Вступление к теме «Созидающее общение в браке»
Мы продолжаем внимательно рассматривать, изучать семейную жизнь в свете Священного Писания.
Библия ясно говорит нам о том, что семья, как и все, что сотворил Бог, является Его очень мощным инструменом. С самого начала существования человека через всю историю, историю искупления, Бог использовал семью как Свой инструмент для достижения Своих целей.
Каждая семья, не только некоторые, должна быть ни чем другим как ареной Божьей славы. На поле семейных отношений постоянно происходят действия, за которыми смотрит весь мир, все ангелы (как небесные слуги Бога так и злые слуги дьявола), и сам Бог.
И когда семья строится на библейском основании и руководима Божьей истиной, когда Христос является центром и ценностью всех отношений, когда каждый исполняет Богом данную функцию, тогда грех побежден, дьявол поражен в очередной раз, но больше всего, прославляется Господь. Это то, для чего созданы мы. В этом смысл нашей жизни – жить для Его славы.
Очень важно помнитъ, что семья не создана для нас. Она создана Богом для Бога. Это место, где Он хочет бытъ прославлен через служение мужа жене, служение жены мужу, служение родителей детям и детей родителям согласно Божьему дизайну.
Семья это место служения. Это место настоящей жертвенной любви, это место заботы, внимания, уважения, понимания.
Текст, который говорит об этой истине, мы находим в самом начале Библии, (и который повторяется еще три раза) это Бытие 2:24.
Бытие 2:24 Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Фраза «одна плоть» относится к физической близости, но отношения в семье не начинаются там.
В тексте мы видим, что такoму физическому единству, «одной плоти», (об этом мы будем говорить в следующий раз подробнее) предшествует оставление и прилепление.
Это очень важные и сильные термины, которые отражают христианскую жизнь — когда человек оставляет свой образ жизни, свои ожидания, желания и цели и посвящает себя Христу, идти за Ним, подчиняться Ему, быть зависимым от Него. Он прилепляется к Нему и находясь в Его присутствии начинает новый образ жизни.
Стихи, где мы встречаем этот термин, Втор. 4:4 в контексте 1-7, 10:20, 11:22, 13:4, 30:20 говорят об очень близких отношениях между Богом и Израилем. Они должны были слушать Его, помнить о Нем, любитъ Его, думатъ о Нем, бояться Его, жить для Него и служить Ему.
Прилепление и полное настоящее единство невозможно без общения. Семья, в которой царит мир и понимание и благополучие это семья где есть общение. Это, пожалуй, самая важная сфера отношений. Но более того, семья никогда не сможет быть ареной Божьей славы и местом служения, если там не будет библейского общения друг с другом.
Мы с вами сегодня ответим на четыре вопроса, которые помогут нам служить друг другу в контексте семьи, а именно в сфере общения:
1) что такое общение?
2) что мешает общению?
3) что необходимо для общения?
4) как обновить потерянное общение?
1. Что значит общение?
-
- Это не просто поверхностный разговор о чем либо (клише)
- Это не просто выражение своих мыслей, идей, мнения…
- Это не утверждение своей правоты, взглядов, предположений (спор)
- Это не просто передача информации
- Это не просто обмен новостями (лекция)
Общение это служение!
В Писании мы находим более 30 разных повелений, которые сопровождаются очень важной фразой — «друг друга». Мы встречаем ее и в этой сфере. Говорить друг с другом, и говорить истину друг другу это жизненноважное служение. Это одно из служений каждого христианина.
Такое служение совершал здесь на земле Христос.
Нам это нужно напоминать, потому что наша назойливая тенденция к себялюбию, подогреваемая человеческим прагматизмом и американским индивидуализмом, делает нас неспособными и часто неряшливыми в этом служении.
Общение это служение донесения правдивой, целенаправленной и своевременной информации таким образом, чтоб она была ясно понята вашим собеседником и принесла ему или/ ей нужную пользу
Несколько характеристик этого служения
1. Правдивость (Еф 4:25, Пр 6:17-19)
2. Целенаправленность (Еф 4:29, Кол 3:17)
3. Своевременность (Пр 25:11, 25)
4. Ясность (Мтф 5:37)
5. Чистота ( Пр 16:32, 10:19)
6. Полезность (Еф 4:29)
Такое общение состоит их двух аспектов: слушать и говорить.
Не иметь такого общения, не стремиться к нему, приведет к печальным последствиям: разногласия и конфликты, скучные, поверхностные натянутые горькие отношения, а больше всего бесславие имени Бога. Если мы не обращаем внимания на то, как мы общаемся, то мы перестаем служить и Бог не прославляется.
С другой стороны, общение делает отношения сочными, теплыми, гармоничными, полноценными, решаются конфликты, развеиваются обиды, исчезают подозрения
2. Что мешает общению?
Грех — когда Адам согрешил, у него нарушилось общение с Богом… вместо того, чтоб общаться, он начал прятаться, обвинять жену и даже Бога. Грех это быть безразличным. Безразличие к Богу будет выражаться в безразличии к другим
Гордость — семейная, национальная, материальная, религиозная… К этому относится упорство…
Ложь — неправда, полуправда, лицемерие, предрассудки, предположения, догадки, преувеличение, подозрения, обвинение
Горечь — скрытое недовольство или обида, явный гнев или крик
Себялюбие — свое я, свое понимание, свои интересы и цели
Лень — оправдания, невежество, апатия, нежелание говорить
Страх — перед людьми и их мнением, вместо страха перед Богом, стеснительность (форма страха), нежелание говорить о проблемах
Занятость собой, работой — отсутствие времени
Опыт прошлого — когда родители запрещали разговаривать, когда попытки разговаривать не увенчались успехом, скучные разговоры
j. Усталость или болезнь
3. Что нужно для хорошего общения?
a. Смиренное и любящее сердце
Смиренное сердце это контролируемое Богом сердце. Это сердце, в котором живет и царствует Христос. Это сердце, в котором есть желание подчиняться самому высшему авторитету на всей земле. Постоянное отвержение себя, ежедневное умирание для себя, и осознанное желание служить другим это качества смиренного сердца. Это сердце мертвое для себя, живое для Христа.
Смиренное это свободное сердце от греха, гордости, от обиды, от зависти, от лжи, от страха и от любви к себе. Хоть в каждом из нас есть это, не все свободны от этого полностью и если свободны от чего-то, то непостоянно.
Свобода приходит через 1) осознание себя виновным перед Богом, 2) исповедание перед Богом и людьми, и 3) намеренное решительное изменение в конкретной сфере… Результат такого покаяния – это свободное сердце. Это сердце прощенное, чистое, наполненное и контролируемое Освободителем Христом.
Это сердце, которое не хочет жить для себя, но угождает Богу.
2Кор 5:9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными.
Кол 1:10 -11 Поэтому и мы с того дня, как услышали, не перестаем молиться молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога.
Только такое смиренное сердце, сокрушенное Божьей славой это сердце способно понимать других, любить ближних, прощать их, сочувствовать, и созидать через общение.
Мтф 7:5 Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза…
Чтоб избавиться, нужно признать что это есть и узнав отергнуть его, заменив новым.
Еф 4:31 перечисляет список этих бревен: раздражение, ярость, гнев, крик…
1Кор 13:4-8 говорится о таком смиренном сердце: оно долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… не перестает любить
Без смиренного сердца, свободного от греха, не может быть эффективного общения. Нужно сперва отложить всякую ложь, всякий гнев, всего себя.
Прежде чем говорить проверьте свое сердце. И это нужно сделать вам самим.
Притчи 20:27 Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца.
b. Обновляющийся ум истиной Слова
Без преображения мышления невозможно пережить какие либо перемены в семейной жизни и невозможно для семьи стать местом служения, невозможно общаться. Многие христианине то и делают, что молятся Богу, чтоб Он их изменил, но когда Он говорит им что и как менять, они продолжают молиться.
Пр 15:28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
Фил 4:8 Наконец, брать мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте
Кол 4:6 Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому… (Благодать и соль относится к истине Слова, которая и есть полезной и предохраняющей от порчи)
Еф 4:32 Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог простил вас во Христе.
c. Сфокусированные глаза
Мы очень много и всегда что-то коммуницируем глазами. Мы и слушаем и говорим глазами:
— Когда мы закрываем свои глаза (усталость, безразличие)
— Когда мы закатываем глаза (нетерпение, непринятие)
— Когда мы опускаем глаза (вину, стыд)
— Когда мы поднимаем глаза (надежду, надменность)
— Когда мы бегаем глазами (страх, растерянность, неловкость)
— Когда мы уводим или уклоняем глаза (обида, горечь)
— Когда мы смотрим в одну точку глазами (холодность, задумчивость, безучастие)
— Когда же мы смотрим в глаза (внимание, уважение… Христос смотрел на людей, Закхея)
Учитесь смотреть в глаза когда вы говорите.
Помните, что ваши глаза говорят иногда больше чем слова.
d. Сосредоточенные / внимательные уши
Бог дал нам ушей в два раза больше чем языка, чтоб мы больше слушали. Неоднократно Библия призывает нас к тому, чтобы мы слушали и учились слушать, потому что общение невозможно без слушания.
Это намеренно внимательные уши. Иногда слушать очень не легко
Это до конца слушающие уши. Иногда хочется отвечать, не выслушав
Это ясно понимающие уши. Иногда мы даже не хотим понять.
Это искренне заинтересованные уши. Иногда, даже слушая, заняты собой
Наблюдайте как вы слушаете. Учитесь слушать.
Притчи 18:13 Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему
Как быть хорошим слушателем?
i. Помните что слушать это очень важное служение — оно требует жертвовать собой, своей занятостью, интересами
ii. Молитесь, чтоб Бог использовал вас в беседе с другими
iii. Помните, что вы не Бог и вам не дано читать и знать мысли других
iv. Не притворяйтесь слушающим
v. Проявите внимание к говорящему с целью понять его слова
vi. Не позволяйте своим мыслям «гулять» во время разговора
vii. Будьте открыты к тому, чтобы слышать мнение других
viii. Не переставайте слушать тогда, когда вам не нравиться то, что говорит ваш собеседник
ix. Контролируйте свои эмоции даже если ваш собеседник не прав. Будьте медленны на гнев. Пр 20:3 …всякий глупец задорен
x. Не осуждайте вашего собеседника, пока он говорит
xi. Никогда не делайте поспешных выводов. Помните, что ваш собеседник лучше чем вы знает, что он имеет в виду
xii. Не предсказывайте о чем будет говорить ваш собеседник
xiii. Не используйте время слушания для того, чтоб подготовить ответный удар
xiv. Будьте готовы к обличению, критике, исправлению без сиюминутного желания защитить себя
xv. Не спешите сразу (не разобравшись) давать советы
xvi. Постарайтесь пересказать или суммировать что вы услышали
xvii. Будьте терпеливы к собеседнику и не перебивайте его.
xviii. Переспросите, если вы не до конца поняли сказанное. Задавайте уточняющие и суммирующие вопросы
xix. Будьте готовы к тому, чтоб исправить свое мнение, если оно неверно
xx. Учитесь быть хорошим слушателем у Бога – Он знает наши мысли до того, как мы говорим их вслух и все же слушает нас
xxi. Оценивайте то, что вы слышите соответственно критерия Писания. Притчи 14:15 Глупый верит всякому слову…
e. Светлое лицо / вся внешность
Общение происходит не только на уровне слов. Мы коммуницируем своим лицом, т.е. своим присутствием, выражением лица, жестами.
Притчи 15:30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости
Притчи 22:11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг.
Притчи 15:13 Веселое сердце делает лицо веселым
Мы выражаем своим лицом счастье или горе, радушие или недововольство, надежду или беспомощность, твердость или раздражение, любовь или гнев, спокойствие или переживание, смирение или надмение, радость или печаль, интерес или безразличие…
Мы коммуницируем в первую очередь делами и поступками, одеждой, положением тела, интонацией, походкой, жестами…
- Поведение Адама и Евы в раю после грехопадения, Быт 3
- Лицо Каина перед убийством Авеля, Быт 4
- Молитва Анны в храме, 1Царств 1:12-18
- Любовь Иакова к Иосифу в разноцветных одеждах, Быт 37:4
- Вера четырех людей, несущих расслабленного, Марка 2:3-5
- Милость доброго самарянина, Луки 10:30-37
- Радость пастыря, нашедшего заблудшую овцу, Лук 15:3-10
- Любовь Божья через голгофский крест, Рим 5:4-10
Что коммуницирует ваше лицо?
Что коммуницирует ваше присутствие?
Что вы коммуницируете своей одеждой?
В книге “Silent Message” (1970) автор приводит интересную статистику о разных аспектах коммуникации:
v Больше всего в общении играет роль nonverbal – 55%
v Тон голоса важен в общении на 38 %
v Сами слова имеют эффект всего лишь 7%
Смиренное сердце, где царствует Христос
Обновленный ум истиной Слова
Сфокусированные глаза
Внимательные уши
Светлое лицо
a. Созидающий мудрый язык
i. истинный (Еф 4:25, Пр 6:17-19)
ii. чистый (Еф 4:29-32, Пр 16:32, 10:19)
iii. целенаправленный (Еф 4:29, Кол 3:17)
iv. ясный (Мтф 5:37)
v. своевременный Пр 25:11, 25
Притчи 16:24 Приятная речь, что сотовый мед, сладка для души и целебна для костей
Это язык Христа. Ис 50:4-5 говорит о том как говорит Христос
Прежде чем говорить, задайте себе вопросы: подходящее ли это время для разговора? Какая у меня цель? Что мотивирует меня говорить об этом? Хочу ли я высшего блага для моего супруга? Будет ли это служить к назиданию моего супруга? Умножится ли слава Богу в результате этого разговора?
Чтобы говорить, созидая:
Обобщить это вопросы можно следующим образом:
- Мои цели? Еф 4:29, Пр 18:13, 15, 19; 20:3; 1Тим 1:5
- Мои бревна? Мат 7:1-5, Пр 20:9, 27;
- Мои факты? Пр 18:13, 11:13; 15:14; 18:2, 17; 1 Cor 1:11 Павел называет источник своей информации!
- Моя молитва? Матф 5:44, Пр 3:5-6, Кол 4:2-6, Пс 18:14
- Моя любовь? Могу ли я простить без разбора дела? 1Пет 4:8, Пр 19:11, Еф 4:15, 32, 1Кор 16:14, Тит 3:1-2
- Мои слова? Пр 12:25, 15:1, 28; Еф 4:28, Еккл 12:10-11
- Мое время? Пр 15:1-2, Прит. 15:23б, 28, 25:12
После вашего разговора сделайте честную оценку: Что производит ваш язык? Какое влияние оказывают ваши слова на вашего супруга? Строили ли вы? Созидали, когда говорили? Отражался ли в ваших словах Христос? Можете вы сказать, что ваше общение было истинным, целенаправленным, ясным, своевременным?
4. Как обновить потерянное общение?
Ефесянам 4:20–5:2
- Подчинитесь Христу, 4:20–24
- Говорите истину в любви, 4:25
- Контролируйте свои эмоции, 4:26а
- Решайте проблему, 4:26б
- Что случилось? т.е. причины, обстоятельства, ожидания, цели
- Как я прореагировал? Что я сделал, сказал, что не сделал, и что не сказал? Чего я искал, что было моей целью?
- Что я должен был сделать? Что об этом говорит Бог? Что Он ожидает от меня?
- Что я буду делать, чтоб угождать Богу? Понимая свою слабую сторону, свои тенденции, свои мысли, чем я заменю их?
- Избегайте несозидающих элементов, 29
- Признавайте свой «вклад» в проблему, 31
- вместо того, чтоб доказывать свою правоту, признайте свою часть в ситуации
- вместо того, чтоб фокусироваться на грехах другой стороны, посмотрите что вы сделали
- вместо того, чтоб оправдываться и обвинять, признайтесь
- Прощайте как Христос, 4:32
- обещание — не вспоминать, не использовать против, не говорить другим, и не раздувать это в своем сердце
- обновление — примирение, новые отношения
- Посвятите себя созиданию, 5:1–2
i. сделать решение, подчинившись Христу, быть другом жене
ii. обьединиться с супругом в одну команду против греха
iii. продумать план, шаги — на пр. искать совета, помощи
Бог дал нам язык и способность говорить, чтоб мы могли служить друг другу. Общение является неотделимой частью нашей всей жизни и в то же самое время мы должны учиться говорить так чтобы служить. Семья только тогда может стать местом служения и ареной Божьей славы, когда наши слова будут отображать Христа. Это великое служение.
Служите ли вы?
Является ли ваш язык орудием Божьим?
Можете вы сказать, что Бог прославляется вашим общением?
Как вы слушаете?
Как вы отвечаете?
Что мешает вам сегодня в общении?
Что вы избираете вместо общения?
Как вы слушаете и как вы отвечаете своему супругу?
Служите ли вы слушая?