Пуританскому движению шестнадцатого и семнадцатого веков была свойственна твёрдая посвящённость молитве, размышлению над Писанием, стремлению к святости через применение всех аспектов богословия в практической жизни и проповеди.
Часто пуритане записывали свои молитвы. Они делали так не для того, чтобы их молитвы превратились в элементы литургии, приписанные исполнять другим людям взамен их личного общения с Богом, но для того чтобы побуждать самих себя молиться более конкретно и в наибольшем согласии с Писанием. Они не хотели наполнять свои молитвы бессмысленными словами, которые с лёгкостью могут наводнить молитву, исходящую из ленивого и непосвящённого разума. Кто из нас не испытывал таких моментов в молитве, когда язык бормочет, в то время как разум остаётся безучастным?
Кроме того, они часто записывали свои молитвы в дневниках, но не для публикации, а с целью исследования своего духовного роста и в качестве определяющего средства действия Божьей благодати в их жизни. Пуритане занимались тщательным исследованием самих себя. Просматривая свои старые молитвы, записанные полгода или год ранее, они могли увидеть, насколько они действительно возросли в благодати, и ответил ли Бог на их просьбы.
Цель издания этих молитв на русском языке не состоит в том, чтобы снабдить нас правильными молитвами, но чтобы побудить нас уделять больше внимания своей собственной молитвенной жизни. Подобно пуританам, будем прислушиваться к тем словам, которые мы произносим, чтобы более сопоставить свои молитвы с истиной, и чтобы оценивать своё возрастание в благодати через исследование своих молитв.
Молитва служителя1
Боже благий, да будут плодом моего служения не только одобрение людей
или уважение и похвала народа;
Но Ты Сам твори благодатный труд в сердцах,
созывая избранных,
запечатлевая и назидая возрожденных
и заповедуя вечное блаженство их душам.
Сохрани меня от самомнения и себялюбия,
Обильно орошай сердца слушающих Слово,
дабы семя, посеянное в немощи,
восстало в силе;
Даруй мне вместе со слушателями
узреть Тебя ныне во свете спасительной веры
и присно — в сиянии нескончаемой славы;
Соделай каждую мою проповедь благодатным даром для моей собственной души
и помоги мне испытать всю силу смерти Твоей,
ибо Кровь Твоя есть бальзам,
общение с Тобой — вечное блаженство,
улыбка Твоя — небеса,
и крест Твой — место, где милость и истина сочетались;
Призри на сомнения и разочарования в моем служении
и сохрани меня от надежды на собственные силы;
Прости мне множество грехов, недостатков и немощей
как в жизни, так и в служении моем;
Ниспошли благословение на мои слабые и недостойные труды,
а также на весть спасения в устах моих;
Пребудь с народом Твоим,
и да будет общение с Тобою нашим вечным уделом.
Да будут слова проповеди моей искусными не человеческим лишь искусством,
рассуждения мои — отточенными не человеческим лишь умом,
выступление мое — не пустым и бессильным,
но даруй мне превознести Тебя и смирить грешников.
Господи, Боже сильный и благодатный,
яко все сердца пребывают в руках Твоих и все события находятся в Твоей власти,
положи на служение мое печать Твоего благоволения.
1Взято из The Valley of Vision: A Collection of Puritan Prayers and Devotions (The Banner of Truth Trust, 2002), 186.