Через три года после того, как Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои тезисы, он был отлучен от церкви папой римским. Опасаясь дальнейших репрессий, он вынужден был скрываться под чужим именем. Но времени зря не терял — занялся переводом Библии на немецкий язык.
Тем временем новое христианское учение стало распространяться по всей Германии. Тезисы «виттенбергского соловья» (так называли Лютера современники) передавались из уст в уста, переписывались, их иллюстрировал друг Лютера, один из лучших художников той поры Лукас Кранах.
А Виттенберг принимал беглых монахов. После роспуска монастырей в 1521 году к Лютеру каждый день стекались беженцы. Чтобы прокормить себя, им предстояло начать новую жизнь. Мужчинам — найти работу, женщинам — вернуться к родителям или выйти замуж. Лютер брал на себя ответственность за их судьбы, помогал приспособиться к новой жизни.
В числе прочих из Торгау прибыли девять беглых монахинь. Восьмерых Лютеру удалось пристроить, а девятая, Катарина фон Бора, осталась без крова. Семья отказалась принять ее обратно, замуж выдать не удалось. И Лютер принял неординарное решение — самому жениться на несчастной девушке. Надо было обладать незаурядной смелостью, чтобы нарушить целибат — обязательное безбрачие духовенства, узаконенное папой в XI веке (в католической церкви оно сохраняется и сейчас).
Это было первое в истории вступление в брак евангелического священника. Оно послужило примером для многочисленных последователей лютеранства.
Лютеру такое решение далось нелегко. Он понимал, что рискует жизнью. «Мне не чужды желания, испытываемые мужчиной, я не каменный, — честно признавался он.
— Но я сознаю, что в любой день могу быть сожжен на костре как еретик».
В чем же состояла ересь Лютера? В том, что он осмелился прочесть Священное писание иначе, чем диктовала католическая церковь. Он принял как должное завет Бога людям жить в любви и продолжать свой род. «Богу было угодно, чтобы я сжалился над несчастной девушкой, — писал Лютер позже. — В конце концов все вышло как нельзя лучше. Я получил верную и преданную жену». А Катарина фон Бора — верного и преданного мужа, могут добавить биографы великого реформатора.
Катарина фон Бора, как и многие ее сверстницы, еще ребенком была отправлена в монастырь. Так ее родители, обедневшие дворяне, решили сразу две задачи: девочка получила образование, а в семье стало одним ртом меньше. В восемь лет Катарина дала обет жить в послушании и хранить целомудрие. Аскетическое воспитание, конечно, наложило отпечаток на всю жизнь Катарины. Многие биографы Лютера находили ее нрав излишне суровым, говорили даже, что она изводила мужа и детей непомерной строгостью. Такой ее изображали биографы Мартина Лютера, высоко чтившие его. Но мало кому приходило в голову посмотреть на все глазами его жены.
Союз Лютера и Катарины не был следствием страстной любви. Фундаментом этого брака стал долг, стержнем — взаимное доверие, а главной целью — продолжение рода, освященное Богом.
Венчание состоялось 13 июня 1525 года. Лютеру было сорок два года, Катарине — двадцать шесть. Молодожены поселились в заброшенном, обветшавшем монастыре августинцев, который стал их пристанищем на всю жизнь. Никакого имущества у новобрачных не было, если не считать серебряного бокала, который им на свадьбу подарил курфюрст.
Эту единственную ценную вещь Лютер не раз пытался подарить. «Я хотел передать тебе с посыльным на память небольшой серебряный бокал, — писал он финскому реформатору Микаэлю Агриколе, — но Кете (так Лютер называл жену) выхватила его у меня и спрятала. Подожди, скоро у нее начнутся роды, и тогда уж я постараюсь найти его».
Катарине чудом удалось спасти бокал, и со временем он стал основой (а скорее, символом) благополучия семьи. Во всяком случае, после смерти великого реформатора в описи его имущества фигурировали, в дополнение к серебряному бокалу, дом, небольшой крестьянский двор, пять коров, девять телят, одна коза с двумя козлятами, восемь свиней и две свиноматки с тремя поросятами.
Чтобы добиться относительного материального благополучия, Катарине приходилось быть не только экономной, хозяйственной и трудолюбивой, но и суровой.
Их дом называли «постоялым двором для бедных». Двери в нем были всегда открыты для любого, кто нуждался в помощи. За стол нередко садились не только бедняки, но и высокие иностранные гости. То немногое, что было в доме, Лютер готов был раздать и раздарить.
Чтобы в доме всегда была еда, Катарина вынуждена была завести хозяйство. Она не только выкармливала скотину, но и выращивала пшеницу, разводила рыбу в пруду. Один современный экономист подсчитал расходы семьи Лютера. И пришел к выводу, что в доме тратилось в три раза больше средств, чем зарабатывал глава семьи. Разницу покрывало натуральное хозяйство, которое вела Катарина.
Лютер, отдавая должное хозяйственным способностям жены, в письмах обращался к ней: «Уважаемый господин Кете».
Ровно через год после свадьбы у них родился первый ребенок. «Я счастливый человек, — писал Лютер друзьям. — Катарина, лучшая и любимейшая из жен, подарила мне сынишку, маленького Ганса Лютера». За девять лет у них родилось шестеро детей. Две дочери умерли. Особенно тяжело Лютер переживал смерть своей любимицы — тринадцатилетней Магдалены, очень одаренной девочки. А сыновья продолжили род Лютера, в Германии и Швеции и сейчас живут их потомки.
Это был настоящий протестантский брак, основанный не на любви, а на долге. Он выдержал все испытания — и нищету, и гонения, и трудности. Строгая Катарина вполне соответствовала библейскому идеалу жены. При всей суровости ей доставало доброты и душевных сил, чтобы заботиться обо всех в доме. Никогда не забывала она и о том, что в самое тяжелое время именно Лютер спас ее. Так может быть, разделенное чувство долга, глубокое доверие и благодарность — лучшая основа для брака? Более прочная, чем страсть или романтическая любовь?
При всей кажущейся прозаичности жизнь Лютера и Катарины была наполнена высоким смыслом. Их окружали друзья и единомышленники, за столом велись философские беседы, в доме часто музицировали, пели, даже танцевали. И, конечно, большую радость приносили дети.
Сохранилось несколько портретов Катарины Лютер, написанных другом семьи Лукасом Кранахом. Серьезное выражение лица, внимательный взгляд, плотно сжатые губы… Красавицей эту женщину не назовешь, но есть в ней особое достоинство. Она оставляет впечатление человека, для которого долг — не тяжелая ноша, а важная жизненная задача.
Трудно представить себе Мартина Лютера без этой преданной, хотя и суровой спутницы жизни.