Автор неизвсестен.
В церквах ЕХБ еще в советское время, существовал интерес к отдельным темам и спикерам. Чаще всего, это были темы, которые не освещались с кафедры или освещались, но не так компетентно и ясно как того хотелось бы.
Многие помнят братьев из Юга России, которые посещали разные регионы СССР и делились толкованием книги Откровения. Такие полулегальные встречи пользовались огромной популярностью среди членов церквей. Записи этих встреч распространялись на магнитных лентах. Записывались и перезаписывались, слушались и конспектировались.
Шепотом говорилось о «Таллиннском движении». Никто не знал подробностей этого движения. Это были первые известные проявления харизматического движения в СССР. Можно привести и другие примеры подобного рода.
Молодежь охотилась за записями первых христианских музыкальных ВИА. Чтобы найти новую запись нормальным считалось поехать на большое расстояние, чтобы только получить желаемое. Первая христианская рок-опера «Трубный зов» несмотря на фактический запрет церковными руководителями, приобрела огромную популярность среди христианской молодежи.
Все дело было в вакууме – из-за отсутствия в большинстве церквей толковательных проповедей на книгу Откровения, возникал спрос на заезжих толкователей.
Было мало проповедей о личности Святого Духа и Его проявлений – молодежь, ищущая глубокой духовности, искала ответы на эти вопросы. И в Таллиннском движении, к сожалению, многие из них нашли для себя ответы.
Было мало музыкального и певческого разнообразия в церквах – искали и находили другие варианты.
Прошли годы, а ситуация по сути не сильно изменилась. Много в последнее время ломается копий на тему массового увлечения записями проповедей известных проповедников. В первую очередь в этом контексте вспоминается Алексей Коломийцев и некоторые другие проповедники его школы. Меньше говорится об Александре Шевченко. В Коломийцеве видят экспансию кальвинизма. Его некоторая категоричность пугает отдельных церковных лидеров. Говорят, что Коломийцев ставленник самого Джона МакАртура в Славянском мире. Сторонники теории заговора, видят в проповедях Коломийцева и его растущем влиянии угрозу Баптизму в пост Советских странах. Как всегда за всем видна рука США и даже масонов. Вообще любая теория заговора строится на том, что где-то есть враги, которые только спят и видят как бы чего разрушить. То, что есть объектом заговора, чаще всего нечто особенное уникальное и поэтому не дающее покоя его врагам.
Отступление от темы: не кажется ли всем нам Евангельским верующим, что есть только один заговор? Не тайный, а открытый в Писании. Есть вражда сатаны против церкви. Кажется, что об этом стоит думать, молиться и говорить больше, а не о других «заговорах».
Интересно, что опросив некоторое количество верующих людей, почему они слушают записи Алексея Коломийцева и Николая Скопича, могу смело сказать, что их никто не заставляет это делать. Они делают это добровольно и с большим желанием. В заговорах не участвуют и денежку от Госдепа не получают. Говорят в основном о следующих причинах:
— В своих церквах нет проповедников, проповедующих на таком высоком уровне (изложение).
— Нравится серьезное отношение к Писанию. Вся проповедь построена на Писании. Серьезность проповедника – чувствуется, что он говорит с властью и верой в то, о чем он говорит.
— Хорошая подготовленность проповедей.
Не, кажется ли, что это и есть основная причина интереса к этим проповедям – вакуум? Какая-то часть думающих людей, не получают должного духовного питания в своих церквах и поэтому тянутся и слушают других проповедников.
Возможные реакции на дистанционных проповедников
— Подражательство. Успех и рост церкви Алексея Коломийцева в некоторых случаях, приводит к тому, что появилась целая плеяда братьев, которые копируют его. Доходит до смехотворного – копируются даже жесты и интонации. Скорее всего, причины этого в некоторой «детскости». Чаще всего скрытой причиной подражательства, есть желание скопировать успех, путем применения такой же методы. Они как бы говорят: мы прыгали-кричали-танцевали-ритриты организовали- успех людям обещали и т.д. – ничего не помогло. Церковь не выросла. Теперь мы станем серьезными и глубокими как Алексей Алексеевич, и тогда у нас точно будет такой же успех как у него. Интересно, что некоторые из числа поклонников Алексея Коломийцева, были до этого такими же ревностными поклонниками других методов и взглядов. В таких случаях, стоит только подождать и увидеть где эти братья будут через 5-7 лет, сегодня же они более радикальны и категоричны, чем сам Алексей Алексеевич. Нельзя скопировать успех и водительство Божье. Кажется, что взгляды и убеждения Алексея Коломийцева, выстраданы и вымолены им. Лично знающие его люди свидетельствуют о его не звездности и скромности.
— Разработка информационных стратегий. Для большой группы церковных лидеров, популярность Алексея Коломийцева выглядит как угроза. Угрозу они видят в проникновении его проповедей в их церкви и в его дистанционном влиянии на людей в церквах, которое иногда приводит к реальным конфликтам. На угрозу можно реагировать по-разному. Можно высмеивать Алексея Коломийцева. Копаться в его биографии; запрещать людям слушать его проповеди. Писать гневные письма и резолюции в его адрес. К сожалению так и случается. Проблема же в том, что никто внутри всех существующих братств ЕХБ, не может предложить альтернативу. Если есть угроза в виде проповедей Коломийцева, то единственной верной стратегией против этой угрозы, будет адекватный ответ. Под адекватным ответом имею в виду ответ того же уровня – уровня проповедования и распространения своих идей. Уровень качественной проповеднической полемики. Есть ли в братствах ЕХБ проповедники уровня Алексея Коломийцева? Может быть, они и есть, но о них никто не знает. Нет системы донесения своих взглядов. Кто-то внутри ЕХБ скажет, у нас есть хорошие проповедники, но они не известны. Тогда в чем проблема? Если Алексей Коломийцев и «его» учение опасно для церквей ЕХБ, то не делание ответных шагов, а только бурчание и клеймение ведет к углублению ситуации. Информационная составляющая адекватного реагирования на опасность проникновения «чуждых» взглядов в церкви ЕХБ проиграна на 100%. Можно спорить о методах донесения своих убеждений Алексеем Коломийцевым и другими братьями, но эта стратегия освоена ими безукоризненно. По всей видимости, они понимают важность донесения ими своих убеждений как можно более широкому кругу читателей и слушателей. Они вкладывают в этот сектор деньги – наполнение сайтов, печать материалов и распространение компакт дисков, и скорее всего, получают некоторую прибыль от информационной деятельности. Люди добровольно отдают свои деньги, чтобы купить эти материалы. ЕХБ же не делает ничего в этом направлении, что, скорее всего можно объяснить отсутствием ярких спикеров. Методы запретов в современном информационном обществе не будут иметь должного воздействия. Всегда можно войти в интернет и скачать проповедь Алексея Коломийцева или других спикеров.
Угроза кальвинизма. Судя по информации, вывешенной на сайте церкви в которой пасторское служение несет Алексей Коломийцев, раздел вероучение, его сложно отнести к кальвинистам в чистом понимании этой богословской системы. Достаточно прочитать и убедиться. А не воспринимает его большая часть ЕХБ именно за это. Как говорится «Пастернака не читал, но осуждаю».
Выглядит так, что кальвинизм для ЕХБ, те самые ветряные мельницы, с которыми храбро сражался Дон Кихот. Пропагандистские стратегии работают именно таким образом – если внутренние дела не клеятся, срочно нужно найти внешних врагов. Логику в этом искать не нужно – важна не логика, а эмоции.
Отступление от темы: Во многих церквах ЕХБ и среди прихожан и служителей популярностью пользуются проповеди Александра Шевченко. Эти проповеди прямо таки рекомендуют для просмотра. В информации на сайте церкви Александра Шевченко в разделе вероучение написано так: Мы веруем в новое рождение от Духа Божьего, а также в крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках. Но… считаем, что для вечной жизни достаточно родиться свыше. Крещение же Духом находим необходимым для исполнения своего предназначения на земле… Это иллюстрация того, как внутрь ЕХБ проникают такие взгляды, при отсутствии всякого шума по этому поводу. Согласно Александру Шевченко – если не говоришь иными языками, то не в состоянии выполнить свое предназначение на земле.
Для ЕХБ, единственной подходящей стратегией противодействия конфликтов вокруг кальвинизма было бы:
— выработка единого отношения к системе богословских взглядов. Существующая ныне полуофициальная позиция – мы и не кальвинисты, но мы и не арминиане нестойкая по своему определению. Если не одни и не другие, то кто же? В системе этих двух систем богословия признание или непризнание одного ключевого момента, определяет то, кто ты есть. Частичное согласие или несогласие с ключевыми позициями переводит в другой лагерь. Если не те и не другие, то нужно сформулировать свою позицию. Если есть Восточно-Славянская баптистская богословская позиция то, ее нужно объяснить. В противном случае, такая двойственность выглядит, как завуалированная попытка наладить систему финансовых связей с обеими сторонами. Если МакАртур кальвинист, а кальвинизм это зло, тогда какие могут быть связи и отношения с этой стороной? Но МакАртур имеет полный доступ к ЕХБ и публично выступает и имеет возможность доносить свои взгляды с кафедры ЕХБ. Где логика (или где деньги зарыты)? Сила Алексея Коломийцева в том, что он имеет четко сформулированные убеждения, которые можно принимать или нет, в отличие от ЕХБ где нет обозначенной точки зрения по разным вопросам. Цитата с сайта церкви Алексея Коломийцева:
Мы открыты, мы искренны. Мы не утверждаем, что мы лучше всех знаем, как подходить к созиданию церкви и развитию дела Божьего. Мы тем более не хотим создать мнения, что у нас это получается лучше всех.
Вместе с тем, мы твёрдо стоим на данной позиции, по нескольким причинам:
Эта позиция отражает то, что мы, на данном этапе, исследуя Писание в искренности и смирении перед Богом, видим как наиболее точное отражение истины.
Мы не хотим сказать, что те, дети Божьи, кто имеет отличающуюся от нас философию служения хуже нас, или же, что мы умнее или святее их. Речь не идёт о сравнении людей или их способностей, речь идёт об исследовании истины Священного Писания и об определении прочного основания для жизни и служения. Для проверки верности своих выводов, мы сравниваем многочисленные позиции, и подходы к развитию церкви известные до настоящего времени. Понимая, что мы сами по себе рабы, ничего не стоящие, мы в смирении преклоняемся перед той позицией, которая, насколько мы можем видеть, в наибольшей степени отражает практическое применение истины Священного Писания в сфере церковного строительства.
Имея такую позицию, мы твёрдо стоим на ней. Мы убеждены в ней. Мы стремимся не унижать тех, кто имеет другие позиции. Мы стараемся любить всех детей Божьих. Но, вместе с тем, пока мы не увидим убедительных доказательств, мы не можем говорить, что позиции других тоже хороши. Это будет или беспринципностью, или же отрытой ложью.
— Внутриструктурная работа. Скорее всего, кальвинисты не имеют своей целью экспансию в ЕХБ. Самый большой мой враг это я сам. Теория вакуума говорит сама за себя – если внутри ЕХБ не будет глубокой внутриструктурной работы с пасторами и общинами, то вакуум заполнят те, кто найдет время для попечения, общения, финансовой помощи и т.д. И это могут быть кто угодно, не обязательно кальвинисты. И это будет результатом провальной внутренней работы, а не внешней экспансии со стороны кальвинистов или кого бы то ни было.
Вызовы для сторонников Библейского централизма. Сторонникам позиций Алексея Коломийцева важно помнить, что доктрины и богословие, учение в церкви имеет своей целью трансформировать практическую сторону жизни Христиан. При несоблюдении баланса учение-дела, это движение может потерпеть урон и значительно потерять свою влиятельность. Рост общин может быть ограничен только «перебежчиками» из других церквей, если не будет акцентировано внимание на усиления внимания на достижение Делами и Словом нуждающихся людей. Есть опасность превращения в «беловоротничковые» церкви, где нуждам общества нет места.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Категоричность суждений вызывает соответствующую реакцию. Определяя свою позицию как библейскую, подразумевается, что остальные взгляды не являются библейскими и соответственно не есть истинными. В результате возникает вопрос о возможности общения и даже признания других групп, не разделяющих тех или иных взглядов или просто не сформулировавших их. Если моя позиция библейская, а позиция других не библейская, то возникает резонный вопрос – как нам относиться друг к другу? Через Священное Писание Бог открывает Себя людям. Если взгляды людей не библейские, то они не знают Бога как должно и очевидно их статус сомнителен.
Представьте себе чувства людей искренно верящих в истины Святого Писания, не имеющих теологического образования, не имеющих доступа к ресурсам. Люди, которые просто живут и просто верят. Когда кто-то говорит им о том, что он есть носителем библейского учения, то для этих людей это звучит обвинением в том, что они не придерживаются библейских взглядов и всю жизнь не так верили и не так ходили перед Богом. Реакция эмоциональная и болезненная. Задевается самое сокровенное – хождение пред Богом. Эмоции переполняют – да кто они такие, что имеют право брать на себя ответственность называть себя библейскими верующими, автоматически переводя меня в разряд не библейских?
Это только один пример того, как использование тех или иных формулировок блокирует нормальное восприятие движения библейского центризма у отдельных людей. Для части служителей ЕХБ проблема восприятия Алексея Коломийцева связана не с вероучением или философией служения, а с методами их позиционирования.
Некоторую негативную роль играют сторонники движения «Слова Благодати» в бывшем СССР. Есть случаи, когда они рвут отношения с общинами ЕХБ, в которых пережили духовное рождение. Клеймят церкви ЕХБ и их служителей. Снисходительно и уничижительно относятся к другим верующим. Делают заявления о движении ЕХБ, через призму тех или иных поступков и заявлений руководства ЕХБ, тем самым отожествляя всех верующих ЕХБ с их отдельными лидерами.
Это относится не только к сторонникам «Слова Благодати», но и к другим братьям, дороги которых по тем или иным причинам (либерализм, кальвинизм, святость и т.д.) разошлись с ЕХБ.
Громко говоря сегодня о суверенности Бога, они забывают, что согласно их пониманию суверенитета Бога, это суверенный Бог определил открыться им в конкретной церкви ЕХБ, посредством проповеди Слова конкретного проповедника. Именно Он определил эту веху в их жизни. Отвергая этап нахождения и формирования в церквах ЕХБ, или описывая этот опыт как преимущественно негативный, они свидетельствуют о том, что они сами не следуют своим же утверждениям о Суверенности Бога.
Исповедуя, что знание и понимание Истины, это не результат логических потуг человека, а плод действия Святого Духа, они в то же время могут снисходительно или высокомерно относится к людям, которые понимают истины Писания не так как они. Тем самым нивелируется способность Святого Духа открыть эти истины любому человеку в свое время.
Гораздо лучшим подходом будет смена духа критики на молитвенное смирение о состоянии Церкви Христа — когда все молятся обо всех.
Философия служения церкви «Слово Благодати» отображает стремления многих служителей ЕХБ и в состоянии послужить большим благословением для всего Тела Христова. Любой служитель хочет видеть членов вверенного им стада — Зрелыми и радостными детьми Божьими, созидающими церковь и влияющими на мир. Кто не хочет этого? Хочется видеть всех членов церквей любящими, читающими и дорожащими Словом Божьим.
Для братств ЕХБ служение Алексея Коломийцева уже принесло благословение, потому что он обратил внимание церкви на эти вопросы. Кто будет спорить с тем, что многие верующие (ЕХБ и не только), мало читают и изучают Слово? Если его служение побудило некоторых из них изменить это положение, то можно только поблагодарить Бога за служение «Слова Благодати». Поэтому лучшей реакцией на служение «Слова Благодати», есть в том, чтобы брать у них лучшее как дар Бога для церкви. Не стоит с водой выплескивать младенца.
Очень хорошая статья на мой взгляд, которая отражает отсутствия единства между церквях. Пристали к Каломийцу, что он несёт опасный кальвинизм. Где они его там нашли не понятно. Не зрелость, завесть это не плоды Духа, а плоды младенчества, которое проявляется у многих лидеров, пастырей руководителей и так далее. У Коломийцева качественно подготовленные проповеди, глубокая экзегетика и библейская проповедь благодаря которой происходит изменение жизни многих христиан. Проповедников такого рода очень мало сейчас, по этому проще сказать, что церковь в которой несёт служение Алексей не угодная и неприемлемая, так как в других церквях та спрашиваю, почему у нас не так. Вот очень простой и очень не правильный вывод, который делается.