Я размышлял о возможной взаимосвязи между приуменьшением Библии в так называемых «церквях, ориентированных на ищущих», и крайними формами контекстуализации, появляющимися в различных миссиях. Возможно, между этими явлениями нет прямой связи. Но мне стало интересно. Я обратил внимание на их общий знаменатель: и там, и там утрачивается уверенность в том, что обычная проповедь библейского учения в силе Духа Святого достаточна для того, чтобы созидать и сохранять Церковь Христову.
Сегодня утром я прочитал Иоанна 2:11: «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». После этого я склонился в молитве: «О Господь, вот как появляется вера. Людям даются глаза, чтобы видеть Твою славу в Твоей личности и в Твоих делах. Пожалуйста, не дай мне отступить от такого служения, когда вся ставка делается на “…благовествовани[е] о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого”» (2 Коринфянам 4:4).
Потом я вспомнил другой текст в Евангелии от Иоанна, который связывает откровение о славе Христа с написанным Божьим Словом. Иоанна 20:30-31: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Чудеса, которые являют славу Христа, способную пробудить в нас спасительную веру, — это не то, что проходит под маркой «чудес» в наше время. Это чудеса, о которых написано в Евангелиях. «Сие же написано, дабы вы уверовали…» «Так Иисус… явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его». Именно так приходит вера. Иисус сказал, что, когда придёт Святой Дух, «Он прославит [Его]» (Иоанна 16:14). Поэтому мы провозглашаем полноту славной Личности и дел Иисуса Христа в истории. Именно так созидается и сохраняется Церковь.
Я думаю, что все большее число пасторов и миссионеров утрачивают уверенность в этой истине. Они сделали вывод, что пропасть между славой Христа и насущными нуждами их ближних или между славой Христа и религией их соотечественников попросту слишком велика, чтобы ее можно было преодолеть с помощью одного лишь Божьего Слова. Такое заключение есть ни что иное, как приуменьшение Божьего Слова, отвержение его полноты.
Эта проблема вышла для меня на передний план потому, что за последние недели ко мне стекается целый поток писем от изнывающих верующих, которые говорят: «Наш пастор не проповедует нам о том, что говорит Библия и что это означает. Его проповеди — это не откровение о славе Христа, а рекомендательные выступления с религиозным уклоном». И потом я прочитал о некоторых видах контекстуализации Евангелия в миссиях, которые, как кажется, приуменьшают полноту библейского откровения, которым новообращенные должны делиться с другими людьми. Поэтому я взялся размышлять о возможной взаимосвязи между этими явлениями.
У меня нет желания наивно отождествлять культурную смесь западного христианства с истинным, духовным Телом Христа. Я был бы признателен, если бы слово «христианская» вовсе не употреблялось применительно к миссиям в тех районах, где под ним понимают вырождающуюся, материалистическую, хвастливую западную религию. И я, конечно, понимаю, что, по большому счету, многие наши церковные обычаи обусловлены скорее традициями, чем библейским предписанием. Но есть и другие волнующие меня вопросы:
1) Понимают ли новообращенные христиане основополагающие истины библейской веры и проявляют ли их на деле в любви к ближним? Например, приняли ли они и передают ли другим истину о том, что Библия — единственное богодухновенное и непогрешимое написанное Божье откровение и что Христос — Бог, что Он был распят за наш грех, воскрес из мертвых и превознесен выше всякой власти?
2) Остаются ли у обращенных старые религиозные привычки, которые указывали бы на то, что они неправильно понимают суть и смысл обращения ко Христу?
3) Употребляют ли новообращенные такие слова, которые скорее вводят людей в заблуждение, чем разъясняют истину? Следуют ли сами миссионеры и их обращенные принципу искренности, на котором настаивал апостол Павел: «Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Коринфянам 4:2)?
Я могу ошибаться по поводу того, что приуменьшение значимости Библии у пасторов, ориентированных на привлечение «ищущих», и миссионеров, склонных к крайней контекстуализации, имеет общие корни. Но мне больно смотреть, как теряется вера в силу Божьего Слова, когда я слышу, что в наших церквях не проповедуется Библия, или когда я читаю такие сообщения из дальних миссий: «Едва ли можно надеяться, что на нашем веку наступят такие культурные, политические и религиозные изменения, что широкие массы мусульман задумаются об обращении в христианство».
Будем молиться, чтобы Святой Дух в наши дни пришел в силе и явил славу Христа через провозглашение Божьего Слова, в котором Его слава открыта с непогрешимым авторитетом и властью обращать души ко спасению.>