Практические аспекты пастырства

Пастора, служители домашних групп, душепопечители, учителя Слова!

Я благодарю Бога, за братьев, мужей Божьих, которые трудятся и разрабатывают побобные материалы для служителей!

Очень рекомендую этот материал!

 

Практические аспекты пастырства в Библейской Церкови «Слово Благодати»

Как сделать домашнюю группу местом пастырства.

Ниже приведены несколько основных задач, стоящих перед руководителем домашней группы. Каждая из этих задач непосредственно связана с практикой того, что должно происходить на группе, до проведения группы, а также после неё.

Что происходит на группе

I.    Практическое применение проповеди

Библейские проповеди, звучащие в нашей церкви по средам и воскресеньям являются ценнейшим ресурсом для духовного развития каждого члена церкви. Они должны быть первым инструментом в руках руководителя домашних групп, по нескольким причинам:

A.    Глубина и практичность Библейских проповедей

Каждая проповедь является результатом тщательного исследования текста Священного Писания, практически применённого к жизни людей, посещающих нашу поместную церковь. Пасторы нашей церкви, обладающие опытом исследования Писания, вкладывают в них много времени, изучая каждый конкретный текст и его актуальность для жизни людей

Дополнительное изучение того, что было сказано в церкви, позволяет в большей степени усвоить затронутые Библейские истины.

B.    Необходимость более точного практического применения проповедей.

Обсуждение проповедей на домашней группе должно быть полностью сфокусировано на практических аспектах её применения в жизни людей, посещающих вашу группу.

Недостаток практического применения является одним из наиболее слабых мест в жизни детей Божьих. Пасторы стараются сделать всё, зависящее от них, чтобы каждый текст Писания был истолкован точно и представлен ясно. Но, они не в состоянии объяснить практическое применение каждого текста для всех людей, находящихся в церкви. Кроме того, большинство, посещающих церковь, плохо запоминают то, что слышали. Те же, кому удаётся запомнить, не имеют практического механизма, как научиться применять в жизнь услышанное.

Всё это делает обсуждение практического применения проповеди крайне актуальным и необходимым.


C.    Поощрение к более внимательному восприятию проповедей

Регулярное обсуждение практического применения проповедей поощряет людей к тому, что они будут более внимательно слушать проповеди во время Богослужения.

Кроме того, они будут учиться у руководителя группы тому, как слушать проповеди, на что обращать внимание, как видеть практическое применение каждой истины в своей жизни и т.д.

Как проводить обсуждение практического применения проповедей:

Существует несколько очень важных принципов, соблюдение которых поможет вам сделать такое обсуждение эффективным.

Внимательно слушайте проповедь сами
По мере проповеди, отмечайте, как она касается вашей жизни
Во время проповеди, или после неё составьте для себя план действий по каждому пункту, касающемуся вас
После проповеди, возьмите час-полтора, чтобы проанализировать, как представленные в ней истины могут касаться людей в вашей группе. Запишите ваши наблюдения.
Начните ваше обсуждение с общего вопроса: «Чему вы научились из прошлой проповеди». Сначала задайте этот вопрос всем.
Далее задавайте этот вопрос конкретно членам вашей группы. Это необходимо тогда, когда люди стесняются отвечать. Задавая этот вопрос, вы поощрите людей думать, как в момент проведения группы и особенно во время проповеди и после неё.
Далее задайте более практичные вопросы:
o    «Как практически эта истина влияет на вашу жизнь?»
o    «Что вы сделали, или будете делать для того, чтобы эта истина была применена вами и принесла свой результат?»
o    «Что вам препятствует применению этой истины?»
o    «Каким образом можно устранить данные препятствия?»
Во время ответов, можно позволять другим дополнять сказанное и задавать дополнительные вопросы
Обязательно руководите дискуссией.
o    Давайте оценку сказанному, исправляя неверное истолкование или неверное применение той или иной истины.
o    Вовлекайте в разговор тех, кто мало говорит
o    Придерживайте тех, кто любит доминировать в беседе
o    Не затяните дискуссию слишком долго. Часто людей трудно «разговорить», но иногда, разговорившись, им трудно остановиться.
Во время беседы, записывайте основные мысли, выраженные участниками группы.
В конце беседы, обязательно подведите итог, сформулировав все, что говорилось в принципы для применения, и в молитвенные нужды.
Помолитесь об этих нуждах в конце группы.

Общее время для такого обсуждения может быть от 30 до 45 минут


II.    Пастырское наставление

Пастырское наставление – это возможность для лидера группы поделиться с её участниками тем, чем живёт он сам. Это возможность открыть своё сердце, показав, чему Бог учит его самого.

Пастырское наставление может выражаться в нескольких формах:

A.    Урок, преподанный вам Богом

Одно из важнейших качеств, которым должен обладать каждый пастырь – наличие постоянного процесса его личного духовного развития. Это процесс обязательно включает в себя познание Бога и Его слова.

Для этого пастырю необходимо регулярно читать Библию, хорошие книги, статьи, а также слушать хорошие проповеди.

Для того чтобы быть эффективным в этой сфере, совсем необязательно читать очень много. Просто научитесь читать внимательно, применяя прочитанное к себе и к тому, что вас окружает.

Читая, обязательно отмечайте, возникающие у вас мысли. Уделяйте время тому, чтобы возвращаться к ним и смотреть могут ли эти открытия быть благословением для других.

Представляя пастырское наставление людям в группе, всячески старайтесь избегать превозношения себя. Пастырское наставление – это возможность  передачи духовной жизни, развивающейся в вас, а не инструмент для утверждения своего положения перед другими.

Пастырское наставление не обязательно должно представляться на каждой встрече группы. Уделяйте ему место и время только тогда, когда Бог действительно открыл вам что-то яркое, практически касающееся ваших людей.

B.    Библейская оценка известных событий

Известные события в жизни кого-то из вашей группы, в жизни церкви, или в жизни страны, всегда привлекают к себе внимание. Часто люди приходят на группу и тот или иной вопрос заполняет их головы настолько, что им трудно сосредоточиться на общении.

Задача пастырей в этом случае заключается в том, чтобы дать Библейскую оценку данным событиям. Пастыри должны быть людьми более зрелыми, чем остальные члены группы. Поэтому, от них ожидается ведение. Люди смотрят на своих пастырей, ожидая их реакции, от которой в большой степени зависит, как будут реагировать они сами.

Очень важно, чтобы пастырь давал действительно Библейскую оценку событиям. Нам нужно научиться оценивать происходящее с точки зрения Писания. Если вы испытываете затруднение в том, чтобы сделать Библейскую оценку чего-либо, пожалуйста, обратитесь за помощью к кому-либо из пасторов.


C.    Специальное Библейское наставление

Специальное Библейское наставление необходимо тогда, когда в группе возникает та или иная тенденция, требующая более конкретного Библейского учения.

Для того, чтобы правильно и эффективно представлять такое наставление, пастырю группы необходимо глубоко изучить вопрос, проконсультировавшись с пасторами Церкви.

В особо важных случаях, проведение таких сессий требует личного участия пасторов церкви в них.

III.    Совместное исследование Писания

Совместное исследование Писания это не просто «разбор Библии» во время которого ведущий преподаёт Библейский урок. В нашей церкви каждую неделю звучит две – три серьёзных проповеди, содержащих в себе огромное количество важнейших Библейских истин, требующих серьёзного анализа и практического применения в жизни.

Совместное исследование Писания – это именно процесс совместного изучения текста, когда руководитель изучает ту или иную книгу или главу Писания вместе с членами группы.

Такое исследование позволяет практически тренировать членов группы читать и изучать Библию. Для того, чтобы оно было эффективным руководителю группы необходимо следующее:

Хорошее знание принципов герменевтики и экзегетики
Личная предварительная подготовка в изучении текста
o    Хорошее знакомство с текстом
o    Знание культурного и исторического контекста
o    Предварительный анализ основных проблем и спорных вопросов в тексте
Умение вести людей в изучении.
o    Умение задавать вопросы к тексту вообще
o    Умение задавать наводящие вопросы
o    Умение направлять изучение, чтобы помогать людям самим приходить к правильным ответам
Подведение итогов исследования
o    Ясно определить значение текста, объяснив, как к нему пришли
o    Ясно отметить практическое применение, открытой истины в жизни тех, кто её исследовал

IV.    Молитва в малых группах

Молитва является ещё одним важнейшим элементом проведения группы.

Очень важно, чтобы молиться могли все. Самая удобная форма для этого – молитва в малых группах по 2-3 человека.

Для того чтобы такая молитва была эффективной, необходимо учитывать следующие факторы:

Руководителю нужно позаботиться о том, кто и с кем будет молиться.

С одной стороны, руководитель должен искать того, чтобы в каждой группе были люди, способные откровенно молиться друг с другом.

С другой стороны, нужно стремиться к тому, чтобы люди могли иметь молитвенное общение не с одними и теми же постоянно.

Объявите темы для молитвы
Предложите членам каждой группы поделиться личными нуждами друг с другом перед тем, как они помолятся
Определите примерное время молитвы

Поощряйте членов вашей группы молиться друг за друга на протяжении недели.
Это могут быть те же люди, которые молились в группе по двое или трое

V.    Общение между членами группы

Общение играет очень важную роль в духовном развитии детей Божьих. Оно необходимо для взаимной поддержки друг друга, для взаимного обличения друг друга, для заботы друг о друге, посредством которого созидаются души и церковь.

Существуют разные формы общения.

Выше уже упоминались несколько таких форм:

Беседа, обсуждение практического применения проповеди
Совместное изучение Писания
Молитва в малых группах

Кроме того, могут быть и другие формы

Совместный труд
Совместный обед — чаепитие
Совместный досуг
Совместные путешествия

Очень важно научиться самому иметь правильное общение, а также научить других чтобы их общение было эффективным.

Для этого совсем необязательно говорить только о Библии и Боге. Можно и нужно естественно говорить о самых разных вопросах жизни. Но, при этом, очень важно рассматривать каждый, затрагиваемый вопрос с точки зрения Писания.

Помните, что общение не должно превращаться в пустое проведение времени. Оно обязательно должно назидать, созидая души и церковь.

Особенно следите за тем, чтобы общение не превращалось в место осуждения и сплетен. Такая замена может произойти очень легко.

VI.    Пастырское наблюдение за членами группы


A.    Во время группы

Время проведения группы это замечательная возможность для пастыря наблюдать за тем, что происходит в душах и в жизнях её членов.

Для того чтобы эффективно помогать каждому подопечному, пастырь должен не только хорошо знать Слово Божье, но также и хорошо знать состояние и развитие каждого из них.

Пастырь должен быть очень наблюдательным.
Во время группы, следите внимательно за тем:

С каким настроением пришёл тот или иной человек.
Что его беспокоит
Как он реагирует на возражения
Слушает ли он других
Участвует ли он в дискуссии
Как и о чём он молится
Помогает ли ему то, что происходит на группе

B.    Вне группы (между встречами группы)

Пастырская работа и сердечное внимание к людям не ограничиваются только на встрече группы.
После ваших наблюдений во время группы, перед вами теперь стоит нелегкая, но крайне необходимая и благородная задача – забота о душах ваших людей на личном уровне через личные беседы с членами группы.
Самая основная цель этих встреч знать ваших людей (посещающих и не посещающих вашу группу), кто они, где они находятся, какие их сильные и слабые стороны, показать им библейское решение проблемных сторон, и помочь им расти духовно, т.е. становиться больше похожими на Христа.
Для этого вам нужно иметь ваш личный и постоянно обновляемый список людей.
Заведите файл в компьютере или отдельную тетрадку для того, чтобы записывать ваши наблюдения по каждому члену группы.

Записывайте туда всё, что поможет вам наблюдать за его(её) развитием.

Это поможет вам оценивать эффективность методов, которые вы используете, а также видеть насколько каждый человек реально растёт.
То, что вы заметили в человеке, доброе или что либо сомнительное, вы теперь ищете возможности говорить с ним об этом один на один или в более узком кругу.
Пастырская работа вне группы разделяется на несколько сфер:
Работа с семьями в группе
o    Через ваше регулярное посещение каждой семьи
o    Через построение дружественных отношений между семьями
o    Через установление братской подотчетности друг перед другом
o    Через совместную молитву друг за друга
Личные беседы один на один с братьями
o    Вопросы можно взять из приложения к общей философии
С сестрами
o    Душепопечение сестер может быть только в помещении, где находятся другие братья или сестры
o    В комнате с открытой дверью
o    Лучше всего, чтоб по усмотрению лидера, этим могла бы заниматься одна из зрелых сестер в группе
Как вести разговор или беседу
Узнайте что человек переживает и что его беспокоит
Расскажите о ваших наблюдениях в общем и, если есть, о ваших опасениях
Спросите в чем больше всего человек имеет проблему
Узнайте о его приоритетах и в чем они выражаются
Кто его друзья, какое влияние оказывают на него
Как у человека дисциплина времени, желаний, ума…
Какие привычки больше всего мешают ему / ей жить для Христа

VII.    Музыкальное поклонение
A.    Важность поклонения в контексте группы
Поклонение Богу песнями является также жизненноважным элементом жизни группы. Вся христианская жизнь наполнена хвалой Богу (Пс 39:17). Библия пропитана славословием Богу, из чего видно, что Бог любит, когда Его дети, радостные в Нем, поют Ему от всей души. Библия даже повелевает нам исполняться Духом и назидать друг друга гимнами (Еф 5:19)
Пение в группе это не музыкальная заставка, не эмоциональная разгрузка, и не просто эстетическая декорация для проведения группы. Поклонение Богу устами является естественным проявлением искренней радости (а также и печали) возрожденного сердца, реакцией спасенной души на дела Божьи, признанием Его владычества и святости, выраженной в христианских богоцентричных гимнах.
Псалом 70:22-24 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! 23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; 24 и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою…
Лидер группы таким образом должен позаботиться о том, чтобы это служение музыкального поклонения было правильно организовано, чтоб оно развивалось, и чтоб оно было созидающим для всей группы.
B.    Организация служения
Музыкальное время поклонения,как и все другие аспекты группы, должно быть молитвенно продуманно заранее и очень внимательно подготовлено перед каждой встречей.
Для лидера домашней группы очень важно помочь каждому из музыкантов понимать свою задачу, роль и функцию, а также привлекать новых музыкантов, появляющихся в группе.
В первую очередь, ответственный человек (или даже группа музыкантов), который ведет эту часть домашней группы (если это не лидер группы) должен быть зрелым христианином и посвященным членом группы, который любит людей и готов служить своим даром бескорыстно, для славы Божьей, не просто потому что он умеет играть на инструменте.
Если в группе находится несколько хороших музыкантов, очень важно продумать график их участия, таким образом предоставить возможность для служения поклонения разным людям и не перегружать одних и тех же.
Во вторых, гимны должны быть тщательно подобраны и хорошо подготовленными, чтобы не подбирать гармонию во время пения. Неподготовленность музыкантов говорит очень много об их отношении к Богу и к людям. Но наш Бог достоин, чтоб Ему петь от чистого и простого сердца стройно. Простота пения очень важна, но это не означает петь как нибудь и не оправдывает небрежности в подготовке.
Вместе с лидером группы ответственные музыканты подбирают два три гимна, которые все или большинство людей в группе знают. Очень важно, чтоб это были гимны, которые люди уже знают, гимны, которые уже поются в церкви или известные в группе.  Пение Богу должно быть сладостным и приятным. И петь и играть Богу нужно стремиться так, чтобы хотелось еще и еще петь.
Разучивание новых гимнов также уместно и даже необходимо в контексте домашней группы. Как церковь нам нужно учить хотя бы один новый гимн в два месяца. Есть много новых хороших гимнов, а также прекрасных давно забытых, которые никогда не пелись в нашей церкви, но стоящие того, чтоб их петь.
Разучивая новые гимны в группе, поможет нам петь стройно и громко, когда мы собираемся вместе как церковь.
Какие гимны разучивать на домашних группах будет предлагаться ведущим всего музыкального служения поклонения церкви.
Что делать, если нет способных музыкантов в группе?
Продолжайте петь и поклоняться так как вы можете. Важно не профессиональный уровень но состояние сердца
Начните молиться об этом вопросе в группе
Дайте знать об этом руководителю музыкального блока
С нашей стороны мы будем пробовать распределять музыкантов
В третьих, музыкальное поклонение может занимать 10-15 минут и может быть или в начале или в конце группы на усмотрение лидера. Но оно должно быть:
Всегда духовным, т.е. библейски содержательным и богоцентричным
Назидающим, т.е. утверждающим в вере и радости в Боге, а также побуждающей к святой и чистой жизни
Всегда качественным – настолько насколько это позволяет уровень братьев и сестер музыкантов в группе, хорошо приготовленным
Не отвлекающим от главного, т.е. профессионализм или стиль не должен отвлекать от содержания гимнов, от библейских истин в песне


VIII.    Служение друг другу

Помимо осуществления пастырской работы с людьми, домашние группы являются хорошей возможностью для служения друг другу.
Чтоб расти, церковь, как живой организм, нуждается в постоянной и взаимной заботе друг о друге во всем теле (1Кор 12:12-30), что и является служением друг другу. Нигде так ярко не отображается эта истина как в контексте группы, где люди знают друг друга больше, знакомы с нуждами друг друга, и реально могут оказать и духовную и физическую помощь.
Существуют самые разные возможности служения друг другу в контексте группы.  Каждое из этих служений крайне необходимо в жизни церкви. Они даны нам с этой целью, чтоб «при действии в свою меру каждого члена», созидалось тело.
Лидеры группы должны анализировать согласно этого списка возможность развития этих разных служений в группе.
Но необходимо помнить, что каждое служение, как в церкви в целом так и в группе, не существует ради служения, но для того, чтоб быть ответом на конкретную нужду.

Каждая группа имеет свою специфику: возраст людей в группе, количество людей в группе, семейное положение (одинокие, женатые и неженатые, бездетные и многодетные) итд. Люди и их нужды разные. Поэтому лидер группы, наблюдающий за состоянием группы, должен видеть и правильно оценивать каждую ситуацию, каждую нужду в группе.

Вопросы, которые помогут оценивать эффективность служения друг другу:
Что я могу сделать чтобы жизнь и проведение в группе стало лучшим
Какая часть или сфера группы не эффективна и нуждается в переменах
Какое служение необходимо продумать лучше, чтобы проведение группы в целом улучшалось
o    Пасторское попечение
    Эту работу могут делать не все, но только те, кому делегирует сам лидер
    Она включает в себя – душепопечительство / ученичество, посещение больных, контактировать с теми, кто не посещает
o    Помощники в группе по проведению разных аспектов
    Молитвенное служение
    Детское служение
    Музыкальное служение
o    Служение административно/организационного порядка (звонки, учет посещаемости, подготовка помещения)?
Все ли в группе задействованы в каком то служении
Знаю ли я причину почему кто то не принимает участия
Это личная незрелость, нежелание, пассивность?
Поощряется ли достаточно определенное служение друг другу
Есть ли ясная и постоянная коммуниция о нуждах в группе
Кто делает больше чем он может
Кто может помочь, заменить в какой сфере

Эти вопросы требуют, чтоб лидер группы имел, постоянно обновлял, и ясно коммуницировал список нужд, список служений, список возможностей для всей группы.

IX.    Благовестие / личный евангелизм

Благовестие это то, чем Бог занят сегодня. Бог занят спасением грешников. Поэтому это жизнь, привилегия, и ответственность каждого христианина в отдельности и всей церкви в общем.
Наша церковь отличается своим видением евангелизации. Мы не делаем больших евангелизационных собраний, у нас нет особенных мероприятий для неверующих.
Наша цель достигать неверующих Евангелием Иисуса Христа примером личной жизни и через личное свидетельство об Иисусе Христе.
Домашняя группа является местом, где неверующий человек соприкасается с реальностью действующего Евангелия в жизни реальных людей. Каждая группа должна быть и миссионерской базой, где неверующие могут получить верное представление кто такие христиане и задаться вопросом, почему они другие.
Поэтому, в первую очередь, сами лидеры должны гореть желанием достигать погибающих людей благой вестью Иисуса Христа. (Для этого мы вместе читали книгу Пайпера).
Они должны сами понимать, что Бог и есть благая весть. Ничто другое. Лидеры должны понимать Евангелие, чтобы рассказать его. Уметь практически объяснять Евангелие людям, как и тем, кто никогда не слышал его, и тем, кто думают, что знают его.
Во вторых, это должно быть одной из важных целей всей группы. Есть опасная тенденция сделать группу комфортабельной зоной, где участники, привыкая друг ко другу, перестают достигать других для Христа.
Каким образом все члены группы могут быть вовлечены в этой сфере жизни группы?
Личное свидетельство на работе, по соседству итд.
Приглашать своих сотрудников, неверующих соседей, знакомых на группу и на собрания (для этого будет брошюра о церкви)
Молиться в группе за этих людей
В третьих, учить людей в группе как говорить Евангелие.
Четыре неизменных аспекта Евангелия:
1) Бог (Быт 1:1, 1Кор 10:26, 1Пет 1:16, Мтф 5:48)
2) человек и его грех (Рим 3:10, 3:23, 6:23, Тит 3:5)
3) Христос (Иоан 10:30, Евр 4:15, 2Кор 5:21, 1Кор 15:4)
4) покаяние и вера (Деян 17:30, Ис 55:7, Лук 9:23-24, Рим 10:9-10)
В четвертых, иметь возможную литературу, трактаты, а также брошюры о церкви должны всегда быть под рукой…
При этом всем необходимо помнить, что проведение группы, не должно изменять свой ход, свою тему или направление.
Фокус должен оставаться тот же – Христос и Его слово для верующих. Неверующие должны увидеть саму жизнь Христа в нас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *