Место и роль помолвки в создании семьи.
Рассмотрим, что говорится в Писании о таком важном вопросе, как помолвка. Большинство современных христиан не имеют понятия о том, что означала помолвка в библейские времена. Библейские тексты не должны трактоваться в свете современных взглядов.
Для нас помолвка — своего рода испытательный срок. Многие смотрят на помолвку как на своеобразное заявление о том, что вы выбрали спутника жизни (хотя все в данном случае понимают, что этот выбор может и не быть окончательным). Получается, что помолвка ни к чему не обязывает. Согласно же библейскому учению, помолвка связывала двух людей неразрывными узами и взаимными обязательствами. По сути, это — начало брачных отношений. При помолвке заключался брачный завет, и она могла быть расторгнута только по причине смерти или развода (Второзаконие 22:23; Матфея 1:16-24).
Если обрученная без принуждения вступала в незаконные половые отношения, то ее наказывали смертью, как и в случае прелюбодеяния после заключения брака (ср. Второзаконие 22:23). Обратите внимание: девица считалась «женой» мужчины, с которым была обручена. Действительно, вопреки мнению некоторых, есть библейские основания запрещать в период помолвки половые отношения и расценивать их как прелюбодеяние.
В отличие от помолвленной, не обрученная женщина, вступившая в незаконные половые отношения, подвергалась меньшему наказанию (Второзаконие 22:28-29)*. Таким образом, необходимо сознавать, что самому наказанию, что и состоящие в браке (ср. Второзаконие 22:22). Между ними не проводилось никаких различий.
Согласно Второзаконию 22:23, обрученные считались мужем и женой. Эта же идея содержится и в других библейских текстах, освещающих данный вопрос, И мы видим, какое важное значение придавали помолвке в те времена и насколько серьезно к ней относились (ср. 2 Царств 3:14; Матфея 1:19). В Евангелии от Матфея 1:19 Иосиф назван «мужем» Марии, хотя четко сказано, что между ними еще не было половой близости (Матфея 1:25).
Здесь могут быть полезными некоторые дополнительные пояснения, касающиеся первой главы Евангелия от Матфея. Матфей пишет, что Иосиф решил тайно развестись с Марией (ст. 19). Вероятно, к тому времени развод заменил побивание камнями. Возможно, римские законы не позволяли побивать камнями за внебрачные половые связи. Некоторые же полагают, что к такому наказанию прибегали крайне редко, если прибегали вообще (вероятно, именно побивание камнями подразумевал Иисус, говоря о том, что по жестокосердию людей Моисей позволил давать разводные письма). Мы не располагаем сведениями, которые позволяли бы нам точно сказать, чем могла быть вызвана упомянутая перемена. Но поскольку в стихе 19 Иосиф назван «праведным», — что свидетельствует о явном одобрении его решения, — становится очевидным, что Бог не осуждал (во всяком случае, в те дни) развод как замену побивания камнями, как и не осуждал развод, причиной которого стала незаконная половая связь. На этом примечательном факте основаны выводы, относящиеся к нашим дальнейшим рассуждениям.
А пока обратите внимание на то, что брак начинался с помолвки, а не с половой близости (Матфея 1:25), и для расторжения его требовался развод.
Все вышеперечисленные факты ясно свидетельствуют о том, что супружество, по сути, является договоренностью (в Малахии 2:14 супруга названа «женой завета»), а не половой связью. Брак — это официальный договор (договор по завету) между двумя людьми о том, что они будут любить друг друга всю жизнь. Вступающие в брак обязуются хранить друг друга от одиночества, пока смерть не разлучит их. Эта истина в современной церемонии бракосочетания должна звучать намного отчетливее.
В Библии нет подробных описаний брачной церемонии или помолвки. Некоторое представление о том, как происходила помолвка (или ритуал, который, возможно, предшествовал этому обряду), можно получить из книги Руфь и книги пророка Иезекииля. Над женщиной, которая обручалась мужу, простирали одежды (ср. Руфь 3:9-10). В книге пророка Иезекииля 16:8 читаем:
«И проходил Я мимо тебя и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрылия риз Моих на тебя и покрыл наготу твою, и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моей».
Бог обручается с Израилем и простирает над ним края одежд Своих, то есть берет под свое покровительство. Клятва верности, данная Израилю, относилась В книге пророка Осип 2:19-20 Бог говорит, что обручится с Израилем «навек» и «в верности». В этом тексте Писания сказано, что обручение совершается навек. Слова Бога «И ты познаешь Господа» — это слова завета.
Больше в Библии нигде не говорится о церемонии заключения брака. Нечто похожее на свадебный обряд описано в апокрифической книге Товит. Однако вряд ли описанный ритуал считался общепринятым, поскольку в тексте, по всей видимости, представлен сокращенный его вариант. Вероятно, здесь мы имеем дело с исключением. Для большинства девушек период помолвки длился от девяти до двенадцати месяцев. Для вдов — не менее трех месяцев*. Но поскольку девушка, которую Товия (сын Товита) намеревался взять в жены… Мы читаем:
«И призвал Сарру, дочь свою, и, взяв руку ее, отдал ее Товии в жену, и сказал: вот, по закону Моисееву, возьми ее и веди к отцу твоему. И благословил их. И призвал Едну, жену свою, и, взяв свиток, написал договор и запечатал. И начали есть» (Товит 7:12-14).
«И они ели и веселились четырнадцать дней!» (8:19)
Обратите внимание на составляющие этой брачной церемонии:
1. Отец «отдает» свою дочь, взяв ее за руку и вложив ее руку в руку зятя.
2. Отец произносит слова: «Вот, возьми ее…»
3. Отец благословляет их.
4. Родители составляют официальный брачный договор.
5. Родители скрепляют его своими печатями.
6. Родители устраивают свадебный пир.
7. Затем родители «вводят к ней Товию» (8:1).
Скорее всего, все брачные обряды совершались подобным образом. Мы видим, что на церемонии бракосочетания составляли официальный письменный договор. Кроме того, совершались определенные ритуальные действия. Хотя сам обряд был весьма простым, официальный договор имел огромную важность.
Как мы уже подчеркивали, брак — заветное соглашение. Прежде чем завершить эту главу, мне бы хотелось сделать еще несколько слов по данной теме. Я именую брак Заветом общения, поскольку этому есть библейские основания.
Обратившись вновь к Притчам 2:17, Малахии 2:14 и Иезекииля 16:8-9, мы можем заметить, что «оставить друга юности своей» — это все равно, что «завет Бога своего забыть» (Притчи 2:17). Последний стих построен по принципу синонимического параллелизма, который в древнееврейской поэзии используется для того, чтобы показать смысловое единство двух понятий, оттеняя разные их грани. Оставить друга своего значит забыть брачный завет.
В книге Малахии 2:14 выражена та же мысль. Бог осуждает мужа, нарушающего верность супруге. Суп руга названа «женой завета». В обоих отрывках из Писания говорится о важности общения, и в них же подчеркивается мысль о том, что брак — это завет. Значит, брак — это Завет общения.
Заключая завет, мужчина и женщина обязуются не только давать жизнь детям и воспитывать их, удовлетворять сексуальные потребности друг друга, но и клянутся (ср. Осия 2:19-20; Иезекииль 16:8) жить вместе (Матфея 1:18), чтобы избавить друг друга от одиночества. Это включает в себя те обязанности, которые были упомянуты чуть выше, а также многие другие.
Завет, как мы убедились, вступает в действие при обручении (а не в первую брачную ночь), когда мужчина и женщина связывают себя взаимными обязательствами; однако условия брачного завета они начинают исполнять только после свадебного обряда, — тогда действительно начинается их совместная жизнь.
Другие грани общения в брачном союзе, в семье.
Выше я упоминал и о других гранях общения в браке. Рассмотрим некоторые из них.
Об этом мы узнаем из книги Бытие 2:18, 24. В этих стихах Бог говорит: «Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». «Соответственный», «подходящий», «подобный» — это значения древнееврейского слова, выражающего идею «быть лицом к лицу», «находиться близ- ко». Значит, мы можем назвать Еву «второй (а не лучшей) половиной» Адама, которая в брачном завете становится с ним единым целым. Эта «вторая половина» соответствует Адаму во всех отношениях.
Женщина наполняет жизнь мужчины более глубоким смыслом, обогащая его личность, открывая его взору мир, каким она видит его и каким мужчина не может его увидеть, не будь рядом женщины. Мужчина также оказывает положительное влияние на женщину и обогащает ее внутренний мир. Брачный союз по завету решает проблему одиночества, не просто неся супругам благо, но переполняя их жизнь избытком благословений. Супружество — это не просто присутствие одного человека в жизни другого. В браке разрешается проблема одиночества мужчины и женщины.
Помощь, о которой говорится в книге Бытие 2:18, еще одна грань общения в браке. Мужчина и женщина становятся помощниками друг другу и совместными усилиями стремятся к успеху (обратите внимание на отношение жены к труду мужа в 31-й главе книги Притчей). Дела, которыми супруги занимаются вместе, являются источником величайшего наслаждения и удовлетворения. Каждый человек нуждается в том, чтобы рядом с ним был помощник, разделяющий его интересы и с радостью принимающий участие в его трудах. Чем бы супруги ни занимались, они трудятся для Господа (это и есть главный объединяющий фактор в браке — муж и жена становятся единым целым «в Господе»). Супруги всегда рядом друг с другом, они могут беседовать, советоваться друг с другом, делить радости и горести, страхи и разочарования. Они помогают друг другу. Муж и жена чувствуют себя непринужденно, находясь вместе, и это позволяет им быть самими собой!
Эта истина раскрывается еще полнее, когда мы читаем Бытие 2:24-25, где сказано, что вступить в брак — значит прилепиться (прильнуть, приклеиться). Таким образом, «прилепляясь» друг к другу, муж и жена становятся «одной плотью» и могут не стыдиться своей наготы в присутствии друг друга.
Словосочетание «одна плоть» требует некоторого объяснения, поскольку его не всегда верно понимают. В первую очередь оно указывает не на половые отношения (хотя супружеская близость является одной из граней данного понятия). В древнееврейском языке слово «плоть» используется в значении «человек». К примеру, словосочетание «всякая плоть» означает «все», «всякий» (ср. Бытие 6:17; 7:22; 8:21). Во фразе «Истреблю всякую плоть…» слово «плоть» не используется в значении «мышцы». Бог говорит: «Истреблю всякого человекам. Когда пророк Иоиль (к его пророчеству обращается апостол Петр в своей проповеди на Пятидесятницу — Деяния 2:17) предрекает, что Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, он говорит о людях разных национальностей, разных возрастов: иудеев и язычников, старцев и детей, мужчин и женщин. Следовательно, стать «одной плотью», согласно книге Бытие 2:24, означает стать одним человеком.
Брачный союз — это самые близкие взаимоотношения, какие только могут быть между двумя людьми. Единение супругов проявляется в мыслях, чувствах и действиях. Муж и жена становятся близки друг другу настолько, что о них действительно можно сказать «единое целое», «одна плоть». В Послании к Ефесянам 5:28-31 Павел, цитируя Бытие 2:24, говорит, что взаимоотношения супругов столь близки, что всякое действие (хорошее или плохое), которое муж совершает по отношению к жене, совершается им и по отношению к себе самому, так как они стали одной плотью (одним человеком).
Муж и жена должны стремиться к тому, чтобы стать одним целым во всех сферах взаимоотношений — интеллектуальной, эмоциональной, телесной. Для этого и был создан Завет общения. Сегодня люди всячески пытаются установить близкие взаимоотношения друг с другом. Для этого Бог создал Завет общения, и только в Завете общения можно восполнить эту потребность. Никакое совместное времяпрепровождение по выходным, никакая групповая психотерапия и тому подобное не помогут в этом. Чтобы избавиться от одиночества. Бог создал семейный союз, и потому всякие «суррогаты» брака не по- могут решить эту проблему. Поскольку в наше время браки часто распадаются, люди ищут удовлетворения в чем-то ином.
В книге Бытие 2:25 Моисей говорит, что Адам и Ева были наги и не стыдились. Некоторые неверно истолковали смысл этих слов, полагая, будто они указывают только на половую близость между мужем и женой. Стыд связан с грехом, а поскольку Адам и Ева были безгрешны, они не стыдились своей наготы. Они были открыты, «обнажены» друг для друга, им нечего было скрывать. Отношения Адама и Евы до грехопадения являются примером, которому должны стремиться подражать мужчина и женщина, состоящие в браке. Адаму и Еве нечего было друг от друга скрывать, они могли быть искренними друг с другом. Ничто нё разделяло их — даже одежда. Они всецело доверяли друг другу. В группах доверия люди не могут быть столь же искренними друг с другом, как мо гут быть искренними супруги. У верующих супругов брак зиждется на христианских истинах. Истина объединяет их, любовь скрепляет семейный союз, надежда указывает им верный путь. Именно благодаря этому муж и жена могут быть полностью открыты друг для друга.
Итак, мы видим, что брак-это нечто большее, чем половые отношения супругов (половые отношения = одно тело; брак = «одна плоть», один человек). Брак зиждется на общении. Поэтому, консультируя семейную пару, душе попечитель обязан помочь мужу и жене углубить отношения. Тогда их брак будет в большей мере соответствовать тому божественному идеалу, который отражен во 2-й главе книги Бытие.
Как эти принципы, истины применимы?
В библейские времена брак не требовал разрешения государства и не обязательно должен был регистрироваться в каком-либо государственном учреждении. В присутствии свидетелей составляли и оформляли брачный договор, который, в случае необходимости, мог быть использован как юридический документ. Мы должны понимать, что библейский брак не имеет ничего общего с так называемым «пробным браком» или «браком по расчету». Студент и студентка, которые «сошлись» на семестр, не считаются за- конными мужем и женой — они предаются блуду. Они не составляли брачного договора, не давали друг другу ни клятв, ни обещаний, — поэтому не существует и брака. С другой стороны, иногда заключаются нестандартные браки. Если мужчина и женщина, которые оказались на необитаемом острове, поклялись друг другу быть мужем и женой, они состоят в законном браке, несмотря на то, что брак не зарегистрирован государственным учреждением. Тем не менее, как законопослушные христиане они обязаны сразу же, как только их вызволят с острова, обратиться к капитану корабля с просьбой совершить церемонию бракосочетания по закону своей страны. В подобных случаях, необходимо выяснить, был ли заключен между ними какой-либо договор. Жена, согласно Малахии 2:14, есть «жена завета». Это относится и ко всем так называемым гражданским бракам.
Материал взят из книги Джеймса Адамса «Брак, развод и повторный брак»