Пастор за кафедрой. Стив Лоусон

Однажды Мартина Лютера, громоподобного немецкого реформатора шестнадцатого века, попросили рассказать, как произошла Реформация. Как он может объяснить, что это религиозное движение повернуло всю историю? Как он может объяснить, что Римская империя была поставлена на колени? Ответ Лютера звучит обличением: «Я просто учил Божьему Слову, проповедовал его и писал о нем; ничего другого я не делал… Все сделало Слово».


Лютер прав. Сам он не сделал ничего такого, что осталось бы надолго. Скорее, события Реформации разгорелись именно из-за Слова переведенного, Слова разъясненного, Слова проповеданного – то есть, из-заsola Scriptura. В этом мире нет такой духовной силы, которая могла бы соперничать со сверхъестественной мощью исполненного Духом человека, верно преподающего Божье Слово. Ничто не может сравниться с библейской проповедью по силе воздействия на людей, на церковь, на мир. Как следствие, невозможно переоценить исключительное значение экспозиционной проповеди. Как идут дела на кафедре, так и в церкви. И поскольку библейская проповедь имеет такое большое значение, давайте рассмотрим некоторые особенности кафедры.

Приоритет кафедры

Для каждого пастора высший приоритет – это кафедра. Все остальные аспекты пасторского служения являются вспомогательными по отношению к основному, а именно, к проповеди Слова. Павел писал Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). То есть, Тимофей прежде всего должен уделять большое внимание проповеди, пока туда не прибудет Павел. Другими словами, если Тимофей и должен что-то делать, он должен посвятить себя проповеди, поскольку это вопрос чрезвычайной важности. Во главу угла мы должны ставить кафедру.

Первостепенное значение проповеди можно ясно увидеть в общественном служении Иисуса Христа. Только что выйдя на служение, «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14б-15). С тех пор все дни Его жизни на земле были посвящены проповеди. Когда Иисус посылал Своих учеников, он поручил им проповедовать прощение грехов (Лук. 24:47). В день Пятидесятницы Петр встал, чтобы проповедовать – не играть в постановке, не вежливо говорить банальности, но чтобы проповедовать Слово. Сама история ранней церкви – это рассказ о проповеди (Деян. 4:2; 5:28, 42; 6:3, 5, 10; 8:35; 11:20; 17:18). Последние слова, с которыми Павел обратился к Тимофею — это призыв: «Проповедуй слово» (2 Тим. 4:2). Это приоритет кафедры.

Порядок кафедры

Если библейская проповедь безмерно важна, то как мы должны проповедовать? Каков должен быть порядок в проповеди? Каковы необходимые составные части настоящей проповеди Писания? Нам не придется теряться в догадках по этому поводу. Богу не все равно, как возвещается Его Слово.

В 1 Тимофею 4:13, Павел говорит о трех аспектах экспозиционной проповеди: «…Занимайся чтением, наставлением, учением». Здесь Павел говорит Тимофею, а с ним и всем проповедникам, о трех неотъемлемых частях проповеди, которая соответствует Божьим требованиям. Эти три составные части – чтение, наставление и учение – крепкие столпы, на которые опирается всякая библейская проповедь. Устраните любой из этих трех – и результатом будет не библейская проповедь.

Во-первых, читай Слово. То есть, проповедник должен читать людям само Слово. Читая текст в начале проповеди и на всем ее протяжении, проповедник ставит себя в подчиненное положение по отношению к Писанию. Эти слова – слова самого Бога. Более того, чтение текста указывает на то, что его весть вытекает именно из этого отрывка. Без этого текста ему бы нечего было сказать. Также он должен читать соответствующие параллельные места, подтверждающие и объясняющие этот текст. Его проповедь должна быть настолько пропитана Писанием, чтобы о нем можно было сказать то же самое, что Чарльз Сперджен сказал о Джоне Буньяне, что он – «ходячая Библия.»1

Во-вторых, объясняй Слово. После чтения текста проповедник должен дать его верное толкование. Джон Мак-Артур заметил: «Смысл текста – это и есть текст». При этом нужно принимать во внимание язык оригинала, исторический контекст, авторский замысел, культурный фон, географию, грамматику, синтаксис, литературный стиль, образные выражения, систематическое богословие, библейское богословие, прогрессирующее откровение и многое другое. С учетом всего этого проповедник должен ясно показать церкви заложенный Богом смысл текста.

В-третьих, применяй Слово. Объяснив текст, проповедник должен применить его к жизни слушателей. Это и есть «увещание», когда проповедник «сопровождает» свою общину, показывает актуальность текста. Как нужно жить по этим истинам? Что от нас требуется? Объяснив текст и показав, насколько он важен, проповедник должен настойчиво призвать слушателей принять в своем сердце решение. Сюда относятся различные формы мотивации, убеждения, воодушевления, утешения, обличения, исправления, и так далее. Экспозиционная проповедь должна быть такой, чтобы под ее влиянием изменялась жизнь.

Подвиг кафедры

Более того, Павел пишет Тимофею: «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (4:15). Другими словами, библейская проповедь требует многих усилий, усердия. Человек должен быть увлечен, даже поглощен этим. Высокое дело проповеди требует всестороннего участия – умственного, физического, эмоционального и духовного. Изнурительный труд и всецелая поглощенность служением проповеди должны быть нормой, а не исключением.

Об этих тяжелых требованиях писал известный пресвитерианский проповедник Брюс Тилеманн: «Кафедра влечет своих служителей как море влечет моряков; и как море, она бушует и бьет, не успокаивается… Проповедовать, по-настоящему проповедовать – значит понемножку умирать беззащитным, и каждый раз понимать, что то же самое нужно будет сделать еще раз.»2

Пламя кафедры

Кроме того, каждый проповедник, желающий иметь Божье благословение в служении, должен регулярно и досконально проверять и свою личную жизнь, и свое учение. Соответственно, Павел наставляет Тимофея: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (4:16). Библейская проповедь должна проистекать из святой жизни, отражающей содержание проповеди. Проповедник должен гореть для Божьей славы, ревновать по Божьей истине, пылать ради человеческих душ.

Возвращение к проповеди
— настоящей проповеди,
библейской проповеди,
экспозиционной проповеди —
величайшая нужда
в этот решающий час.

Одним словом, проповедовать надо со страстью. «Нет ничего непристойнее, — говорил Ричард Бакстер, — чем мертвый проповедник, говорящий мертвым грешникам живую истину живого Бога». «Бесстрастная проповедь – это ложь, — утверждает Р. С. Спроул, — потому что она отрицает то, что пытается утверждать.»3 Но когда истина горячо возвещается человеком, полностью погруженным в Божье Слово, то Бог дает удивительные благословения в служении, дарует спасение тем, кто внимает такой проповеди.

Один отчаявшийся проповедник как-то спросил у Сперджена, что делать, чтобы собрать такую толпу слушателей, какие были у прославленного проповедника. «Просто надо облить себя бензином, чиркнуть спичкой и поджечь себя, — ответил Сперджен. – Тогда люди придут посмотреть, как вы горите». Урок очевиден. Чтобы привлечь людей к Христу, проповедник должен пламенеть святой ревностью по Богу и быть поглощен заботой о спасении душ.

Острая нужда

Д-р Д. Мартин Ллойд-Джонс, знаменитый проповедник Вестминстерской Капеллы в Лондоне, однажды заметил: «Самая острая нужда современной христианской церкви – настоящая проповедь; и поскольку это величайшая и самая острая нужда Церкви, то это величайшая нужда всего мира.»4 Если доктор поставил верный диагноз, в чем автор данной статьи уверен, тогда возвращение к проповеди – настоящей проповеди, библейской проповеди, экспозиционной проповеди – величайшая нужда в этот решающий час. Чтобы в церкви начались преобразования, сначала нужны преобразования на кафедре.

Да воздвигнет Господь таких глашатаев божественной истины, которые будут проповедовать со все большей и большей уверенностью в силе Его Слова. Да дарует снова Христос Своей Церкви армию проповедников Библии, которые будут возвещать Писание смело, в силе Духа Святого. Брат мой, да будешь и ты одним из них.

Soli Deo Gloria.

Charles Spurgeon, Autobiography (Edinburgh: Banner of Truth, 1973), 2:159.

2 Цит. по Ben Patterson, «Heart and Soul,» Leadership Journal, Winter 2000, 122.

3 R.C. Sproul, The Preacher and Preaching, ed. Samuel T. Logan Jr. (Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1986), 113.

4 Martyn Lloyd-Jones, Preaching and Preachers (Grand Rapids: Zondervan, 1971), 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *