Не делаете ли вы Бога монстром?

Письмо пастору:

Недавно услышал, как один уважаемый служитель сильно критиковал вашу церковь, говоря, что вы искажаете Библейское учение о Боге, представляя Его очень жестоким, выпячивая Его суверенность, и праведный гнев, при этом мало говоря о Его любви и справедливости. Говорят, что с тех пор как пришел Христос, Бога нужно видеть через Него, добрым и любящим, заботящимся о человеке и ценящим его настолько, что Он был готов отдать ради его спасения своего Единородного Сына. Объясните, пожалуйста.

Ответ пастора:

Этот вопрос затрагивает сразу несколько очень важных сфер, объединенных одной темой, правильного понимания природы Бога. По сути, понимание природы Бога и есть корень богословия. Именно оно определяет, какой будет наша вера, и, соответственно, какой будет наша жизнь. Давайте начнем по порядку. Мы люди можем иметь представление о Боге, исходя из двух видов откровения. Прежде всего мы видим Бога из окружающей нас природы. Внимательно рассматривая творение, мы можем сделать несколько важных выводов о Творце.

 

  • Творец непостижимо велик. Безграничные размеры вселенной, наполненной многочисленными галактиками, звездами и планетами, содержащими в себе непостижимый человеческим разумом объем энергии, говорят о том, что Бог чрезвычайно велик в своей силе, и в своих возможностях. Человек, в сравнении с масштабами Бога, очень слабый, и очень маленький.
  • Творец непостижимо мудр. Сложнейшее устройство вселенной говорит о том, что Бог обладает неизмеримо великим объемом информации, а также поразительными аналитическими возможностями. На протяжении всей истории человечества, люди пытаются познавать законы, на которых устроена вселенная, но, чем больше они познают, тем больше они обнаруживают того, что еще не познано. В сравнении с безграничной информацией, вложенной Творцом в творение, люди выглядят не знающими ничего.
  • Творец совершенно независим. Он является единственным абсолютом, для существования которого не нужно внешней причины. Все остальное, зависит от Него, в своем происхождении, и в своем существовании. Бог является законодателем, автором всех законов природы. Люди могут только изучать эти законы и точнее применяться к ним, но они не могут их отменить или изменить.
  • Творец удивительно благ. Люди живут на земле, в которой существуют уникальнейшие условия во вселенной. Правильная сила притяжения, точно подобранная атмосфера, нужная температура воздуха, правильный угол наклона земной оси, наличие погодных и сезонных циклов, в конце концов, красота природы, и великое множество приятных вещей в творении – Это маленькая часть всего того, что создано Богом для того, чтобы человек мог жить, испытывая благо.

 

Все эти качества Бога видны каждому разумному человеку, даже без специального откровения. Думая о Боге, человек должен осознавать Его непостижимое величие, и относиться к Нему соответствующим образом. По своей сущности, человек не идет ни в какое сравнение с Богом. Поэтому вполне естественно, что всякий раз, когда люди в какой-то степени соприкасались с создателем, они были в трепете от Него. Так было с пророком Исаией (Ис 6:1-6), так было с Петром, Иоанном и Иаковом на горе преображения (Мф 17:5-6). Бог непостижимо больше, сильнее, превосходнее и святее человека, поэтому человек не может относиться к Нему легко. Вот почему страх Божий неоднократно назван в Писании началом мудрости (Пр. 1:7).

 

Именно этот аргумент использован Богом в Его разговоре с Иовом. Когда страдающий Иов, задавал вопросы Богу, выражая свое непонимание и несогласие со своей трагичной судьбой, Бог не стал объяснять ему причины его страданий. Он просто помог великому страдальцу правильно посмотреть на реальность. Вот как Он начал свой разговор с Иовом.

 

Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. (Иов 38:1-4) 

 

Правильное понимание природы Бога является наивысшим благом для человека. Реакция Иова показывает, что центральным уроком всей истории было его более глубокое понимание Божьего абсолютного владычества.

 

И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. (Иов 42:1-2)

 

Именно это было необходимо страдальцу для его исцеления. Подобными примерами буквально наполнено Писание. Признание абсолютного Божьего владычества было главным уроком смирившегося Навуходоносора.

 

По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество— владычество вечное, и Которого царство— в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?» (Дан 4:34-35)

 

Это же было целью Божьих особых действий, совершенных через персидского царя Кира.

 

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. (Ис 45:5-7)

 

Еще одна причина необходимости особого акцентирования Божьей святости, владычества, или суверенности, в том, что с ее отвержения началось грехопадение. Восстание против Божьего абсолютного владычества является сердцевиной всякого греха. Дух противления Богу, является одним из главных качеств грешного человека (Еф 2:3, Тит 3:3). Поддавшись искушению дьявола, Адам и Ева не просто съели запрещенный плод, они взяли на себя право самостоятельно распоряжаться своей жизнью, самостоятельно решать, что правильно и что неправильно, что хорошо и что плохо. Сокрушение этой позиции является первым шагом, без которого восстановление отношений с Богом невозможно. Вот почему Писание многократно говорит о важности сокрушенного сердца. Вот одно из таких мест:

 

А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис 66:2)

 

Итак, вышеприведенные тексты Писания, а также свидетельство творения показывают, что признание Божьего владычества или суверенной власти является одним из первых элементов спасающей веры. Все остальные качества Божьей природы открываются человеку настолько, насколько его сердце сокрушается перед Богом в признании Его абсолютного величия. Написано,

 

«Бог гордым противиться, а смиренным дает благодать» (1 Пет 5:5).

 

Это же касается и понимания Божьей любви. Это естественно, чем более великим мы будем видеть Бога, и чем менее значимыми самих себя, тем более значимой мы будем видеть Его любовь. Особенно ярко это видно в оценках самого великого проявления Божьей любви к людям – искупительной жертвы Его Сына, совершенной на кресте Голгофы. Ужасные страдания Христа на кресте одновременно говорят об абсолютном уровне Божьей святости, о чрезвычайной серьезности и тяжести человеческого греха, а также о непостижимости Божьей любви. Божья любовь – единственная причина, по которой великий и святой Владыка вселенной поставил своего Сына под удар своего испепеляющего гнева, который неизбежно должен был излиться на людей. В этой, центральной точке человеческой истории, Божья любовь неразрывно связана с Его владычеством и святостью. Любое умаление Божьего владычества, неизбежно ведет к умалению значимости жертвы Иисуса Христа, и к умалению Его любви.  Этот аргумент много раз приводится апостолами в Писании.

 

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. (1Ин 4:9-10).

 

Таким образом, аргумент, что явление Иисуса Христа во плоти делает Бога менее Владычественным, чем Он был в Ветхом Завете, и что Его теперь нужно воспринимать более любящим и менее строгим, совершенно не соответствует ни свидетельству Писания, ни обычной логике. Бог безграничен в своей суверенности, в своей святости, и в своей любви одновременно. Умаление одного из этих качеств, неизбежно искажает все остальные. Все они одновременно были явлены в наивысшей степени на кресте, во время страданий Божьего Сына.

 

Кроме того, поражающая серьезность Божьего величия будет продолжаться и в вечности. В конце 90 годов первого столетия, т.е. уже во времена Церкви, Иисус Христос явился своему любимому ученику Иоанну, когда тот был на острове Патмос. Несмотря на то, что когда-то они провели очень много времени вместе, несмотря на то, что Иоанн был одним из наиболее близких к Иисусу Христу людей, при виде прославленного Сына Божьего, видавший виды старец Иоанн, пал ниц, пораженный Его величием (Отк 1:9-18). Иисус предстал перед ним как величественный Владыка, поражающий своим видом.

 

Когда по указанию Иисуса ангел показал Иоанну то, что будет происходить на небесах в конце времен, Иоанн увидел подобную картину. Божье величие в вечности настолько поразительно, что все находящиеся в Божьем присутствии представители спасенных, падают ниц поклоняясь Творцу в восхищении.

 

Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено. (Окт 4:10-11)

 

Приведенные выше аргументы ясно свидетельствуют, что Божья слава, величие, владычество и святость являются  для людей начальной точкой познания Бога. Человек никогда не поймет Божьей любви, не поняв Его святости и суверенности.

 

Кроме того, исторически известно, что акцентирование Божьей любви, при уменьшении Божьей святости и суверенности, типично для либеральных церквей. Делая Божью любовь центральным элементом Божьей личности, либеральные христиане приуменьшают ужас человеческого греха. Это неизбежно ведет к постепенному ослаблению серьезности по отношению ко греху. Вместо Евангелия, спасающего человека от греха, проповедуется псевдо Евангелие, спасающего человечество от бедности, социального неравенства и т.д. Что, в конце концов, ведет к ослаблению и исчезновению церкви вообще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *