Католическая церковь отказалась подчиниться авторитету Божьего Слова, например в вопросе «Как оправдывается перед Богом человек?», на что Писание дает ясный, объективный, однозначный ответ.
А. ПОД ВЛИЯНИЕМ ДУХА СОВРЕМЕННОГО ЭКУМЕНИЗМА
Экуменизм — это идеология всехристианского единства, экуменическое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий.
Под влиянием духа современного экуменизма многие евангельские христиане обращаются с призывом к Протестантской церкви забыть о своих отличиях от католицизма и стремиться к единству с Католической церковью.
Возможно ли это?
Можно ли считать Римский католицизм всего лишь еще одной гранью тела Христова, которая должна объединиться со своим протестантским аналогом?
Является ли Римский католицизм просто еще одной христианской деноминацией?
Б. ДВА ОЧЕВИДНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.
Наряду с тем, что учению католической церкви свойственно множество заблуждений (например, ее учение о пресуществлении элементов Причастия или отношение к Марии), особого внимания заслуживают два из них, которые выступают на передний план:
1. отвержение доктрины sola Scriptura (Только Писание)
2. отвержение библейского учения об оправдании.
Проще говоря, в результате своего отказа подчинится авторитету Божьего Слова и принять евангелие оправдания, которому учит Писание, католическая церковь сама отделила себя от истинного тела Христова.
По сути, католицизм — это ложная и вводящая в заблуждение форма христианства.
Доктрина sola Scriptura (Только Писание)
Доктрина (учение) sola Scriptura означает:
«того, что утверждается не на основании Писания или достоверного откровения, можно придерживаться как одного из мнений, но оно необязательно должно приниматься на веру и к руководству в жизни».
Католицизм откровенно отвергает этот принцип, добавляя огромное множество преданий и учений церкви и провозглашая их обязательными для всех истинных верующих, причем всем, кто придерживается противоречащих им мнений, грозит вечного проклятие.
В Католической церкви в понятие «Божье Слово» включается не только Библия, но и:
- Апокрифы
Апокрифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон
- Магистериум (власть церкви преподавать и толковать божественную истину)
- Утверждения папы ex cathedra
- Неопределенное число церковных преданий, некоторые из которых преобразованы в канонические законы, а другие еще не выражены в письменной форме.
В то время как евангельские протестанты верят в Библию как в высший критерий всей истины, католики верят, что церковь определяет, что есть истина, а что нет. В результате, церковь наделяется более высоким авторитетом, чем Писание.
Символы веры и формулировки доктрин, конечно, важны. Но символы веры, решения церковных соборов, все доктрины и даже сама церковь должны быть судимы Писанием, а не наоборот. Писание должно быть точно истолковано в его контексте при сопоставлении с самим Писанием и, безусловно, не по чьим-то личным прихотям. Таким образом, само Писание служит единственным обязательным правилом веры и практики для всех христиан. Протестантские символы веры и формулировки доктрин всего лишь выражают коллективное понимание церкви правильного истолкования Писания. Ни в каком отношении символы веры и какие-либо вероучительные заявления церкви не наделяются авторитетом, равным авторитету Писания или превосходящим его. Писание всегда превосходит церковь в отношении авторитета.
Католики, с другой стороны, считают непогрешимым критерием определения истины саму церковь. Церковь не только безошибочно определяет правильное истолкование Писания, но и дополняет Писание добавочными преданиями и учениями. Такое сочетание церковного предания и церковного истолкования Писания и составляет обязательное правило веры и практики для католиков. Фактически, сама церковь ставит себя над Священным Писанием в области авторитета.
В результате того, что Католическая церковь отказалась подчиниться авторитету Божьего Слова и принять евангелие оправдания, которому учит Писание, она сама отделила себя от истинного тела Христова.
Доктрина оправдания в Католической церкви.
Согласно католическому учению, оправдание — это процесс, в котором Божья благодать изливается в сердце грешника, постепенно делая его всё более праведным.
Ответственность грешника в этом процессе заключается в том, чтобы сохранять и взращивать эту благодать через разнообразные добрые дела.
Средство, которым первоначально обретается оправдание, это не вера, а таинство крещения.
Кроме того, оправдание может быть утрачено, если верующий совершит смертный грех, как например, ненависть или прелюбодеяние.
Таким образом, дела в учении католической церкви необходимы как для начала, так и для продолжения процесса оправдания.
Подвести итог заблуждению католической церкви об оправдании можно с помощью четырех библейских аргументов.
Аргумент №1.
Во-первых, Писание говорит об оправдании как о мгновенном событии, а не постепенном процессе.
В противоположность исполненному гордости фарисею сокрушенный сердцем и кающийся мытарь, бивший себя в грудь и моливший Бога о милости, по словам Иисуса Христа, «пошел оправданным в дом свой» (Лук. 18:14). Его оправдание было мгновенным и полным, до того как он совершил какое-либо доброе дело, оно было основано исключительно на его вере и покаянии.
Иисус также сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).
Вечная жизнь — это то, чем обладают в настоящем все верующие; и согласно самому своему названию вечная жизнь не может быть утрачена. Верующий сразу же переходит из духовной смерти в вечную жизнь, потому что он был незамедлительно оправдан (см. Рим. 5:1, 9; 8:1).
Аргумент №2.
Во-вторых, оправдание означает, что грешник объявлен праведным, а не на самом деле сделан таковым (доведен до такого положения).
Этот факт идет рука об руку с той истиной, что оправдание — это мгновенное событие.
Для этого не нужно никакого процесса, оправдание — чисто юридический акт, это оглашение приговора, которое произносит Бог о грешнике. Оправдание происходит на Божьем суде, а не в душе грешника. Это объективный факт, а не субъективное переживание. В результате него изменяется положение грешника перед Богом, а не его природа.
Оправдание — это незамедлительное вынесение решения, божественный судебный вердикт «не виновен» в отношении уверовавшего грешника, посредством которого Бог провозглашает его праведным в Своих глазах,
Аргумент №3.
В-третьих, согласно учению Библии, оправдание означает, что праведность вменяется грешнику, а не изливается.
Праведность засчитывается или «записывается» на счет тех, кто верит (Рим. 4:3-25). Они становятся оправданными перед Богом не на основании своей собственной праведности (Рим. 3:10), а благодаря совершенной праведности, находящейся вне них самих, которая засчитывается им по вере (Фил. 3:9).
Откуда же к ним приходит совершенная праведность?
Это праведность Самого Бога (Рим. 10:3), и она становится праведностью того, кто верит в личность Иисуса Христа (1 Кор. 1:30). Совершенная праведность Христа записывается на личный счет верующего (Рим. 5:17, 19), точно так же как вся вина верующего за его грехи была вменена Христу (2 Кор. 5:21). Единственная заслуга, которую Бог засчитывает для спасения, это дело, совершенное Иисусом Христом; ничего из того, что человек может когда-либо сделать, не может заслужить Божьего благоволения или добавить что-либо необходимое к тому, что совершил Христос.
Аргумент №4.
В-четвертых, в заключение, Писание ясно утверждает, что человек оправдывается только верой, а не «верой и делами».
Как сказал апостол Павел:
«Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» (Рим. 11:6).
В другом месте Павел свидетельствует:
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»
(Еф. 2:8-9, курсив добавлен; см. Деян. 16:31 и Рим. 4:3-6).
Фактически, всё Писание в целом учит, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28; см. Гал. 2:16; Рим. 9:31-32; 10:3).
Добавление дел к вере в качестве основания для оправдания — это в точности то учение, которое Павел осудил как «иное благовествование»
(см. 2 Кор. 11:4; Гал. 1:6).
Оно сводит на нет Божью благодать, поскольку, если спасительная праведность может быть достигнута посредством совершения таинств, «то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21).
Таким образом, любая система оправдания, смешивающая дела с благодатью, является «иным благовествованием» (Гал. 1:6), извращенным учением, преданным анафеме (Гал. 1:9) не решением собора средневековых епископов, а самим Божьим Словом, которое не может быть нарушено.
Фактически, не будет преувеличением сказать, что учение Католической церкви об оправдании выделяет ее как совершенно иную религию, отличную от истинной христианской веры, поскольку оно противоположно учению простого евангелия благодати.
В отличие от этого, католицизм придает чрезмерную важность человеческим делам. Католическое учение отрицает, что Бог «оправдывает нечестивого» (Рим. 4:5), не делая его сначала благочестивым. Таким образом, добрые дела становятся основанием для оправдания. Как свидетельствуют тысячи бывших католиков, католическое учение и литургия затмевает жизненно важную истину о том, что верующий спасен благодатью через веру, а не своими делами (Еф. 2:8-9).
Проще говоря, католики в действительности верят в то, что они спасаются через добрые дела, исповедание своих грехов и совершение ритуалов.
В. ВЫВОД
1. Пока католическая церковь продолжает утверждать свой собственный авторитет и навязывать своей пастве «иное благовествование», обязанность всех истинных христиан заключается в том, чтобы противостоять католическому учению с помощью библейской истины и призывать всех католиков к подлинному спасению.
2. Между тем, протестанты не должны сдаваться под давлением, навязывающим им искусственное объединение с католиками (это особенно распространено в США и Канаде). Они не должны позволить, чтобы евангелие было затуманено, и они не должны заводить дружбу с ложной религией, чтобы не быть участниками в ее злых делах
Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
(2Иоан.1:9-11)