(продолжение) Ну наконец-то есть толковый анализ сложившейся ситуации — 2

Первая часть анализа здесь

Актуальность следующей темы обусловлена как общим социально экономическим
положением в мире,  так и попытками отдельных верующих и церквей
отреагировать на вызовы, которые стоят перед обществом.

Речь идет о целом комплексе проблем социально экономического плана —
наркомания, алкоголизм, безработица, нищета, разрушенные семьи, болезни,
преступность. Все это находится рядом с христианским сообществом и для
церкви актуальным стоит вопрос о том, как реагировать на эти вызовы.
Ситуация ухудшается и по всем прогнозам ближайшее время готовит нам еще
большие вызовы.

Христианские общины реагируют на проблемы общества по-разному.
Первопроходцами в реакции на эти проблемы стали харизматические общины.  Они
начали движение по реабилитации наркоманов и алкоголиков еще в середине
90-ых годов. Кроме этого, они были активны в работе с уличными детьми, так
как было ясно, что ребенок, находящийся на улице, это потенциальный наркоман
и преступник.

Церкви ЕХБ (разных союзов), многие годы наблюдали за этим процессом со
стороны. Для большинства традиционных церквей ЕХБ, этот контингент людей был
непонятным.  К таким людям относились с опаской. Некоторые ново-созданные
церкви ЕХБ стали заниматься такими видами служений, но настоящей массовости
служение по достижению людей находящихся на самых низах социальной иерархии
не приобрело до сих пор.

Пробуждение интереса к подобным служениям  в среде церквей ЕХБ,  в последние
несколько лет, отчасти можно объяснить низкой динамикой роста церквей. 90-ые
годы ушли в прошлое. Количество людей присоединяющихся к церквам
уменьшилось.  В целом наблюдается даже отрицательная динамика — общее
количество людей в  общинах или остается на стабильном уровне (несмотря на
ежегодные крещения людей), или даже идет на убыль.  В связи с этими
тенденциями, внимание было обращено на социально незащищенных и проблемных
людей, как на группу, за счет которой можно добиться роста церкви и общего
оживления церковной жизни.

Теологически сомнительны любые методы по <наполнению церкви>.  Только
Господь, через служение Слова, а не через методы присоединяют  спасаемых
людей к церкви.  Тем не менее, усилия направленные на служения самым низким
слоям общества вызывают уважение.

Бомжи, наркоманы, алкоголики, нищие и другие людям,  не самая приятная
группа людей для общения и служения. Они плохо выглядят и от них плохо
пахнет. Они изворотливы и часто используют верующих для своих целей. Чтобы
получить тарелку супа, булку хлеба и теплую постель они и публично покаются
и расскажут свое свидетельство на богослужении для умиления церковной
публики. При этом только 30% людей проходящих через различные служения
реабилитации остаются в той или иной форме воцерковленными.  Общины, активно
вовлеченные в такие служения, акцентируют важность  практического служения,
нежели на учение и наставление.  Можно условно называть эти церкви <церквами
социального Евангелия>.

Противники любых методов по наполнению церквей,  отходят в другую крайность.
Их деятельность состоит в проведении семинаров, обучений и.т.д. Члены таких
общин, как правило, гораздо лучше знают Писание, но при этом мало делается в
сфере реакции на нужды общества. Такие церкви выглядят правильными и
последовательными, но отчасти холодными и безучастными.

Какой возможен компромисс между двумя этими подходами?

— Не стоит воспринимать служение милосердия, как метод наполнения церкви.
Стоит посмотреть в глубинные причины этого и отказаться от <давления
статистики>. Необходимость отчитываться перед руководством союза/миссии и
предоставлять положительную статистику давит на пастора.  Давление
статистики, может стать настоящим проклятием, когда любая деятельность
пастора будет обусловлено его желанием добиться количественного роста церкви
и улучшения статистических показателей.  Пасторам стоит искать не
статистики, читай угождения своему <эго> или угождения человеку, а того
чтобы быть верным и любящим Бога слугой. И Бог увидит такое сердце. Христос
кормил людей просто потому, что они были голодными. В первый раз, это
действительно были люди, которые пришли послушать Его Слово. Во второй раз —
там были люди, которые пришли именно за этим — за хлебом.  И Он их накормил
в ущерб статистики.

— Служение милосердия — ответственность церкви. Церковь, не видящая и не
реагирующая на нужды общества, в которое ее поместил Бог, не выполняет
своего предназначения. Такая церковь не может называться
библейской/евангельской.  Не делая этого, церковь скрывает Славу Бога.  Свет
не светит, добрые дела не делаются и сторонние люди не  славят Отца нашего
Небесного.  Это действительно факт — наше милосердие может быть первым шагом
на пути  явления  Христа грешнику. Рассуждения на тему рассудительности в
благотворительности, чаще всего сводятся к поискам  аргументов для
неделания. Но если посмотреть на ситуацию глазами бомжа, ему безразлично,
какие мотивы движут человеком, который дел ему/ей тарелку горячего супа. Он
хочет есть. Он хочет тепла.

Для пасторов церкви, непосредственное участие в служении милосердия может
стать настоящим духовным обновлением. Через служение самым обездоленным
людям, Бог может поставить мозги на место. Научит состраданию. Научит
благодарности. Научит понимать людей и понимать Бога, который оставил все и
спустился в трущобы.  Понимание людей поможет проповедовать Слово с
состраданием и пониманием людей, чего невозможно достичь только сидя в
уютном доме или офисе.

В условиях сегодняшнего состояния общества и церкви, особенное значение
имеет диаконское служение в наших церквах. Диаконское служение не должно
восприниматься как промежуточная ступень перед рукоположением на
пасторское/пресвитерское служение. Это отдельное служение с отдельными
функциями. Церкви должны избирать призванных Богом диаконов.  Это должны
быть люди, которые полны внимания и сострадания. Люди, которые видят нужды
как внутри общины, так и вне.  Неправильно воспринимать это служение как
второстепенное. Диакон на своем месте — благословение для общины и для
общества в котором эта церковь находится.

Все свидетельствует о том, что мир стоит на пороге глубоких потрясений и
служение милосердия будет более и более востребовано на всей земле. Это
ставит вызовы перед церковью, но в то же время дает огромные возможности для
явления Славы Бога, через верную Ему церковь.  Служение милосердия
отверженным людям открывает возможности для служения Словом.  Бог дает такую
возможность нам. Нужно пользоваться этим или грех на нас.

(продолжение) Ну наконец-то есть толковый анализ сложившейся ситуации — 2: 3 комментария

  1. Мне кажется, автор статьи имеет некоторую путаницу, говоря о служении милосердия. Милосердие по отношению к неверующим людям, в значении социального служения, совершенно не является функцией церкви. Милосердие — это сфера личного благочестия христианина. Вы не найдёте ни одного примера, чтобы апостол Павел или кто-то другой из апостолов, или какая-то из новозаветных церквей занималась служением милосердия по отношению к неверующим людям. Всё, что они делали по отношению к неверующим людям — это несли им Евангелие.

  2. Спасибо, holykostya@gmail.com!

    Очень интересное замечание, очень!

    Это действительно нужно предать анализу в свете Писания, а не нужд людей.

    Но что Вы скажете по поводу учения в притче Иисуса Хрисат о Самаритянине?

  3. На мой взгляд, эта притча никак не противоречит тому, что я написал выше. Насколько я понимаю библейское учение, служение милосердия церкви (в смысле восполнения земных нужд) должно быть направлено не на неверующих, а на верующих, на народ Божий. Именно такой образец мы находим на страницах Писания, как ветхого, так и нового завета.

    В Ветхом завете израильтяне никогда не призывались Богом к обязанности восполнять земные нужды язычников. Только сегодня утром читал 15 главу Второзакония, где в стихах с 7 по 11 Моисей излагает народу учение об отношении к нищим. Это наставление начинается и заканчивается упоминанием о том, что Бог говорит исключительно о нищих среди Своего народа: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, НА ЗЕМЛЕ ТВОЕЙ…ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему НА ЗЕМЛЕ ТВОЕЙ» (7, 11 стихи) По средине наставления Моисей также повторяет эту мысль.

    Когда мы смотрим на жизнь первых церквей, то они также восполняли земные нужды исключительно верующих. Например, в 11 главе книги Деяний мы читаем о том, что верующим Антиохии стало известно, что в Иерусалиме и по всей вселенной будет великий голод. И какова же была реакция церкви? Что они сделали? В 29 стихе сказано: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее» Голод накрыл всех. Но верующие заботились о своих братьях! О подобной материальной помощи одних церквей другим мы не раз читаем в новозаветных посланиях – в Послании к Римлянам, в обоих Посланиях к Коринфянам. Однако ни разу мы не встречаем упоминания, чтобы какая-то финансовая или гуманитарная помощь оказывалась неверующим людям.

    В свете этого, притча Христа о Самаритянине также не показывает какой-то иной картины. В истории, рассказанной Господом, один представитель Божьего народа заботится о другом представителе Божьего народа. Для нас сегодня Божий народ — это церковь. В то время церковь ещё не была создана и Божьим народом был Израиль (хотя, я ни в коем случае не утверждаю, что церковь полностью заменила Израиль — думаю, вы понимаете в каком смысле я говорю об этом).

    В своё время у нас в церкви тоже очень остро стоял вопрос с социальным служением и возникла серьёзная необходимость иметь ясное представление о библейском взгляде на этот вопрос, о богословии социального служения. В течении 2-х лет мы изучали этот вопрос, тщательно разбирая ВСЕ тексты Писания, которые говорят на эту тему. В итоге сформированный взгляд я излагал в рамках серии проповедей «Подлинное благовестие» в качестве отдельной проповеди.

    Если вам действительно интересна эта тема, то не сочтите за труд, я приглашаю вас прочитать эту проповедь — в текстовом варианте я разместил её в своём блоге. Не получилось забить в один пост — поэтому пришлось разбить на 2. Вот ссылки:
    начало — http://holykostya.livejournal.com/5581.html
    окончание — http://holykostya.livejournal.com/5740.html

    Излагая «Библейский взгляд на социальное служение» я сделал 4 ключевых наблюдения:
    1) Проблемы людей тогда и сегодня
    2) Первая церковь и проблемы людей
    3) Социальное служение первой церкви
    4) Христос и проблемы людей

    Если будет время и желание, то можете также познакомиться со всей серией о подлинном благовестии, которую я говорил на основании Филиппийцам 1:14 и которая состоит из 3-х проповедей — http://holykostya.livejournal.com/tag/конспект%20проповеди

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *