Пастор-атеист

Заметка в новостях из Нидерландов сообщает о некой разновидности богословского безумия, которое распространяется далеко за пределами самой Голландии. На сайте Ecumenical News International1 сообщается, что церковные власти в Нидерландах приняли решение не предпринимать никаких действий против голландского пастора, который открыто объявил себя атеистом.

Пастор Клаас Хендриксе служит в церкви, относящейся к Протестантской Церкви в Нидерландах. В 2007 году была опубликована его книга с подзаголовком «манифест пастора-атеиста». В этой книге Хендриксе приводит доводы, отвергающие существование Бога, но настаивает, что он верит в Бога как в некую идею.

Как сообщает Ecumenical News International:

В своей книге Хендриксе говорит, что его убеждение в том, что Бог не существует, с течением времени только окрепло.

«Несуществование Бога для меня — это не препятствие, а предварительное условие веры в Него. Я верующий атеист», — говорит Хендриксе в своей книге. «Бог для меня не существо, но термин для обозначения того, что может произойти между людьми. К примеру, один говорит другому: “Я никогда не предам тебя”, — и затем выполняет свое обещание. Такое событие можно с уверенностью назвать Богом».

Хотя такого рода богословский язык и может кого-то шокировать, по большому счету это не редкость. Годами многие богословы всё более удалялись от реалистических представлений о богословии к различным формам нереалистических представлений. Используя традиционные названия, богословов анти-реалистов можно считать атеистами, поскольку они не верят в то, что Бог действительно или обязательно существует. Тем не менее, они считают «Бога» полезной идеей.

Джанет Мартин Соскайс называет богословскими реалистами «тех, кто, хотя и понимает неспособность любой богословской формулировки выразить божественную реальность, всё же соглашаются с существованием таких божественных реальностей, которые богословы, хотя и неуклюже, пытаются постичь».

Это определение весьма полезно, ведь оно напоминает нам, что, с другой стороны, есть некоторые богословы, которые считают, что никакой божественной реальности не существует. Очевидно, есть и такие пасторы, которые верят, что Бога нет, но есть некая идея Бога, которой мы можем пользоваться.

Большинство христиан будет шокировано и возмущено, узнав о том, что пастор может быть атеистом, намереваясь при этом оставаться пастором. Но в доктринально неосведомленном мире множества деноминаций служение атеиста в качестве пастора не только вполне возможно, но и реально. В каком-то смысле Клаас Хендриксе просто более открыт к обсуждению своего атеизма, чем многие другие. Действительно, многие либеральные протестанты верят, что Бог в конечном итоге — это некая интеллектуальная идея, которая может прибавить смысла к жизни, а не живое независимо существующее Божество, управляющее всем.

В случае Клааса Хендриксе его церковь принадлежит сразу двум деноминационным группам. И ни одна из них не пожелала применить к пастору Хендриксе какого-либо церковного взыскания или дисциплинарных мер.

Объявив о своем решении не наказывать Хендриксе, церковь сообщила в письме поместной общине, что дисциплинарный процесс свелся бы «к затяжной дискуссии по поводу смысла слов, которая в итоге не привнесет ясности».

Таков мир либерального протестантства. Служение проповедника, который даже не верит в Бога, считают лучше «затяжной дискуссии по поводу смысла слов, которая в итоге не привнесет ясности». Разумеется, в недостатке ясности виновата сама церковь. Дело не том, что нет ясности в проблемах. Деноминация, в которой от пасторов не требуется верить в существование Бога, опустилась на самое дно богословского безумия. Согласно этой заметке новостей, Протестантская Церковь в Нидерландах заявляет, что её собственные правила не позволяют деноминации предпринимать каких-либо мер против пастора, находящегося на служении.

Богословское самоуничтожение церкви никогда не начинается с пастора, который даже не верит в существование Бога. Оно начинается с отказа от одной доктрины здесь, от другой — там. Вскоре нежелание деноминации призывать свои церкви и служителей к ответу приводит к дальнейшим богословским уступкам. Трусость церковных бюрократов открывает двери всяким разным богословским заблуждениям. И потом вы узнаёте, что с кафедры проповедует атеист.

Церковь, которая боится «затяжной дискуссии по поводу смысла слов, которая в итоге не привнесет ясности», сама виновна в этом недостатке ясности. На церкви лежит ответственность вносить ясность и стоять за веру, а иначе это совсем не церковь.

Голландия прославилась на весь мир своим либеральным отношением к эвтаназии, узаконенному самоубийству. Теперь мы видим что-то новое — самоубийство церкви.

Альберт Молер-мл.

(Д-р Р. Альберт Молер-мл. — президент Южной баптистской богословской семинарии [США], главного учебного заведения Южной баптистской конвенции, к тому же представляющего собой одну из крупнейших семинарий в мире. Вдобавок к этим обязанностям, д-р Молер много пишет и выступает на богословских конференциях.)

Оригинал этой статьи (на англ. языке под названием “Does Your Pastor Believe in God?”) был опубликован 31 марта 2009 г. на сайте www.albertmohler.org.

1 На английском языке: http://www.eni.ch/featured/article.php?id=2861. (Заметка на ту же тему на русском языке: http://www.bogoslov.ru/text/395550. — Примеч. пер.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *