Евангелие говорит, что наш Творец стал нашим Спасителем. Оно провозглашает, что Божий Сын стал человеком «для нас, людей, и нашего спасения» и умер на кресте, чтобы спасти нас от вечного гнева. Библия описывает спасительную смерть Христа как умилостивление, то есть как нечто, утолившее Божий гнев по отношению к нам, как нечто, удалившее наши грехи. Гнев Бога — это Его праведность, выступающая против неправедности; она проявляет себя в действиях справедливого возмездия. Но Иисус Христос защитил нас от этого ужаса. Послушный воле Отца, Он стал нашим Заместителем, приняв вместо нас плату за грех. Именно так была соблюдена справедливость, ибо грехи всех, когда-либо прощенных, были осуждены и наказаны в лице Бога-Сына, и именно на этом основании прощение даровано грешникам. Искупительная любовь и справедливое возмездие, так сказать, взялись за руки на Голгофе, где Бог явил Себя «праведным в гневе и оправдывающим верующего в Иисуса».
Понятно ли вам это?
Если да, то перед вами раскрылось сейчас самое сердце христианского Евангелия.
Нет ничего глубже такого толкования Евангелия, которое провозглашает, что коренная проблема человека — это грех, вызывающий Божий гнев; а самый главный дар Бога людям – это умилостивление, превращающее гнев в мир.
Некоторые толкования Евангелия, к сожалению, так и не достигают этого уровня глубины.
Все мы слышали, как Евангелие иногда представляют в качестве триумфального ответа Бога на человеческие проблемы — проблемы взаимоотношений человека с самим собой, с ближними и с окружающим миром. Что ж, нет никакого сомнения, что Евангелие действительно помогает в разрешении этих проблем. Но оно достигает этого, прежде всего разрешая еще более глубокую — самую глубокую из всех человеческих проблем — проблему взаимоотношений человека со своим Творцом.
И до тех пор пока мы не уясним, что решение всех остальных человеческих проблем зависит от решения этой последней, мы будем искажать Евангелие и лжесвидетельствовать о Боге — ибо половинчатая истина, представленная как истина исчерпывающая, становится настоящей ложью.
Каждый читатель Нового Завета отметит, что Библии известны все человеческие проблемы — страх, нравственная трусость, болезни тела и разума, одиночество, ощущение беззащитности, беспомощность, отчаяние, жестокость, злоупотребление властью и все прочее. Но точно так же каждый читатель Нового Завета увидит, что Библия так или иначе сводит все эти проблемы к одной фундаментальной проблеме греха перед Богом.
Говоря о грехе, Новый Завет имеет в виду прежде всего не социальные ошибки и неудачи, а бунт против Бога, отрицание Бога, отдаление от Бога и следующее за всем этим чувство вины перед Богом-Творцом. Грех это то главное зло, от которого нам нужно освободиться, и именно от него спас нас Христос Своей смертью. Все неприятности во взаимоотношениях людей друг с другом, в конечном счете, происходят из-за греха, и наше нынешнее состояние вражды с самим собой и с другими людьми невозможно изменить до тех пор, пока мы остаемся враждебными Богу.
Иногда смерть Христа изображается как:
1. примирение — подобно заключению мира после долгого периода ненависти и вражды
(Рим.5:10-11; 2Кор.5:18-20; Кол.1:20-22);
2. искупление, т.е., избавление от опасности или из плена через выкуп
(Рим.3:24; Гал.3:13; 4:5; 1Пет.1:18; Отк.5:9);
3. жертва (Еф.5:2; Евр.9-10:18)
4. самопожертвование (Гал.1:4; 2:20; 1Тим.2:6),
5. принятие на Себя грехов (Ин.1:29; 1Пет.2:24; Евр.9:28)
6. пролитие крови (Мк.14:24; Евр.9:14; Откр.1:5).
Даже беглый взгляд на упомянутые стихи покажет, что все они действительно говорят об удалении греха и восстановлении незамутненных взаимоотношений человека с Богом; и во всех эти стихах просвечивает угроза Божьего гнева и наказания, предотвращенного смертью Иисуса. Иными словами, все они, рисуя разные образы, с разных сторон описывают реальность умилостивления. Было бы нелепой ошибкой заключить — как, к несчастью, и делают некоторые ученые, — что многообразие языка обязательно предполагает наличие различных понятий.
Надо добавить еще вот что. Истина об умилостивлении дает возможность увидеть сердце многих других вещей. Оказавшись на верху городской башни, можно обозревать весь город, расстилающийся внизу, и гораздо лучше, чем с любого другого места. Точно так же, встав на вершине истины умилостивления, вы увидите в перспективе всю Библию. С этой позиции вы сможете осознать те жизненно важные вещи, которые невозможно правильно понять иным способом.
99% текста – плагиат. Укажите настоящего автора.