная посвященность людей Господу была причиной их благословений.

 

Втор 4:4 а вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.

 

И с другой стороны, отсутствие такой посвященности неизменно приводило к бедствиям и страданиям. В этом тексте Моисей пишет, что те, кто не прилепился к Господу, погибли в пустыне.

 

Настоящая посвященность неизвестна большинству современных людей по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что она начинается с отказа от угождения себе, со свержения главного идола, которому от рождения поклоняется каждый из нас.

 

 

A.  Посвящение предполагает отречение от себя

 

Божья программа создания семьи начинается с принципа оставления.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

У каждого из нас есть своя система ценностей. Все что нас окружает, расставляется в нашем сознании в соответствии с ней. Эта система ценностей складывается под воздействием различных факторов живущих в нас и воздействовавших на нас на протяжении нашей жизни.

 

Самой главной ценностью каждого человека рождающегося в мир, является его собственное «Я». Далее, в соответствии с желаниями и предпочтениями этого «Я» выстраивается все остальное.

 

Человек движим постоянным стремлением к удовлетворению своего «Я». То, что приносит ему больше удовольствия, естественно занимает более высокое место в реальной иерархии ценностей.

 

Посвящать себя тому, к чему человек естественно предрасположен не нужно.

 

Практически это означает, что любое посвящение всегда будет связано с определенными ограничениями наших естественных желаний или тенденций.

 

Когда человек говорит: «Я буду верен своему слову», это подразумевает верность всегда, не только тогда, когда он хочет этого, но и тогда, когда это не совсем удобно. Посвящение всегда связано с отказом от своих интересов, ради объекта посвящения.

 

Иисус Христос, призывая учеников идти за Ним, ясно говорил:

 

Мф 16:24  Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

 

Полное посвящение невозможно без отвержения себя, без отказа от своих интересов.

 

Требуя абсолютного посвящения, Иисус Христос фокусируется на самой большой проблеме людей вообще. Неистребимое стремление к самоугождению является нашим самым большим врагом. Как это ни парадоксально, но, чем более мы стремимся угождать себе, тем более несчастными мы становимся. Вот почему, сразу после призыва к посвящению, Иисус объясняет:

 

Мф 16:25  ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

 

Глобальный кризис посвященности, вызванный усиливающейся ролью самоудовлетворения, ради которого живут люди. Различные формы самоудовлетворения постоянно приобретают все более легитимные формы. Люди живут для себя, добиваясь того, чтобы это было законно и признано другими.

 

Это и ведет к все более и более глубокому кризису личности, семьи и общества.

 

Сегодня очень мало людей, имеющих посвящение подобное посвящению Руфи, посвятившей себя своей свекрови Ноемини, или Ионафана, посвятившему себя дружбе с Давидом, не говоря уже о Сидрахе, Мисахе и Авденаго, посвятившими себя Богу, настолько, что они были готовы идти на смерть ради своей верности Иегове.

 

B. Посвящение предполагает жизнь интересами другого 

 

Кроме отказа от своих интересов, посвящение обязательно включает в себя преданность интересам объекта посвящения.

 

В этом его основной смысл.

 

Посвящение Руфи выражалось в том, что она отказалась от своих желаний и удобств, ради желаний и предпочтений Ноемини. Ноеминь решила идти домой, обратно в свою страну. Руфь не сказала ей, «вообще-то я была бы не против, провести с тобою жизнь, но только при условии, что ты останешься на этой земле. Я здесь выросла, я к этому месту привыкла, мне здесь удобней».

 

Руфь отказывается от своих интересов, ради желаний Ноемини.

 

Руфь 1:14-16  Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею, а Руфь осталась с нею.  15  Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею.  16 Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог— моим Богом;

 

В этом смысл посвящения.

 

Его хорошо объясняет Божье повеление о любви друг ко другу.

 

Мк 12:31  Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

 

Смысл этой заповеди в том, чтобы поставить интересы ближнего на место наших собственных интересов. Это и есть истинная любовь, к сожалению так мало известная среди людей сегодня. Человек сознательно отказывается от себя и своих интересов, ради того, что ему удобно и выгодно, ради истинного блага того, кого он любит.

 

В наши дни общество производит поколение за поколением людей, не знающих сокрушения сердца и отказа от угождения себе. Когда мы проводили семинар об опасностях киберпространства (Cyberspace), нам пришла записка, «Если вредно играть в видеоигры, смотреть телевизор и слушать музыку, что же тогда делать?».

 

Современные молодые люди воспитаны нами так, что они даже не допускают мысли о том, что можно получать радость от того, что ты живешь для других – помыть посуду, пропылесосить дом, убраться в гараже, покосить траву, помыть машину. Все это предполагает какую-то степень посвященности себя интересам других. И это, к сожалению, счастье, неизвестное для многих.

 

Это и является причиной того, что сегодня так мало счастливых семей, потому что семья это, прежде всего, посвящение себя интересам другого. Именно по этой причине свадебные церемонии всех традиций обязательно включают в себя какую-то форму выражения взаимного и безусловного посвящения жениха и невесты друг другу.

 

Итак, посвящение является краеугольным камнем, на котором строится семья. Без настоящего посвящения не может быть семьи.

 

Кризис современной семьи это, прежде всего, кризис посвящения.

 

 II.     Посвящение Богу

 

Вторым неотъемлемым элементом создания семьи является ясное понимание объектов и последовательности посвящения.

 

Говоря, «оставит человек…» Писание не говорит, что человек оставит Бога.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

Эти слова подчеркивают, что создавая семью, человек должен отодвинуть на второй план, все существующие у него ценности, кроме единственной абсолютной и наивысшей ценности – Бога.

 

Отец и мать, родители представляют собой наивысшую моральную ценность для человека, среди того, что существует на земле. Говоря об оставлении родителей, Писание подчеркивает, что посвящение друг другу в браке стоит выше не только наших прихотей, но также и всех настоящих ценностей, существующих на земле. Единственным объектом, который по своей значимости безмерно превосходит взаимоотношения в браке, является Бог.

 

Причина этого в том, что без полного посвящения Богу, человек никогда не сможет, во-первых, полностью отказаться от себя, во-вторых, у него не будет стандарта, по которому он смог бы правильно определить свое отношение к жене или мужу.

 

Поэтому Писание многократно повелевает людям прилепиться, прежде всего, к Богу.

 

Втор 10:20 Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись:

 

Втор 11:22 Ибо если вы будете соблюдать все заповеди сии, которые заповедую вам исполнять, будете любить Господа, Бога вашего, ходить всеми путями Его и прилепляться к Нему,

 

Втор 13:4 Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь;

 

Эти повеления повторяются в Библии снова и снова, много раз.

 

Они означают, что Бог требует абсолютно полного посвящения. Это связано, прежде всего, с Его природой. Бог является совершенной и абсолютной личностью.

 

Первая заповедь, данная Богом, повелевает поклоняться только Ему и запрещает поклонение чему-либо еще. Это означает, что посвященность Богу должны быть наивысшей ценностью для каждого человека. Абсолютно ничто, не может конкурировать с Богом. Бог требует от нас полного посвящения.

 

Это было подтверждено Иисусом Христом, отвечая на вопрос о наивысшей заповеди, Он подчеркивал,

 

Мк 12:29-30  Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;  30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею,— вот первая заповедь!

 

Иисус акцентирует, ВСЕМ сердцем…

 

Практически это означает, что весь наш мир должен измеряться только сквозь призму полного посвящения Богу.

 


 

 

 

 

 

 

 

«Возлюби ближнего…» это вторая заповедь.

 

Все остальные ценности второстепенны. Какими бы они не были, все они должны быть обусловлены нашим посвящением Богу.

 

В этом заключается настоящее христианство. Служение Богу, угождение Ему, безусловное послушание Его Слову должны быть первой целью, наивысшим приоритетом для каждого человека, в любой сфере и в любой ситуации жизни.

 

Только в таком случае человек сможет правильно выстроить иерархию ценностей в жизни. Только тогда человек сможет иметь правильное отношение к жизни. Только тогда человек по-настоящему может быть счастлив.

 

Практически это означает, что абсолютно все, что делает человек, измеряется вопросом,

 

 

 

Сегодня мы живем в мире, в котором люди привыкли жить для самих себя. Это распространено настолько, что когда они приходят в церковь, становятся верующими, они продолжают делать то же. Большинство христиан продолжают жить, достигая того, что им нравиться, вместо того, чтобы посвятить себя достижению того, что нравиться Богу.

 

Говоря о браке, это означает, что наша посвященность Богу должна определять, какой должна быть наша посвященность мужу или жене. Я делаю не то, что мне удобней, или, что мне нравиться, а то, что в данном случае повелевает Бог, что больше прославит Бога.

 

Очень многие жены и мужья неправильно понимают этот вопрос. Там где нужно отказаться от своих интересов, ради интереса мужа или жены, они требуют своего, оказывая давление, манипулируя, раздражаясь или обижаясь. Там же где нужно быть верным Богу, они наоборот оправдывают свои небиблейские действия послушанием мужу или заботой о жене.

 

Подобных примеров очень много. Нам часто приходится встречаться с ситуациями, когда те или иные греховные действия мужей, скрываются женами на протяжении многих лет. Вместо того чтобы быть послушными Богу, т.е. помочь мужу осознать грех и оставить его посредством предусмотренного Писанием метода, жены ограничиваются тем, что устраивают периодические скандалы дома по этому поводу.

 

Это совершенно неверно. Писание говорит, что если брат наш согрешает, его нужно с любовью обличать, а не скандалить с ним.

 

Если же ваш брат не исправляется, Писание повелевает нам привлекать к процессу исправления других. Большинство жен не делают этого, оправдываясь пословицей: «Не нужно выносить сор из дома». В результате, гнойник греха продолжает углубляться, все более поражая собой личность мужа и его способность правильно жить.

 

Другой пример, из жизни жен. Нам приходилось делать замечание некоторым женщинам по поводу их нескромной одежды, на что в ответ мы слышали – «моему мужу так нравится». Тогда, когда она должна быть послушна Писанию, ясно говорящему о том, что одежда не должна быть нескромной, т.е. открытой или сексуально вызывающей, она вдруг вспомнила о послушании мужу.

 

Это же самое происходит и со стороны мужей. Часто мужья не являются главой для своих жен, как это повелевает Бог. Это очень трудно. Это требует зрелости. Это требует мудрости. Это требует силы и убежденности. Это требует большого труда. Истинное Библейское лидерство и есть самая большая забота, которую муж может иметь о своей жене. Вместо этого, мужья часто пытаются компенсировать недостаток своего лидерства угождениями капризам жены. Это не есть посвященность, это подкуп.

 

Или другая ситуация – мужья работают на работе, в которой они не имеют возможности исполнять свои обязанности главы в семье, они просто не видят семью, большую часть своего времени, проводя вне дома. Они оправдывают это заботой о свое жене и детях.

 

Это примеры того что люди называют посвящением в браке, но того, что находится вне абсолютного посвящения Богу. Это никогда не приведет к успеху.

 

По этой причине во многих семьях все идет наперекосяк.

 

Итак,

 

Первым неотъемлемым камнем, на котором стоит семья, является посвящение, готовность отказа от себя, ради блага другого.

 

Вторым обязательным условием является полное посвящение Богу.

 

Текст, который мы изучаем сегодня говорит нам о третьем неотъемлемом условии создания семьи – полная посвященность друг другу.

 

 

  1. III.     Посвящение Богу и друг другу

 

Библия говорит, что брак это посвящение друг другу. Вступить в брак, означает полностью посвятить себя достижению наивысшего блага своей жены, или мужа, в соответствии с тем, как это благо определено Богом.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

Этими словами, Бог поднимает взаимоотношения между мужем и женой на самое высокое место среди человеческих взаимоотношений, возможных на земле.

 

Так же как и отношения человека к Богу, взаимоотношения в браке построены на полном и безусловном посвящении, находящемся в сфере посвящения Богу.

 

Эти отношения можно выразить следующей схемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полное посвящение Богу означает, что абсолютно все в жизни человека должно быть направлено на достижение воли Бога. Именно для этого был сотворен человек, без полного посвящения Богу и Его воле, человек никогда не сможет обрести смысл и счастье в жизни.

 

Далее, в свете своего посвящения Богу, муж или жена посвящает свою жизнь достижению блага жены или мужа. Также как и посвящение Богу, посвящение в браке предполагает отречение от угождения себе.

 

Только после того, как человек посвятит себя Богу, он сможет по-настоящему посвятить себя жене.

 

Говоря «прилепится к жене своей», Писание использует здесь то же самое слово, которое используется в книге Второзаконие в призывах прилепиться к Богу. Прилепившись к Богу, т.е. посвятив себя Божьим интересам, Божьей воле, человек, находясь внутри этого круга, может посвятить себя достижению истинных интересов, истинного блага своей жены/мужа.

 

Практически это означает, что, будучи посвящены благу жены или мужа, мы служим, прежде всего, Богу. Бог определяет, что действительно является истинным благом для них. Мы ищем не своего блага, и не угождения капризам друг друга, а достижения истинного блага ближнего, того, что Бог определяет как благо.

 

Новый Завет говорит об этом следующее:

 

Кол 3:17-19  И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.  18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.  19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

 

Несколькими стихами ниже Павел повторяет:

 

Кол 3:23  И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

 

Это значит, что мы посвящаем себя благу жены или мужа ради Бога, и в соответствии с Божьими принципами.

 

Практическое значение

Что это означает на практике:

 

  • Человек, вступающий в брак, не ищет своего счастья вне истинного счастья жены/мужа.

 

Безусловно, счастье и удовлетворенность каждого христианина заключаются в его знании Бога и отношениях с Ним. Каждый из нас должен научиться радоваться в Господе, иметь непоколебимый мир в сердце, независимо от того, имеете ли вы жену или мужа, и каким образом они себя ведут.

 

Писание говорит:

 

Фил 4:4-7  Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.  5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.  6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,  7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

 

В этом преимущество каждого настоящего христианина. Независимо от того, что происходит вокруг, он может иметь уверенность и спокойствие в Боге и только в Нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но именно наша любовь к Богу, и посвящение Ему побуждают нас к тому, чтобы в этой уверенности в Нем, жить, достигая блага другого, прежде всего тех, кто наиболее близок к нам. Это касается всех людей, как тех, кто в браке, так и тех, кто не вступил в брак.

 

Вступление в брак означает, посвящение себя особым, эксклюзивным взаимоотношениям с одним человеком.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

«Будут одна плоть» означает – посвятит себя своей жене до такой степени, что они будут одним целым, единым организмом.

 

Вступление в брак является очень радикальным явлением.

 

Нужно признаться, что большинство людей не понимают этого. Я должен сказать о себе, что я не понимал этого, когда я вступал в брак. Я начал открывать для себя эту истину гораздо позже в моей жизни, и продолжаю открывать и учиться ей до сих пор.

 

Многие молодые люди, когда они понимают серьезность посвящения в браке, отказываются вступать в брак. Они бояться посвящения настолько, что готовы отказаться от всех преимуществ, которые несет с собой брак.

 

Причина этого страха – непобежденное самолюбие. Именно оно лишает многих настоящего семейного счастья. По своей природе, мы склонны к тому, чтобы защищать себя. Посвящение же требует отказа от себя, ради блага другого.

 

Вступление в брак представляет собой удивительную возможность интенсивного духовного развития, практического уподобления Христу.

 

Бог через апостола Петра ясно говорит об этом.

 

1 Пет 2:21-24  Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.  22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.  23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.  24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

 

Далее, сразу после этих слов, апостол объясняет, что отношения жены и мужа строятся по примеру того, как Христос относится к нам.

 

1 Пет 3:1-2  Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,  2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

 

Далее этот же термин применяется и при описании отношений мужа.

 

1 Пет 3:7  Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

 

Мужья, также как и жены имеют особую привилегию уподобляться Иисусу Христу, полностью посвящая себя, достижению блага друг друга.

 

Это посвящение исходит не из того, как себя ведет муж или жена, оно исходит только из нашего посвящения Богу и нашего послушания Ему.

 

Ни в каком другом контексте, кроме как в настоящем браке, вы не найдете столько возможностей реально жить ради достижения блага ближнего.

 

  • Достижение истинного блага жены/мужа является его/ее главным объектом внимания, в свете его/ее посвящения Богу.

 

Эксклюзивность этих отношений заключается в том, что достижение истинного блага жены/мужа, становится главным объектом нашего внимания. Точно также как и в вопросе посвящения Богу, ничто не может быть сравнимо по своей значимости с нашим посвящением себя друг другу в браке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Точно также как мы смотрим на весь мир сквозь призму наших отношений с Богом, вступившие в брак люди должны смотреть на мир сквозь призму своих отношений с женой/мужем.

 

Священное Писание в нескольких местах неразрывно связывает посвящение благу друг друга, с посвящением Богу.

 

Еф 5:18-21  И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,  19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,  20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,  21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
«Повинуясь друг другу в страхе Божием» не означает призыва к взаимному равенству. Это означает, подчинение себя достижению блага другого.

 

Это подчинение исходит из нашего исполнения Святым Духом. Точно также как исполнение Святым Духом приводит человека к тому, что он назидает других, прославляет в своем сердце Господа, благодарен Богу всегда и за все, оно будет побуждать его к тому, чтобы жить для блага другого.

 

Первым примером такого посвящения Павел приводит посвящение в браке. Вначале он говорит о посвящении жен мужьям.

 

Еф 5:22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

 

Ephesians 5:22 Wives, submit to your own husbands, as to the Lord. ESV

 

Заметьте, что Павел не только говорит о том, что посвящение жены мужу исходит из ее посвящения Богу, но он также характеризует это посвящение, говоря, что посвящение мужу должно быть таким же полным, как и посвящение Богу.

 

То же самое он говорит о посвящении мужей женам.

 

Еф 5:25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

 

Eph 5:25 Husbands, love your wives, as Christ loved the church and gave himself up for her, ESV

 

Павел подчеркивает разные роли мужа и жены, но он ясно говорит о том, что их посвященность друг другу определяется одним стандартом – это полное посвящение, которым Христос посвятил себя благу церкви, и которым дети Божьи посвящают себя Господу и Его воле.

 

Итак, посвященность благу друг друга определяется тем, насколько мы посвящены Богу.

 

Кроме того, истинное благо жены/мужа определяется Богом, а не их капризами.

 

Жена, живущая достижением истинного блага мужа, будет всемерно способствовать тому, чтобы муж возрастал в его лидерстве, помогая ему все точнее занимать то место, которое предназначил для него Богом. Именно в этом будет его благо, когда он будет по-настоящему исполнять роль, отведенную для него Богом.

 

Муж, живущий достижением истинного блага жены, будет искать того, чтобы помогать своей жене, быть богобоязненной и доброй, скромной и красивой изнутри, кроткой и влиятельной.

 

Итак, мы рассмотрели первых три обязательных элемента Библейского подхода к созданию семьи.

 

 

 

  1. IV.     Посвящение Богу, друг другу и все остальное…

 

Этот стих указывает нам на место всего остального в системе ценностей Божьего подхода к семье.

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

Все остальное упомянуто здесь одной фразой, «отца и мать свою…»

 

Оставить отца и мать не означает, что человек, вступая в брак, порывает с ними всякую связь. Точно также как и не означает, что после свадьбы для молодоженов больше ничего не существует.

 

К сожалению, нам приходится встречаться с ситуациями, когда для людей семья становится идолом. Когда семья исключает существование всего остального.

 

В действительности Бог никогда не имел этого в виду. Точно также как наше посвящение Богу определяет, но не исключает наше посвящение жене/мужу, наше посвящение Богу и друг другу определяет, но не исключает нашего посвящения другим важным сферам жизни.

 

 

Эта схема ясно показывает, что наше отношение к различным элементам жизни, с которыми мы сталкиваемся, должно определяться, прежде всего, нашим полным посвящением Богу и исполнением Его воли. Затем в свете этого посвящения, мы посвящаем себя жене и ее истинному благу.

 

После этого, вместе с женой, мы посвящаем себя тому для чего нас создал Бог. Прежде всего, это воспитанию детей и созиданию Церкви.

 

Воспитание детей

 

Отношение человека к детям определяется, во-первых, Богом. Бог дает детей не для того, чтобы с ними играть, не для того, чтобы наряжать их как куклу, не для того, чтобы они вас развлекали, или вам служили. Бог дает детей родителям, чтобы они вырастили их для Царствия небесного.

 

Это должно определять ваше отношение к детям. Ваша любовь к ним будет в наибольшей степени проявляться в том, если вы будете исполнять отведенную вам Богом, и обозначенную в Писании роль.

 

Кроме того, отношение к детям определяется заботой о благе жены. Посвящение себя рождению и воспитанию детей должно быть совместным решением мужа и жены. Бог повелевает иметь детей, столько, сколько вы в состоянии вместе с женой родить и вырастить для славы Божьей. Иметь детей, выросших для славы Божьей, является великим благом. Но муж не может только производить детей на свет, если жена не способна с желанием и с радостью рожать их.

 

Дети могут быть великим благом для жены тогда, когда у нее есть здоровье их рожать, когда рожая детей, она видит, что у них есть стабильная семья, в которой муж играет роль главы и защитника, обеспечивающего семью духовным лидерством и необходимыми материальными благами. В этом случае, дети будут величайшим благом. Их нужно иметь как можно больше.

 

Но что если жена рожая детей, не имеет уверенности, что они будут способны вырастить их в стабильной и безопасной атмосфере семьи?

Что если муж не участвует в воспитании детей, или же воспитывает их неправильно, не так как говорит Писание. Такая жена будет бояться даже намека на то, что у них будет еще один ребенок. Что она будет с ним делать, когда она видит, что те дети, которые уже есть, растут на беду себе и тем, кто их окружает?

 

Помните, что Писание говорит, что муж, прежде всего, должен быть посвященным благу жены. Все остальное идет потом, включая детей.

 

Созидание Церкви

 

Вторым уровнем в иерархии ценностей, после посвященности Богу и жене/мужу является посвящение созиданию Церкви. В принципе, посвящение воспитанию детей тоже, в каком-то смысле, является посвящением созиданию Церкви. Мы воспитываем детей, помня о вечной ценности, которую имеют их души.

 

Созидание церкви, точно также как и воспитание детей, должно делаться исходя из посвящения Богу, и посвящения истинному благу друг друга.

Сам факт посвящения созиданию церкви является величайшим благом, которое только может быть у человека. Это удивительнейшая привилегия, которую Бог дает людям, быть соучастниками созидания самого главного проекта вселенной, невесты Иисуса Христа.

 

Поэтому мужья должны заботиться, чтобы они, вместе с женами созидали Церковь. Но это необходимо делать столько и с такой интенсивностью, чтобы вы не привели в упадок ваши личные отношения с Богом, и личные отношения друг с другом.

 

Способность человека созидать церковь всегда будет определяться, прежде всего, стабильностью и глубиной его отношений с Богом, а затем, стабильностью и прогрессом в его отношениях в браке.

 

Подобным образом можно и определить отношение ко всему остальному.

 

Если ваша работа разрушает ваши отношения с Богом, или вашу семью, это неправильная работа. Вам срочно нужно искать другую.

 

Если ваши отношения с родными, с друзьями, с сотрудниками на работе не помогают вам укрепляться в Боге, и осложняют ваши взаимоотношения в семье, вам нужно изменить эти отношения или же совсем отказаться от них.

 

Если ваш отдых, не созидает вас, не помогает вам больше уподобляться Христу и лучше жить для Христа этот отдых не должен иметь места в вашей жизни.

 

Если ваш отдых осложняет ваши отношения с женой, вы не имеете права на такой отдых.

 

Этими принципами можно регулировать отношение к любому вопросу жизни.

 

Кол 3:17  И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

 

Итак,

 

Быт 2:24  Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

 

 

Четыре неотъемлемых Библейских принципа построения семьи

 

  • Посвящение

 

  • Посвящение Богу

 

  • Посвящение Богу и друг другу

 

  • Отношение ко всему остальному, исходящие из посвящения Богу и друг другу.

 

 



[1]Harris, R. L., Harris, R. L., Archer, G. L., & Waltke, B. K. (1999, c1980). Theological Wordbook of the Old Testament (electronic ed.) (177). Chicago: Moody Press.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *